Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информационный менеджмент за рубежом

Информационный менеджмент

Стремительное развитие практики менеджмента, работы но созданию общей теории менеджмента позволяют дать его устоявшееся определение.

Менеджмент – это разработка, создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем, совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Информационный менеджмент (ИМ) – это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 1970-х гг. Сфера информационного менеджмента – совокупность всех видов информации, необходимой для управления на всех этапах жизненного цикла предприятия. При этом определяется не только ценность и эффективность использования собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной степени входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.д.

Информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации, где информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения. Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации. Другими словами, ИМ – это управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.

Сегодня за словосочетанием «информационный менеджмент» не стоит четко очерченной предметной области. Условно можно выделить следующие наиболее популярные сегодня трактовки информационного менеджмента (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Информационный менеджмент

Целью информационного менеджмента является обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов ее информационной деятельности.

Задачами информационного менеджмента являются:

Сформирование технологической среды информационной системы;

  • 2) развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;
  • 3) планирование (оперативное и стратегическое);
  • 4) формирование организационной структуры в области информатизации;
  • 5) использование и эксплуатация информационных систем (ИС);
  • 6) формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;
  • 7) управление персоналом;
  • 8) управление капиталовложениями;
  • 9) формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле. В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» согласно ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», т.е. как управление процессом подготовки и создания официального документа.

В широком смысле информационный менеджмент – это технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.

Объектами управления в информационном менеджменте являются:

  • • информация в разных формах ее существования;
  • • информационные системы и информационные технологии;
  • • информационная индустрия и информационный рынок;
  • • кадры, реализующие функции производства, использования и хранения информации.

Субъектами управления выступают специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией и службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.

Выделяют три вида информационного менеджмента (рис. 6.2).

Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечения безопасности данных.

В соответствии с временно́й протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Понятие «стратегический» в отношении информационного менеджмента предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных (на три-пять лет) целей по всем направлениям, с другой стороны – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных

Рис. 6.2. Виды информационного менеджмента

(задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это период времени до одного года)

В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.

Целевое направление информационного менеджмента – создание нового информационного общества, что сегодня возможно только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент информационного менеджмента и информационного общества.

Информационное общество – концепция постиндустриального общества, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

  • • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • • возрастание роли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
  • – эффективное информационное взаимодействие людей;
  • – их доступ к мировым информационным ресурсам;
  • – удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В соответствии с наличием разных направлений деятельности организации, особенностей и уровней структуры различают четыре главных вида информационных систем:

  • 1) системы эксплуатационного уровня (Executive Support Systems (ESS));
  • 2) системы уровня знания (Knowledge Work System (KWS));
  • 3) системы уровня управления (Management Information Systems (MIS));
  • 4) системы стратегического уровня.

Все эти системы в организациях предназначены для того, чтобы помочь работникам или менеджерам каждого уровня обслуживать функциональные области, такие как продажа и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и человеческие ресурсы. По мере развития компьютеризации, информатизации и методов менеджмента меняются и информационные системы, их структура, возможности и функции. Например, из управляющих систем MIS по мере наращивания интеллектуальных способностей появились системы поддержки принятия решений (Decision Support System (DSS)). В настоящее время MIS преобразуются в системы планирования ресурсов предприятия, или корпоративные информационные системы (Enterprise Resource Planning (ERP)).

Кроме того, на трансформацию ИС влияют и изменения в методах менеджмента. Иерархическая (вертикальная) система управления начинает размываться, на смену ей приходит горизонтальная, связи становятся менее формализованными. Продолжается и процесс преобразования методов ИМ: вместо пооперационного управления сейчас производится реинтеграция (объединение) операций и знаний – появились методы всеобщего управления качеством (Total Quality Management) и их радикальное преобразование реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering). Соответственно изменяются и информационные системы. В последние годы стало интенсивно развиваться новое направление менеджмента – управление знаниями, в связи с чем системы знания KWS приобретают вид систем управления знаниями и электронной «нервной системы» предприятия.

Основным инструментом ИМ являются информационные технологии как совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями. Информационные технологии позволяют создавать автоматизированные информационные системы субъектов, реализовывать телекоммуникационные среды, обеспечивать взаимодействие этих систем и, следовательно, содействуют созданию единого информационного пространства.

Таким образом, информационный менеджмент можно представить как совокупность информации (основной предмет труда и продукт), информационных технологий (инструмент преобразования информации) и информационной системы (сфера деятельности менеджмента). Все эти составляющие информационного менеджмента имеют существенную специфику, что в итоге отличает информационный менеджмент от менеджмента в других сферах.

Информационный менеджмент за рубежом

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

К О Н Ц Е П Ц И Я

программы бакалавриата РГГУ

по направлению 080200 «Менеджмент»

(профиль «Информационный менеджмент»)

Создание инновационной экономики требует коренных изменений во всех сферах жизни общества. Масштабы работ и затрат, которыми характеризуется информатизация различных сфер жизни общества, и значение, которое приобрели информационные ресурсы, острейшим образом поставили проблему повышения эффективности информационных систем. Одним из путей ее решения является подготовка соответствующих специалистов. Так, менеджеру любой сферы деятельности, в которой используются информационные ресурсы, — машиностроителю, торговому работнику, химику, чиновнику муниципального и государственного управления, экономисту, для эффективной работу нужно знать:

  • что собой представляют информационные ресурсы по существу;
  • как и из чего формируется технологическая среда информационных систем;
  • как сопровождаются процессы развития информационных систем и к чему они могут привести;
  • как эффективно использовать созданные информационные системы в конкретной предметной области;
  • какие системы действуют на рынке средств информатизации, какова их надежность и каковы технические характеристики;
  • как обеспечить комплексную защищенность информационных ресурсов – наряду с правовой, технологической и технической.

В свою очередь, специалист по информационным технологиям должен разбираться в следующих вопросах:

  • как осуществляется кратко- , средне- и долгосрочное планирование развития различных информационных систем;
  • как эффективно использовать кадровый потенциал и какие особенности имеет управление персоналом в сфере информатизации;
  • что такое финансовый менеджмент и на что тратятся средства в информационных системах;
  • как и чем обеспечивается правовая защищенность информационных ресурсов.

В РГГУ сформировалась универсальная образовательная среда, позволяющая синтезировать научные, методологические, методические и практические достижения в области естественных и гуманитарных наук и позволяющая готовить специалистов в области информационного менеджмента. Профиль «Информационный менеджмент содержит курс «Информационный менеджмент», который является базовым в системе непрерывной подготовки студентов РГГУ в области разработки и использовании методов информационной поддержки и применении вычислительной техники в профессиональной деятельности управленцев. В состав профильных включены такие дисциплины, как: «Теория и практика информационного менеджмента», «Стандарты информационного менеджмента», «Защита информации и информационная безопасность», «Современные информационные технологии поддержки принятия управленческих решений», «Управление ИТ-проектами», «Интеллектуальные технологии в управлении», «Прикладные информационные программы», «Компьютерные сети», «Информационная логистика». Также учебным планом профиля предусмотрены спецсеминары «Актуальные проблемы информационного менеджмента» и «Информационная безопасность сложных систем».

Читать еще:  Менеджер по отраслям

По окончании обучения бакалавр должен знать: методы сбора и обработки информации при принятии управленческих решений; способы использования информации в компонентах менеджмента и в стратегии развития организаций; особенности разработки информационных потоков в различных системах управления; методы анализа, применяемые при обработке информации; способы формирования и происхождения различных типов деловых документов; методы создания информационного обеспечения административных и коммерческих структур; способы обеспечения достоверности, сохранности и защиты конфиденциальной информации; основные направления автоматизации управления России и за рубежом.

Подготовка бакалавров на профиле «Информационный менеджмент» в РГГУ имеет ряд существенных преимуществ. Прежде всего, состав высококлассных преподавателей, среди которых большинство составляют доктора и кандидаты наук, обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в области информационного менеджмента. В рамках гуманитарной составляющей, являющейся важнейшей частью подготовки бакалавров, студенты знакомятся с историей мировых цивилизаций, этикой ведения международного бизнеса и этикой и культурой управления, что позволит выпускникам лучше понимать особенности современного многополярного мира, учитывать специфику стран, с представителями которых они в будущем будут работать. В процессе проведения производственных практик в зарубежных компаниях, на совместных предприятиях и других организациях, а также возможных стажировок в ведущих университетах мира студенты получат практический опыт работы по выбранному направлению.

Все это позволит обеспечить выпускнику по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» следующие дополнительные профессиональные компетенции, ориентированные на профиль «Информационный менеджмент»:

  • способен принимать участие в разработке и управлении информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла;
  • способен формировать систему требований для обеспечения и поддержки безопасности информационных ресурсов организации;
  • способен планировать и обеспечивать операционное управление в ИТ-отделе организации;
  • способен предлагать и реализовывать подходы, направленные на сохранение и развитие индивидуальных и коллективных знаний и компетенций;
  • способен проводить аналитическую обработку информационных потоков и формировать структуры данных для принятия решений в задачах предметной области;
  • способен определять достоверность и ценность информации на различных этапах управленческой деятельности и при использовании различных методов принятия управленческих решений, а также организовать работу экспертных групп по оценке важности и эффективности информации на различных этапах ее жизненного цикла;
  • способен проводить анализ и аналитическую обработку информации по различным направлениям работы ситуационных центров различного уровня и назначения;
  • способен готовить аналитические обзоры и краткие рефераты информации, необходимой и достаточной для принятия управленческих решений высшего руководящего звена.

Таким образом, программа профиля «Информационный менеджмент» предназначена для подготовки бакалавров, способных успешно работать в условиях современной инновационной экономики.

Специальность «Информационный менеджмент»: описание дисциплины, требования к профессии

Информационный менеджмент – это наука об управлении информационными системами в любых масштабах: от общегосударственного до узкоспециализированного. Чаще всего ИТ-менеджеру приходится работать с IT-средой внутри одной компании. Но и в таком случае необходимо обращать внимание то на прогресс технологий во всем мире, то на некие специфические и малоизвестные ИТ-области.

Впервые попытки сознательно использовать ИТ-технологии для улучшения бизнес-результатов предпринимались в 1960-е годы. Классический пример успеха в этой области – изобретение американскими авиакомпаниями сервисов заказа и продажи билетов. На сегодняшний день фактически ни одна организация не функционирует без IT. Первоначально управление в этой сфере поручали простым менеджерам в союзе с техническими специалистами, но к настоящему времени профессия «информационный менеджмент» стала вполне самостоятельной и незаменимой.

Обучение по специальности «информационный менеджмент»

В России эта специализация получила признание позднее, чем за рубежом (где соответствующее понятие было известно уже в 1970-х годах). До недавних пор должности, связанные с IT-управлением, в нашей стране чаще всего занимали люди с дипломом менеджера, прошедшие курсы повышения квалификации или просто накопившие опыт работы в технической сфере, или наоборот – технические сотрудники, обладающие определенными талантами в управленческой области. Однако теперь самостоятельная дисциплина «информационный менеджмент» преподается уже во многих учебных заведениях. Выпускники, получившие профильное образование, имеют шанс начать карьеру с достаточным багажом знаний, тратить меньше сил на накопление опыта и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Специальность «информационный менеджмент» предполагает обучение основам ИТ-технологий, применяемых при регулировании коммуникационных потоков. Прослушивая лекции, студенты знакомятся с традиционными и инновационными моделями бизнес-процессов, с правилами автоматизированного документооборота, учатся руководить персоналом, осваивают специфику работы со всеми видами деловой информации.

При поступлении в вуз нужно иметь высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а иногда – также по иностранному языку. Профессия находится на стыке между гуманитарными и техническими областями, между информатикой и бизнесом. Учебный процесс предполагает ознакомление как с достижениями техники, так и с особенностями человеческих взаимоотношений.

Люди, имеющих высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».

Должность информационного менеджера

Когда IT-технологии только начинали внедряться, ими хаотично управляли, с одной стороны, технические рабочие и программисты, а с другой стороны – представители топ-менеджмента, для которых это не было существенной частью служебных обязанностей. Первые нередко слабо понимали нужды сотрудников и клиентов, заставляли их подстраиваться под свои интересы, плохо ориентировались в стратегических вопросах развития бизнеса. Вторые обычно мало знали о новых технологиях, их требования трудно было согласовать с реальным положением дел.

Вскоре стало ясно, что передача руководящих полномочий профильным сотрудникам резко повышает эффективность информатизации рабочего процесса. Это решение реализуется несколькими способами – что привело к появлению на рынке большого количества различных вакансий для ИТ-менеджеров.

Во-первых, такой профессионал может трудиться в специализированной компании, которая на правах аутсорсинга управляет информационной архитектурой фирм-клиентов. Такой метод организации работы с ИТ особенно распространился в последнее время благодаря возможности выполнять многие действия в режиме удаленного доступа (а эта возможность, в свою очередь, обязана своим появлением успешному распространению ИТ-технологий).

В крупных фирмах, работающих с особо сложными технологиями, по-прежнему сохраняются собственные ИТ-отделы. Главным ИТ-менеджером такой компании является директор по IT, нередко имеющий статус заместителя гендиректора. Ему подчиняется начальник отдела, а тот, в свою очередь, часто имеет в своем подчинении не только технических работников, но и менеджеров низшего звена, занимающихся отдельными узкими вопросами.

Наконец, на предприятиях, основная деятельность которых непосредственно связана с ИТ-сферой, ИТ-менеджеры возглавляют большое количество различных направлений. Они ориентированы уже не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами. Особая позиция – менеджер ИТ-проектов. Такие специалисты в течение ограниченного срока занимаются достижением некоей комплексной цели в ИТ-сфере – например, контролируют разработку новой компьютерной программы или создают для предприятия систему информационной безопасности.

Подходы, направления и задачи информационного менеджмента

В деятельности информационного менеджера реализуются следующие подходы:

  • экономический – определяется объем затрат на применение тех или иных технологий и прогнозируется размер экономии или прибыли, которую оно способно принести;
  • аналитический – определяются потребности пользователей и возможные методы их удовлетворения;
  • организационный – применение IT-систем соотносится и согласуется со всем процессом управления фирмой;
  • системный – объединяет все вышеуказанные подходы и рассматривает информационную среду как единое целое.

Все эти подходы на практике пересекаются. IT-менеджер имеет право сосредоточиться, например, на решении некоего денежного вопроса – но при этом он обязан учитывать и потребности пользователей, и организационные моменты.

В ИТ-менеджменте выделяются три основных направления – собственно управление информационными системами, их стратегическое развитие и IT-маркетинг. Оперативное управление ориентировано в первую очередь на настоящее, стратегическое развитие – на будущее (как правило, на грядущие три-пять лет). IT-маркетинг обретает важность в том случае, если компания занята производством и продажей IT-продуктов, то есть предлагает свои разработки в IT-сфере широкому кругу клиентов.

Читать еще:  Менеджмент физкультуры и спорта

Независимо от выбранного подхода и направления, ИТ-менеджер должен уметь решать следующие задачи:

  • техническое обеспечение информационной системы;
  • развитие и обслуживание ИТ-системы;
  • планирование в пределах имеющихся полномочий;
  • создание организационной структуры, обеспечивающей функционирование ИТ-среды;
  • дальнейшее управление персоналом в рамках этой оргструктуры;
  • решение финансовых вопросов в своей области;
  • обеспечение защиты информации.

Интерим-менеджмент за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонова Ю.С., Кукарцев А.В.

Рассматривается новое явление интерим-менеджмент, которое появилось в Голландии в 70-х гг. прошлого века, сейчас находит развитие во всей Европе и постепенно ступает на территорию России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонова Ю.С., Кукарцев А.В.

Текст научной работы на тему «Интерим-менеджмент за рубежом и в России»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

документации (РГАНТД) по созданию полнотекстовых страховых копий на оптическом диске, выбору формата архивной информации на оптическом диске, принципам построения системы поиска в массиве оцифрованных документов.

Эти работы были использованы, например, в области международного сотрудничества по освоению космического пространства и космической техники, в частности по программе «ЭПАС» (экспериментальный полет кораблей Союз — Апполон).

В 1996 г. там же был создан электронный архив «Фотографии Ю. А. Гагарина».

Было отсканировано 850 фотографий (цветных и серно-белых). В качестве носителя был выбран оптический диск WORM фирмы «Plasman» (как и в первом проекте), в 1997 г. массив оцифрованных фотографий был записан на CD-R.

Связь между базой данных и массивом отсканированных документов организовывалась специальными программно-технологическими средствами:

— программа воспроизведения оцифрованных документов или их частей;

— имена оцифрованных документов (как часть рабочего листа ввода);

— программа организации доступа к оцифрованным документам;

— файл информации для программы организации доступа к оцифрованным документам.

В результате реализации этих и других проектов при тесном международном сотрудничестве были решены следующие задачи:

— разработаны технологии создания полнотекстовых страховых копий на оптическом диске;

— решены вопросы выбора формата записи архивной информации на оптическом диске;

— разработаны принципы построения системы поиска в массиве оцифрованных документов.

Проблема ЭА в последние годы широко обсуждается в рамках российских профессиональных сооб-

ществ. К сожалению, в России нет единого государственного органа, занимающегося вопросами сохранения цифрового культурного и научного наследия. Эта задача не ставилась ни в одной из федеральных программ («Электронная Россия (2002-2010 г.»), ни в программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы») и др.

Это можно объяснить следующими проблемами:

— колоссальный объем ретроспективной информации для оцифровки;

— надежность носителей информации;

— отсутствие профессиональных кадров по созданию ЭА.

Следует отметить, что упорядоченное ведение собственного архива, безусловно, чрезвычайно важно для любой организации, потому что от правильной работы архива зависит работа всей организации. Вместе с тем, внедрение ЭА требует определенных затрат, вложений, которые не могут окупиться в короткое время. Именно поэтому электронные архивные системы активно внедряются и используются коммерческими структурами, но на государственном уровне ЭА еще не востребованы в полной мере.

1. Залаев Г. З. Современные принципы хранения и распространения архивной информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec2b/Docl2.HTML, свободный.

2. Зверева Н. Автоматизация архивной службы предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-rus.ru/site.shtml?id=7&n_id=3631.

3. Электронные архивы. Создание электронных архивов документов и организация хранилищ корпоративной информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.korusecm.ru/solutions/elib/.

© Максимов Е. Е., Бурс К. В., 2012

Ю. С. Мамонова Научный руководитель — А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНТЕРИМ-МЕНЕДЖМЕНТ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ.

Рассматривается новое явление интерим-менеджмент, которое появилось в Голландии в 70-х гг. прошлого века, сейчас находит развитие во всей Европе и постепенно ступает на территорию России.

Не всем людям дорого то, к чему всегда и везде стремится большинство работников вне зависимости от занимаемой должности: стабильность, солидный стаж в одной компании, даже отсутствие конфликтов с коллегами. Им, как актерам, необходимо проживать одну роль, потом браться за другую, они нуждаются в драйве, а не в «выслуге лет». Таких людей называют интерим-менеджерами, т. е. временными менеджерами, которые по договору с собственником реализует конкретные управленческие задачи в конкретный

срок и после своего ухода из компании оставляет работающую отлаженную систему и людей, способных далее работать самостоятельно.

Интерим-менеджмент — это оперативное практическое решение бизнес-проблем путем привлечения опытных высококлассных руководителей высшего звена на короткий срок [3].

Георгий Чахидзе, директор департамента по подбору персонала Exect Partners Group — единственной на сегодня компании в России, объявившей интерим-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

менеджмент одним из основных направлений своей работы считает, что главное преимущество временного менеджера в том, что ему не нужно выстраивать долгосрочных отношений в коллективе, тогда как штатные менеджеры страдают излишней мягкостью, стараясь лишний раз не переходить никому дорогу [1]. Обычный менеджер считает, что на новом месте, прежде всего, нужно обжиться, закрепить за собой сферу влияния, чтобы проработать подольше. Для интерима же главное — добиться конкретного результата: срочная задача, а не бессрочный контракт.

Организации выгоден «пришлый» менеджер: он решает определенную задачу, его услуги оплачиваются по дням, и как только проблема снимается, расходы заканчиваются.

Неоспоримое преимущество приглашения инте-рим-менеджера — свежий, «незамыленный» взгляд на проблемы компании. Кроме того, у него нет обязательств перед коллективом и начальством, он находится вне интриг, и его цель — исключительно поиск верного решения.

Интерим-менеджмент — новое явление, тем не менее, спрос на услуги временных управляющих существовал задолго до того, как в Европе этому виду управленческих услуг присвоили собственное название. Такой спрос существует в России, Украине и других странах бывшего СССР.

Профессор Рюдигер Кабст, специалист по ИЯ-менеджменту германского университета города Гисе-на, считает, что интерим-менеджмент уже положительно зарекомендовал себя, несмотря на то, что это достаточно новый инструмент. Буквально за несколько лет он получил широкое распространение и стал привычным для компаний. Об этом красноречиво свидетельствует исследование, проведенное профессором. В 2009 г. кафедра, которой он руководит, провела опрос среди 300 организаций об использовании «временных» менеджеров. Выяснилось, что только 20 % предприятий прибегали к их услугам, а 5 % вообще не понимали, зачем это нужно делать. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась: по результатам последнего исследования в январе 2012 года

более 60 % опрошенных компаний пользуются услугами этих специалистов. Если говорить об отраслях, в которых наиболее востребован интерим-менеджмент, то, по данным Рюдигера Кабста, особенно часто менеджеров «по вызову» приглашают в автомобильной отрасли, машиностроении, строительстве и области телекоммуникаций. Всплеск активности наблюдается также в сфере финансов и здравоохранения [2].

Как любое новшество интерим-менеджмент должен пройти периоды первичного ознакомления, опробования, прежде чем станет понятным, привычным и начнёт пользоваться устойчивым спросом. А пока спрос на данный вид услуги является «скрытым», т. к. потенциальные потребители не догадываются о том, что есть способ решения определенных проблем, над которыми они длительное время «ломают голову».

Сегодня основные потребители услуг интерим-менеджмента в Европе — организации с оборотом от 100 до 500 млн евро. А небольшие фирмы пока весьма сдержанны по отношению к чужакам, они опасаются, что посторонние не смогут решить их проблемы. Однако эта ситуация в связи с глобализацией экономики и сильной конкуренцией в последнее время заметно меняется, и, вероятно, совсем скоро интерим-менеджмент станет обычным явлением в жизни каждой компании.

1. В России растет популярность временных управленцев. Профессиональные знания о финансовых рынках. URL: http://www.finexam.ru/news/detail.php? ELEMENT_ID=781

2. Менеджер «по вызову». UBORU — Федеральный экспертный канал.URL:http://www.ubo.ru/artic-les/?cat=131&pub=2 733&srb=1

3. Прогрессивный менеджмент — пропуск в высшую лигу бизнеса. HR-портал. Сообщество HR-менеджеров. URL: http://www.hr-portal.ru/article/ pro-gressivnyi-menedzhment-%E2%80%93-propusk-v-vyss-huyu-ligu-biznesa.

© Мамонова Ю. С., 2012

Е. Р. Нурутдинова, Д. А. Черкашина Научный руководитель — Н. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Читать еще:  Менеджер в общественном питании

Кратко описан способ подготовки управленческих кадров, проведен анализ причин низких результатов, предложены пути повышения качества подготовки управленцев.

В России наблюдается недостаток управленческих кадров на уровне организации, региона и государства. Эта проблема существует и в других странах. В странах с развитой рыночной экономикой создавались бизнес-школы, лидером являются США (Кембридж). Продуктом одной из таких школ является программа MBA, — это квалификационная степень в сфере

управления бизнесом, которая подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена [1].

В начале 2000 года и на российский рынок был предложен этот продукт под названием MBA. На мировом рынке сложился стереотип, о том, что специалисты, имеющие диплом MBA являются компетент-

Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России

В американских фирмах система управления жестко организованная. Это машинно-конвейерная, электронно-формализованная система управления, пригодная для любой западной фирмы. Должностные
обязанности каждого работника четко определены, и каждый руководитель несет личную ответственность за выполнение установленных задач.
Структура управления американскими предприятиями зависит прежде всего от таких факторов, как:

  • исторические особенности формирования различных фирм. Большинство американских компаний носят на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях их развития. Это в первую очередь определяет характер взаимоотношений между внутрифирменными подразделениями. Большинство ранних американских компаний организовывались как тресты, поэтому и сейчас в таких известных корпорациях, как «Дженерал моторе», «Крайслер», «Форд*-, предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители этих предприятий находятся в полной зависимости от производственных отделений, в функции которых входят распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за исполнением таких общих функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами;
  • территориальная разобщенность. Управление современными производственными отделениями, создаваемыми в рамках компаний, основано на принципах децентрализации. Дочерние компании, входящие в эти отделения, наделены самостоятельностью и, как правило, не имеют производственных связей друг с другом;
  • усложнение выпускаемой продукции. В современных рыночных условиях требуются разработка и внедрение принципиально новой продукции. Она должна не только отвечать потребностям рынка, но и быть приспособленной к законодательству в области регулирования цен, контроля за инвестициями, охраны окружающей среды, энергосбережения. Это изменило хозяйственную политику американских компаний. Усиление процессов поглощения и слияния привело к систематической перестройке организационных структур;
  • рост масштабов производства.

В 80-е гг. XX в. американский менеджмент претерпел изменения, которые вызвали структурную перестройку и перераспределение полномочий при принятии управленческих решений. Все крунные компании в качестве приоритета выдвинули стратегическое планирование, которое явилось следствием разработки долгосрочных целей.

Стратегическое планирование в американских фирмах направлено на разработку конкурентных сегментов рынка, получивших название «стратегические центры хозяйствования» (СЦХ). Основной задачей СЦХ является определение соотношения между старой и новой технологиями и его влияния на конкурентоспособность продукции. На первом этапе фирма исследует рынок с точки зрения нормы прибыли в перспективе и вне связи со своей текущей деятельностью. На втором этапе определяется конкурентоспособность компании.
Раньше американские корпорации составляли стратегические планы с учетом тенденций прошлого периода. В настоящее время этот процесс моделируется с помощью методов математического программирования.
Используя американский опыт, западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления. Они также под влиянием научно- технического прогресса отошли от узкой специализации и охвачены процессом концентрации и централизации. В западноевропейских компаниях, как и в американских, управление основано на принципах децентрализации. Производственные отделения там играют немаловажную роль. В децентрализованной форме управления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, наделенных оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. Дочерние компании выступают одновременно центрами прибыли и ответственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры они ведут научные исследования, находят потребителей продукции, осуществляют ее производство и сбыт. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, финансам.
Иногда отдельные фирмы образуют промышленные группы путем установления производственных связей друге другом. В составе большинства германских концернов имеется большое количество юридически независимых дочерних компаний. Они обладают большой оперативной самостоятельностью. Территориальная разобщенность и узкая специализация этих компаний обусловливают необходимость координации деятельности через централизованное управление, благодаря которому обеспечивается единство производственных целей.
В последние десятилетия стремительно повышается конкурентоспособность японской экономики. Несомненно, положительную роль в данном процессе сыграл и японский менеджмент. Его система оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская.

Японскому менеджменту присущи следующие особенности.
Во-первых, максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. Главная цель японского бизнеса — нововведения. Процветают в первую очередь те корпорации, которые ориентируются на применение передовой техники и психологических методов, разработанных в Европе и Америке. Для этого используется масса литературных источников и посылается за рубеж множество делегаций.
Японцы склонны заимствовать, однако особенность их заимствования состоит в том, они в кратчайшие сроки внедряют новшества в производство. Это способствует повышению его эффективности. Современное японское производство ориентировано, с одной стороны, на то, чтобы перенимать, а с другой — на то, чтобы разрабатывать собственные нововведения.
Во-вторых, японский менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны:

  • групповая организация управления. В отличие от американского менеджмента, ориентирующегося на индивидуума, японский менеджмент имеет дело с группой, члены которой принимают коллективные, согласованные решения и несут равную ответственность за их реализацию. Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом;
  • система пожизненного найма. Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценятся в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией внутрифирменных профсоюзов, кружков качества, неформальным общением и контролем;
  • передача знаний, опыта, идей производственных рабочих в подразделения, занимающиеся нововведениями. Новшества, накапливаемые в цехах, оказывают влияние на стратегию фирмы в целом. Особенностью является и то, что инженерно-технический персонал часто комплектуется из бывших квалифицированных рабочих фирмы;
  • особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский

стиль управления, основанный на принятии групповых решений,
является более эффективным, поскольку предполагает [33]:

  • участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений:
  • соблюдение принципа единогласия в принятии решений;
  • отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника: предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться и он обязан уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции;
  • использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;
  • постоянное совершенствование искусства управления, в том числе контроля за качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности, ходом производственного процесса.

Учет каждой тенденции или особенностей в менеджменте сказывается на повышении эффективности производства и делает управление более гибким и целенаправленным. В японском менеджменте, например, не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив кандидата с помощью психологических тестов, определяют, какие обязанности ему можно поручить. Или, например, чтобы повысить статус и заработную плату менеджеров, занимающих положение руководителя в иерархии управления много лет, вводится система рангов и званий, позволяющая работнику расти по «горизонтали», ведь опыт и знания с годами увеличиваются.
Но важны не те или иные элементы, а сама идея учета социальных, исторических, национальных особенностей.
Опыт управления экономикой в России свидетельствует, что для него характерны черты как японского, так и американского менеджмента. С учетом высокого уровня социально-экономического развития этих стран сопоставление их систем менеджмента наглядно показывает, что высокие результаты достигаются даже при использовании прямо противоположных методов менеджмента. Следовательно, важны не только сами методы, но и условия, в которых они применяются. Именно поэтому формирующаяся в настоящее время в России система менеджмента должна органически соединить в себе достижения мирового и отечественного опыта управления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector