Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Астрономия школьный курс

Очень краткий курс астрономии


С. Попов. Фото И. Яровой

Вопреки расхожему мнению, школьное преподавание астрономии не было на высоте и в СССР. Официально предмет стоял в программе, но в реальности астрономия преподавалась далеко не во всех школах. Часто, даже если уроки проводились, учителя использовали их для дополнительных занятий по своим профильным предметам (в основном физике). И уж совсем в единичных случаях преподавание было достаточно качественным, чтобы успеть сформировать у школьников адекватную картину мира. Кроме того, астрофизика является одной из самых бурно развивающихся наук на протяжении последних десятилетий, т.е. знания по астрофизике, которые взрослые получили в школе 30-40 лет назад, существенно устарели. Добавим, что теперь астрономии в школах почти совсем нет. В итоге в массе своей люди имеют довольно смутное представление о том, как устроен мир в масштабе, большем, чем орбиты планет Солнечной системы.


Спиральная галактика NGC 4414


Скопление галактик в созвездии волосы вероники


Планета у звезды Фомальгаут

В такой ситуации, мне кажется, было бы разумно сделать «Очень краткий курс астрономии». То есть выделить ключевые факты, формирующие основы современной астрономической картины мира. Разумеется, разные специалисты могут выбрать слегка различающиеся наборы основных понятий и явлений. Но это и хорошо, если будет существовать несколько хороших версий. Важно, чтобы всё можно было бы изложить за одну лекцию или уместить в одну небольшую статью. А дальше те, кому интересно, смогут расширить и углубить познания.

Я поставил перед собой задачу сделать набор важнейших понятий и фактов по астрофизике, который уместился бы на одну стандартную страницу А4 (примерно 3000 знаков с пробелами). При этом, разумеется, предполагается, что человек знает, что Земля крутится вокруг Солнца, понимает, почему происходят затмения и смена времен года. То есть совсем «детские» факты в список не входят.


Область звездообразования NGC 3603


Планетарная туманность NGC 6543


Остаток сверхновой Кассиопея А

Практика показала, что всё, что попало в список, можно изложить примерно за часовую лекцию (или за пару уроков в школе с учетом ответов на вопросы). Безусловно, за час-полтора нельзя сформировать устойчивую картину устройства мира. Однако первый шаг надо сделать, и здесь должен помочь такой «этюд крупными мазками», в котором схвачены все основные моменты, раскрывающие базовые свойства строения Вселенной.

Все изображения получены космическим телескопом «Хаббл» и взяты с сайтов http://heritage.stsci.edu и http://hubble.nasa.gov

1. Солнце – рядовая звезда (одна из примерно 200-400 миллиардов) на окраине нашей Галактики – системы из звезд и их остатков, межзвездного газа, пыли и темного вещества. Расстояния между звездами в Галактике обычно составляет несколько световых лет.

2. Солнечная система простирается за орбиту Плутона и заканчивается там, где гравитационное влияние Солнца сравнивается с влиянием близких звезд.

3. Звезды продолжают образовываться в наши дни из межзвездного газа и пыли. В течение своей жизни и по ее окончании звезды сбрасывают часть своего вещества, обогащенного синтезированными элементами, в межзвездное пространство. Так в наши дни изменяется химический состав вселенной.

4. Солнце эволюционирует. Его возраст менее 5 миллиардов лет. Примерно через 5 миллиардов лет закончится водород в его ядре. Солнце превратится в красного гиганта, а затем — в белый карлик. Массивные звезды в конце жизни взрываются, оставляя нейтронную звезду или черную дыру.

5. Наша Галактика – одна из многих подобных систем. В видимой части вселенной около 100 миллиардов крупных галактик. Они окружены небольшими спутниками. Размер галактики около 100 000 световых лет. До ближайшей крупной галактики около 2.5 миллионов световых лет.

6. Планеты существуют не только вокруг Солнца, но и вокруг других звезд, их называют экзопланеты. Планетные системы не похожи друг на друга. Сейчас мы знаем более 1000 экзопланет. По всей видимости, многие звезды имеет планеты, но лишь малая часть может быть пригодна для жизни.

7. Мир, как мы его знаем, имеет конечный возраст – чуть менее 14 миллиардов лет. Вначале материя была в очень плотном и горячем состоянии. Частиц обычного вещества (протоны, нейтроны, электроны) не существовало. Вселенная расширяется, эволюционирует. В ходе расширения из плотного горячего состояния вселенная остывала и становилась менее плотной, появились обычные частицы. Затем возникли звезды, галактики.

8. Из-за конечности скорости света и конечного возраста наблюдаемой вселенной нам доступна для наблюдений лишь конечная область пространства, но на этой границе физический мир не заканчивается. На больших расстояниях из-за конечности скорости света мы видим объекты такими, какими они были в далеком прошлом.

9. Большинство химических элементов, с которыми мы сталкиваемся в жизни (и из которых состоим), возникли в звездах в течение их жизни в результате термоядерных реакций, или на последних стадиях жизни массивных звезд – во взрывах сверхновых. До образования звезд обычное вещество в основном существовало в виде водорода (самый распространенный элемент) и гелия.

10. Обычное вещество вносит вклад в полную плотность вселенной лишь порядка несколько процентов. Около четверти плотности вселенной связано с темным веществом. Оно состоит из частиц, слабо взаимодействующих друг с другом и с обычным веществом. Мы пока наблюдаем лишь гравитационное действие темного вещества. Около 70 процентов плотности вселенной связано с темной энергией. Из-за нее расширение вселенной идет все быстрее. Природа темной энергии неясна.

34 подробных уроков по астрономии для старших классов

Уроки и презентации по астрономии

На данный момент астрономия не является обязательным курсом в школьной программе. Но в некоторых школах ее изучают, поэтому данный материал может кому-то понадобиться. Данный комплекс разработанных уроков по астрономии разработан для 10-11 классов и избавит учителя от поиска огромного материала в интернете.

Читать еще:  Менеджер по сохранению клиентов курсы

Темы уроков:
Предмет астрономии.
Звездное небо.
Изменение вида звездного неба в течении суток.
Изменение вида звездного неба в течение года.
Способы определения географической широты.
Основы измерения времени.
Видимое движение планет.
Развитие представлений о Солнечной системе.
Законы движения планет – законы Кеплера.
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
Определение расстояний до тел СС и размеров этих небесных тел.
Система Земля-Луна.
Природа Луны.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Астероиды и метеориты.
Кометы.
Общие сведения о Солнце.
Строение атмосферы Солнца.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Солнце и жизнь Земли.
Определение расстояния до звезды.
Пространственная скорость звезд.
Физическая природа звезд.
Связь между физическими характеристиками звезд.
Двойные звезды.
Переменные звезды.
Метагалактика.
Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Происхождение Солнечной системы.
Современные достижения и роль астрономии. Жизнь и разум во Вселенной.
Контрольная работа (Итоговый тест).

Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.

На данный момент астрономия не является обязательным курсом в школьной программе. Но в некоторых школах ее изучают, поэтому данный материал может кому-то понадобиться. Данный комплекс разработанных уроков по астрономии разработан для 10-11 классов и избавит учителя от поиска огромного материала в интернете.

Темы уроков:
Предмет астрономии.
Звездное небо.
Изменение вида звездного неба в течении суток.
Изменение вида звездного неба в течение года.
Способы определения географической широты.
Основы измерения времени.
Видимое движение планет.
Развитие представлений о Солнечной системе.
Законы движения планет – законы Кеплера.
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
Определение расстояний до тел СС и размеров этих небесных тел.
Система Земля-Луна.
Природа Луны.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Астероиды и метеориты.
Кометы.
Общие сведения о Солнце.
Строение атмосферы Солнца.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Солнце и жизнь Земли.
Определение расстояния до звезды.
Пространственная скорость звезд.
Физическая природа звезд.
Связь между физическими характеристиками звезд.
Двойные звезды.
Переменные звезды.
Метагалактика.
Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Происхождение Солнечной системы.
Современные достижения и роль астрономии. Жизнь и разум во Вселенной.
Контрольная работа (Итоговый тест).

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного — астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» (подробнее).

Теперь астрономию будут преподавать в качестве самостоятельного предмета в средней школе 1 час в неделю. Теперь астрономия официально вошла в список обязательных школьных предметов, об этом написано в приказе №506 Минобрнауки от 7 июня 2017 года.

По каким учебникам преподавать астрономию в школе?

На сегодняшний день в Федеральный перечень входит единственный учебник по астрономии. Его выпускает объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА».

Речь идет об учебнике «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. издательства «ДРОФА» (№ ФП 2.3.2.4.1.1). Учебник соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. Полистать учебник можно здесь

«Это базовый уровень. Автор очень известный — это Воронцов-Вельяминов. Давайте посмотрим, с чего он начинается — «древнейшая наука, истоки которой относятся…», — заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу «Россия 1».

Где купить учебник по астрономии?

Вы являетесь образовательным учреждением и заинтересованы в покупке учебника «Астрономия» (базовый уровень)? Тогда свяжитесь с начальником отдела бюджетных продаж Оноприенко Любови Юлисовне, тел. (495)795-05-50, доб.28-05, +7(906)045-97-87, e-mail: onoprienko.ly@drofa.ru.

Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» всегда рада предложить самые выгодные условия оплаты и доставки заказа. Специальное предложение действует до 15 мая.

Где найти содержание курса?

Ознакомьтесь с содержанием курса «Астрономия», воспользовавшись рабочей программой. Она выложена на нашем сайте и доступна для бесплатного скачивания. В рабочей программе представлены планируемые результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование и дополнительные материалы, которые помогут учителю грамотно спланировать урок.

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

Почему лишать школьников астрономии в школе неправильно?

Ольга Васильева в интервью телеканалу «Россия 1»: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно», — помните слова Маяковского? Дело в том, что лишать человека знаний об астрономии, я считаю, неправильно. Тем более, что разговор шел об одном часе в неделю». Читать интервью

Елена Тихонова, директор Центра физико-математического образования объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА»: «В наши дни совершены беспрецедентные открытия, которые дали мощный импульс развитию технологий не только в космической отрасли. И чтобы следовать вектору технического прогресса, важно вернуть Вселенную, эту уникальную природную лабораторию, в сферу российских научных интересов. Следовательно, необходимо заинтересовать изучением предмета подрастающее поколение. Популяризации науки как раз и способствует классический учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, который выдержал много изданий и последние 20 лет выпускается нашей редакцией». Читать подробнее

А также: 5 фактов о Вселенной, узнав которые вы захотите изучать астрономию

Читать еще:  Курсы по изучению латыни

Астрономия школьный курс

  • Астрономическая наука в мире. Астрономия как профессия и хобби
  • Где работают астрономы и чем занимаются. Что способствует и что мешает изучению Вселенной
  • Типы астрономических объектов: галактики, звезды, планеты, астероиды, кометы. Темное вещество и темная энергия
  • Общее представление об эволюции Вселенной
  • История создания и принцип работы телескопов. Рефракторы, рефлекторы и зеркально-линзовые системы
  • Активная и адаптивная оптика. Приемники излучения. Астроклимат
  • Радиоастрономия
  • Внеатмосферная астрономия
  • Излучение небесных тел. Звездные величины
  • Спектры излучения и поглощения. Принцип работы спектрографа. Эффект Доплера и его использование в астрономии
  • Методы измерения расстояний до космических тел. Параллакс. Единицы расстояния в астрономии
  • Основные системы координат
  • Измерение времени
  • Астрономическое время и календарь
  • Движение небесных тел. Законы Кеплера
  • Массы космических тел и методы их измерения
  • Приливный гравитационный эффект. Проявление приливов на Земле и в системах планета-спутник
  • Черные дыры
  • Солнечная система: обзор и основные методы изучения
  • Экзопланеты. Методы и результаты поиска планетных систем у других звезд
  • Солнечная система: основные группы объектов и их характеристика
  • Физические условия на поверхности планет, атмосфера, парниковый эффект
  • Планеты земной группы
  • Кольца и спутники планет. Планеты-спутники
  • Астероиды, кометы, метеорное вещество
  • Астероидно-кометная опасность
  • Эволюция планетных систем. Происхождение планет и их спутников
  • Основные характеристики звезд: светимость, масса, температура, радиус
  • Внутреннее строение звезд и источники их энергии. Основные этапы эволюции звезд
  • Солнце. Проявления солнечной активности и ее влияние на Землю
  • Поздние стадии эволюции звезд. Планетарные туманности
  • Белые карлики и нейтронные звезды
  • Звездное окружение Солнца. Общие характеристики Галактики
  • Элементы динамики звездных систем
  • Межзвездная и межгалактическая среда
  • Местная группа галактик
  • Скопления галактик. Крупномасштабная структура Вселенной
  • Движение галактик в пространстве. Красное смещение спектральных линий и его интерпретация. Закон Хаббла
  • Большой взрыв и первые этапы эволюции Вселенной
  • Формирование и эволюция галактик
  • Будущее Земли, Солнечной системы и Вселенной в целом

У нас нет рекламного бюджета, все деньги мы тратим на создание качественного контента, чтобы сделать знание доступным. Расскажите о нас своим друзьям и знакомым.

Мы бесплатно записываем академические курсы, это происходит на деньги меценатов. Если вы хотите поддержать нас, реквизиты есть тут .

Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков

Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике. Фото petrsu.ru

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

Читать еще:  Курсы массажа новосибирск с сертификатом государственного образца

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector