Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманитарное направление менеджмента

Тема 3. Гуманитарное направление менеджмента

3.1 Школа человеческих отношений —Начиная с 30-х годов ХХ в., объектом исследования теории организации становятся человеческие межличностные и межгрупповые отношения, все настойчивее говорится о роли человека в организации.

F Американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949), прославился Хоторнскими экспериментами, в ходе которых исследовались факторы, влияющие на производительность труда.

F Ученый пришел к выводу о том, что наилучшим фактором, влияющим на увеличение производительности труда, являются «человеческие отношения», и прежде всего – позитивное отношение менеджеров к потребностям работников.

F Э. Мэйо заложил основы концепции «гуманизации труда», «просвещения служащих», «групповых решений». Э. Мейо и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как социальную систему.

Основные идеи заключаются в следующем:

* жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

* руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию — это способствует социальной стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой;

* основной мотив эффективной работы – обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения;

* принцип индивидуальных различий: что надоедает одному индивиду, стимулирует другого.

3.2 Хоторнские эксперименты –анализируя результаты своих исследований, Элтон Мейо предположил, что в эксперименте обнаружился новый фактор – осознание работниками происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе и т.п. Это по его мнению и привело к повышению интереса работниц к производительному процессу и росту производительности их труда даже в тех случаях, когда отсутствовали улучшения условия труда. Мэйо назвал это проявление чувством социабельности – потребности ощущать себя принадлежащим к какой –то группе учувствовать в общем деле. Выявленный в ходе экспериментов эффект был назван хоторским эффектом. Это выражение до сих пор используется менеджерами для обозначения всплеска интереса работника к новому делу.

Хоторнский эффект — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искаженному, зачастую к слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют более усердно, чем обычно только благодаря осознанию того, что они привязаны к чему –то новому.

Серьезный вклад в идей и методов школы человеческих отношений и гуманитарного направления внесла социолог Мери Паркер Фоллетт, которая впервые определила менеджмент, как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Многие считали, что она впервые соединила научный метод, разрабатывающийся Тейлоом и его учениками, и новой социальной психологией двадцатых годов, вследствие чего улучшения человеческих отношений и производственной сфере стало основным предметом заботы современного менеджмента. Она считала, что руководители должны понимать- предприятие может работать лучше, если позволять рабочим быть партнерами в бизнесе. Она призывала создавать на предприятиях «атмосферу подлинной общности интересов»,на основе которой, по ее мнению, можно обеспечить максимальный вклад всех сотрудников в эффективную организационную деятельность. В результате ученые стали рекомендовать руководству компаний уделять больше внимания человеческим отношениям для повышения производительности труда: поощрять интерес работников к работе, привлекать их к обсуждению нововведений, обеспечивать возможность для обмена опытом и т.п.

3.3 Школа наук о поведении —Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).

Крупное капиталистическое производство потребовало новых путей рационализации управления. Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям современного капитализма. Президент «Дженерал Форд корпорейшн» отмечал: «Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должна быть использована для достижения максимальной производительности труда».

Воплотить это высказывание в жизнь стремились представители и другого направления теории управления, так называемой школы человеческих отношений. Существовавшие в начале XX в. скудные знания в области психологии были вовсе не связаны с проблемами трудовой деятельности. Хотя авторы школы научного менеджмента и классической школы признавали значение человеческого фактора они ограничивались такими вопросами, как заработная плата, материальная заинтересованность и установление формальных функциональных отношений. Однако основным элементом эффективности организации является человеческий фактор, что полностью не было осознано создателями теории научного менеджмента и классической школы. Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Определение менеджмента как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц впервые было дано М. Фоллетт.

Читать еще:  Домашнее задание по менеджменту

Проводя экспериментальные исследования по производительности труда с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн электрик в г. Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда. Коллеги группе иногда оказывали на работников более весомое влияние, чем требования руководителя и материальный интерес. Абрахам Маслоу и другие психологи считали, что мотивами поступков людей являются, главным образом, не экономические интересы, а различит потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

Представителями школы человеческих отношений большое внимание уделяется вопросам совершенствования труда в самой системе управления. Они призвали отказаться от принципа координации посредством иерархии», который рекомендовали представители классической школы, так как, по их мнению, направление линии власти только сверху вниз не может быть эффективным. В связи с этим они выдвинули метод «координации посредством комиссии , который предполагает изучение отношений по горизонтали. У представителей школы человеческих отношений сложился свой взгляд и на делегирование ответственности.

Представитель школы человеческих отношений Д. Макгрегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй — на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.

По мнению Макгрегора, по мере перехода от принуждения к поощрению инициативы структура организации должна претерпевать изменения в сторону уменьшения жесткости иерархии.

В 50-е годы нашего столетия активно начали развиваться такие науки, как психология и социология. Одновременно совершенствовались и методы исследования поведения человека в производственном коллективе. Этими исследованиями в США занимались такие крупные исследователи, как Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг. Объектами этих и других исследователей были различные аспекты социального взаимодействия, мотивации к труду, характера власти и авторитета, организационной структуры, линии связи в организациях, лидерства, изменение содержание работы и качества трудовой жизни.

Если школа человеческих отношений сосредоточивала свое внимание главным образом на методах налаживания межличностных отношений, то новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Методы изучения работника основывались на применении науки о поведении к построению и управлению организациями. Главной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности предприятия (организации) за счет повышения эффективности человеческого фактора (человеческих ресурсов).

Популярность поведенческого подхода настолько возросла, что им в 60-е годы были почти полностью охвачены все области управления. Представители этой школы пропагандировали свой подход как единственный наилучший путь решения управленческих проблем. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом. Однако дальнейшие исследования показали, что не все методы школы поведенческих наук носят универсальный характер. Такие приемы, как изменения содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.

Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же его применение требует глубокого изучения конкретной производственной ситуации и людей.

Гуманитарное направление менеджмента

Школа человеческих отношений

Гуманитарное направление менеджмента представлено несколькими школами, одной из которых является школа человеческих отношений. С 30-х годов 20 века объект исследования науки управления представляет собой человеческие межличностные (межгрупповые) отношения, все больше стали говорить о роли человека в управлении и организации.

Представителем гуманитарного направления менеджмента становится американский психолог Элтон Мэйо, проводивший Хоторнские эксперименты. Во время данных экспериментов ученый исследовал факторы, которые влияют на производительность труда, и приходит к выводу, что самым сильным фактором можно считать человеческие отношения, проявляющиеся в позитивном отношении менеджеров к потребностям персонала.

Принципы гуманизации труда

Впервые именно Э. Мэйо стал рассматривать производственные предприятия в качестве социальных систем, впоследствии на этой основе появляется концепция гуманизации труда (просвещение служащих, групповые решения).

Основные идеи концепции гуманизации:

  1. Несовместимость жесткой иерархии подчинения и бюрократической организации с человеческой природой и свободой;
  2. Ориентация руководителей промышленности на людей в большей степени, чем на продукцию, что может способствовать социальной стабильности общества, удовлетворению сотрудников от работы;
  3. В качестве основного мотива эффективной работы признавалась обстановка в коллективе, включая хорошие взаимоотношения;
  4. Индивидуальные различия, то есть, что надоедает одному работнику, может стимулировать другого.

Хоторнские эксперименты и эффекты

Гуманитарное направление менеджмента получило свое развитие во многом благодаря хоторнским экспериментам. В ходе анализа результатов своих исследований, Э. Мейо предполагал обнаружение нового фактора, который заключался в осознании сотрудниками происходящих событий, их участия в определенных мероприятиях и др. Этот факт способствует росту интереса сотрудников к производительному процессу и увеличению производительности труда даже при условии отсутствия улучшений условий труда.

Читать еще:  Менеджмент по отраслям

Хоторнский эффект представляет собой условия, при которых новизна, интересы и повышенное внимание к этому вопросу могут привести к искаженным, часто слишком благоприятным результатам. При этом участники экспериментов могут действовать с большей усердностью, чем обычно по причине их привязанности к чему-то новому.

Гуманитарное направление менеджмента

Гуманитарное направление менеджмента получило также свое развитие благодаря вкладу в идеи и методы школы человеческих отношений социолога Мери Паркер Фоллетт. Она впервые определила менеджмент в качестве обеспечения выполнения работы при помощи других лиц. Многие исследователи полагали, что Фоллет объединила научный метод Тейлора и новую социальную психологию двадцатых годов. По этой причине улучшение человеческих отношений в сфере производства становится основной заботой современных менеджеров.

Фоллет считала, что руководство должно понимать, что организация может работать с большей эффективностью, если позволит работникам стать партнерами по бизнесу. Она призвала создать в организациях атмосферу подлинной общности интересов, основой которой является максимальный вклад всех работников в эффективную организационную деятельность.

Ученые стали рекомендовать руководителям организаций уделять большее внимание человеческим отношениям с целью увеличения производительности труда, поощряя их интерес к работе и привлекая к обсуждению нововведений.

Школа наук о поведении

Гуманистическое направление менеджмента продолжила школа наук о поведении, которая в значительной степени отошла от школы человеческих отношений.

Школа наук о поведении, прежде всего, сосредоточена на методах налаживания межличностных отношений. В соответствии с новым подходом появилось стремление в большей мере оказывать помощь работникам при осознании своих собственных возможностей, применяя концепцию поведенческих наук при построении и управлении организацией.

В общих чертах, основная цель школы наук о поведении заключалась в обеспечении и увеличении эффективности компании через рост эффективности ее человеческих ресурсов.

Гуманитарное направление менеджмента

Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений

Менеджмент, построенный на принципах гуманизма появился в первой половине XX века как альтернатива господствующему в то время классическому направлению теории управления, во главу угла помещают характеристики самого предприятия, их способность влиять на поведение и обуславливать эффективность, производительность деятельности сотрудников. Появление гуманистического менеджмента совпадает с эпохой формирования и бурного развития большей части современных социальных и психологических теорий, часть из них и легли в его основу.

Школа человеческих отношений сфокусирована на:

  • психологическом базисе отношений между людьми;
  • индивидуальных потребностях людей и обусловленном ими поведении;
  • взаимодействиях в социуме, а также групповых интересах и путях их удовлетворения.

Направления внутри данной школы можно условно объединить в три группы в зависимости от изучаемого ими объекта:

  • течение, сфокусированное на человеческих взаимоотношениях;
  • течение, в центр своего внимания помещающее ресурсы, которыми обладают отдельные люди;
  • течения бихевиористского толка.

Основоположник гуманистической управленческой модели — Элтон Мэйо, первоначально изучающий влияние отдельных компонентов материальной среды на трудовую производительность, заметил, что внешние условия физической среды влияют на эффективность работы лишь в малой степени.

Для подтверждения своей гипотезы под руководством Мэйо была проведена серия социальных экспериментов, известных как «хоторнские», потому как объектом исследований послужил коллектив завода г.Хоторн (США). Экспериментально подтвердилась гипотеза незначительной степени влияния условий работы, оплаты труда и прочих «внешних» по отношению к личности факторов, преимущественной роди факторов личностных установок, отношений между членами коллектива и сложившимся групповыми нормами, приоритетами. Подчеркивался приоритет интересов группы над интересами отдельного индивида и способность группы в значительной мере оказывать влияние на поведение ее членов.

Теоретическими изысканиями в данной области, превосходящими по уровню фундаментальности работы Мэйо, несколько ранее занималась английская ученая М.Фоллет, в качестве цели преследующая научное обоснование социально-психологических явлений, оказывающих влияние на производительность труда в противовес существовавшему в то время интуитивному подходу.

Огромное внимание в рамках теорий гуманистического управления уделено проблематике целенаправленного повышения эффективности и качества трудовой деятельности сотрудников организации. Они призывают отказаться от иерархического способа принятия управленческих решений заменив его комиссионным, более прогрессивным, на их взгляд. Также разработаны качественно иные способы делегирования должностных полномочий внутри вертикальной управленческой структуры.

Теории мотивации

Бихевиористское направление психологической мысли в области организационного управления создало ряд теорий, основанных на факторе мотивации. Сам фактор мотивации детально был рассмотрен в рамках других психологических направлений, ставящих, в противовес бихевиористам, в центр внимания не поведение, а сознание личности. Таким образом произошел частичный синтез разных психологических школ.

Читать еще:  Менеджмент гуманитарная или техническая

Одна из самых ранних, но получивших наибольшее распространение и применение теорий, рассматривающих мотивационный фактор в качестве определяющего поведение, стала теория А.Маслоу, создавшего знаменитую пирамиду человеческих потребностей, отражающую потребностные уровни, их компоненты, обуславливающие человеческое поведение, и иерархическую их организацию.

Теория Фредерика Херцберга, последователя Маслоу, связала поведение сотрудника со степенью его удовлетворенности результатом своей рабочей деятельности.

50-е годы минувшего столетия ознаменовались развитием математических методов обоснования социальных и психологических теоретических изысканий, в том числе, в сфере управления организациями. Количественные методы обработки результатов и доказательств научных социопсихологических гипотез были предложены Р.Акоффом, А.Голдбергом, С. Биром и др.

Внутри единой школы организационного менеджмента можно выделить следующие основные направления:

  • рассматривающие организацию в качестве «социальной системы»;
  • анализирующие явления системного или ситуационного характера при помощи математических методик.

Подход, именуемый «эволюционным менеджментом», использует одновременное и однонаправленное применение самых разнообразных современных методик к изучению, приводящее, по мнению представителей данной школы к эффекту усиления их совместно результативности, общей эффективности — так называемому эффекту синергии.

Новейшие гуманистически-ориентированные подходы к принятию организационных решения представлены методиками мозгового штурма, целеориентированного управления, методикой создания «дерева решений», «кружков качества» и многими другими. К школе человеческих отношений относится и портфельный менеджмент.

Гуманитарное направление менеджмента

Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений

Школа «человеческих отношений» (другими словами гуманистический менеджмент), основной акцент делает на:

  • Психологии отношений;
  • Поведению и потребностях людей;
  • Социальном взаимодействии и групповым интересам людей.

В рамках данной школы принято выделять три основных направления. Это:

  • Человеческие отношения;
  • Человеческие ресурсы;
  • Бихевиоризм.

Принято считать, что начало данному направлению положил Элтон Мэйо. Им было сделано сенсационное открытие для того время. Он занимался изучением зависимости производительности труда от физических компонентов работы (например, таких как освещения).

После проведения большого количества различных экспериментов, которые получили название хоторнские эксперименты. В результате проведенных экспериментов, ученый пришел к выводу о том, что что поведение людей может в наибольшей степени не зависеть от предоставленных рабочих условий или оплаты труда.

Еще до проведения Э. Мэйо данного эксперимента, их теоретически превзошла англичанка по имени Мэри Фоллет. По ее мнению, теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека, а также мотивах его поведения, а на достижениях, которые были сделаны в области научной психологии.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так, основными представителями школы человеческих отношений огромное внимание уделяется вопросам, связанным с усовершенствования труда в системе управления. Они говорили о том, что необходимо отказаться от принципа координации при помощи иерархии. В связи с этим они разработали метод под названием «координация при помощи комиссии». Данный метод включает в себя исследование отношений по горизонтали. Помимо этого, у представителей данной школы сформировался свой, совершенно иной взгляд и на передачу ответственности.

Теории мотивации

Огромный вклад в дальнейшее становление школы «человеческих отношений» внести ученые бихевиористы. Ими было разработано несколько теорий мотивации.

Одной из данных теорий является иерархическая теория потребностей, разработанная Абрахам Маслоу. Сущность данной теории сводится к исследованию потребностей человека. Данная теория является одной из самых ранних. Ее сторонники говорили о том, что объектом психологии является поведение человека, а не его сознание. В основе поведения находятся потре6ности человека, которые делятся на пять основных групп.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Одной из наиболее известных теорий мотивации, которая продолжала теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга. Он связывал мотивацию со степенью удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой.

Современная система взглядов на менеджмент сложилась уже в 50-е годы XX в. в виде количественной школы науки управления, в основе которой находилось понимание непростых управленческих проблем, а также разработка и использование количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.).

В школе науки управления различают два основных направления:

  • Производство изучается как «социальная система»;
  • Применяется системный и ситуационный анализ с использованием математических методов.

Среди новых подходов можно выделить дерево решений, мозговой штурм, управление, направленное на изучение целей, проведение бюджетирования, так называемые кружки качества, а также портфельный менеджмент.

Прочими направлением является определение единых принципов сложных систем при помощи синергетической методологии. Данное движение в менеджменте было названо как «эволюционный менеджмент».

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector