Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа курса журналистики

Программа курса по теме: «Основы журналистики»

В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. В школах, как правило, ведется издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, – умения, которые актуальны не только для деятельности журналиста, но и для деятельности педагога. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезны будущим педагогам. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа педагога.

Цели:

  • создание условий, способствующих формированию способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
  • выпуск собственной газеты БПК;
  • внедрение электронной версии газеты на сайт БПК.
  • Задачи:

  • способствовать реализации индивидуальных способностей студентов и развитию творческого потенциала личности;
  • познакомить студентов с особенностями публицистического стиля и его жанрами (заметка, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, зарисовка, очерк);
  • формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат;
  • формировать умение собирать материал и выполнять работы в жанрах публицистического стиля;
  • воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развить в учащихся коммуникативные навыки письма и слушания.
  • Курс “Основы журналистики” рассчитан на 68 часов.

    Предлагаемый вариант программы включает следующие разделы:

    1. Журналистика в социальном мире; (4 часа).
    2. Формирование “информационного багажа” журналиста; (1 час+2 часа из раздела Издательская работа).
    3. Публицистический стиль: лексика и синтаксис; (11 часов+6 часов из раздела Издательская работа).
    4. Жанр заметки; (8 часов+2 часа из раздела Издательская работа).
    5. Технология интервью; (16 часов+2 часа из раздела Издательская работа).
    6. Корреспонденция; (2 часа).
    7. Жанры периодической печати; (8 часов).
    8. Издательская работа; (18 часов: восемь часов теоретического курса издательской работы распределяется следующим образом: 2 часа рекомендуем прочитать после 2 раздела + 6 часов целесообразно включить в третий раздел + 2 часа в 4 раздел; 2 часа – в 5 раздел; десять часов практического курса издательской работы распределяются между месяцами второго полугодия).

    Основной задачей первого, второго и третьего разделов является формирование комплексного взгляда на место журналистики в обществе, знакомство с особенностями газетной речи.

    Далее логика развития курса проявляется в том, что:

    1. происходит знакомство с основными принципами интервьюирования;
    2. рассматриваются особенности газетных жанров: заметки, корреспонденции, статьи, аннотации, отзыва, рецензии, зарисовки, очерка, эссе.

    Особое место в курсе занимает раздел, посвященный издательской работе, в ходе которой рассматриваются принципы организации и планирования работы редакции, техническая сторона формирования газетного издания с перспективой издания собственной газеты (“Вестник БПК”). Особенность этого раздела заключается в том, что с издательской работой студенты знакомятся в процессе освоения всего курса. В первом полугодии студенты получают теоретические знания по организации и планированию работы редакций; выбору и подготовке иллюстраций; литературном и шрифтовом оформлении заголовков; техническом оформлении изданий; макетированию.

    Во втором полугодии студенты работают в группах (5 групп) – каждая группа должна возглавить работу над выпуском одного номера газеты. Таким образом студенты осваивают работу в специальной программе Microsoft Office Publisher 2003, которая позволяет формировать публикации для печати. В каталоге Publisher хранится много вариантов публикаций, позволяющих выполнить печатное издание в различных стилях.

    Важной задачей в данном случае является научать студентов ориентироваться в программе и формировать печатное издание.

    В процессе изучения курса студенты должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:

    • лексика современной газеты;
    • синтаксис языка газеты;
    • заметка;
    • интервью;
    • статья;
    • корреспонденция;
    • отзыв;
    • зарисовка;
    • очерк;
    • эссе;
    • издательская работа.

    Студенты должны владеть знаниями:

    — о теоретических основах и тенденциях журналистской деятельности;
    — знать формы организации работы журналиста;
    -наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности;
    — функции, мотивы, цели журналистской деятельности;
    — принципы формирования имиджа журналиста;
    — каналы формирования “информационного багажа”;
    — знать особенности жанров публицистического стиля;
    — теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью;
    — знать разновидности вопросов;
    — тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.

    Студенты должны владеть умениями:

    — программировать собственную деятельность на успех;
    — учитывать менталитет отечественного читателя;
    — оформлять рукопись;
    — планировать работу журналиста;
    — самостоятельно отбирать актуальный материал (темы, информацию);
    — уметь задавать вопросы;
    — отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры;
    — выполнять работу в жанрах публицистического стиля (анализировать и обрабатывать собранный материал);
    — оформлять печатные издания (литературное и шрифтовое оформление заголовков, составлять макет будущей газеты);
    — планировать работу редакции;
    — работать в команде.

    Содержание темы “Журналистика в социальном мире”:

    Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Управление имиджем журналиста. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи.

    Студенты должны знать: тенденции журналистской деятельности; принципы формирования имиджа журналиста; наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности; функции, мотивы, цели журналистской деятельности.

    Студенты должны уметь: программировать собственную деятельность на успех; учитывать менталитет отечественного читателя; оформлять рукопись.

    Содержание темы “Формирование “информационного багажа” журналиста”:

    Поиск темы и информации. Каналы формирования “информационного багажа”.

    Студенты должны знать: каналы формирования “информационного багажа”.

    Студенты должны уметь: самостоятельно отбирать актуальный материал; формулировать тему публицистического сочинения.

    Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – “Организация и планирование работы редакций”.

    Содержание темы “Публицистический стиль: лексика и синтаксис”:

    Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты.

    Анализ лексики современной газеты.

    Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии.

    Наблюдения над синтаксисом языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. “Рубленая” проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование.

    Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить таблицу “Особенности публицистического стиля”.

    Найти приметы научного и художественного стилей.

    Выбрать из текста речевые формы, обладающие оценочным характером.

    Студенты должны знать: лексические особенности газетного жанра; синтаксические особенности публицистического произведения.

    Студенты должны уметь: отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры.

    Рекомендуем в рамках данного раздела дать темы восьмого раздела – Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий.

    Содержание темы “Технология интервью”:

    Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники. Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире.

    Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить интервью на заданную тему.

    Студент должен знать: теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.

    Студент должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.

    Содержание темы “Жанр заметки”:

    Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Поиск заголовка. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка.

    Анализ заметки информационного характера.

    Специфика положительной заметки.

    Особенности критической заметки.

    Специфические особенности полемической заметки.

    Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Наклеить в тетрадь.

    Найти в любой газете 10 свежих заголовков, запишите их в тетрадь с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщите суть материала.

    Исправить заметки учащихся. Объясните коррективы.

    Написать заметку на любую актуальную тему.

    Студенты должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка.

    Студенты должны уметь: продуцировать заметку любого вида.

    Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – Макетирование. Планирование работы редакций.

    Содержание темы “Корреспонденция”.

    Особенности жанра корреспонденции.

    Студенты должны знать: специфические особенности жанра.

    Студенты должны уметь: анализировать и обрабатывать исходный материал.

    Содержание темы “Жанры периодической печати”:

    Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе.

    Отзыв о кинофильме, спектакле, картине…

    Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.

    Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации.

    Особенности жанра рецензии.

    Жанр очерка. Виды очерков: публицистический, художественный, путевые заметки.

    Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газетах зрительский отзыв, приклеить в тетрадь.

    Написать отзыв о кинофильме или спектакле.

    Найти в газетах очерк, приклеить в тетрадь. Определить вид очерка.

    Написать эссе на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах). Студенты должны знать: особенности публицистических жанров.

    Студенты должны уметь: составлять аннотации, рецензии, писать отзывы, очерки, эссе; высказывать свои впечатления о произведении искусства; уметь сжато излагать текст.

    Содержание темы “Издательская работа”:

    Организация и планирование работы редакций. Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы редакций.

    Читать еще:  Курсы по делопроизводству и документообороту в минске

    Примеры организации самостоятельной работы студентов: студенты работают в группах – каждая группа должна выпустить один номер.

    Написать сочинение в любом публицистическом жанре.

    Студенты должны знать:

    как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.

    Студенты должны уметь:

    оформить печатные издания; планировать работу редакции; уметь работать в команде.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
    1. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
    2. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
    3. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
    4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
    5. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
    6. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
    7. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

    Программа курса практической журналистики
    рабочая программа по теме

    Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования , созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектирование , право и экономика . Занятия по данным курсам проводились для обучающихся Центра с целью их подготовки к реализации социальных проектов. В прошлом учебном году мы решили добавить к уже существующим еще один блок — «Основы журналистики», целью которого является обучение уч-ся основам журналистского мастерства, грамотному оформлению своих мыслей в ходе представления социально значимых проектов.

    К каждому занятию разработана презентация, включающая теоретический и часть практического материала.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Самусьский лицей»

    Центр гражданского образования

    курса практической журналистики

    Курс практической журналистики рассчитан на быстрое погружение обучающихся Центра гражданского образования в профессию журналиста.

    Курс практической журналистики позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи материала в СМИ, представления и защиты социально значимых проектов, развивать инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.

    На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать материалы в разных газетных жанрах (заметки, интервью, новости, репортаж, пресс-релиз и др.), приобретают практический навык проведения соц. опроса и интервью.

    Результатом занятий является творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, представлении социально-значимых проектов в СМИ, на конференциях и Форумах; активное участие в Российских и региональных конкурсах творческих работ.

    — обучение учащихся основам журналистского мастерства; грамотному оформлению своих идей и мыслей в ходе представления социально значимых проектов;

    — воспитание у учащихся интереса к профессии журналиста.

    1. Формировать практические навыки подачи материала в разных жанрах журналистики;
    2. Формировать навыки совместной деятельности и делового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.
    3. Развивать инициативу и творческие способности учащихся, индивидуальное мышление, интересы, склонности;
    4. Расширить общий кругозор учащихся.

    Кол-во часов всего

    Вводное занятие. Жанры журналистики. Принцип деления на жанры. Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры

    Информационные жанры. Информация и ее основные черты. Правила построения информации.

    Заметка в газету как один из способов представления проекта. Типы заметок.

    Интервью как способ получения информации. Интервью и его признаки. Этапы работы над интервью.

    Социология в проектной деятельности. Виды анкеты. Правила проведения опроса. Обработка информации.

    Способы размещения материала на сайте школы. Структура пресс-релиза.

    1. Вводное занятие. Жанры журналистики (1 ч)

    Основные способы представления социального проекта: заметка в газете, на сайте (пресс-релиз), выступление на радио. Принцип деления на жанры.

    Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры.

    2. Информационные жанры (1 ч)

    Информация (новость) и ее основные черты. Формы подачи новостей. Правила построения информации. Практика: написание информации.

    3. Заметка в газету как один из способов представления проекта (1 ч)

    Заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Практика : написание заметки в школьную газету на «Жизнь моего класса». («Значимое событие в жизни школы»). Репортаж, виды и типы репортажа.

    4. Интервью как способ получения информации (2 ч)

    Интервью и его признаки. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

    Практика: составление вопросов к интервью с предполагаемым социальным партнером.

    5. Социология в проектной деятельности (2 ч)

    Виды анкеты. Обработка информации. Правила проведения опроса. Практика: проведение соц. опроса (блиц-опроса).

    6. Способы размещения материала на сайте (1ч)

    Структура пресс-релиза. Практика : написание пресс-релиза

    Ожидаемый результат и способы проверки:

    Результатом обучения является:

     творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, представлении социально-значимых проектов в СМИ, на конференциях и Форумах;

     участие во всероссийских и региональных конкурсах творческих работ.

    1. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж.Гоне; общ. ред. и вступ. А.В. Шарикова. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. -200 с.

    2. Дзялошинский, И. Жанры журналистики. Описание жанров, их характеристики и назначения с практическими примерами / И. Дзялошинский // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — №2.

    3. Лепилкина, О. И. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. – М.: Вентана –Граф, 2006. – 272 с. : ил.

    4. Лицейское и гимназическое образование: Школьная газета: формула успеха. – 2004. — № 3.

    5. Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера) / А. Муратов // Профессия — журналист. – 2000. — № 9.

    6. Скоробогатько, В. Заяви о себе громко, но красиво. Дизайн школьных газет и журналов / В. Скоробогатько // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. — № 9.

    7. Спирина, Н.А. Журналистика в школе: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н.А. Спирина. – Ленинск-Кузнецкий: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. – 53 с.

    1. Антонов, В.И. Информационные жанры газетной публицистики / В.И. Антонов. – Саратов, 1996.

    2. Бовин, А. Профессия – журналист / А. Бовин // Журналист. – 2001.-№3.

    3. Васильева, Л. А. Делаем новости! : учебное пособие / Л.А. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 190 с.

    4. Вовк, Е.Т. Школьная стенгзета и издательские технологии в школе / Е.Т. Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – 2004. — №4.

    5. Гринева, Л.Г. Как организовать в школе выпуск газеты / Л.Г. Гринева // Программа гимназии №23. – Краснодар, 2004.

    6. Максимова, В. Русский язык и культура речи / В. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

    7. Плешаков, Л. Интервью: проход по минному полю / Л. Плешаков // Профессия – журналист. – 2001. — № 3.

    8. Танкова, Л. Школьная газета от «А» до «Я» / Л. Танкова // Первое сентября. – 2003. — № 43. – (Класс-медиа.

    9. Томских, И.С. Организация школьных средств массовой информации (СМИ) / И.С. Томских // Программа по журналистике. Областное государственное учреждение «Читинский детско-юношеский центр «Искра». – Чита, 2004.

    10. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов / Н.М. Рухленко // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 6.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Жанры журналистики Курс практической журналистики МОУ «САМУСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. АКАДЕМИКА В. В. ПЕКАРСКОГО» Автор: Н.М. Дунаевская, педагог доп.образования

    Мастерская жанров Как правило, неинтересно читать любую газету, если все материалы в ней написаны одинаково. Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров: заметка, репортаж, хроника, интервью, статьи. Начинающие журналисты обязаны знать, какие жанры существуют в журналистике, каковы особенности каждого их них и в чем их различие. Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы (виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации.

    Газетные жанры Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией: Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?»; Репортаж показывает, как это происходит; Корреспонденция объясняет «почему»; Интервью освещает «что об этом думают?» Обзор представляет положение дел в целом.

    Классификация газетных жанров Жанры современной газеты можно условно разделить на три группы: Информационные Аналитические Художественно-публицистические (иногда отдельно выделяют сатирические жанры). Современным жанрам свойственно широкое взаимопроникновение.

    Информационные жанры К жанрам новостной информации обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. От того, насколько эта новость важна, ярка, значительна, зависит размер материала и даже место на газетной полосе. Имея в наличии один факт, журналист может написать новость , заметку , интервью , репортаж , отчет , опрос , пресс-релиз , т.е. материал любого информационного жанра. Особенности информационных жанров: высокая оперативность, небольшой объем, узкий масштаб охвата событий. Главная цель – сообщить об единичном факте : сжато, оперативно, без общих рассуждений.

    Аналитические жанры Аналитические жанры призваны исследовать. У них общее назначение – анализ ситуаций, возникающих в различных сферах общества. Материалы этих жанров менее оперативны, но зато масштаб событий в них значительно шире и места на газетной полосе они занимают больше. К ним относятся: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия.

    Читать еще:  Логопедический массаж для детей курсы

    Художественно-публицистические жанры В них, кроме информации, присутствуют художественность и публицистичность. Конкретный, документальный факт как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Жанры: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки … (в целом около 20-и жанров), т.е. «авторская журналистика».

    Художественно-публицистические жанры Главная задача: на основе реальных фактов выстроить образ. В художественно-публицистических жанрах широко используются литературные выразительные средства.

    Сатирические жанры Содержат критику, выраженную средствами сатиры, юмора, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и т.д. Сатирические жанры: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот .

    Эпистолярные жанры Это письма читателей и ответы на них. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. Письмо в журналистике бывает двух разно-видностей: Обращение автора к широкой аудитории (читателю, слушателю); Стремление автора побудить конкретного адресата к неотложным, активным действиям. * Чаще всего журналист использует жанр письма для обращения к видным деятелям – руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.д.

    Практическое применение Игра «Кто больше?» Назовите не менее 10 жанров журналистики. Есть информационный повод (факт): в окрестностях Самусь обнаружен след снежного человека. Попробуйте сообщить об этом факте в газету, используя: а) жанр «новость», б) жанр «интервью», в) жанр «репортаж», г) средства художественно-публицистического жанра (образ, авторское впечатление, эмоциональность)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии .

    Элективный курс «Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о.

    Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса «Основы журналистики».

    Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

    Программа предпрофильного курса «Азбука журналистики».

    Практическая журналистика, авторская программа.

    Курс по выбору дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.

    Программа курса журналистики

    Содержание курса

    1. «Журналистика для школьников», 5-7 классы

    Образовательный цикл – 35/105 часов

    1. «Введение в журналистику» (в версии издательства «Просвещение» – «Журналистика для начинающих», 8-9 классы)

    Образовательный цикл – 34/68 часов

    2. «Основы журналистики. Репортаж. Интервью»

    Образовательный цикл – 18 часов

    Содержание курса «Журналистика для школьников», 5-7 класс

    Учебный материал адаптирован для среднего школьного возраста, в качестве дидактических материалов используются страницы школьных СМИ и образцы детских публицистических текстов. То есть материал максимально легкий для восприятия.

    Основной акцент — на деловых и творческих играх, творческих практикумах, проектных и исследовательских формах деятельности.

    Основная идея — дать учащимся возможность непосредственно во время учебных занятий попробовать все: написать текст, взять интервью, провести опрос, создать макет газетной страницы, фотоколлаж, видеосюжет, лонгрид, провести конференцию и круглый стол, попробовать себя в роли блогера.

    Содержание курса «Введение в журналистику» («Журналистика для начинающих», 8-9 класс)

    Модуль № 1. Основные принципы журналистской деятельности.

    Функции журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение. Миссия журналиста. Виды СМИ. Факт и его интерпретация. Источники информации. Достоверность и недостоверность информации, способы проверки информации на достоверность. Газетная «утка», фейковая новость. Манипуляции информацией, информационные войны. Качественная журналистика и желтая пресса. Способы работы с информацией. Нравственно-этические основы журналисткой деятельности. Закон РФ о СМИ и Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

    Модуль № 2. Журналистский текст.

    Основные качества текста, ориентированного на читателя. Специфика текста для печатных СМИ. Текст на радио и на телевидении. Редактирование текста. Цель и форма журналистского высказывания. Общие представления о жанрах журналистики (репортаж, интервью, комментарий, портретная зарисовка, журналистское расследование, интервью, пресс-конференция, брифинг, ток-шоу, телемост). Жесткая и мягкая новость. Специфика новостной информации в разных видах СМИ. Новостной заголовок и заголовочный комплекс.

    По итогам двух модулей предусмотрена защита итогового проекта по курсу «Введение в журналистику».

    Содержание курса «Основы журналистики. Репортаж. Интервью», 10-11 класс

    Внимание! Курс «Основы журналистики. Репортаж. Интервью» является вторым из цикла Основы журналистики в школе». Изучение его возможно только после того, как учащиеся освоили материал курса «Введение в журналистику», поскольку выстраивание учебного материала данного курса опирается на базовые понятия и схемы, изученные в рамках первого курса «Введение в журналистику».

    Модуль № 1. Репортаж.

    Критерии и границы жанра репортаж. Эффект присутствия, составляющие элементы «картинки» репортера: общий план события, значимые детали, ритм события, его динамика, цветопись, «звучание» события, особенности поведения людей. Необходимые компоненты репортажа, роль цифр и статистических данных, ретроспективы, особенности интервью в репортаже. Репортажный лид, заголовок. Особенности композиции репортажа. Репортаж в печатных СМИ и на телевидении. Специфика телерепортажа, отличие новостного телесюжета от телерепортажа. Структурные элементы телерепортажа: stand-up, закадровый текст, интершум, синхрон, рэпэраунд, life. Сравнительный анализ построения телерепортажа на российском телевидении и на телевидении BBC. Включенное наблюдение, эксперимент, метод «маски» в работе репортера на примере мастеров советской журналистики (Михаил Кольцов, Анатолий Рубинов), зарубежной журналистики (Гюнтер Вальраф) и современной отечественной журналистики («Русский репортер», «Комсомольская правда»). Репортеры в «горячих» точках: профессионализм и нравственный выбор.

    Модуль № 2. Интервью.

    Формы организации интервью, их роль и особенности: классическое интервью, ток-шоу, пресс-конференция, круглый стол, брифинг, пресс-подход, интервью по телефону и в сети интернет. Виды интервью: портретное, информационное, аналитическое (проблемное). Особенности выстраивания диалога и характеристика вопросов в каждом виде интервью. Этапы подготовки к интервью. Закрытые и открытые вопросы, их роль в выстраивании диалога с собеседником. Логика интервью в вопросах и ответах. Заранее заготовленные вопросы и экспромт, роль в интервью «вопросов из ответов». Деловая игра «Интервью». Вербальное и невербальное поведение, правила невербального поведения журналиста во время интервью. Десять способов испортить интервью. Подготовка к презентации коллективного творческого проекта в жанре интервью.

    По результатам каждого модуля учащиеся выполняют творческую работу. Кроме того, по итогам модуля «Интервью» выполняется коллективный творческий проект в форме пресс-конференции или ток-шоу.

    Бизнес Академия МБА Сити

    Отправьте заявку на обучение прямо сейчас и получите совершенно бесплатно доступ к первому уроку, где мы расскажем Вам о 16 секретах успеха от профессиональных журналистов!

    Институт журналистики и PR при МБА «СИТИ» рад представить Вашему вниманию современный курс профессионального обучения журналистов по программе “Основы журналистики”.

    На подготовительных курсах для журналистов в результате интенсивного процесса обучения применению современных технологий в журналистике Вам предстоит изучить полный курс лекций по основам журналистики и стать высоко ценным специалистом. Вы научитесь эффективно и качественно выполнять обязанности журналиста и репортера. Узнаете, как стать журналистом, как строится композиция статьи, изучите теорию журналистики, поймете границы дозволенного в законах о свободе информации.

    В процессе обучения на журналиста заочно вы также освоите и сможете использовать на практике такие важные аспекты работы как социальная позиция и принципиальность журналиста, творческий подход и оценка выполненной работы.

    Специально разработанная программа дистанционного обучения журналистов создана для тех, кто хочет повысить свою квалификацию и получить навык высокопрофессиональной работы в сфере журналистики. Профессиональное обучение на журналиста в Москве на курсе “Основы журналистики” станет для Вас важным этапом, полезным для личностного роста и стремительного продвижения по карьерной лестнице. Достигайте новых вершин благодаря ценным знаниям!

    Для прохождения нашего подготовительного курса журналистики мы предлагаем Вам дистанционный формат обучения. Ведущее и наиболее популярное на сегодняшний день, дистанционное обучение основам журналистики предусматривает Ваше полное участие в процессе. После оплаты через личный кабинет на сайте Вам предоставляется доступ ко всем заданиям и урокам онлайн курса журналистики в Институте журналистики и PR при МБА «СИТИ», а осваивать программу можно будет в удобном темпе и графике.

    Высококвалифицированные специалисты Института журналистики и PR академии МБА «СИТИ» обязательно окажут Вам профессиональную поддержку, и с удовольствием ответят на все возникшие в процессе учёбы вопросы.

    После прохождения обучения на курсе начинающего журналиста “Основы журналистики”, Вы сможете занять соответствующую должность в одном из престижных изданий и научитесь профессионально разбираться в основах журналистики. Это ваша возможность стать действительно востребованным специалистом.

    Сколько стоит обучение на журналиста? Стоимость обучения на журналиста в нашем Институте совсем невелика для возможности получить образование в перспективной сфере журналистики, улучшить свои знания и навыки и освоить интересную профессию. Это ваш шанс расширить свои возможности для профессионального роста и увеличения дохода. Уже после первого занятия Вы сможете применять приёмы в журналистской практике, а ваш профессиональный подход вырастет многократно! Пройти программу обучения “Основы журналистики” значит стать востребованным и дипломированным специалистом в сфере журналистики.

    Читать еще:  Курсы контрактная система в сфере закупок

    В нашем Институте Вы также получите государственный диплом с международным приложением о прохождении курса “Основы журналистики”, и данный документ станет существенным плюсом к Вашему резюме и отличным подтверждением полученных профессиональных знаний.

    Лицензия на образовательную деятельность №038379

    Программа курса обучения «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»

    1. Возникновение журналистики
    1.1 Появление и развитие журналистики
    1.2 Журналистика в качестве СМИ
    1.3 Журналистика в качестве инструмента социального управления

    2. Основные функции журналистики
    2.1 Виды функций в журналистике
    2.2 Суть функций журналистики
    2.3 Особенности идеологических функций
    2.4 Особенности культуроформирующих, рекламно-справочных, рекреативных функций
    2.5 Особенности организаторских функций
    2.6 Роль и взаимодействие функций в системе журналистики

    3. Понятие социальной позиции журналиста
    3.1 Как формируется социальная позиция
    3.2 Принципы журналиста
    3.3 Роль принципов в журналистике
    3.4 Принципиальность журналиста

    4. Свобода в журналистской деятельности
    4.1 Закон о свободе СМИ
    4.2 Условия свободы СМИ
    4.3 Юридические особенности свободы журналистики

    5. Роль журналистике в системе социальных институтов
    5.1 Взаимодействие журналистики и общества
    5.2 Особенности государственной политики в области СМИ
    5.3 Обеспечение информационной безопасности
    5.4 Взаимодействие журналиста с политикой
    5.5 Виды журналистики в ходе истории

    6. Журнализм в системе средств массовой информации
    6.1 Средства журналистики в массовой коммуникации
    6.2 Инфраструктура СМИ
    6.3 Структура системы СМИ
    6.4 Взаимодействие СМИ

    7. Журнализм и творчество
    7.1 Классификация журналистской деятельности
    7.2 Способы реализации информационной политики
    7.3 Методология творчества в журнализме

    8. Определение эффективности журналистики
    8.1 Оценка результатов журналистики
    8.2 Способы повышения действенность журналистики
    8.3 Контакты с аудиторией в определении эффективности
    8.4 Творческий подход как фактор эффективности

    9. Место журналиста в системе СМИ
    9.1 Личные и профессиональные черты журналиста
    9.2 Понятие гражданской ответственности журналиста
    9.3 Что такое журналистская этика
    9.4 Права и обязанности журналиста
    9.5 Защита авторского права в журнализме
    9.6 Союзы и организации журналистов

    10. Классификация жанров журналистики
    10.1 Особенности жанров
    10.2 Детальное описание жанров

    11. Суть новостного жанра
    11.1 Термин «новость»
    11.2 Построение новостной статьи
    11.3 Виды новостей
    11.4 Предметы новости
    11.5 Схемы построения новостей
    11.6 Применение повествования в новости

    12. Суть ньюс-фиче и аналитической статьи
    12.1 Характеристика и структура жанра «Ньюс-фиче»
    12.2 Характеристика и структура аналитической статьи

    13. Суть репортажа
    13.1 Характеристика репортажа
    13.2 Структура репортажа
    13.3 Виды репортажа

    14. Суть интервью
    14.1 Виды интервью
    14.2 Классификация вопросов интервью
    14.3 Типы движения в интервью
    14.4 Суть расшифровки и особенности согласования интервью
    14.5 Как подготовиться к интервью
    14.6 Приемы и способы получению информации

    15. Характеристика комментариев
    15.1 Классификация комментариев
    15.2 Типология вопросов для комментария

    16. Особенности портрета
    16.1 Характеристика и структура жанра «Портрет»
    16.2 Типы героев портрета

    17. Структура журналистского текста
    17.1 Особенности составления заголовка
    17.2 Суть лида
    17.3 Особенности концовки

    18. Способы поиска тем для статьи и сбора информации
    18.1 Как найти тему статьи
    18.2 Как искать информацию для статьи

    19. Особенности языка журналистских текстов
    19.1 Основные правила создания статей
    19.2 Важные советы по написанию статей

    20. Профессия журналиста
    20.1 Эффективность работы журналиста
    20.2 Повышение результативности работы журналиста
    20.3 Журналистская карьера
    20.4 Психологические особенности журналистской работы

    21. Правовая база для СМИ
    21.1 Определение права
    21.2 Термин массово-информационного права
    21.3 Особенности международных договоров о СМИ
    21.4 Роль Европейского Суда по правам человека в СМИ
    21.5 Законы о СМИ в Конституции Российской Федерации
    21.6 Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ о деятельности СМИ
    21.7 Особенности законодательства субъектов Российской Федерации
    21.8 Закон о средствах массовой информации и юридические аспекты для частных СМИ
    21.9 Законы о средствах массовой информации в зарубежных странах

    22. Политика государства в области СМИ
    22.1 Политика в отношении СМИ в первой половине 1990х гг.
    22.2 Государственная поддержка средств массовой информации во второй половине 1990х гг.
    22.3 Поддержка государством местной прессы
    22.4 Законы о процедуре освещения деятельности органов власти в гос. Средствах массовой информации
    22.5 Реакция властей на критику в средствах массовой информации
    22.6 Информационная безопасность на государственном уровне
    22.7 Иностранная собственность на средства массовой информации
    22.8 Поддержка средств массовой информации зарубежом
    22.9 Пример государственных дотаций прессе в Швеции
    22.10 Суть обращений в судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации

    23. Информационная свобода
    23.1 Обеспечение доступа к информации
    23.2 Суть свободы информации
    23.3 Характеристики прав и обязанностей журналистов
    23.4 Понятие конфиденциальных сведений
    23.5 Обеспечение доступа к информации в РФ
    23.6 Государственная тайна
    23.7 Конфиденциальная информация
    23.8 Способы получения информации
    23.9 Последствия непредставления информации
    23.10 Особенности процедуры аккредитации
    23.11 Судопроизводство и свобода информации
    23.12 Персональная ответственность за распространение секретной информации
    23.13 Примеры нарушения свободы информации и злоупотребления ею

    Что изучают на факультете журналистики: предметы, дисциплины

    Доверь свою работу кандидату наук!

    Выбирая вуз и специальность для поступления, не все абитуриенты представляют, что именно они будут учить ближайшие несколько лет. Особенно это касается людей творческих профессий: многие думают, что их ждут только профильные предметы и никаких общеобразовательных дисциплин. Это не совсем так, и чтобы помочь вам определиться с выбором, мы расскажем, что изучают на факультете журналистики в вузах России.

    Больше полезных советов для поступления и успешной учебы получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о выгодных предложениях и интересных акциях.

    Какие дисциплины изучают на журналистике

    Подавая документы на специальность «журналистика», некоторые абитуриенты думают, что они будут учить и сдавать только дисциплины, посвященные созданию материалов и работе в кадре. На самом деле все гораздо сложнее.

    Предметы на факультете журналистики дают студентам теоретическую базу, а также развивают в них разнообразные умения и навыки, необходимые современному корреспонденту.

    Журналистика: профильные предметы

    На 1-м курсе факультета журналистики изучаемые предметы дают общие сведения о специальности. Студенты учат:

    • историю журналистики;
    • основы журналистской деятельности;
    • жанры журналистики;
    • систему СМИ;
    • теорию социально-массовой коммуникации.

    Если специальность действует на филологическом факультете, студентам также приходится изучать русскую и зарубежную литературу.

    На 2-м и 3-м курсе журналистики изучаемые дисциплины дают представление о разных сферах специальности.

    1. Фотожурналистика.
    2. Радиожурналистика.
    3. Тележурналистика.
    4. Интернет-журналистика и новые медиа.
    5. Основы редакторского дела.

    Журналист должен уметь пользоваться современной аппаратурой На 3-м и 4-м курсе в учебном плане к дисциплинам журналистики добавляются «творческие мастерские». На этих занятиях студенты журфака создают собственный медиа-продукт: делают печатные или онлайн-издания, снимают сюжеты и пр.

    Кроме того, на старших курсах также изучают специальные предметы:

    • реклама и PR в СМИ;
    • проблематика современных медиа;
    • журналистская деонтология (этика и право);
    • работа пресс-служб и информационных агентств;
    • журналистские расследования.

    Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

    Общеобразовательные дисциплины факультета журналистики

    Кроме специальных предметов, будущим акулам пера придется столкнуться и с теми дисциплинами, которые есть в любой образовательной программе.

    1. Русский язык (обычно изучается более углубленно, чем на технических или естественных специальностях).
    2. Иностранный язык (обычно один по выбору студента: английский, немецкий, французский).
    3. История.
    4. Социология.
    5. Логика.
    6. Экономика.
    7. Психология.
    8. Экология.
    9. Философия.
    10. Культурология.

    Физкультура также является обязательным предметом на младших курсах любой специальности. Зато, в отличие от школы, в большинстве вузов можно выбрать секцию по душе: плавание, теннис, аэробику, шахматы и пр.

    Журналистика: какие предметы изучают в магистратуре

    Какие предметы на факультете журналистики будут на 5-м и 6-м курсах, зависит от профиля конкретной образовательной программы. Учитывая современные тенденции, большинство университетов и институтов стараются включить в учебные планы такие дисциплины:

    • экономика и маркетинг в СМИ;
    • современные формы подачи информации;
    • конвергентная журналистика (объединение традиционных и электронных СМИ);
    • информационная война и роль журналистов в ней;
    • информационная безопасность.

    Также в магистратуре студенты обязательно изучают иностранный язык.

    Журналистика: каких предметов не будет

    Гуманитарии, которые мечтали навсегда избавиться от всего, связанного с алгеброй и геометрией, могут радоваться: кроме экономики и логики, никаких предметов с математическим уклоном на специальности «журналистика» не изучают.

    Те, кто не любил естественные науки, также могут не волноваться: никакой биологии и химии, только экология, которая будет идти не дольше одного семестра.

    Но не стоит поступать на направление «журналистика» только из-за нелюбви к точным или естественным наукам. Залог того, что вы станете хорошим репортером — умение работать с большим количеством информации, наблюдательность и врожденная грамотность.

    Если какой-то предмет, изучаемый на журналистике, оказался слишком сложным для понимания, всегда можно обратиться за консультацией в сервис помощи студентам. Его эксперты справятся с учебными работами по любой дисциплине.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector