Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курсера цифровая экономика

Блоги

Российские ВУЗы не готовят кадры для цифровой экономики

Наш сервис CourseBurg проанализировал популярные на западе темы дополнительного образования и самые востребованные курсы на крупнейших образовательных платформах: Coursera, EdX, Study.com, Udemy и Udacity на частотность англоязычных поисковых запросов в Google.

Зачем? Потому что нам стало интересно, почему разрыв между западным и российским образованием становится все больше. Из-за этого многие российские студенты уезжают учиться в Европу и США, где затем и остаются работать. Оставшимся молодым специалистам постоянно приходится совершенствовать навыки и углублять знания в своей профессиональной области, поскольку в ВУЗе они этих навыков и знаний не получили. Особенно остро эта проблема стоит в сфере цифровой экономики.

Посмотрите, как, например, выглядит шкала запросов на Coursera:

Итак, абсолютным лидером поисковых запросов оказалась «Математика» и всё с ней связанное: за полтора года с июля 2017 г. по декабрь 2018 г. было сделано около 1 миллиарда запросов. Еще один пиковый запрос связан с «Визуализацией данных» — около 20% от всего многообразия и более 300 миллионов запросов. Это логично, учитывая, что:

  1. связанные с математикой дисциплины так или иначе необходимы во множестве дисциплин (в том числе и в сфере цифровой экономики);
  2. во многих сферах сейчас требуется грамотная подача данных, при этом мало кто умеет качественно визуализировать данные.

То есть, в то время, как на западе множество людей интересуется профессиями из сферы цифровой экономики и проходит там обучение, в России ситуация остается печальной. В таком случае мы никак, за недостатком кадров, не сможем пока составить западным специалистам и компаниям конкуренцию.

Также интерес представляет сезонность поисковых запросов в контексте образования: обычно пик приходится на начало учебного года (сентябрь — октябрь) и начало нового календарного года (январь — февраль). Ничего удивительного, ведь самое начало учебного года и зимняя сессия — периоды, когда мотивация к пополнению знаний сильно возрастает.

В сентябре-октябре 2017 г., на пике хайп-цикла, спрос на Coursera на Анализ данных скакнул вверх, а затем стабилизировался после небольшого спада на достаточно высоком уровне, а значит, что интерес к этой области так же остался повышенным.

Обучение на английском языке, а также акцент на междисциплинарность — две отличительные черты западной системы образования, которые широко практикуются в иностранных ВУЗах, но мало распространены в России.
Подходы к высшему образованию в западных странах и в России также имеют существенные отличия, которые напрямую связаны с ИТ-сферой.

В то время как западная система может похвастаться бакалаврскими программами по «Искусственному интеллекту», «Науке о данных» и «Цифровому маркетингу», отечественные ВУЗы предлагают подобные программы в основном лишь в качестве образовательного трека магистратуры в ведущих университетах. И хотя ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга уже в процессе перестройки, университеты регионов оставляют эти образовательные траектории в лучшем случае в качестве дополнительных курсов.

Одновременно с этим рынок цифровой экономики в России нуждается в специалистах. Если программистов еще готовят в столичных ВУЗах, то кафедр, которые готовят тестировщиков, в России единицы. Нехватку кадров в некоторых случаях рынок самостоятельно компенсирует низкоквалифицированными работниками, которые не обладают систематическими знаниями.

При этом в рамках национальной программы «Цифровая экономика Россия 2024» правительство за 5 лет планирует подготовить не менее 120 000 специалистов, получивших высшее образование в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. На деле же в России существует острая нехватка квалифицированных кадров для цифровой экономики, поскольку ВУЗы не в состоянии подготовить специалистов для этой сферы. В этом случае отечественное высшее образование проигрывает в конкурентоспособности западным ВУЗам, а значит, ждать того, что цифровая экономика у нас резко поднимется, придется дольше. Этот материал опубликован на блог-платформе Forbes. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

“Ъ” спросил вузы, как они будут меняться в условиях цифровой экономики

В цифровой экономике вузы должны стать основным источником для подготовки кадров. Не у всех пока есть понимание, как придется работать в новых условиях, хотя многие уже существенно обновили магистерские программы, дающих специализацию в области «Индустрии 4.0», а наиболее продвинутые готовятся принять участие в конкурсе за гранты Минобрнауки на создание центров для разработки моделей цифрового университета — комплекса, который позволит управлять научными и образовательными процессами в вузах.

«На пороге трансформации»

Во время недавней прямой линии Владимир Путин объяснял, что цель нацпроектов — «поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной». Один из ключевых моментов проекта перехода на «цифровые рельсы» — подготовка необходимых высококвалифицированных кадров, и эту задачу должны решать современные вузы.

Директор Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Наталья Луковникова констатирует: научный и образовательный контент уже существенно изменился, так же, как и повседневная жизнь вокруг,— у каждого есть практически повсеместный доступ к связи, информацию можно передавать на любые расстояния, у всех под рукой мобильные устройства. Уже привычным стал тренд на развитие онлайн-образования, интернет-площадки, доступные неограниченной аудитории, активно конкурируют за нее между собой.

Однако пока изменения «нельзя назвать радикальными», настаивает госпожа Луковникова: отечественные вузы находятся на достаточно ранней стадии внедрения цифровых технологий, а образовательный процесс — на переходе от пилотных проектов к масштабированию.

Вузы осваивают новые форматы передачи знаний. Согласно планам Минобрнауки, к 2020 году российские университеты должны создать 3,5 тыс. онлайн-курсов, увеличив этот показатель к 2025 году до 4 тыс. «Такие требования означают перевод значительной части образовательной программы ведущих вузов в онлайн-формат,— говорит госпожа Луковникова.— Многие российские университеты работают и в рамках западных образовательных платформ: например, Высшая школа экономики размещает свои курсы на Coursera, Университет ИТМО — на платформе edX. Из российских ресурсов наиболее важным является Национальная платформа открытого образования».

Впрочем, степень готовности к преобразованиям «у вузов разная, даже среди ведущих университетов, участников программы «5–100» (госпрограмма поддержки ведущих российских вузов.— “Ъ”)», говорит проректор по социальным коммуникациям Балтийского федерального университета имени Канта Ефим Фидря. «Выравниваться» в темпах цифровой трансформации, по его словам, помогают совещания по представлению работающих моделей и обмен опытом по разработке и применению отдельных «узлов» цифрового университета: «Есть очень интересный опыт коллег из ИТМО, НИУ ВШЭ, ТюмГУ, УрФУ».

Как объясняют в Минобрнауки, цифровой университет — это комплекс из четырех составляющих: информационная система управления вузом, онлайн-поддержка образовательного процесса, ключевые компетенции цифровой экономики и управление учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории. В 2019 году гранты на создание и функционирование центров для разработки моделей цифрового университета могут получить пять вузов (размер гранта составит до 100 млн руб.), в 2020-м на них могут претендовать еще 15 потенциальных университетских центров.

Читать еще:  Школа экономики курсы

Как пояснила проректор по учебной работе Нижегородского государственного университета им. Н. Лобачевского Ольга Петрова, в ее вузе под цифровым университетом понимают некую «интегрирующую платформу», которая оптимизирует все бизнес-процессы университета. «Это сервис, который будет и образовательной средой, и соцсетью, и площадкой взаимодействия студентов, преподавателей, выпускников и работодателей, центром анализа и оценки, который поможет администраторам вуза принимать краткосрочные и долгосрочные решения»,— объясняет госпожа Петрова. Важным элементом будет возможность формирования «цифрового следа» обучающегося, который отражает срез его компетенций, знаний и навыков и позволяет ускорить процесс трудоустройства выпускников.

Цифровой университет должен сформировать новую экосистему для научной работы, поясняет Ефим Фидря: это, в частности, позволит наладить взаимодействие исследователей с помощью цифровых платформ и виртуальных лабораторий. «Цифровизация исследований подразумевает создание сетей ведущих научных подразделений РФ, вся деятельность которых будет реализовываться в едином цифровом пространстве,— объясняет он.— Таким образом, создается подобие единой нейросети, где в роли нейрона выступает определенная лаборатория».

В новых условиях процесс образования, «конечно же, приходится менять», признает проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ), соруководитель рабочей группы «ТехНет» Алексей Боровков: «За два года технологии могут очень серьезно измениться, а обучение длится шесть лет: четыре года — бакалавр, два — магистр. Это означает, что для подготовки магистров нужно брать актуальные задачи из реальных НИОКР, из промышленности». Ключевая роль в подготовке высококвалифицированных инженеров мирового уровня, «инженерного спецназа», отводится магистратуре, отмечает он.

Директор Института информтехнологий и автоматизированных систем направления НИТУ МИСиС Сергей Солодов рассказал, что в 2018 году вуз «принял стратегическое решение» — трансформировать образовательные программы магистратуры под ключевые тренды цифровой экономики: промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, робототехника, автономный транспорт, дроны. По его словам, сейчас также очень востребованы компетенции по предиктивной аналитике. «Мы поставили условие, что у каждой программы должен быть бизнес-партнер, готовый участвовать в образовательном процессе, с обязательными стажировками и трудоустройством»,— отмечает он.

Изменения должны касаться не только учебных планов и требований к инфраструктуре, заявляет господин Солодов. Появляется отдельная задача по привлечению квалифицированного научно-педагогического персонала. «В текущей ситуации на рынке труда, чтобы наши выпускники стали успешными, необходимо, чтобы курсы были верифицированы ведущими мировыми вендорами, а студенты имели возможность пройти профессиональную сертификацию в процессе обучения, принимать активное участие в IT-соревнованиях»,— продолжает эксперт, отмечая успешный опыт сотрудничества российских вузов с Huawei, предоставляющей «широкие возможности развития компетенций в рамках сетевых академий».

Рассуждая о развитии потенциала студентов, которые получат востребованные во всем мире компетенции, вузы, как ни странно, не боятся «утечки мозгов» за границу. «Вопрос утечки «лучших» мозгов связан с условиями»,— полагает Алексей Боровков. Кроме того, уровень оплаты труда должен быть сопоставим с уровнем на Западе. «В некоторых университетах это успешно реализовано: более 10–15 лет никакой утечки лучших кадров на Запад уже нет,— говорит он.— Более того, поработав 3–5 лет за рубежом, специалисты достигают предела и возвращаются, понимая, что дальнейших перспектив роста там нет».

«Грамотные, готовые к изменениям управленцы»

«Без грамотных, готовых к изменениям управленцев успешно реализовать программу невозможно»,— убежден ректор РАНХиГС Владимир Мау, добавляя, что вуз одним из первых начал адаптироваться к новым, «цифровым» запросам в сфере образования. В феврале на базе Высшей школы госуправления РАНХиГС при поддержке Минкомсвязи и Минэкономразвития открылся Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO). До конца года ее должны пройти 40 заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб, более 1 тыс. руководителей и участников проектных офисов по цифровому развитию из российских регионов, около 7,4 тыс. государственных и муниципальных служащих очно и еще 5 тыс. дистанционно. Участники будут работать над проектами цифровой трансформации в областях экономики или социальной сферы. «Тем, кто уже работает в логике цифровой экономики и цифровой трансформации, мы даем знания и инструменты, которые делают их усилия более сфокусированными и результативными,— рассказала директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксения Ткачева.— Тому, кто только подступается к этим вопросам, мы помогаем разобраться с базовыми терминами, трендами и тем, как уже сегодня можно менять рабочую деятельность, чтобы сделать первые шаги к цифровой трансформации».

Если в Москве центр реализует программу «Руководитель цифровой трансформации», то еще в более чем 20 регионах — «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции». Также в академии около десяти лет работают программы подготовки управленцев для бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура), напоминает господин Мау: «Эти программы дополнены сейчас специальными блоками цифровых навыков».

По словам Владимира Мау, помогать готовить «будущих лидеров технологического прорыва нашей страны» будут и зарубежные партнеры. Так, в ходе ПМЭФ Huawei и РАНХиГС подписали соглашение о совместном обучении кадров для реализации госпрограммы «Цифровая экономика», и сотрудники компании уже читают российским студентам лекции и проводят мастер-классы.

ВШЭ совместно с Coursera запустила онлайн-курс по цифровизации мегаполисов

Программа рассчитана не только на студентов, но и на работников городских администраций, IT-специалистов, руководителей предприятий – пройдя обучение, они смогут получить знания об успешных разработках в области цифровизации мегаполисов на примере Москвы.

Курс называется «Digital transformation of megapolises: from zero to #1 in UN digital e-government ranking» и основан на опыте цифровой трансформации российской столицы. Напомним, в последнем рейтинге ООН по электронному правительству, выходящем раз в два года, Москва заняла первое место среди 40 городов, что и отражено в названии курса. Многие сервисы, которые сейчас работают в столице, до сих пор не имеют аналогов в Европе по охвату населения, масштабу и скорости.

Программа рассчитана на восемь недель обучения и включает в себя текстовые и видеомодули (на английском языке), а также дискуссии по наиболее острым вопросам по пройденному материалу. Курс содержит также практический видеоконтент с примерами уже реализованных проектов в Москве и за рубежом.

Тиражировать управленческую и информационную логику смогут представители любой страны. Как и остальные материалы Coursera, курс будет открытым.

Инициатором разработки курса стал Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, а авторами – эксперты Вышки, ранее работавшие в правительстве Москвы, Артем Ермолаев и Андрей Белозеров. Курс представляет собой пошаговую инструкцию по цифровизации мегаполиса, с учетом организационных, технических и информационных ограничений.

На вопрос, будет ли создаваться русскоязычная версия курса, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Жулин пояснил D-Russia.ru, что курс был создан для размещения на платформе Coursera и ориентирован на широкую аудиторию не только в нашей стране, поэтому записан на английском.

Читать еще:  Курсы экономического английского языка

«Но если мы наберем достаточно желающих со стороны регионов России, мы запустим очный курс в Высшей школе экономики. Уверен, это крайне полезный систематизированный материал. Никакие библиотеки лучших практик не смогут дать той ценности, которую даст общение с непосредственными руководителями процесса цифровизации Москвы», — сказал Жулин.

«Это первый курс, в котором реализован весь накопленный опыт по цифровизации городов, – комментирует профессор Института образования НИУ ВШЭ, экс-глава департамента информационных технологий столичного правительства Артем Ермолаев. – До сих пор не существовало единого конструкционного материала, своего рода пошаговой инструкции по созданию “умного города”».

«В ситуации, когда весь мир постепенно закрывает границы и вынужден отказаться от привычного образа жизни, мы эти границы хотим открыть, сделав наш курс доступным абсолютно для всех, – говорит главный эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, эксперт программы развития ООН и один из авторов курса Андрей Белозеров. – Теперь вместе с бесплатным развлекательным контентом, который предоставляют кинотеатры, театры и даже музеи, можно получить и образовательный, это даст возможность не “закостенеть” в отсутствии офлайн-учебы».

Coursera

Как выгодно проходить университетские курсы онлайн

У меня больше 60-ти сертификатов онлайновых курсов, и раза в два больше я бросила без окончания, что в некотором роде делает меня экспертом в данном вопросе. Через неделю, в понедельник 2-го сентября, на российской платформе openedu.ru начнется очередной типа семестр, поэтому показалось уместным сделать обзор основных сайтов, занимающихся онлайновым образованием.

Суть у них одинаковая. Берется некий университетский предмет. Иногда просто записываются живые лекции в аудитории, потом режутся на небольшие куски. Чаще лекции записываются отдельно в студии. После каждого небольшого куска небольшое задание, а после материала примерно недели — контрольная работа. В конце обычно итоговый экзамен. Задания и экзамены в виде вопросов, к которым надо выбрать ответ или ввести числовое значение. Ограничений по времени нет, надо только сделать до конца недели, хотя на некоторых курсах устанавливается единая дата сдачи в самом конце, то есть можно сдать в любое время.

Звучит скучно, но в итоге вы получаете возможность бесплатно пройти настоящий предмет в лучших вузах мира (если понимаете английский) или хотя бы России (если не понимаете). От научпопа это отличается весьма, потому что надо делать домашку, в результате именно чего знания в голове остаются. Домашки могут быть весьма зверскими: просидеть всю неделю со стопкой бумаги — явление нередкое, особенно на курсе где-то в Массачусетском Технологическом.

Фактически для вас это возможность прорваться в новую область, ну или просто реальное образование для себя.

Единственная русская платформа в этом списке. 404 предмета от МГУ, МФТИ, МГТУ, МИФИ, СПбГУ, ЛЭТИ, МИСиС, Политеха, ИТМО, УрФУ, Томского, Тюменского, Самарского университетов и сраной ВШЭ. Бесплатно, но за деньги можно сдать экзамен с идентификацией личности и получить ненужный сертификат, который потом можно якобы перезачесть в своем очном вузе.

По российской и пикабушной традиции начну с поливания грязью. Ни одного курса на этой платформе я закончить не смогла, потому что это феерический русский блеватрон, в какой-то момент просто становится противно и бросаешь. Список моих претензий:

1. После после публикации предмета он сразу же забрасывается преподавателем. Если на западной платформе всегда можно спросить что-то на форуме, и в течение нескольких часов отвечает обычно сам препод, а в других случаях его ассистент, то тут у человека есть более важные вещи в жизни.

2. На поддержку курса неизменно ставят какую-то говняшу из студенток, явную победительницу факультетского конкурса говняш, которая поначалу на вопросы и сообщения об ошибках отвечает через несколько суток, причем отвечает только, что передаст это кому надо, а через пару недель, утомившись, начинает хамить обучающимся и постепенно исчезает в направлении более важных вещей в ее жизни. Я не видела ни одного курса на русском, где было бы не так.

3. Почти все преподаватели воруют материалы на Западе. Большая часть делает это не стесняясь, хотя один вуз деловито в конце каждого видео быстренько пишет, что воруют они на основании статьи 1274 Гражданского кодекса (как бы нет). Я искренне не понимаю, что у этих людей в голове. Ты ученый, ты прекрасно и болезненно знаешь, как это плохо, когда плагиат. Если ты и твой вуз в принципе не способны сделать иллюстрацию к лекции и решили взять чужую, то процитируй источник. Мелкими буковками под картинкой напиши, у кого ты ее украл. Иначе ты будешь тем самым плагиатором и чмошником. И нет, статья 1274 ГК не разрешает тебе делать то, что ты делаешь — открой ее хотя бы раз, чмо с ученой степенью.

4. Технических проблем масса, решить их практически невозможно. Говняша просто не знает, как это делать, и либо исчезает, либо огрызается и кивает на непреодолимые обстоятельства.

5. Обучающиеся сразу начинают на форуме подсказывать друг другу решения и делиться ворованными учебниками. Когда их оттуда вышибают (если это вообще происходит, говняше нередко не до того), они гордо уходят на Реддит в ВКонтакте и продолжают жульничать уже там. Теперь форум забит ссылками на их группу, где можно все.

6. Часть курсов — откровенная профанация. Первое, что я пыталась там пройти, это «Биофизика» от МГУ, ведет благообразный доктор наук. На минус тысячу градусов в первой же неделе я терпеливо закрыла глаза, люди могут оговариваться. Но потом меня заинтересовала одна высказанная мысль, и я погуглила эту фразу, чтобы почитать больше по теме. Выпал белорусский учебник по биофизике совсем других авторов. Мудлон попросту дословно зачитывал чужой текст с телесуфлера.

7. Записаться можно только в узком временном окне, после начала курса запись закрывают. Фактически вы можете сделать это только два раза в году, вот прямо сейчас и где-то в январе. На западных платформах вы можете проглядеть любой курс в любой момент, только домашку не получится сдать, если срок истек, но всегда можно составить впечатление или даже просто послушать все лекции. Здесь — ни фига, надо постоянно отслеживать, когда внезапно откроется запись, какие новые предметы появились, и пытаться на них попасть.

8. Перед каждым коротким видео начинает играть бойкая и кондовая музыка, играет, играет, играет, играет, показывается заставка, потом появляется препод, начинает здороваться, радоваться, что все мы здесь сегодня собрались: представьте как это выглядит со стороны человека, который сел плотно позаниматься и восемь раз за час принудительно прослушал низкокачественный музон и даунские приветствия — алё, здоровались уже сегодня! Это время можно было бы потратить на учебу.

Читать еще:  Экономическая игра онлайн фоксфорд

9. Поток спама на электронный адрес регистрации — вас автоматически подписывают на рассылку новостей курса, и потом в ящик начинает валиться «началась новая неделя!», «надо сдавать домашку за эту неделю!» и так далее. Нужно вручную отписываться от новостей, снимая галочку.

Впечатляющих курсов я видела три (их может быть больше, все не смотрела, но под сотню по интересным темам проглядела): Основы астрономии (бросила потому, что домашка является простым повторением озвученных фактов, думать не надо, фактически все сводится к научпопу, а все эти темы я уже знала из научпопа), Молекулярная генетика развития растений (дичайше крутой курс, который правильнее было бы назвать «Интересные случайные несвязные темы, на которые я решил поговорить», успешно похоронен говняшей, заниматься стало невозможно), Физиология растений (от того же автора, та же говняша).

Ну и, короче, вот вам все 404 курса, выбирайте под себя. Часть просто очень далека от того, что мне интересно («Школа вожатского мастерства»), часть я знаю (математика), часть я пока не потяну (физика от МФТИ), часть является болтологией и ничем другим (ВШЭ целиком). Лично мне интересно будет в этом семестре посмотреть на следующее:

«Универсариум», Eduson, «Вышка» на Coursera и другие русские курсы в интернете

В России намечается бум интернет-образования: перед камерой становятся как практики вроде Леонида Волкова и всевозможные стартаперы, так и преподаватели «Вышки» и МФТИ. «Город» разобрался, как устроены 5 русских образовательных проектов в интернете.

«Универсариум»

Пример занятия: первая лекция по химии, в меру доступная и снабженная некоторой графикой

«Нам хочется равномерного наполнения. Сейчас в интернете больше всего востребованы экономика и психология, и это может привлечь внимание наибольшего количества слушателей, но это дешевое внимание, потому что такого много. А вот хороших курсов по нейрофизике и нейробиологии или про распознавание образов, таких, чтобы был серьезный преподаватель и при этом читал так, чтобы было понятно непосвященному, — этого практически нет. Кроме того, мы хотим обратить внимание на такую забытую сейчас вещь, как культурологию: будут курсы про архитектуру и историю театра».

«Юнивеб»

Довольно пугающее видео, бросающее серьезную тень на репутацию преподавательского состава «Юнивеб»

«Мы принципиально отличаемся от Coursera: во-первых, мы полностью организуем процесс производства курсов и берем на себя финансовые риски. Во-вторых, при оплате курса слушатель заключает договор с конкретным вузом, за прогрессом следит преподаватель и после сдачи экзамена можно получить документ о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В будущем мы хотим создать онлайн-программы МВА, магистратуры и даже бакалавриата. Например, сейчас есть два курса от МГИМО, они входят в программу повышения квалификации. Скоро запустятся еще два, и пройдя все четыре, вы получите диплом о повышении квалификации в МГИМО. В другой конфигурации эти же курсы войдут в магистерскую программу. Что касается нашей аудитории, это преимущественно профессионалы от 24 до 45 лет. Это взрослые люди, не студенты».

Eduson

Это видео не работает, так как организаторы удалили его из своего открытого официального канала в Youtube. Более того, они написали редакции «Города» следующее: «Мы неприятно удивлены, что вы без разрешения использовали в статье наше видео. От вас никакого запроса не поступало. Это очень серьезный момент — мы обычно сами решаем, какой контент будет опубликован в СМИ. Видео изъято из доступа». Изъято! Так держать

«Если бы у нас нормально знали английский, мы бы вообще не говорили про российское онлайн-обучение. Пока же контент приходится локализовывать, а диплом государственного образца, сама корочка, ценится выше, чем знания. Деньги на этом рынке есть у корпоративных клиентов, которые хотят учить сотрудников прикладным вещам. Таких клиентов у нас несколько сотен, у каждого тысячи человек, зарегистрированных на платформе. Кроме того, я вижу рынок в подготовке к поступлению в вузы и к сдаче профессиональных экзаменов. А вот рынка для курсов физики или античной поэзии, к сожалению, не вижу. В числе наших бестселлеров — цикл «Финансовое моделирование в Excel», а самый высокий процент получивших диплом, в три раза выше среднего, — на курсе Леонида Волкова «Управление политической кампанией», его даже Глеб Павловский закончил».

Высшая школа экономики на Coursera

Хорошо сделанное вступительное видео к курсу по истории экономики

Двенадцать курсов, которые запустятся с февраля по июнь; тематика преимущественно экономическая, но есть и введение в издательскую систему LaTeX, и даже англоязычный курс «Понимание русских в контексте межкультурного общения». Обучение бесплатное, никаких дипломов не предусмотрено.

«Когда заключалось соглашение с Coursera, идея была в том, чтобы прочитать самые базовые, фундаментальные курсы, поскольку «Вышка» в России уж точно лидер в бакалаврском образовании экономистов. Свои лекции я читаю по-русски — потому что довольно трудно конкурировать с выдающими экономистами из Гарварда и, главное, непонятно зачем, а здесь хороших курсов по микроэкономике пока что нет. Задача онлайн-образования в России в первую очередь просветительская — это огромный ресурс для любого университета: курсы можно взять за основу, а свои занятия, соответственно, использовать не для плохого чтения тех же самых лекций, а для обсуждения дополнительных вопросов. При этом ставить студентам зачеты за прослушанные на Coursera лекции, как это делают в университетах в Америке, я не считаю правильным: это предназначено для тех людей, которые не учатся в нашем вузе. И, конечно, это хуже, чем обучение вживую».

Московский физико-технический институт на Coursera

«Веселый набор задач» по электричеству и магнетизму

Физтех дебютирует на Coursera скромно — в феврале-марте запустятся всего два курса на русском: «Электричество и магнетизм» и «Моделирование биологических молекул» (в аннотации к первому из них цитируют Оскара Уайльда). В дальнейшем должен добавиться еще десяток. При этом у университета уже имеется собственный видеоархив — уже несколько лет работает проект «Лекторий МФТИ», огромная база записанных лекций преподавателей Физтеха.

«Наш курс рассчитан на студентов-физиков и людей, которые уже что-то знают о предмете, это не научно-популярные лекции, а учебные, с достаточно сложным материалом. Преподавание на английском языке планируется тоже, но сейчас куда важнее охватить русскоязычную аудиторию: западных лекций огромное количество, а вот образовательных проектов, нацеленных на российских студентов, прямо скажем, маловато».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector