Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называют мастериц которые плетут кружево

Кружевоплетение

Кружевоплетение – это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Часто кружева применяются в оформлении интерьера квартиры или дома (панно, покрывала, скатерти, занавески, подушки, одеяла и пр). Кружевоплетение – трудоемкое и тонкое занятие. Ассортимент изделий с использованием техники кружевоплетения чрезвычайно велик. Наиболее актуальным видом кружевоплетения является изготовление украшений и аксессуаров.

История

Кружевоплетение как искусство появилось еще в XVІІ веке. В конце XVІІІ века кружева плели из серебряных и золотых нитей, а в изделия вплетали жемчуг. Своим мерцающим блеском кружева напоминали ювелирные изделия. В начале XІX века на Руси был открыт целый ряд фабрик, занимающихся изготовлением кружевных изделий. На работу нанимали умелых крепостных мастериц, которые плели кружева по западноевропейским образцам.

В 1861 году после крестьянской перестройки, начался стремительный рост кружевного промысла. Фабрики начали открывать не только в городах, но и небольших селах и деревнях. В тот же период была обогащена техника русского кружевоплетения. Считается, что плетение кружев тесно связано с еще одним видом народного искусства – вышивкой.

В тот период все кружевные изделия изготавливались вручную, они имели оригинальнее узоры. Скатерти, занавески, подушки, одежды и другие предметы пользовались большим спросом, как на внутреннем, так и на международном рынке. Причем скупщики не подвергали кружевные изделия браковке.

Начиная с 1930 года, в советской России появились так называемые артели. Крупными центрами кружевного плетения считались такие города, как: Вологда , Елец и Советск. В 1935 году были сформированы союзы умелых кружевниц, в которых чуть позже были созданы экспериментальные лаборатории, занимающиеся разработкой новых кружевных изделий, улучшением техники кружевного плетения и отстранением с производства устаревших эскизов. На работу в лаборатории принимали только высококвалифицированных художников-технологов, окончивших специальное отделение по кружевоплетению в Московском художественно-промышленном училище.

В годы Великой отечественной войны спрос на кружевные изделия усилился, большой популярностью пользовались предметы интерьера (накидки, дорожки, покрывала и пр.). Именно тогда была проведена огромная работа по внедрению новых техник и изготовлению разнообразных рисунков. В 1960 годах в моду вошла одежда, декорированная кружевом. Это вызвало повышенный спрос и изменение ассортимента плетеных кружевных изделий.

В настоящее время изделия, выполненные посредством кружевоплетения, в моде. Современные дизайнеры используют кружевные детали в своих коллекциях. Удивительно, но в 2013 году кружево актуально не только в одежде, но и в декоре интерьера. Кружевные покрывала, салфетки, тюль – привносят в дом атмосферу домашнего уюта, тепла и даже романтики.

О ручном кружевоплетении

Ручное кружевоплетение осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки. На верхнюю, более тонкую часть коклюшки наматывают нитки для плетения. При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

Плетеные вручную кружева состоят из разных по рисунку и плотности элементов, которые имеют следующие названия:

  • Полотянка – это плотное плетение, визуально напоминающее гарнитуровое плетение, которое чаще всего получается только на ткацком станке.
  • Сетка – это плетение из перевитых ниток, которые идут либо в прямом, либо в косом направлении.
  • Плетешки – это шнурки, которые плетутся из четырех нитей.
  • Насновки – это плотные рельефные элементы в виде овалов или квадратов.
  • Паучки – фигурки, имеющие довольно плотный центр и отходящие от него в разные стороны нити.
  • Решетки – прозрачные плетения разнообразных рисунков, образующих фон кружевных узоров.

По способу плетения кружева делятся на сцепные и парные. Используя парный способ, кружева плетут парами коклюшек, количество которых зависит лишь от ширины плетеного кружева, и конечно же, от сложности будущего узора. Узоры обычно состоят из разнообразных геометрических фигур: ромбов, треугольников, квадратов, овалов и др. При плетении сцепных кружев применяется от шести до двенадцати коклюшек. Кружева называют сцепными, поскольку некоторые части скрепляются с помощью вязального крючка. Чаще всего узоры сцепных кружев имеют растительный характер. Конфигурации самого узора образуются за счет беспрерывной тесьмы, выплетенной полотнянкой и ее разновидностями, или сеткой. Тесьма, образующая частые повороты, имеет название – вилюшка.

Инструменты для кружевоплетения

Для плетения кружев вручную необходимы следующие принадлежности:

  • коклюшки (различных видов и форм);
  • тонкий вязальный крючок (размер крючка зависит исключительно от толщины нити); *ножницы для вышивания;
  • шило;
  • булавки;

  • выдерга (инструмент для вытягивания булавок из кружева);
  • подушка-валик;
  • подставка для валика (специальные деревянные пяльцы).

Нитки для плетения кружев

Нитки для кружевоплетения могут быть выполнены из вискозы, хлопка, шелка, льна, шерсти и других материалов. Для изготовления кружева не всякие нитки подойдут, например, капрон и вискоза часто запутываются и легко рвутся. Шелковые нити рекомендуется приобретать только опытным кружевницам, поскольку с ними довольно сложно работать. Льняная нить самая грубая и неровная из всех. Хлопчатобумажные нити подойдут и для начинающих в этом непростом деле. Хотя белые нитки нужно плести очень аккуратно, так как они легко пачкаются. И, кстати, на фоне белых нитей в готовом изделии лучше всего видны ошибки плетения. Шерсть в кружевоплетении используется редко.

Очень часто для изготовления кружева мастерицы применяют мулине. Яркие оттенки, широкий спектр цветов, прочность и плотность плетения – вот основные достоинства мулине. Считается, что немецкое и датское мулине самое качественное.

Как называют мастериц, плетущих кружево?

Сложно ли шить самому кружевное нижнее белье?

Шить не сложно. Просто это кропотливая работа, со своим творческим подходом, со своим видением. Нужно ведь каждый раз создавать нечто новое и уникальное.

Главное усидчивость и желание творить, если можно так выразиться.

В нашем городе очень много девочек шьет кружевное нижнее белье. Проблема только в том, что процентов так 70 завышает цену на него. Конечно, это ручная работа. Но нужно ведь и качество учитывать. Ну и конечно же клиентскую базу нарабатывать.

Зачем Петру I были нужны запреты на бороды и русские национальные костюмы?

Надо сказать, что не Пётр начал переодевать и брить свое окружение, это тенденция, которая берет начало в домашней жизни московской знати XVII столетия. Адам Олеарий указывает, что Никита Иванович Романов (двоюродный брат царя Михаила Федоровича, т.е. дядя Алексея Михайловича, отца Петра Великого) иногда ради интереса надевал немецкие и польские костюмы. При царе Федоре Алексеевиче двор переодевается в польские одеяния, а самого царя мы видим безбородым на его портрете перед образом Спаса Нерукотворного. Таким образом, Пётр лишь продолжил начатую тенденцию по европеизации повседневного уклада, правда – в более категоричной форме, со свойственной ему резкостью. И. Корб описывает, как, вернувшись из Великого посольства, Пётр немедля стал отстригать бороды приближенным, оставив в покое лишь пожилых бояр Т.Н. Стрешнева и М.А. Черкасского, а также патриарха Адриана (священнослужителям Пётр в праве ношения бороды не отказывал). Таким образом, борода, как и традиционная русская одежда (длиннополые кафтаны, шубы, ферезеи и проч.) должны были восприниматься как символ того уклада, от которого Пётр намерен был отказаться в свете масштабной программы реформ, имевших целью сближение России с Европой. Здесь, конечно, стоит принять во внимание черты характера самого Петра, который поставил задачу не просто учиться всему хорошему, но часто попросту механически заимствовать какие-то характерные особенности быта. Точно так же насаждалась, к примеру, практика употребления кофе и табака.

Ришелье или Ришельё?

Ришельё, Чёрчилль, Гёббельс – так в оригинале, но буква «ё» у нас, к сожалению, не в почёте, вот и устоялось неверное произношение этих (и, думаю, многих других) фамилий.

Почему леопардовый принт ассоциируется с вульгарностью и сексуальностью?

Еще со времен пещерного человека леопардовый принт был символом силы и власти. Победил хищника — надень его шкуру, чтобы другим не повадно было. Позже этот редкий и дорогой мех стал показателем достатка и успеха среди королевских семей и крайне состоятельной знати, причем носили его в основном мужчины. В начале 20-го века его полюбили модные дизайнеры и, соответственно, женщины, особенно яркие особы, любящие быть в центре внимания. Мне кажется, самая сильная ассоциация с вульгарностью у леопарда именно в нашей стране. Например, в фильмах Альмодовара он выглядит совершенно органично, а на улицах Рима или Мадрида часто можно встретить вполне благопристойных старушек в леопардовых пальто или с сумочкой того же окраса. У нас же хищный принт стал популярным в 90-е — время разгула и излишества — во многом благодаря итальянским дизайнерам Dolce & Gabbana, Roccobarocco, Blumarine и прочим брендам, символизирующим, что жизнь удалась. Как и любой тренд богатых и знаменитых его подхватили и те, кто к такой жизни только стремился, причем иногда любыми способами. Девушки, желающие привлечь внимание особей другого пола, зачастую сочетали леопардовые наряды с другими вульгарными элементами вроде глубокого декольте или яркой помады и навсегда подпортили его репутацию в глазах большой части благочестивого общества. Тем не менее в модных кругах эта расцветка считается практически нейтральной и продолжает оставаться актуальной из сезона в сезон. Не стоит облачаться в леопард с головы до ног, но точно так же не стоит его бояться. Пятнистые туфли, ремень или сумка сделают даже самый скучный наряд более интересным, а леопардовая шуба навсегда останется модной классикой.

Читать еще:  Мастер класс по изготовлению серег

Что такое кружево, какие виды бывают, применение, свойства и уход

Плетение кружева является одним из видов декоративно-прикладного искусства с давней историей. Чарующий рисунок наделен загадочностью и романтизмом. По витиеватости и замысловатости его сравнивают с морозными узорами на стекле.

Описание

Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.

Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.

Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.

В чем привлекательность ажурной ткани:

  • интересная, красивая фактура;
  • придает одежде праздничный, торжественный вид;
  • хорошо драпируется и ложится в изделии;
  • не мнется и мало загрязняется;
  • отлично комбинируется с другими тканями;
  • большой выбор рисунков;
  • разнообразие и универсальность применения.

К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.

Виды по составу

Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.

Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.

В зависимости от состава плетение бывает:

По плотности и ширине

Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.

В магазинах тканей под кружевом понимают ажурную ленту шириной 10-100 мм. Полотно для пошива одежды называется гипюр.

Виды по плетению

В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.

Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:

  • вязаное с помощью крючка или спиц;
  • узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
  • плетенное на коклюшках;
  • шитое в игольной технике или хардангер;
  • ленточное.

Механизированное производство кружев появилось во Франции под конец XIX века. Основными представителями машинного плетения является гипюр и ажур.

Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.

С помощью короткого крючка получают:

  • обычное и немецкое;
  • брюггское;
  • венецианское (гипюр);
  • филейное;
  • ирландское;
  • Ретичелла;
  • Вилочное.

Длинным крючком изготавливают:

Разновидности кружева

  • Популярным способом ручного вязания является крючок. Он позволяет создавать мелкие элементы из одной нити. Для работы подходит крепко скрученное сырье или тесьма. Когда-то такой стиль вязания называли тамбурным.
  • Узелковое плетение или макраме получается плотным и прочным. Имеет давнюю историю и своим возникновением обязано морскому промыслу.
  • Хартангер – это норвежское кружево из белой льняной ткани. Техника предполагает нанесение гладью контурного рисунка, а потом вырезание элементов ножницами. Паутинка с помощью стежков заполняется узорами. Базовым цветом является белый.
  • Фриволите – означает «легкий, воздушный». Плетение из Франции, получаемое кручением нитей с помощью челнока. Таким образом мастерицы создают скатерти, салфетки, бижутерию и отделку для постельного белья.
  • Ришелье – итальянское кружево, выполненное на тонком полотне. Например, на сетке, батисте, муслине или органзе. Рисунок наносится стежками разной глубины. Оставшееся незаполненным пространство основы удаляется. Плетение имеет объемный эффект с теневыми бликами.
  • Ленточное, ренессанс или меццо пунто – в отличие от традиционных способов узоры формируются лентами и украшаются игольным кружевом. По схеме подбирается материал нужной длины, ширины и цвета. Благодаря тесьме рисунок приобретает плавные, округлые переходы. Производится ручным и машинным способом.
  • Игольное кружево с классическим цветочным узором из роз, хризантем и завитков. Контур рисунка переносится с бумаги на ткань и постепенно заполняется тонкой иглой мелкими стежками.
  • Филейное кружево плетется на основе сетки с квадратными или ромбовидными ячейками. Бывает простое, косое, прямое и гипюр.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см 2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Первыми производство кружева освоили итальянские мастера в средине XVI века. Они называли полотно Punto Aria или «воздушные петли».

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Шантильи

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Читать еще:  Мастер класс для поваров

Гипюр

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Кружева ручной работы

Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.

Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.

Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.

Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.

Применение

Кружевное полотно находит разнообразное применение. Воздушный материал используется для создания нарядов и платьев для торжественных событий – на свадьбу, выпускной бал, вечерний выход. Ажурные полотна успешно используют модные дизайнеры для эксклюзивных моделей.

Небольшие кружевные вещи способны украсить любую одежду и всегда пользуются спросом. Это может быть шарф или платок, палантин, воротники и манжеты.

Материал востребован для изготовления женских трусов, нижнего белья, пеньюаров, чулок и колготок. Ажурный элемент часто украшает сумочку, веер, брошь, шляпку, серьги, колье и даже обувь.

Без внимания не остался и домашний текстиль. Декоративные вставки или отделка украшают постельные комплекты, полотенца, занавески, скатерти, покрывала.

Накидки, шторы и салфетки изготавливаются полностью ажурными и украшают интерьер.

Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения. Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода.

  • Стирка только ручным способом.
  • Используют теплую воду не выше +40°.
  • Включать машину разрешается лишь для плотных изделий.
  • Закладывать их в барабан нужно в мешке для стирки.
  • Моющее средство выбирают гелевое для тонких тканей.
  • Рекомендуется использовать хозяйственное мыло. Достаточно намылить изделия и подержать в мыльном растворе 20-30 минут. Тщательно прополоскать.
  • После легкого сжатия оставить для стекания воды.
  • Для сушки разложить на горизонтальной поверхности и аккуратно расправить.
  • Гладить теплым утюгом через марлю или хлопчатобумажную ткань.
  • Движения должны быть легкими, чтобы не повредить ажурную структуру.

Фактурное кружево или с объемными узорами гладить нельзя, как и синтетическое.

Виды ручного кружевоплетения

Виды ручного кружевоплетения

Кружево — чудесный аспект народной культуры. Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Тонко выполненное, изысканное кружево всегда было признаком роскоши и богатства. Существует довольно много видов кружевоплетения и в данной статье мне хотелось бы сделать краткий обзор наиболее известных техник плетения ручного кружева.

Фриволите

Начать свой мини-обзор мне хотелось бы с горячо любимого мною челночного кружевоплетения – фриволите. Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью одного или нескольких челноков (или иглы). Соединяют отдельные элементы между собой с помощью крючка.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут определить, где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Одно известно точно, что в Россию оно пришло из Франции. Фриволите дает мастеру большой простор для создания разнообразных кружевных изделий от традиционных салфеток и воротничков до шляпок, митенок, декора разнообразной одежды, скатертей, эксклюзивного постельного белья, предметов интерьера, декоративных панно и, конечно же, кружевных украшений.

Именно на основе фриволите московскими мастерицами была разработана новая техника – Анкарс или ювелирное кружево. Анкарс по определению разработчиков — это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения (фриволите) или после его завершения. При создании изделий в технике анкарс используются не только приемы фриволите, но и техники плетения с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения, макраме.

Также особенностью данной техники является широкое использование различных декорирующих материалов: бисера, камней, кристаллов, жемчуга и т.д. Анкарс позволяет создать удивительные объемные и в то же время легкие кружевные украшения. Изделия, выполненные в технике анкарс, позвольте проиллюстрировать своими авторскими работами.

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. В этой технике выполняют различные элементы декора интерьера, предметы одежды, сумочки, украшения и т.д.

Отдельно хочется отметить “ответвление” классического макраме – микромакраме — техника, в которой талантливые мастера создают необычные и очень красивые украшения.

Филе (филейное кружево)

Основа филейного кружева — сетка, которая специальным образом декорируется.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. Основа красивого филейного фона, как и любого узелкового кружева — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки.

Коклюшечное кружево

Особое место в русском кружевоплетении занимает получившее в нашей стране широкое распространение коклюшечное кружевоплетение. Кто же не видел чудесные ажурные кружевные шали, выполненные в этой технике? Русское кружевоплетение на коклюшках было воспринято из Европы в 17 веке, получило большое развитие и стало истинным национальным видом декоративно-прикладного творчества. Этот вид ручного кружевоплетения осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки.

При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

И, наконец, кружево, выполненное крючком. Конечно, формально это не кружево, а его имитация.

Но разве это имеет значение, особенно в свете того, что возможности вязания крючком практически безграничны: мастерицы вяжут как простые элементы, такие как кайма скатерти, так и полноценные наряды, такие как, например, это шикарное пальто в технике ирландского кружева:

Так что мастерицы и мастера, выбираем технику себе по вкусу, вооружаемся коклюшками, челноками и крючками и – вперед, творить ажурную кружевную красоту!

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Читать еще:  Цветы из полимерной глины мастер

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector