Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Секреты хорошей речи читать онлайн

Ирина Голуб — Книга о хорошей речи

Ирина Голуб — Книга о хорошей речи краткое содержание

Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, в эпицентре всех этих потрясений оказывается язык. И поэтому, возрождая духовность нашего общества, необходимо подумать о хорошей речи, сохранить богатство русского языка и научиться пользоваться им.

Книга рассказывает об особенностях правильной русской речи, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.

Книга адресована всем, кто стремится повысить культуру речи, овладеть искусством публичного выступления, развить чувство стиля.

Книга о хорошей речи — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

профессор Ирина Борисовна Голуб,

профессор Дитмар Эльяшевич Розенталь

КНИГА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ

О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, грубит — злой; говорит вежливо, ласково — хочется думать, что добрый; косноязычен, «мычит», запинается — Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно — наверно, способный, далеко пойдет… Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. Представьте руководителя, который вынул шпаргалку и читает по бумажке «свое выступление». Его не хотят слушать, шумят… Ему не завоевать симпатии подчиненных. А если на трибуне вдохновенный оратор, его речь не оставляет слушателей равнодушными. Они могут с ним не соглашаться, но участвовать в дискуссии хотят. А многие готовы ему не только поверить, но и пойти за ним! «Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Но только в том случае, — добавим мы, — если мы владеем словом. К сожалению, в наше время это удается немногим…

Почему в наши дни правильная речь стала редкостью? Почему уровень речевой культуры сейчас постоянно снижается, как, впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык — такой великий и могучий — оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки-«Людоедки», высмеянной Ильфом и Петровым?

Все эти вопросы не могут не волновать каждого, кто думает о будущем России и хочет жить в богатой, процветающей стране. И самое время, говоря о возрождении духовности нашего общества, подумать о русском языке, постараться защитить его. «Язык колеблется от величественного шествия писателей», — утверждал Гете. Но если бы только писатели определяли в нашу эпоху развитие русского литературного языка! Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, язык оказывается в эпицентре всех этих потрясений. Как же ему не «колебаться», как сохранить первозданную чистоту литературных норм? Да еще при нынешней вседозволенности средств массовой информации, когда газеты, радио, телевидение обрушивают на нас все новации, ставшие модными в устах удачливых дельцов и политиков? Трудно устоять против речевых штампов! Кому удается не повторять слова, «зашлепанные многими губами»?

И все же подумаем о хорошей речи. Она всегда, во все эпохи, была и будет отражением духовной жизни народа. Родной язык открывает нам мудрость наших далеких предков и дает возможность обращаться к будущим поколениям. Наши правнуки будут судить о современной нам жизни по ее описаниям. Как же донести до них дух и реалии нашего времени? Каким должен быть язык, чтобы наши мысли, наши чувства были восприняты правильно и затронули сердца тех, кто придет в грядущую жизнь через столетия?

В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им. И, пожалуй, каждый, кто взял в руки эту книгу, может признать, что его речь была бы богаче и ярче, если бы он больше внимания обращал на стиль, выбор слов, построение фразы. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Книга адресована всем, кто стремится повысить свою речевую культуру, овладеть искусством публичного выступления, развить стилистическое чутье. Учиться правильной литературной речи, бережному отношению к языку нужно у наших любимых писателей. Их работа со словом заслуживает пристального внимания. Литературное произношение и ударение точный выбор слова и его формы, построение словосочетаний, объединение их в предложения — все это анализируется в книге и иллюстрируется классическими примерами. При этом большое внимание уделяется предупреждению распространенных речевых ошибок.

Предлагаемая книга была последней из работ по культуре речи профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя, написанных в соавторстве с профессором Ириной Борисовной Голуб. Это своеобразное завещание ушедшего от нас замечательного ученого-лингвиста, обращенное к грядущим поколениям, которым достается в наследие великий русский язык.

ИНФОРМАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ РЕЧИ

Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей.

А. А. Фет

Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Например, если вы спешите в магазин, чтобы купить молоко, вас не оставит равнодушным сообщение: Молоко еще не привезли. Но вряд ли кого в этой ситуации заинтересует такое высказывание: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? — Нет! Подобная тирада, естественно, может вызвать лишь раздражение, так как никакой информации не несет. Навязчивое объяснение всем известных истин лишает речь ее главного назначения — быть средством общения, передавать нужную информацию.

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Так, в газете представлены жанры с минимальной информативностью. Например, хроникальная заметка содержит ответы на три вопроса: что, где, когда. Приведем такой текст:

20 миллиардов рублей финансовой помощи получат до конца октября от столичного правительства высшие учебные заведения Москвы. Как сообщили Интерфаксу в мэрии, средства будут предоставлены из резервного фонда, предусмотренного в городском бюджете на 1996 год. Эти деньги частично будут использованы для выплаты надбавок к зарплате, оказания материальной помощи работникам вузов.

В более распространенной заметке читатель находит ответы на большее число вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Например:

Джанни Версаче: мой кумир — Женщина

Ирина Голуб — Книга о хорошей речи

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Книга о хорошей речи»

Описание и краткое содержание «Книга о хорошей речи» читать бесплатно онлайн.

Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, в эпицентре всех этих потрясений оказывается язык. И поэтому, возрождая духовность нашего общества, необходимо подумать о хорошей речи, сохранить богатство русского языка и научиться пользоваться им.

Книга рассказывает об особенностях правильной русской речи, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.

Книга адресована всем, кто стремится повысить культуру речи, овладеть искусством публичного выступления, развить чувство стиля.

профессор Ирина Борисовна Голуб,

профессор Дитмар Эльяшевич Розенталь

КНИГА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ

О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, грубит — злой; говорит вежливо, ласково — хочется думать, что добрый; косноязычен, «мычит», запинается — Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно — наверно, способный, далеко пойдет… Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. Представьте руководителя, который вынул шпаргалку и читает по бумажке «свое выступление». Его не хотят слушать, шумят… Ему не завоевать симпатии подчиненных. А если на трибуне вдохновенный оратор, его речь не оставляет слушателей равнодушными. Они могут с ним не соглашаться, но участвовать в дискуссии хотят. А многие готовы ему не только поверить, но и пойти за ним! «Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Но только в том случае, — добавим мы, — если мы владеем словом. К сожалению, в наше время это удается немногим…

Почему в наши дни правильная речь стала редкостью? Почему уровень речевой культуры сейчас постоянно снижается, как, впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык — такой великий и могучий — оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки-«Людоедки», высмеянной Ильфом и Петровым?

Все эти вопросы не могут не волновать каждого, кто думает о будущем России и хочет жить в богатой, процветающей стране. И самое время, говоря о возрождении духовности нашего общества, подумать о русском языке, постараться защитить его. «Язык колеблется от величественного шествия писателей», — утверждал Гете. Но если бы только писатели определяли в нашу эпоху развитие русского литературного языка! Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, язык оказывается в эпицентре всех этих потрясений. Как же ему не «колебаться», как сохранить первозданную чистоту литературных норм? Да еще при нынешней вседозволенности средств массовой информации, когда газеты, радио, телевидение обрушивают на нас все новации, ставшие модными в устах удачливых дельцов и политиков? Трудно устоять против речевых штампов! Кому удается не повторять слова, «зашлепанные многими губами»?

Читать еще:  Упражнения по испанскому языку онлайн

И все же подумаем о хорошей речи. Она всегда, во все эпохи, была и будет отражением духовной жизни народа. Родной язык открывает нам мудрость наших далеких предков и дает возможность обращаться к будущим поколениям. Наши правнуки будут судить о современной нам жизни по ее описаниям. Как же донести до них дух и реалии нашего времени? Каким должен быть язык, чтобы наши мысли, наши чувства были восприняты правильно и затронули сердца тех, кто придет в грядущую жизнь через столетия?

В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им. И, пожалуй, каждый, кто взял в руки эту книгу, может признать, что его речь была бы богаче и ярче, если бы он больше внимания обращал на стиль, выбор слов, построение фразы. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Книга адресована всем, кто стремится повысить свою речевую культуру, овладеть искусством публичного выступления, развить стилистическое чутье. Учиться правильной литературной речи, бережному отношению к языку нужно у наших любимых писателей. Их работа со словом заслуживает пристального внимания. Литературное произношение и ударение точный выбор слова и его формы, построение словосочетаний, объединение их в предложения — все это анализируется в книге и иллюстрируется классическими примерами. При этом большое внимание уделяется предупреждению распространенных речевых ошибок.

Предлагаемая книга была последней из работ по культуре речи профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя, написанных в соавторстве с профессором Ириной Борисовной Голуб. Это своеобразное завещание ушедшего от нас замечательного ученого-лингвиста, обращенное к грядущим поколениям, которым достается в наследие великий русский язык.

ИНФОРМАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ РЕЧИ

Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей.

А. А. Фет

Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Например, если вы спешите в магазин, чтобы купить молоко, вас не оставит равнодушным сообщение: Молоко еще не привезли. Но вряд ли кого в этой ситуации заинтересует такое высказывание: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? — Нет! Подобная тирада, естественно, может вызвать лишь раздражение, так как никакой информации не несет. Навязчивое объяснение всем известных истин лишает речь ее главного назначения — быть средством общения, передавать нужную информацию.

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Так, в газете представлены жанры с минимальной информативностью. Например, хроникальная заметка содержит ответы на три вопроса: что, где, когда. Приведем такой текст:

20 миллиардов рублей финансовой помощи получат до конца октября от столичного правительства высшие учебные заведения Москвы. Как сообщили Интерфаксу в мэрии, средства будут предоставлены из резервного фонда, предусмотренного в городском бюджете на 1996 год. Эти деньги частично будут использованы для выплаты надбавок к зарплате, оказания материальной помощи работникам вузов.

В более распространенной заметке читатель находит ответы на большее число вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Например:

Джанни Версаче: мой кумир — Женщина

В мире моды, искусства, бизнеса феномен Джанни Версаче считается неразгаданной тайной двух последних десятилетий XX века.

— Почему «тайна»? — улыбается Джанни Версаче. — У меня нет никаких секретов. В декабре отмечу 50-летие, только что в Нью-Йорке отпраздновал двадцатилетие карьеры кутюрье.

Годовой оборот фирмы Джанни Версаче (работает вместе с братом Санто и сестрой Донателлой) сегодня Составляет около 3 триллионов лир.

— Какие качества вы считаете главными для кутюрье?

— Трудолюбие, фантазия, терпение, широта души.

Я родился в Калабрии, — рассказывает Версаче, — в самой бедной части Италии, неподалеку от Мессинского пролива. Всем, что сегодня имеет наша семья, мы обязаны маме. Она была портной, и я с двенадцати лет работал у нее подмастерьем. Ее первая заповедь: научись трудиться от зари до зари, не принимай никаких подарков, только справедливую плату за труд.

— Кто ваш кумир? Есть ли у вас свой образ женщины, для которой бы всегда шили платье?

— Это — Ее Величество Женщина в целом.

— Каково отношение Версаче к российскому рынку?

— Очень перспективное, — отмечает Джанни. — Я уже на этом рынке. Знаю, сколько платят новые русские за мои костюмы, сумки, очки. Интересно, сколько будут платить за те же товары китайцы?

Приведенные выше примеры лаконичного стиля характерны для определенных жанров, и не следует думать, что лаконичность — неотъемлемая черта любого текста. Но можно смело утверждать, что многословие — недостаток речи независимо от стиля и жанра.

Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Например: Налицо незаконное растаскивание государственного имущества (может ли растаскивание быть законным?). Перед своей смертью он долго болел (с чужой смертью его болезнь никак не связана). Обмен имеющимся опытом (если опыта нет, то нечем и обмениваться). Было установлено, что существующие налоги занижены (несуществующие налоги не могут быть ни завышены, ни занижены).

Читать онлайн «Книга о хорошей речи»

Автор Дитмар Розенталь

профессор Ирина Борисовна Голуб,

профессор Дитмар Эльяшевич Розенталь

КНИГА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, грубит — злой; говорит вежливо, ласково — хочется думать, что добрый; косноязычен, «мычит», запинается — Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно — наверно, способный, далеко пойдет… Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. Представьте руководителя, который вынул шпаргалку и читает по бумажке «свое выступление». Его не хотят слушать, шумят… Ему не завоевать симпатии подчиненных. А если на трибуне вдохновенный оратор, его речь не оставляет слушателей равнодушными. Они могут с ним не соглашаться, но участвовать в дискуссии хотят. А многие готовы ему не только поверить, но и пойти за ним! «Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Но только в том случае, — добавим мы, — если мы владеем словом. К сожалению, в наше время это удается немногим…

Почему в наши дни правильная речь стала редкостью? Почему уровень речевой культуры сейчас постоянно снижается, как, впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык — такой великий и могучий — оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки-«Людоедки», высмеянной Ильфом и Петровым?

Все эти вопросы не могут не волновать каждого, кто думает о будущем России и хочет жить в богатой, процветающей стране. И самое время, говоря о возрождении духовности нашего общества, подумать о русском языке, постараться защитить его. «Язык колеблется от величественного шествия писателей», — утверждал Гете. Но если бы только писатели определяли в нашу эпоху развитие русского литературного языка! Когда происходит ломка общественных структур, правосознания, культуры, интеллектуальной и духовной жизни общества, язык оказывается в эпицентре всех этих потрясений. Как же ему не «колебаться», как сохранить первозданную чистоту литературных норм? Да еще при нынешней вседозволенности средств массовой информации, когда газеты, радио, телевидение обрушивают на нас все новации, ставшие модными в устах удачливых дельцов и политиков? Трудно устоять против речевых штампов! Кому удается не повторять слова, «зашлепанные многими губами»?

И все же подумаем о хорошей речи. Она всегда, во все эпохи, была и будет отражением духовной жизни народа. Родной язык открывает нам мудрость наших далеких предков и дает возможность обращаться к будущим поколениям. Наши правнуки будут судить о современной нам жизни по ее описаниям. Как же донести до них дух и реалии нашего времени? Каким должен быть язык, чтобы наши мысли, наши чувства были восприняты правильно и затронули сердца тех, кто придет в грядущую жизнь через столетия?

В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им. И, пожалуй, каждый, кто взял в руки эту книгу, может признать, что его речь была бы богаче и ярче, если бы он больше внимания обращал на стиль, выбор слов, построение фразы. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: « Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Читать еще:  Определитель названия песни онлайн

Книга адресована всем, кто стремится повысить свою речевую культуру, овладеть искусством публичного выступления, развить стилистическое чутье. Учиться правильной литературной речи, бережному отношению к языку нужно у наших любимых писателей. Их работа со словом заслуживает пристального внимания. Литературное произношение и ударение точный выбор слова и его формы, построение словосочетаний, объединение их в предложения — все это анализируется в книге и иллюстрируется классическими примерами. При этом большое внимание уделяется предупреждению распространенных речевых ошибок.

Предлагаемая книга была последней из работ по культуре речи профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя, написанных в соавторстве с профессором Ириной Борисовной Голуб. Это своеобразное завещание ушедшего от нас замечательного ученого-лингвиста, обращенное к грядущим поколениям, которым достается в наследие великий русский язык.

ИНФОРМАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ РЕЧИ

… Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей.

А. А. Фет

Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Например, если вы спешите в магазин, чтобы купить молоко, вас не оставит равнодушным сообщение: Молоко еще не привезли. Но вряд ли кого в этой ситуации заинтересует такое высказывание: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться ? — Нет! Подобная тирада, естественно, может вызвать лишь раздражение, так как никакой информации не несет. Навязчивое объяснение всем известных истин лишает речь ее главного назначения — быть средством общения, передавать нужную информацию.

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Так, в газете представлены жанры с минимальной информативностью. Например, хроникальная заметка содержит ответы на три вопроса: что, где, когда. Приведем такой текст:

20 миллиардов рублей финансовой помощи получат до конца октября от столичного правительства высшие учебные заведения Москвы. Как сообщили Интерфаксу в мэрии, средства будут предоставлены из резервного фонда, предусмотренного в городском бюджете на 1996 год. Эти деньги частично будут использованы для выплаты надбавок к зарплате, оказания материальной помощи работникам вузов.

В более распространенной заметке читатель находит ответы на большее число вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Например:

Джанни Версаче: мой кумир — Женщина

В мире моды, искусства, бизнеса феномен Джанни Версаче считается неразгаданной тайной двух последних десятилетий XX века.

— Почему «тайна»? — улыбается Джанни Версаче. — У меня нет никаких секретов. В декабре отмечу 50-летие, только что в Нью-Йорке отпраздновал двадцатилетие карьеры кутюрье.

Годовой оборот фирмы Джанни Версаче (работает вместе с братом Санто и сестрой Донателлой) сегодня Составляет около 3 триллионов лир.

— Какие качества вы считаете главными для кутюрье?

— Трудолюбие, фантазия, терпение, широта души.

Я родился в Калабрии, — рассказывает Версаче, — в самой бедной части Италии, неподалеку от Мессинского пролива. Всем, что сегодня имеет наша семья, мы обязаны маме. Она была портной, и я с двенадцати лет работал у нее подмастерьем. Ее первая заповедь: научись трудиться от зари до зари, не принимай никаких подарков, только справедливую плату за труд.

— Кто ваш кумир? Есть ли у вас свой образ женщины, для которой бы всегда шили платье?

— Это — Ее Величество Женщина в целом.

— Каково отношение Версаче к российскому рынку?

— Очень перспективное, — отмечает Джанни. — Я уже на этом рынке. Знаю, сколько платят новые русские за мои костюмы, сумки, очки. Интересно, сколько будут платить за те же товары китайцы?

Приведенные выше примеры лаконичного стиля характерны для определенных жанров, и не следует думать, что лаконичность — неотъемлемая черта любого текста. Но можно смело утверждать, что многословие — недостаток речи независимо от стиля и жанра.

Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Например: Налицо незаконное растаскивание государственного имущества (может ли растаскивание быть законным?). Перед своей смертью он долго болел (с чужой смертью его болезнь никак не связана). Обмен имеющимся опытом (если опыта нет, то нечем и обмениваться). Было установлено, что существующие налоги занижены (несуществующие налоги не могут быть ни завышены, ни занижены).

Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают также на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи, нередко снижают информированность, затемняя главную мысль высказывания.

Французский ученый философ и писатель Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». В этом парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность и беспомощность автора обычно приводят к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Лаконизм, как и точность словоупотребления, дается нелегко: трудно найти самые точные слова и расставить их так, чтобы сказано было много. Но необходимо добиваться, чтобы «словам было тесно, а мыслям — просторно». «Краткость — сестра таланта», — утверждал А. П. Чехов. Все это следует помнить тому, кто хочет совершенствовать свой слог.

Многословие часто граничит с пустословием. Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив. Это фраза из песни, сочиненной солдатами французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. От его имени образован и термин «ляпалиссиада», который определяет подобные высказывания. Они характеризуются не только комической нелепостью и выражением самоочевидной истины, но и присущим им многословием. Ср.: Он скончался в среду, проживи он еще один день, то умер бы в четверг. О творцах подобных истин Пушкин писал: «Наши критики говорят обыкновенно: это хорошо, потому что прекрасно; а это дурно, потому что скверно».

Ляпалиссиады обыгрывают писатели. Так, персонаж А. Чехова заявляет: « Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»

Однако порой и мы невольно произносим подобные сакраментальные фразы. На заседании редколлегии вдруг прозвучит: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора и з ныне живущих. Или в протоколе сотрудник милиции запишет: Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. А иногда и спортивный комментатор сообщит: Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Плеоназм

Многословие может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. плеоназмос — излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов ( главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т. п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: расцеловал и облобызал, мужественный и смелый; только лишь.

Еще А. Пушкин, считая краткость одним из достоинств произведения, упрекал П. Вяземского в письме к нему за то, что в его сказке «Черта местности» речь одного из героев «растянута», а фраза « Еще мучительней .

Книги, которые сделают твою речь красивее

Красивая, насыщенная, мудрая, изобилующая эвфемизмами и эстетической красотой речь — что может быть прекраснее. С помощью такой речи можно ввести своих собеседников в заблуждение, скрыть пустоту своих мыслей, произвести впечатление, заретушировать собственную сенсетивность и оставить после себя хорошие впечатления. Как украсить свою речь, известно давно — нужно побольше читать, как классики, так и BroDude с колонками Отара Кушанашвили. Но важно научиться грамотно пользоваться этими плодами. На помощь опять придут книги, но немного другие.

«Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери

«Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина — я сам».
Хочется засыпать цитатами из этой книги, но тогда ее прочтение потеряет всякий смысл. К тому же не хочется лишать потенциального читателя удовольствия от прочтения. Многие называют «Дзен» одним из лучших произведений великого писателя, хотя это не привычная искушенному читателю фантастика, начертанная гениальной рукой автора, а сборник эссе разных лет, истории из жизни писателя, в которые вплетены советы начинающему писателю. Писатель, как известно, работает с речью, его цель — красивыми и доступными словами описать ту или иную ситуацию. Так у кого учиться мастерству красноречия, если не у такого великого творца? У Набокова есть фраза: «Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника. Все трое –сходятся в крупном писателе, но великим он станет, если первую скрипку играет волшебник». Сказано как раз про Брэдбери.

Пускай книга адресована в первую очередь пишущим товарищам, это не уменьшает ее пользы для тех, кто хочет научиться говорить красиво. Если человек умеет говорить красиво, то и напишет он красиво, и наоборот. Брэдбери же учит, как собрать это всё в пазл под названием «красивая речь».

«Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг

Одни могут увлеченно обсуждать машины, другие с не меньшим энтузиазмом и захватывающим очарованием говорить про политику. Ларри Кинг может говорить про всё — еще бы, с таким-то телевизионным опытом. Даже те, кто никогда не смотрел его шоу, знают, что это за человек, и в чем его исполинское величие. Если бы один из величайших интервьюеров планеты не знал секретов речи, то не было бы ни регалий, ни званий, ни репутации, ни этой книги.
Кинг написал своеобразный учебник по болтовне, можно даже сказать азбуку разговоров – от А до Я. Пускай все примеры приведены из жизни или истории США — главные приемы, если можно так сказать, интерконтинентальны и применимы во всех культурах. Некоторые были тебе известны заранее, некоторые ты услышишь впервые. В любом случае, услышать их в очередной раз не помешает, может быть, мысли такого человека покажутся более убедительными.

Читать еще:  Сделать коллаж из фото онлайн бесплатно

«Черная риторика. Власть и магия слова», Карстен Бредемайер

Бредмайер считается настоящим гуру и специалистом в области взаимоотношений между людьми. Насколько это правда, сказать не можем, одно очевидно — многие известные тебе и планете персоны, то и дело мелькающие на экранах, читали маэстро. Потому что ведут себя и говорят в точности так же, как описано в книге.

Но не думай, что прочитав этот сборник полезных советов и упражнений, сразу станешь гуру куртуазной ораторики. Без постоянной практики и постоянного оттачивания изученного материала всё быстро забудется, а время, потраченное на книгу, можно будет причислить к разряду «потраченное зря». Это не красивая интересная книжка, а именно что учебник.

«Выступление в стиле ТED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций», Джереми Донован

В наше время считается моветоном считать себя хорошим лектором, философом, мыслителем, безнесменом и ученым, если ты не выступал на TED. Тамошними ораторами восхищаются, их идеи и речь увлекают слушателя вне зависимости от степени бредовости всего сказанного. Порой бывает такой бред — ничего нового, но, гады проклятые, говорят красиво, волнительно, увлекательно.

У организаторов конференции есть свои десять заповедей, соблюдать которые должны все выступающие. Автор рассказывает, как выбрать тему, составить план выступления, мастерски подать материал и отшлифовать свой стиль выступления. Автор лично (хотя мы знаем, что ему помогали) просмотрел самые популярные выступления и вывел формулы. Самое приятное, что он не отвлекается на лишние сведения вроде собственной биографии и прочего. Всё по делу, без шелухи.

«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», Джеймс Хьюмс

Джеймс Хьюмс, известный оратор и спичрайтер нескольких президентов США, обобщил приемы и методы таких мастеров красноречия, как Уинстон Черчилль и Франклин Делано Рузвельт. Все эти героические, воодушевляющие речи — его пера и извилин дело. По его методике изучали риторику несколько поколений американских бизнесменов и политиков. Умение ясно излагать мысли необходимо всем, кто хочет достичь успеха. Ведь навыки красноречия — это такой же актив, как хорошее образование, деловая хватка или интуиция. Увлекательная, с множеством ярких выступлений и секретов книга, в которой расписаны мелочи вроде правильной паузы, использования цитат и того, с помощью каких историй лучше всего расположить собеседника к себе. Даже если ты не станешь оратором, время, потраченное на книгу, не пройдет зря, это действительно наиувлекательнейшая книга. Казалось бы, такая серьезная тема, такой серьезный человек, с таким жизненным опытом, но примеры приводит на Человеке-пауке и льве Симбе. Вот оно — потрясающее знание аудитории.

10 лучших книг, развивающих речь и словарный запас

Проблемы с облечением мыслей в слова знакомы многим. Сложности не всегда связаны с недостаточным словарным запасом, хотя преуменьшать значение богатого личного словаря не стоит. Почему люди, не испытывающие затруднений при написании текстов, становятся удивительно косноязычными при живом общении?

Возможно, привычка к упрощению и замене слов жестами, междометиями и повторением самых простых оборотов возникает от недостатка общения. Неумение выразить свои чувства и мысли связно и внятно мешает пониманию и создает не самое приятное впечатление о говорящем. Очевидный способ развить речь – чтение хорошей художественной литературы. Рано или поздно количество перейдет в качество, и речь станет выразительной. Мы предлагаем вам несколько пособий, содержащих техники, которые ускорят процесс овладения навыками яркой и грамотной устной речи.

1. Наталья Ром «Хочу говорить красиво! Техники речи»

В книге описаны принципы построения эмоциональной, увлекательной и грамотной речи. Красивая речь убедительна, логична и ярка. Содержание не будет воспринято, если слова звучат неразборчиво, а интонации однообразны. Наталья Ром учит технике речи, выразительности голоса и умению удерживать внимание слушателей или собеседников. Если вы хотите, чтобы вас слушали с удовольствием, учитесь выражать свои мысли ясно, говорите правильно и сделайте свой голос послушным инструментом.

2. Радислав Гандапас «Камасутра для оратора»

Название книги – не только маркетинговый ход и провокация. Давая название своему труду, автор исходил из того, что все, сделанное с удовольствием, венчается успехом. Еще один аргумент в пользу этого заголовка, по мнению Радислава Гандапаса, у оратора с аудиторией происходит некая интимная связь, и говорящий в данном случае должен занимать мужскую позицию. Эта аналогия подтверждается примерами, приведенными в книге. В «Камасутре для оратора» рассмотрены важные вопросы, возникающие в процессе выступления или общения: как справиться с волнением, как выстроить канву выступления, как привлечь и удержать внимание, как работают зрительный контакт и моторика.

Книга будет полезна всем, кто организует презентации, проводит семинары, участвует в конференциях и т. п.

3. Елена Лаптева «Учебное пособие по развитию речи. 1000 русских скороговорок для развития речи»

В пособие вошли скороговорки, а также методический и справочный материал: упражнения по фонетике, методика произнесения скороговорок, небольшой толковый словарь редких слов из скороговорок. Пособие для школьников, студентов, преподавателей, логопедов. Книга поможет улучшить дикцию при самостоятельных занятиях.

4. Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»

Ларри Кинг – популярный в США ведущий ток-шоу, попасть в программу которого стремятся видные политики, бизнесмены, спортсмены и люди искусства. Мастер написал книгу, чтобы поделиться с нами секретами мастерства. Вы узнаете, как избавиться от чувства неловкости при общении с незнакомцами, побороть страх публичного выступления, разговорить собеседника. Вы получите профессиональные рекомендации от асса публичных выступлений.

5. И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь «Секреты хорошей речи»

По учебникам Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб учились русскому языку несколько поколений филологов, журналистов, редакторов. Мэтры раскрывают секреты правильной речи, помогают избавиться от ошибок. Язык книги прост и понятен каждому, поэтому обучаться по «Секретам хорошей речи» могут все желающие, независимо от возраста и уровня подготовки. В занимательной форме авторы рассказали о том, какой должна быть красивая и правильная речь, раскрыли приемы ораторского искусства. Материал легко воспринимается на примерах отрывков из произведений русских писателей и поэтов.

6. Виктория Володина «Альбом по развитию речи»

Удобное пособие для работы с детьми от 3 до 6 лет. Ребенка легко приучить к чистой и правильной речи с помощью простых упражнений. В пособии есть тесты для определения имеющихся у ребенка речевых навыков, его словарного запаса, понимания связи между словами, правильности произношения. Упражнения разработаны опытным логопедом для выявления недостатков и их устранения. Пособие прекрасно иллюстрировано, поэтому дети с удовольствием занимаются по нему вместе с родителями.

7. Светлана Плотникова «Развитие лексикона ребенка: учебное пособие»

В книге подробно рассмотрены проблемы произношения детей и описаны методики развития речи. Описаны особенности лексикона разных возрастных групп и закономерности его развития. Основная аудитория этого учебника – студенты педагогических вузов и факультетов, но книга может быть использована родителями, желающими привить ребенку-дошкольнику или ученику младших классов вкус к правильной речи.

8. Татьяна Куликовская «Расширяем словарный запас детей 2-4 лет»

Врач-логопед Татьяна Куликовская написала эту книгу, чтобы родители могли научить своего ребенка правильной речи. Обучение малышей начинается со слов-звукоподражаний: мяу-мяу, ав-ав и т. п. и постепенно переходит к более сложным словам. Занятия с ребенком не займут больше 10 минут в день, но основы владения речью будут заложены. Пособие необходимо, если у ребенка уже есть речевые проблемы. С помощью этой книги родители помогут ребенку усвоить простые слова и познакомиться с явлениями и предметами.

9. Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников, И. В. Писарева «Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет»

Книга, написанная специалистами, поможет организовать развитие речи ребенка в игровой форме. Задания, предложенные авторами, сопровождаются рекомендациями и подсказками для родителей. Кроме родителей, пособие могут использовать в работе воспитатели детсадов и логопеды.

10. Ольга Громова «Бибики нет»

Серия разработана специально для малышей и включает, кроме «Бибики нет», книжки «Топ-топ», «Бух», «Не плачь, Зайка» и другие. Вы сможете разговаривать с ребенком, показывая ему картинки и привлекая к общению жестами и словами. Малыши с удовольствием участвуют в играх и попутно осваивают новы явления, предметы и их названия.

В книжке красочные крупные иллюстрации, доступные для детского восприятия. Простые тексты, составленные специалистом, интересны детям и побуждают к произнесению новых слов. Кроме основного текста, в книге есть рекомендации для родителей, помогающие обучить ребенка общению словами и жестами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector