Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязательные курсы по выбору учащихся

Статья «Элективные курсы «ЗА» и «ПРОТИВ»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

«Элективные курсы: за и против».

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения. В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы: Федеральный базисный учебный план от 2004 года;

Нормативно-правовая база профильного обучения заложена в следующих документах Министерства образования и науки РФ:

— Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;

-Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана- графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;

-Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные,элективные.

Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения (68 час.) и часов учебого предмета «Технология» (102 часа). В сумме это дает 170 часов, но поскольку примерно треть от этого времениы предполагается затратить на проведение профессиональных проб и консультаций, то на курсы по выбору остается 115 часов. При шестидневной учебной неделе время на изучение этих курсов может увеличиться 180 часов.

В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: «Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?» и «Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?»

В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность:

– приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;

– получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

– сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования.

Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов.

Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:

лабораторно-практической части учебных программ;

интересов и увлечений учителя и учащихся.

Существует несколько подходов к созданию курсов по выбору.

Фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными учебными предметами старшей школы.

Методологический подход основан на научном методе познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Отсюда главная цель изучения курса по выбору, основанного на методологическом подходе: знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п.

Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода и т.д.

Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными являются практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.

Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения содержания того или иного профиля обучения. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Построение курса по выбору, основанного на таком подходе предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Так, ученики естественного профиля проявляют склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и биологии. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, а предпочтительными формами обучения являются экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевые игры. Для математики характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.

Компетентностный подход 1 имеет много сторонников сегодня, и, возможно, многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору для основной школы. При этом может быть следующая последовательность действий:

определение значимых для учащихся данного возраста проблем

выделение необходимых умений для их разрешения

определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач

отбор необходимого содержания

разработка методов обучения

разработка системы оценивания.

В качестве ориентиров для определения целей курсов по выбору могут быть взяты социальная, коммуникативная или предметная компетентность .

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные) .( на них мы остановимся позже)

Отличительными особенностями курсов по выбору для девятых классов являются их нестандартизованность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору проявляется в том, что в ходе предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов по выбору, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.

Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе должны отвечать следующим требованиям:

должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;

должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом»);

должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопрос: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».

Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы;

отбирая содержание, учитель должен ответить на вопросы: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?»;

перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы;

следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету;

курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)

Курсы по выбору, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию.

Курсы по выбору для предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не к сдаче экзаменов, а к успешному обучению в старшей школе.

Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (максимум 72 часа) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (максимум 35 часов).

При разработке элективных курсов для средней (полной) школы следует учитывать мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс. Это может быть подготовка к сдаче единого государственного экзамена по учебному предмету, который изучается школьником на базовом уровне, приобретение знаний и умений, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, возможность успешной карьеры и т.д.

. Разработка программ курсов по выбору для основной и элективных курсов средней (полной) школы

Программы курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы имеют сходную структуру:

Элективные курсы и их значение в профильном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева И. П.

Элективный курс – способ перехода к профильному образованию. Функции элективных курсов. Профильное обучение как средство дифференциации обучения. Цели профильного обучения. Технологичность элективных курсов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева И. П.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы и их значение в профильном обучении»

1. Коломиец В.М., Лебедев Ю.И. Содействуя профессиональной адаптации // Вестник высшей школы. — 1988. — № 9. — С. 56-57.

2. Коломиец В.М., Лебедев Ю.И. Фтизиопульмонология. — М.: Медицина, 2005. — 540 с.

3. Лебедев Ю.И. Учебное пособие по реферированию литературы. -Изд-во Lambert, 2012. — 590 с.

4. Лебедев Ю.И. Межкультурная коммуникация во фтизиопульмоноло-гии: некоторые проблемы билингвизма в обучении // Туберкулез и болезни легких. — 2012. — № 5. — С. 11-14.

5. Fred H., Herbert L. Hyposkillia // Texas Heart Institute Journal. — 2005. -Vol. 32, № 3. — P. 255-259.

6. Stephen J., McPhee I. Current Medical Diagnosis and Treatment. — 2008. -296 p.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Элективный курс — способ перехода к профильному образованию. Функции элективных курсов. Профильное обучение как средство дифференциации обучения. Цели профильного обучения. Технологичность элективных курсов.

Элективные курсы — как элемент учебного плана, дополняют содержание при реализации профильного обучения, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.

Читать еще:  Курсы для педагогов английского

Элективные курсы — курсы по выбору учащихся на старшей ступени школы. Они вводятся для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников [1, с. 46]. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана и выполняют следующие функции и могут быть:

— в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса.

В этом случае такой дополненный профильный курс становится в

полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается,

превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов;

— развивающими содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне;

— направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля.

Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана и могут выполнять следующие функции:

1. Поддерживают изучение основных профильных предметов на высоком уровне;

2. Служат для внутрипрофильной специализации и для построения индивидуальных образовательных траекторий;

3. Удовлетворяют разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного им профиля.

Среди элективных курсов могут быть предметные, межпредметные, а также элективные курсы по предметам не входящим в базисный учебный план.

Согласно концепции модернизации российского образования в настоящее время на старшей ступени общего образования, утвержденной Министерством образования России от 18.07.2002 № 2783 и приказу Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1322 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» обозначены цели перехода к профильному обучению.

Среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий. Одной из главных целей современного школьного образования становится социальная зрелость выпускников школ, как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности.

В основу элективных курсов могут быть положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. По ряду позиций элективные курсы близки к такой хорошо знакомой учителям форме обучения, как факультатив. Сходство этих форм связано с ориентацией на старшеклассников, с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов. Но в отличие от факультативов учебный план всех учащихся профильных классов должен включать элективные курсы. При этом ученики не сдают экзаменов по их программе.

Однако и факультативы, и элективные курсы — курсы по выбору имеют много общего, они разрабатываются с учётом пожеланий и интересов школьников, их родителей.

При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но и из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам [2, с. 540].

Элективные курсы, предлагаемые учащимся разных школ, могут отличаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Именно они являются важнейшим средством индивидуализации обучения — способствуют построению индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, проектируемой профессии.

Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию — они могут явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов, для повышения качества обучения. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводиться. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется в пропорции 5 : 3 : 2.

Итак, элективные курсы призваны развивать содержание других учебных курсов (например, таких смежных дисциплин как, региональная и экономическая география, география России, естествознание, природопользование, экология) и обеспечивает межпредметные связи, таким образом, даёт возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.

Также данный элективный курс рассчитан на школьников, которые хотят удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету. Познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Переход к профильному обучению, преследует, таким образом, следующие основные цели:

— обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования;

— создание условий для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, в том числе и через дополнительное образование;

— установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширение возможности социализации учащихся, в том числе более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [4].

Достижение вышеозначенных целей профильного обучения происходит за счет активного введения в педагогическую практику элективных курсов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Элективные курсы направлены на расширенное содержание базового курса, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена.

Таким образом, элективные курсы являются одним из основных средств, позволяющих строить индивидуальные образовательные программы, так как в наибольшей степени связан с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов. Элективные курсы дают возможность компенсировать во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Элективный курс, как и иная технология должен обладать рядом качеств: системностью, комплексностью, целостностью, научностью, структурированностью. Все перечисленные выше качества представляют собой одновременно и методологические требования к технологиям и критерии технологичности. Наличие и степень проявление этих качеств является мерой технологичности педагогического процесса. Основными критериями технологичности являются [3, с. 10]: системность, научность, структурированность, управляемость.

Педагогические технологии принято классифицировать по нескольким признакам, это связано с тем, что существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса, а сами технологии явление многомерное [3, с. 17]. Использование классификаций позволяет, как оценить качественные характеристики готовых элективных курсов, при внедрении их в педагогическую

практику, так и предоставляет возможность для самого разработчика определить достижением необходимых критериев разрабатываемого им курса.

Учёт возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития порядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебных материалов в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учёта которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Итак, духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

— между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость;

— духовное развитие людей протекает неравномерно, а в зависимости от условий;

— существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития духовных качеств оптимальны, называют сенситивными;

— по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

Разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации образования подрастающего поколения. Гуманистическая позиция учителя заключается в том, что в центре профессиональной деятельности находится не преподаваемый предмет, а учащийся, а предметное содержание выступает средством его развития.

1. Захарова С.В. Курсы экологии в профильной школе: Учебное пособие -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006. — 112 с.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 31546 раз

Библиографическое описание:

Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А. М. Егорова. — Текст : непосредственный, электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 173-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (дата обращения: 15.04.2020).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27, с. 11].

Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее:

с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся [15, с. 26].

Профильное обучение преследует следующие цели:


обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

Читать еще:  Кгу курск списки поступивших

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [27, с. 11].

Задачи системы профильного образования:


достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;

развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой [37, с. 49].

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:


естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология);

социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);

технологический (специализации – информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т.п.);

универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов и школ) [9, с. 104].

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно-эстетическому, оборонно-спортивному [24, с. 50].

Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:

● базовые общеобразовательные предметы,

● профильные общеобразовательные предметы,

● элективные (курсы по выбору).

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ.

Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [27, с. 75].

Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем – набор элективных курсов, предложенных школой.

Прилагательное «элективный» ( electus ) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. 3 2783) дано следующее определение: «Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы»[27, с. 16]. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [37, с. 49].

В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. «Элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих у нас факультативов. Факультативный курс – это не обязательный, а только возможный для изучения Идеология «изучаю – не изучаю» не предполагает, что выбор становится обязательным элементом общего образования. А введение элективных курсов направлено на решение именно этой задачи» [18, с. 9].

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, характеризуются минимальной численностью учебной группы (1-15 человек). Каждый учащийся в течение двух лет должен выбрать и изучить 5-6 элективов, при этом количество предлагаемых курсов должно быть значительно выше.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20.

Элективные курсы выполняют следующие функции:

● изучение ключевых проблем современности;

● ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;

●ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

●дополнение и углубление базового предметного образования;

●компенсация недостатков обучения по профильным предметам [10, с. 38].

Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:


расширить знания по изучаемым предметам;

обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;

способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;

формировать и развивать познавательный интерес к предметам.

Исходя из этого, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

● иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся;

● способствовать социализации и адаптации, представлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

● поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;

●обладать значительным развивающим потенциалом;

●вносить вклад в формирование целостной картины мира;

●способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций [10, с. 38-39].

Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность учащихся.

Виды элективных курсов определяются и задачами ступени школы, и видом учебного заведения, и местными условиями, и возможностями класса, группы, учителя, и так далее. Обсуждая вопрос о месте элективных курсов в старшей профильной школе, Каспржак А.Г. (2004) выделяет их виды, содержание и способы работы, образовательные задачи, решаемые курсами по выбору [17, с. 16-21].

Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Читать еще:  Курсы работника отдела кадров

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.

Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.

Виды курсов по выбору в предпрофильной подготовке

Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Предметно-ориентированные (пробные)

• Включают углубленное изучение отдельных тем базовых образовательных программ

• Это пропедевтические по отношению к профильным курсам повышенного уровня.

• Дополняют базовую программу, не нарушая её целостности — аналог факультативов

• Могут быть направлены на подготовку к экзамену

Задачи:

– реализация интереса ученика к выбранному предмету

– уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне

– создание условий для подготовки к экзаменам по выбору

представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

• Обеспечивают выход за рамки традиционных учебных предметов

• Знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по разным предметам

• Знакомят со способами деятельности в различных профессиях

Задачи:

– создание базы для ориентации в мире профессий

– знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности

– поддержание мотивации к профилю

Условия эффективности курсов по выбору в предпрофильной подготовке:

— предоставление реального выбора из некоторого количества;

— использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать на третьей ступени обучения (информационные, проектные, дистантные и т.п.);

— предоставление возможности учащемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

— отбор содержания сопровождается ответами на вопросы: «Зачем и почему ученик выберет именно этот курс? Чем он может быть ему полезен и интересен?»;

— создание положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности (Хочу ли я? Могу ли я?), развитие познавательной мотивации в процессе выполнения повышенных требований;

— вариативность содержания и способов освоения учебного курса (модульность, разноуровневые задания и пр.);

— преподавание курсов педагогами, которые не ведут базовые предметы;

— знакомство со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор;

— желательна опора на какое-либо пособие, что позволяет исключить монополию учащихся;

— не должно дублироваться содержание предметов, обязательных для изучения; подготовка, прежде всего, к успешному обучению в профильной школе, а не только сдаче экзаменов.

22.Охарактеризуйте конкретную программу элективного курса в образовательной области «Информатика» для старшей школы с позиции реализации идей профильного обучения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширяя возможности выстраивания учащимся индивидуального образовательного маршрута (траектории).

Цели профильного обучения (в соответствии с Концепцией)

— удовлетворение интересов учащихся и создание условий для оптимального развития их способностей;

— повышение качества общего образования на основе более глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях;

— установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностям, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Элективные курсы

• Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучении на старшей ступени школы;

• Реализуются за счет школьного компонента учебного плана;

— «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне (например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики);

— служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий (например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле).

• Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

• По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Образовательные задачи, которые могут быть решены элективными курсами:

— подготовка учащихся к принятию ответственного решения при выборе элективного курса на основе понимания проблемы и оценки вариантов ее решения (учится выбирать можно только выбирая на самом деле);

— подготовка учащихся к ведению конструктивного диалога при проведении переговоров с родителями, учителями, администрацией, основанных на предметном содержании;

— создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него (могу ли?, хочу ли?);

— создание условий для оказания помощи страшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней;

— создание ощущения успешности в выбранной образовательной области;

— совершенствование способов реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Виды элективных курсов с позиции самоопределения учащихся:

• ориентационные – ориентирующие в сфере возможной профессиональной деятельности;

• пробные – позволяющие экспериментировать, искать и обшибаться.

Любой элективный курс – авторский:

• адаптация готовой программы и учебно-методического комплекта к уровню подготовки учащихся, материально-технической базы образовательного учреждения, личной подготовки и заинтересованности учителя – переделка «под себя»;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector