Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курс информатики для студентов технических вузов

Информатика для втузов

  • 10 недель

около 10 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Курс является вводным для студентов, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями. Материалы данного курса содержат всю необходимую информацию о базовых принципах устройства и работы ЭВМ. Большое внимание уделено актуальным технологиям в информационной и компьютерной сфере.

О курсе

Курс посвящен большому числу аспектов информатики и вычислительной техники.

Цель курса – заинтересовать старшеклассников и студентов младших курсов современными информационными технологиями, содействовать развитию системного мышления.

В ходе обучения будет сформировано осознание социальной значимости своей будущей профессии и высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности. Кроме того, слушатели получат полезные навыки по подготовке презентаций, научно-технических отчетов о результатах выполненной работы, в оформлении результатов исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях. Также они освоят методики использования программных средств для решения практических задач.

Обучение на курсе позволит сформировать общее представление о существующем многообразии современных информационных технологий и выбрать для себя наиболее интересную сферу для дальнейшего совершенствования. После успешного завершения курса слушатели смогут уверенно смотреть в будущее и добиваться поставленных целей при движении по пути профессионального и карьерного роста. Per aspera ad astra!

Формат

В состав курса входят видеолекции, опросы, короткие задачи, методическое пособие, лабораторные работы и итоговый экзаменационный тест. Длительность курса составляет 10 недель. Трудоемкость курса – 3 зачетные единицы. Средняя недельная нагрузка на слушателя – 10 часов.

Информационные ресурсы

1. Информатика. Базовый курс: рек. Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших технических учебных заведений / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд . – СПб.: Питер, 2010. – 639 с.
2. Кириллов В.В., Информатика. Учебное-методической пособие / В.В. Кириллов. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. – 23 с.
3. Орлов, С.А. Организация ЭВМ и систем. Серия: Учебник для вузов / С. А. Орлов, Б. Я. Цилькер. – СПБ.: Питер, 2011. – 688 с.
4. Информатика, учебник: рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественно-научным направл. и спец-стям / В. А. Каймин. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 285 с. ил.

Требования

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание математики, информатики и русского языка на уровне школьной программы, английского языка на уровне понимания справочной системы, правил поведения в вузе, умения работать самостоятельно, воспринимать информацию от преподавателя, пользоваться литературой и Интернетом для получения необходимой информации, владение компьютером на уровне пользователя.

В процессе обучения активно используются:
1. Консольный файловый менеджер для операционных систем семейства Windows Far Manager в качестве альтернативы командной строки. Свободно распространяемое ПО
2. Офисные пакеты:
● MS Office. Платное ПО
● Open Office. Свободно распространяемое ПО
● Libre Office. Свободно распространяемое ПО
● Calligra Suite. Свободно распространяемое ПО
3. Инструментарий для вёрстки документов:
● MikTeX. Свободно распространяемое ПО для ОС семейства Windows
● TeXLive. Свободно распространяемое ПО для ОС семейства UNIX
● ShareLaTeX. Свободно распространяемое ПО (он-лайн)
● OverLeaf. Свободно распространяемое ПО (он-лайн)
4. Система тестирование eTest. Бесплатно для учебных целей

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

1. Введение в информатику. Основы теории информации.
2. Системы счисления. Особенности округления чисел.
3. Представление чисел в ЭВМ. Арифметика в ограниченной разрядной сетке.
4. Основы сжатия информации. Основы помехоустойчивого кодирования.
5. Основы дискретной математики для ЭВМ.
6. Структура и принципы функционирования ЭВМ. Организация хранения данных в ЭВМ.
7. Передача данных в компьютерных сетях.
8. Офисное программное обеспечение.
9. Вспомогательное программное обеспечение для программирования. Вебинары. Лицензии в сфере программных продуктов.
10. Система вёрстки TeX.

Каждая тема изучается в течение одной недели.

В курсе имеется два типа дедлайна (предельного срока выполнения оценивающих мероприятий):
– мягкий дедлайн, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения;
– жесткий дедлайн, при котором на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще две недели, по окончании которых доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.

Результаты обучения

• Знание способов представления информации, принципов построения технических средств хранения и обработки информации в современных ЭВМ (РО-1).
• Умение теоретически и практически осуществлять перевод и производить вычисления в различных системах счисления, включая иррациональные (РО-2).
• Умение осуществлять основные действия при работе с современными офисными пакетами, верстать научно-технические статьи, отчёты и курсовые проекты с помощью современных компьютерных средств вёрстки (РО-3).
• Владение базовыми принципами и концепциями методологии разработки программного обеспечения (РО-4).

Формируемые компетенции

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

  • ОК-2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • ОК-7. Способность к самоорганизации и самообразованию
  • ОПК-1. Способностью инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем
  • ОПК-2. Способностью осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
  • ОПК-5. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

09.03.04 Программная инженерия

  • ОК-2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • ОК-7. Способность к самоорганизации и самообразованию
  • ОПК-1. Владение основными концепциями, принципами, теориями и фактами, связанными с информатикой
  • ОПК-4. Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
  • ПК-21. Владение навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации

Информатика

Громов Ю.Ю., Иванова О.Г., Лагутин А.В.

Учебное пособие представляет собой часть учебно-методического комплекса по информатике и знакомит иностранных учащихся с основными понятиями данного курса. В первой части учебного пособия рассмотрены основные виды программного обеспечения персонального компьютера, подробно описана работа с ОС Windows и текстовым процессором Microsoft Word. Вторая часть посвящена основам алгоритмизации и алгоритмическим языкам. Пособие содержит адаптированные тексты и упражнения, как обеспечивающие ускоренное формирование навыков связной речи и чтения специальной литературы по курсу информатики, так и позволяющие студентам-иностранцам овладеть основами курса на русском языке. Содержание пособия соответствует программе по информатике на подготовительных факультетах для иностранных граждан и рассчитано на предварительное изучение вводного курса по данной дисциплине и основ научного стиля речи. Учебное пособие предназначено для студентов-иностранцев, проходящих предвузовскую подготовку.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Информатика

Дисциплина «Информатика» входит в учебный план подготовки дипломированных специалистов по направлению 654700 — «Информационные системы» по специальностям 071900 — «Информационные системы и технологии», 073700 — «Информационные технологии в образовании».
Дисциплина имеет задачей ознакомить учащихся с основными положениями своих наиболее широко используемых разделов, тенденциями их развития, принципам построения информационных моделей, применению современных информационных технологий. Она является базовой для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов.
Рабочая программа подготовлена на кафедре Компьютерные образовательные технологии факультета информационных технологий и программирования СПбГИТМО(ТУ).

Тип материала: Учебная программа; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Информатика

Дисциплина «Информатика» входит в учебный план подготовки дипломированных специалистов по специальности 521600 — «Экономика».
Цель преподавания дисциплины — закрепить и расширить знания студентов по основам информатики, полученные в других учебных заведениях, сформировать научные представления, практические навыки и умения в области использования компьютеров, как основного инструмента по переработке информации.
Программа подготовлена на кафедре информационных технологий Алтайской академии экономики и права.

Тип материала: Учебная программа; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Задания и методические указания к контрольной работе по дисциплине «Информатика»

Горчакова М.А., Сирант О.В.

Задания и методические указания к контрольной работе по дисциплине «Информатика» включают разделы, изучаемые в общем курсе информатики и ИТ в ВУЗах, в числе которых понятие количества информации, коды и системы счисления, информационно-логические основы построения и формы предстваления ЭВМ и др. Ориентированы на студентов 1 курса заочных отделений и соответствуют государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям: 200900 — Сети связи и системы коммутации, 201000 — Многоканальные телекоммуникационные системы.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Информатика: Учебное пособие

Мациевский С.В., Ишанов С.А., Клевцур С.В.

Настоящее учебное пособие является записью лекций по информатике, прочитанных поступающим в Калининградский государственный университет. Оно достаточно сбалансировано, а его отдельные разделы увязаны между собой. Учебный материал рассчитан на тех, кто не знаком ни с компьютером, ни с программированием, но, безусловно, будет полезен всем школьникам. При работе с этой книгой компьютер не необходим, но желателен. Первая часть «Компьютер» может быть использована для получения базовых знаний перед компьютерной практикой, вторая часть «Программирование» — перед программированием на Паскале или другом процедурном языке. Курс может быть использован не только школьниками, готовящимися к вступительному экзамену по информатике. Эти лекции будут полезны как при обучении информатике в школе, так и при преподавании информатики в вузах. Не исключается работа с материалом при самообразовании. Содержание соответствует рекомендациям Министерства образования РФ по вступительным экзаменам по информатике.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Новые информационные технологии. Ч. 1: Основы и аппаратное обеспечение

Дьяконов В.П. (ред.)

В первой части учебного пособия, состоящего из трех частей, описаны основы новых информационных технологий, их аппаратное обеспечение и элементная база. Даются основы архитектуры и устройства современных персональных компьютеров различного класса — настольных, мобильных (ноутбуков) и карманных персональных компьютеров (КПК). Рассмотрена аппаратурная реализация современных технических средств обучения.
Для студентов всех специальностей педагогических вузов, в том числе гуманитарного профиля.

Читать еще:  Московский государственный конкурс

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Лекции по информатике

В пособии содержится вводная часть теоретического курса информатики. Данный электронный курс наряду с тестами, разработанными кафедрой, позволит студентам с различным уровнем подготовки в данной области получить, дополнить, систематизировать и поверить свои знания по основам информатики. Рассматриваются вопросы устройства и программного обеспечения современных ЭВМ, принципы хранения и обработки информации, вопросы защиты информации и ряд других.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Эффективная работа с почтовым сервисом в Outlook Express

Пособие подготовлено в Интернет-центре Санкт-Петербургского отделения Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) и использовалось при преподавании учебного курса «Основы профессиональной работы с информационными ресурсами Интернет». В пособии рассматриваются следующие темы: Настройка электронной почты в Outlook Express; Пользовательский интерфейс Outlook Express; Получение и чтение входящей почты; Подготовка и отправка писем; Адресная книга; Службы бесплатной почты; Советы по расшифровке почты с поврежденной кодировкой русского текста.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Интернет-технологии для работников образования. Ч.2: Основы работы в Интернет

Курмышев Н.В., Соколова Г.Ю.

Методические рекомендации охватывают второй учебный модуль курса «Интернет-технологии для работников образования», посвященный основам работы в Интернет. Рассматриваются основные сервисы Интернет и способы работы с броузером Интернет Explorer. Предназначены для преподавателей и студентов педагогических специальностей, слушателей курсов повышения квалификации и других категорий работников образования. Могут быть использованы как для практических занятий, так и для самостоятельного изучения.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Слепая машинопись и клавиатурные тренажеры

Практикум слепой машинописи, который дает базовые знания, необходимые для правильного изучения слепого десятипальцевого метода печати. Сравнительный анализ популярных клавиатурных тренажеров. Программы помогающие изучить слепую печать. Онлайн соревнования по слепой машинописи. Клавиатуры популярных производителей — технические характеристики, обзорные статьи. Курс изучения английского языка, цель которого быстро и эффективно обучить пользователя «письменно» общаться в англоязычной части Интернета (форумы, чаты и пр.). Ресурсы сети по тематике сайта.

Тип материала: Научно-образовательные и культурные проекты; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Дополнительное;

Информатика

Громов Ю.Ю., Иванова О.Г., Лагутин А.В.

Учебное пособие представляет собой часть учебно-методического комплекса по информатике и знакомит иностранных учащихся с основными понятиями данного курса. В первой части учебного пособия рассмотрены основные виды программного обеспечения персонального компьютера, подробно описана работа с ОС Windows и текстовым процессором Microsoft Word. Вторая часть посвящена основам алгоритмизации и алгоритмическим языкам. Пособие содержит адаптированные тексты и упражнения, как обеспечивающие ускоренное формирование навыков связной речи и чтения специальной литературы по курсу информатики, так и позволяющие студентам-иностранцам овладеть основами курса на русском языке. Содержание пособия соответствует программе по информатике на подготовительных факультетах для иностранных граждан и рассчитано на предварительное изучение вводного курса по данной дисциплине и основ научного стиля речи. Учебное пособие предназначено для студентов-иностранцев, проходящих предвузовскую подготовку.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Информатика

Дисциплина «Информатика» входит в учебный план подготовки дипломированных специалистов по направлению 654700 — «Информационные системы» по специальностям 071900 — «Информационные системы и технологии», 073700 — «Информационные технологии в образовании».
Дисциплина имеет задачей ознакомить учащихся с основными положениями своих наиболее широко используемых разделов, тенденциями их развития, принципам построения информационных моделей, применению современных информационных технологий. Она является базовой для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов.
Рабочая программа подготовлена на кафедре Компьютерные образовательные технологии факультета информационных технологий и программирования СПбГИТМО(ТУ).

Тип материала: Учебная программа; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Информатика

Дисциплина «Информатика» входит в учебный план подготовки дипломированных специалистов по специальности 521600 — «Экономика».
Цель преподавания дисциплины — закрепить и расширить знания студентов по основам информатики, полученные в других учебных заведениях, сформировать научные представления, практические навыки и умения в области использования компьютеров, как основного инструмента по переработке информации.
Программа подготовлена на кафедре информационных технологий Алтайской академии экономики и права.

Тип материала: Учебная программа; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Задания и методические указания к контрольной работе по дисциплине «Информатика»

Горчакова М.А., Сирант О.В.

Задания и методические указания к контрольной работе по дисциплине «Информатика» включают разделы, изучаемые в общем курсе информатики и ИТ в ВУЗах, в числе которых понятие количества информации, коды и системы счисления, информационно-логические основы построения и формы предстваления ЭВМ и др. Ориентированы на студентов 1 курса заочных отделений и соответствуют государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям: 200900 — Сети связи и системы коммутации, 201000 — Многоканальные телекоммуникационные системы.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Информатика: Учебное пособие

Мациевский С.В., Ишанов С.А., Клевцур С.В.

Настоящее учебное пособие является записью лекций по информатике, прочитанных поступающим в Калининградский государственный университет. Оно достаточно сбалансировано, а его отдельные разделы увязаны между собой. Учебный материал рассчитан на тех, кто не знаком ни с компьютером, ни с программированием, но, безусловно, будет полезен всем школьникам. При работе с этой книгой компьютер не необходим, но желателен. Первая часть «Компьютер» может быть использована для получения базовых знаний перед компьютерной практикой, вторая часть «Программирование» — перед программированием на Паскале или другом процедурном языке. Курс может быть использован не только школьниками, готовящимися к вступительному экзамену по информатике. Эти лекции будут полезны как при обучении информатике в школе, так и при преподавании информатики в вузах. Не исключается работа с материалом при самообразовании. Содержание соответствует рекомендациям Министерства образования РФ по вступительным экзаменам по информатике.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Новые информационные технологии. Ч. 1: Основы и аппаратное обеспечение

Дьяконов В.П. (ред.)

В первой части учебного пособия, состоящего из трех частей, описаны основы новых информационных технологий, их аппаратное обеспечение и элементная база. Даются основы архитектуры и устройства современных персональных компьютеров различного класса — настольных, мобильных (ноутбуков) и карманных персональных компьютеров (КПК). Рассмотрена аппаратурная реализация современных технических средств обучения.
Для студентов всех специальностей педагогических вузов, в том числе гуманитарного профиля.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Лекции по информатике

В пособии содержится вводная часть теоретического курса информатики. Данный электронный курс наряду с тестами, разработанными кафедрой, позволит студентам с различным уровнем подготовки в данной области получить, дополнить, систематизировать и поверить свои знания по основам информатики. Рассматриваются вопросы устройства и программного обеспечения современных ЭВМ, принципы хранения и обработки информации, вопросы защиты информации и ряд других.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Эффективная работа с почтовым сервисом в Outlook Express

Пособие подготовлено в Интернет-центре Санкт-Петербургского отделения Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) и использовалось при преподавании учебного курса «Основы профессиональной работы с информационными ресурсами Интернет». В пособии рассматриваются следующие темы: Настройка электронной почты в Outlook Express; Пользовательский интерфейс Outlook Express; Получение и чтение входящей почты; Подготовка и отправка писем; Адресная книга; Службы бесплатной почты; Советы по расшифровке почты с поврежденной кодировкой русского текста.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Интернет-технологии для работников образования. Ч.2: Основы работы в Интернет

Курмышев Н.В., Соколова Г.Ю.

Методические рекомендации охватывают второй учебный модуль курса «Интернет-технологии для работников образования», посвященный основам работы в Интернет. Рассматриваются основные сервисы Интернет и способы работы с броузером Интернет Explorer. Предназначены для преподавателей и студентов педагогических специальностей, слушателей курсов повышения квалификации и других категорий работников образования. Могут быть использованы как для практических занятий, так и для самостоятельного изучения.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Слепая машинопись и клавиатурные тренажеры

Практикум слепой машинописи, который дает базовые знания, необходимые для правильного изучения слепого десятипальцевого метода печати. Сравнительный анализ популярных клавиатурных тренажеров. Программы помогающие изучить слепую печать. Онлайн соревнования по слепой машинописи. Клавиатуры популярных производителей — технические характеристики, обзорные статьи. Курс изучения английского языка, цель которого быстро и эффективно обучить пользователя «письменно» общаться в англоязычной части Интернета (форумы, чаты и пр.). Ресурсы сети по тематике сайта.

Тип материала: Научно-образовательные и культурные проекты; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Дополнительное;

Информатика

Примерная программа дисциплины — Информатика

Настоящая программа по дисциплине «Информатика» предназначена для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями, отраженными в государственных образовательных стандартах для указанных направлений. Ее особенность заключается в попытке объединения в единую дисциплину целой совокупности курсов информатики, сложившихся под этим названием в различных вузах в ответ на запросы организаций, принимающих к себе на работу выпускников вузов. Как наука «Информатика» имеет глобальный и универсальный характер применения во всех указанных социальных и экономических направлениях. Воспитание у студентов информационной культуры включает в себя прежде всего отчетливое представление роли этой науки в становлении и развитии цивилизации в целом и современной социально-экономической деятельности в частности. Однако, вследствие весьма ограниченного времени, выделенного на изучение этой дисциплины, в программу включены в основном вопросы компьютерных информационных технологий, что соответствует Требованиям (Федеральному компоненту) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины” в части дисциплины “Информатика” (с. 6 и 9 указанного документа, утвержденного Миобразованием России 21.02.2000). При этом учитывалось, что традиционные (некомпьютерные) методы достаточно полно освещаются при изучении соответствующих дисциплин основной образовательной программы.

Читать еще:  Курсы с1 в москве

Сфера социально-экономических дисциплин обширна. Она охватывает все стороны жизни и деятельности государства и общества, отдельных граждан, трудовых коллективов, предприятий, отраслей, регионов, страны в целом в их постоянном взаимодействии, обмене информацией, ресурсами, кадрами и продукцией. Современный этап развития общества характеризуется широким использованием компьютерной техники, новых информационных технологий, телекоммуникаций, новых видов документальной связи. Ввиду того, что информатика в социально-экономической сфере деятельности является одним из ведущих инструментов работы, в программе отдельно выделены разделы, позволяющие ощутить тесную связь и взаимное влияние, информатики и социально-экономических дисциплин.

Дисциплина «Информатика» имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности и, кроме того, она является базовой для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов, и так или иначе использующих компьютерную технику.

Реализацию программы по дисциплине «Информатика» целесообразно сопровождать несколькими независимыми курсами, в том числе по выбору студента, в результате освоения которых обучающиеся должны приобрести навыки анализа предметной области в терминах информатики, осуществления постановки и программной реализации профессиональных (экономических, социологических, управленческих и др.) задач в условиях использования современных информационных технологий на базе персональных компьютеров с привлечением различных программных средств.

В силу того, что для подавляющего большинства будущих специалистов основным вычислительным инструментом будет IBM PC совместимый персональный компьютер (PC), программа ориентирована именно на этот вид аппаратуры и сопряженные с ней программные средства системного и прикладного назначения.

Студент, успешно освоивший курс информатики, должен:

иметь представления об информационных ресурсах общества как экономической категории; зпать основы современных информационных технологий переработки информации и их влияние на успех в профессиональной деятельности;

знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;

уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

уметь работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка ПС;

иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;

владеть основами автоматизации решения экономических задач;

владеть приемами антивирусной защиты.

Большую, во многом определяющую роль в курсе имеет комплекс лабораторных работ, главной задачей которого является обучение студентов в процессе их самостоятельной работы на компьютерах, получение навыков применения современных информационных систем для решения различных профессиональных задач. В процессе такого обучения студенты получают навыки использования различных источников информации как во внутреннем, так и в международном информационном пространстве, а также наглядно убеждаются в эффективности компьютерных методов решения сформулированных задач. При этом основное внимание уделяется освоению студентами современных компьютерных технологий на материале проблемной среды из области их будущей профессиональной деятельности. Следует заметить, что в связи с динамичностью выпуска новых программных средств производителями программного обеспечения комплекс лабораторных работ следует обновлять не реже, чем один раз в 2-3 учебных года. В общей программе курса информатики лабораторные работы такого рода должны занимать не менее 75-80% учебного времени.

На основании Примерной программы вузом составляется Рабочая программа с учетом акцентов, диктуемых профессиональной ориентацией студентов, возможностей кафедры и числом часов, отводимых в данном вузе на курс информатики. В Рабочей программе при всех условиях должны быть сохранены ключевые разделы, предусмотренные стандартом соответствующего направления.

1. Общие теоретические основы информатики

Информация, интуитивное представление и уточнение понятия информации, информационные процессы и их модели, кодирование, аналоговая и цифровая обработка, компьютерная обработка, история развития и место информатики среди других наук, информационные ресурсы общества как экономическая категория. История, перспективы и темпы развития информационных компьютерных систем.

2. Компьютерные технологии обработки информации

Архитектура ЭВМ по Фон-Нейману, аппаратные и программные средства, оценка производительности компьютерной системы, классификация ЭВМ. Микропроцессоры и микроЭВМ. Сбор, обработка данных, управление объектом, передача данных на основе использования микроЭВМ.

3. Архитектура аппаратных и программных средств
IBM-совместимых персональных компьютеров (РС)

Современный компьютер как совокупность аппаратуры и программных средств. Центральный процессор, оперативная память, системная магистраль, внешние устройства (магнитная память, устройства ввода/вывода). Компьютер как центральное звено системы обработки информации. Иерархия программных средств. BIOS, операционная система, прикладные программы. Интерфейсы, стандарты.

4.Основы работы пользователя в операционной среде
персонального компьютера

Операционные системы на РС (DOS, Windows 3.1, Windows 9x, Windows NT, OS/2 и др.). Пользовательские интерфейсы: командная строка, меню, графический интерфейс пользователя, программы-оболочки.

Элементы технического сервиса РС: установка операционной системы, создание индивидуальной операционной среды пользователя, сервис сменных носителей информации (гибкие магнитные диски, компакт диски), поддержка целостности данных, расширение и модернизация конфигурации аппаратных и программных средств.

Установка систем прикладных программ.

5. Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей

Локальные и глобальные сети ЭВМ, основные характеристики и тенденции развития. Архитектура, аппаратура, сетевые протоколы, интерфейс пользователя.

Работа в локальной сети Windows 9x (Windows NT). Работа в глобальной сети Internet, использование электронной почты, методов доступа FTP, WWW и др. Работа с WWW браузерами (Netscape Navigator, MS Internet Explorer).

6. Основы работы с прикладными программами общего назначения

Основы использования прикладных программ общего назначения: текстовых редакторов, электронных таблиц, систем управления базами данных (СУБД), графических редакторов, пакеты стандартных программ офисного назначения.

7. Специализированные профессионально ориентированные программные средства

Модели данных в профессиональной области и обзор технологий их исследования.

Пакеты статистической обработки данных. Ввод данных, обработка, анализ результатов.

Автоматизация задач делопроизводства. Стандартные средства пакета MS Office. Альтернативные пакеты программ для делопроизводства.

Применение электронных таблиц в задачах экономики, социологии и менеджмента. Вычисления, анализ данных, поддержка принятия решений.

Системы управления реляционными базами данных на РС. Реляционная модель данных, нормализация формы представления данных. Технология реализации задачи в профессиональной области средствами СУБД. Проектирование, ввод информации, сопровождение. Основы использования языка SQL. Основы использования удаленных баз данных.

Использование гипертекстовых информационных систем баз (банков) данных в специальных областях (законодательство, финансы, управление ресурсами и т.д.).

Основы архитектуры, проектирования и практические аспекты использования экспертных систем в профессиональной области.

8. Основы алгоритмизации и программирования

Значение моделирования, алгоритмизации и программирования при решении задач в профессиональной области.

Элементы программирования на алгоритмическом языке высокого уровня. Реализация простейших алгоритмов (упорядочение, отбор, сортировка и т.д.) на одном из языков (BASIC, Pascal, C или др.)

9. Основы защиты информации

Информационная структура Российской Федерации. Информационная безопасность (ИБ) и ее составляющие. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации. Проблемы ИБ в мировом сообществе.

Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере ИБ и защиты государственной тайны. Система органов обеспечения ИБ в РФ. Административно-правовая и уголовная ответственность в информационной сфере.

Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы. Организационные меры, инженерно-технические и иные методы защиты информации в том числе сведений, составляющих государственную тайну. Защита информации в локальных компьютерных сетях, антивирусная защита. Специфика обработки конфиденциальной информации в компьютерных системах.

10. Курсовая работа.

Практическая реализация автоматизации решения некоторой задачи в профессиональной области.

Примерная тематика компьютерного практикума

Освоение операционной среды Windows 9x (Windows NT). Управление ресурсами системы средствами Windows Explorer. Настройка индивидуальной среды пользователя, комплекс средств Control Panel.

Работа с файловой системой. Управление файловой системой, средствами Windows Explorer, средствами оболочки типа Norton Commander, из командной строки. Сервис файловой системы: проверка целостности системы, упорядочение диска, резервное копирование и архивирование.

Работа пользователя в локальной сети. Разделение ресурсов (файлов, принтеров и др.) и использование сетевых ресурсов в одноранговой сети. Электронная почта и другие виды коммуникации пользователей локальной сети. Особенности работы при наличии выделенного сервера.

Работа в глобальной сети Internet, Базовые представления о протоколе TCP/IP. Доступ к ресурсам Internet, техника работы с WWW браузером, использование протокола FTP. Электронная почта в Internet.

Основы работы с текстовым редактором MS Word. Техника ввода и форматирования текста. Использование графических иллюстраций.

Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Скапирование изображений и распознавапие текста.

Электронные таблицы (MS Excel, Lotus 1-2-3, QuatroPro или др.). Ввод данных, вычисления, средства представления и анализа результатов, использование электронных таблиц для решения задачи профессиональной области.

Базы данных и СУБД (MS Access, FoxPro, dBase, Paradox или др.). Проектирование, формирование таблиц данных, получение и представление информации. Обмен данными с другими приложениями: текстовыми редакторами, электронными таблицами и др., использование СУБД для реализации задачи профессиональной области.

Знакомство и системой программирования на языке высокого уровня (BASIC, Pascal, C или др.). Исходный текст программы, компиляция, исполнение программы. Цикл, использование подпрограмм, управление вводом/выводом данных.

Основные технические, программные методы и организационные меры защиты информации при работе с компьютерными системами.

Использование математических пакетов общего назначения (MathCad, MatLab или др.) и пакетов статистического анализа (StatGraphics, Stadia или др.) для решения математических задач и задач статистики в профессиональной области.

Лекции по Информатике_1курс_посл.версия (Лекции по инфе за ВЕСЬ 1 курс . в воррде . )

Описание файла

Документ из архива «Лекции по инфе за ВЕСЬ 1 курс . в воррде . «, который расположен в категории «к экзамену/зачёту». Всё это находится в предмете «информатика» из первого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «к экзамену/зачёту», в предмете «информатика» в общих файлах.

Читать еще:  Курсы вязания тюмень

Текст из документа «Лекции по Информатике_1курс_посл.версия»

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ

И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Курс лекций по дисциплине

Оглавление

Глава 1. Лекция 1 2

1.1. Задачи учебной дисциплины 2

1.2. Основные понятия 2

1.3. Системы счисления 6

1.3.1. Двоичная, десятичная и шестнадцатеричная системы 7

1.3.2. Перевод целых чисел 8

1.3.3. Перевод дробных чисел 9

1.4. Логические основы ЭВМ 10

1.4.1. Логические операции 11

1.4.2. Логические функции 12

1.5. Классификация ЭВМ 13

1.5.1. По принципу действия 13

1.5.2. По назначению 13

1.5.3. По этапам создания 13

Глава 2. Лекция 2 16

2.1. Структурная схема ЭВМ. 16

2.2. Микропроцессор 17

2.3. Системная шина 20

2.4. Постоянное и оперативное ЗУ 21

Глава 3. Лекция 3 23

3.1. Внешние ЗУ 23

3.1.1. Магнитные носители 23

3.1.2. Оптические носители 24

3.1.3. Флэш-память 26

3.2. Видеоподсистема ЭВМ 26

3.2.1. Видеокарта 26

3.3. Контроллеры портов ввода-вывода 28

3.4. Периферийные устройства 29

3.4.1. Клавиатура 29

3.4.2. Манипулятор типа «мышь» 30

3.4.3. Принтеры 30

3.4.5. Сетевой адаптер 33

Глава 4. Лекция 4 35

4.1. Программное обеспечение ЭВМ 35

4.2. Классификация программного обеспечения 36

4.3. Операционные системы 38

4.4. Распределение ресурсов ЭВМ между процессами 40

4.5. Поддержание файловой системы 41

4.6. Обеспечение интерфейса пользователя 43

4.7. Драйверы устройств 45

Глава 5. Лекция 5 46

5.1. Понятие алгоритма 46

5.2. Алгоритмизация 47

5.3. Словесная запись алгоритмов 48

5.4. Схемы алгоритмов 48

5.5. Технология разработки алгоритмов 51

5.6. Разработка программы 52

5.7. Отладка и тестирование программы 53

Глава 6. Лекция 6 55

6.1. Вычислительные сети 55

6.2. Модель взаимодействия открытых систем 56

6.3. Сетевые протоколы 57

6.4. Топологии вычислительных сетей 58

6.5. Виды коммутации 59

6.6. Способы адресации ЭВМ в сети 60

6.7. Маршрутизация 61

Глава 7. Лекция 7 62

7.1. Глобальная сеть 62

7.2. Протоколы сети Интернет 62

7.3. Система адресации в Интернет 63

7.4. Службы сети Интернет 65

7.4.1. Электронная почта 65

7.4.2. Служба WWW 66

7.4.3. Служба передачи файлов 68

Глава 8. Лекция 8 69

8.1. Базы данных и СУБД 69

8.2. Свойства базы данных 69

8.4. Реляционная модель данных 70

8.5. Нормализация отношений 71

8.6. Типы связей 72

8.7. Операции над отношениями 73

Список дополнительной литературы 74

Глава 1.Лекция 1

1.1.Задачи учебной дисциплины

Информатика является базовой учебной дисциплиной, охватывающей сведения о технических, программных и алгоритмических средствах организации современных информационных систем и формирующей у обучаемого определенный кругозор, объем знаний, уровень алгоритмического мышления, а также практические навыки работы с конкретными программными системами.

Информатика – это наука и вид практической деятельности, связанные с процессами обработки информации с помощью вычислительной техники.

Термин информатика произошел от слияния двух французских слов Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и дословно определял новую науку об «автоматичес,ой обработке информации». В англоязычных странах информатика называется Computer Science (наука о компьютерной технике).

Информатика представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью вычислительной техники и телекоммуникационных средств связи в различных сферах человеческой деятельности.

Основная задача информатики заключается в определении общих закономерностей процессов обработки информации: создания, передачи, хранения и использования в различных сферах человеческой деятельности. Прикладные задачи связаны с разработкой методов, необходимых для реализации информационных процессов с использованием технических средств.

1.2.Основные понятия

Обычно под информацией понимается совокупность сведений, расширяющая представление об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и взаимосвязях. Обмен информацией непрерывно происходит между людьми, между людьми и окружающим миром. Обмен информацией осуществляется посредством сообщений.

Сообщение – это форма представления информации для ее последующей передачи в одном из следующих видов:

— числовая форма, представленная цифрами;

— текстовая форма, представленная текстами, составленными из символов того или иного языка;

— кодовая форма, представленная кодами; например, кодами в двоичной системе счисления, кодами для сжатия или шифрования, кодами азбуки Морзе или азбуки для глухонемых и т. п.;

— графическая форма, представляющая изображения объектов;

— акустическая форма, представленная звуковыми сигналами;

— видео форма, представляющая телепередачи, видео- и кинофильмы в специальном формате.

При работе с информацией всегда имеются источник и потребитель информации. При этом необходимо различать термины «информация» и «данные».

Данные – это информация, представленная в некоторой форме (формализованном виде), что обеспечивает ее хранение, обработку и передачу.

Информации обладает следующими свойствами:

— запоминаемость, то есть способность воспринять информацию и хранить ее продолжительное время;

— передаваемость, то есть способность информации к копированию – восприятием ее другой системой без искажения;

— воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, то есть при копировании информация остается тождественной себе; свойство воспроизводимости не является базовым и тесно связано с передаваемостью;

— преобразуемость – это способность информации менять способ и форму своего существования.

Можно выделить три концепции информации, объясняющие ее сущность.

Первая концепция предложена американским ученым Клодом Шенноном и отражает количественно-информационный подход. Информация определяется как мера неопределенности события. Количество информации зависит от вероятности ее получения. Чем меньше вероятность получения сообщения, тем больше информации в нем содержится. Эта концепция получила широкое распространение в теории передачи и кодировании данных.

Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Информация создает представление о природе, структуре, упорядоченности и разнообразии материи. В рамках этой концепции информация не может существовать вне материи, а значит она существовала и будет существовать вечно, ее можно накапливать, хранить и перерабатывать.

Третья концепция основана на логико-семантическом подходе, при котором информация рассматривается как знание, которое используется для ориентировки, активного действия, управления или самоуправления.

Чтобы сообщение было передано от источника к потребителю, необходима некоторая среда – носитель информации. Примерами носителей информации являются воздух для передачи речи, лист бумаги и конверт – для отсылки текста письма. Сообщение передается с помощью сигналов. В общем случае, сигнал – это физический динамический процесс, так как его параметры изменяются во времени.

В случае, когда параметр сигнала принимает конечное число значений, и при этом все они могут быть пронумерованы, сигнал называется дискретным. Сообщение и информация, передаваемое с помощью таких сигналов, также называются дискретными. Примером дискретной информации являются текстовая информация, так как количество символов (букв) конечно и их можно рассматривать как уровни сигнала передачи сообщения.

Если параметр сигнала является непрерывной во времени функции, то сообщение и информация, передаваемая этими сигналами, называются непрерывные. Примером непрерывного сообщения является человеческая речь, передаваемая звуковой волной, с меняющейся частотой, фазой и амплитудой. Параметром сигнала в этом случае является давление, создаваемое этой волной в точке нахождения приемника – человеческого уха.

Непрерывное сообщение может быть представлено непрерывной функцией, заданной на некотором отрезке [а, b]. Дискретизация – это процесс преобразования непрерывного сигнала в дискретный сигнал с некоторой частотой. Для этого диапазон значений функции (ось ординат) разбивается на конечное количество отрезков равной ширины. Тогда дискретное значение определяется отрезком, в который попало значение функции, называемый шагом дискретизации. Чем меньше шаг дискретизации, тем ближе полученный дискретный к исходному непрерывному сигналу, а, следовательно, больше точность дискретизации.

Информация нуждается в измерении. На практике количество информации измеряется с точки зрения синтаксической адекватности. Исторически сложились два подхода к измерению информации: вероятностный и объемный. В 1940-х гг. К. Шеннон предложил вероятностный подход, а работы по созданию ЭВМ способствовали развитию объемного подхода.

Рассмотрим вероятностный подход к измерению количества информации в соответствии с первой концепцией информации.

Пусть система  может принимать одно из N состояний в каждый момент времени, причем каждое из состояний равновероятно. Например, в качестве системы могут выступать опыты с подбрасыванием монеты (N = 2) или бросанием игральной кости (N = 6).

Количество информации системы  вычисляется по формуле, предложенной Р. Хартли:

H = H() = log2 N = .

При N = 2 количество информации минимально и равна H = 1. Поэтому в качестве единицы информации принимается количество информации, связанное с двумя равновероятными состояниями системы, например: «орел» – «решка», «ложь» – «истина». Такая единица количества информации называется бит.

Введем понятие вероятности. Вероятность события A – это отношение числа случаев M, благоприятствующих событию A, к общему количеству случаев N:

Объем данных V в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) в этом сообщении. В информатике в основном используется двоичная система счисления, то есть все числа представляются двумя цифрами: 0 и 1. Поэтому минимальной единицей измерения данных является бит. Таким образом, 1 бит – это либо 0, либо 1. Элемент, принимающий всего два значения, называется двухпозиционным и просто реализуется аппаратно, например, двумя состояниями «включено» – «выключено», «ток есть» – «ток отсутствует».

Более подробно о системах счисления будет рассказано в следующей главе.

Наряду с битом используется укрупненная единица измерения – байт, равная 8 бит.

Пример. Сообщение в двоичной системе счисления 10010010 имеет объем данных V = 8 бит. Этот объем данных представляется 1 байтом.

Для удобства использования введены и более крупные единицы объема данных:

1024 байт = 1 килобайт (Кбайт);

1024 Кбайт = 1 мегабайт (Мбайт) = 1024 2 байт = 1048576 байт;

1024 Мбайт = 1 гигабайт (Гбайт) = 1024 3 байт;

1024 Гбайт = 1 терабайт (Тбайт) = 1024 4 байт;

1024 Тбайт = 1 пентабайт (Пбайт) = 1024 5 байт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector