Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент как профессию определила школа

Ученые какой школы управления впервые определили менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»?

А — школа научного управления;

Б — классическая школа или школа административного управления;

В — школа человеческих отношений;

Г — школа науки управления или количественных методов.

Что определяет состав подразделений и перечень должностей?

А – организационная структура;

Б – ролевая структура;

В – социальная структура;

Г штатная структура.

Что обеспечивает эффективное замещение рабочих мест?

А – планирование служебной карьеры;

Б – условия и оплата труда;

В – движение кадров;

Г расстановка кадров.

8. Чем является аттестация кадров?

Акомплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника;

Б – оценка индивидуального вклада;

В – оценка потенциала работника;

Г – оценка качества, сложность и результативность труда конкретного сотрудника.

9. Потенциал специалиста – это:

А — совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей;

Б — здоровье человека;

В — способность адаптироваться к новым условиям;

Г — способность повышать квалификацию без отрыва от производства;

10. Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей – это:

А — приспособление, уступчивость;

В — противоборство, конкуренция;

Министерство образования и науки ДНР

ГПОУ «Донецкий горный техникум им Е.Т.Абакумова

Специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

ВАРИАНТ 12

Тестовые задания

1. Какая из нижеперечисленных целей организации и управления персоналом, заключается в обеспечении организации кадрами и их эффективном использовании:

Асоциальная цель;

Б – экономическая цель;

В – научно-техническая цель;

2. Выдвижение – это…

А –назначение работника на новую, более высокую должность;

Б – часть процесса найма персонала;

В – начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности;

Г – выбор из нескольких работников, имеющих одинаковую профессию, специальность, отвечающих одним и тем же требованиям кандидата на должность.

3. Какой из этих методов не является методом анализа и построения системы управления персоналом:

А – метод обследования;

Б – метод анализа;

В – метод формирования;

Г –метод контроля.

4. К какому из перечисленных подразделений службы управления персоналом относится следующая цель: объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда:

А – отдел обучения;

Ботдел труда и заработной платы;

В – отдел социального развития;

Г – отдел охраны труда и техники безопасности.

5. Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

А — уровень трудовой дисциплины;

Б — надежность работы персонала;

В — текучесть кадров;

Г — коэффициент трудового вклада.

Создатели какой школы управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения?

А — классическая школа или школа административного управления;

Б — школа человеческих отношений;

В — школа научного управления;

Г — школа науки управления или количественных методов.

Менеджмент как профессию определила школа

В структуру понятия человеческий фактор включают

· Человека, как произвольную силу и человека, как личность

· Персонализацию и персонификацию управления

Восстановите иерархию потребностей Маслоу (от первичных потребностей к высшим )

А. престижные потребности

Восстановите порядок возникновения школ управления

А. Школа человеческих отношений

Б. школа научного управления

В. Эмпирическая школа

Г. Школа поведенческих отношений

Д. Классическая школа управления

Впервые вопросы научного подбора и расстановки кадров были подняты:

· Мэри Паркер Фоллет

Дифференциаторами личности являются:

· социальные и престижные потребности

· престижные и духовные потребности

· социальные и духовные потребности

· витальные и духовные потребности

Дифференцированную систему труда разработал:

Для каких организационных структур характерна продуктовая, потребительская и региональная департаментализация ?

За реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников, отвечают:

· менеджеры низшего звена

· менеджеры среднего звена

Значение каких навыков менеджера возрастает по мере его продвижения в иерархии организации?

К общим характеристикам организации относятся:

Ž диагональное разделение труда

Ž зависимость от внешней среды

Ž горизонтальное разделение труда

Кинокамеру для исследований движений рабочего применил:

Когда менеджер осуществляет психологическое консультирование подчиненных, он реализует роль:

Когда менеджер разрешает конфликты и урегулирует споры, он выполняет роль:

Когнитивные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязь ее частей это:

Менеджмент как профессию определила школа:

Может ли быть целью организации удовлетворение духовных потребностей?

Моноцентрический постоянный тип руководства характерен для :

· структур органических организационных

· структур «новых» организационных

· структур адаптивных организационных структур

Мостом Файоля называется:

· горизонтальный канал коммуникации

· диагональный канал коммуникации

· нисходящий канал коммуникации

· вертикальный канал коммуникации

Обеспечение внутрифирменных коммуникаций и связей фирмы с внешней средой — это

Организацией признается социальное образование, состоящее из :

· Десяти человек и более

· Двух человек и более

· Ста человек и более

· Трех человек и более

Относительно независимо друг от друга функционируют потребности:

Оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации, — это:

Поиском новых идей занимается:

Полицентрический тип руководства характерен для :

Понятие «человеческий фактор» в научный оборот ввел:

Принципы менеджмента – это

· Способы действий менеджера в различных управленческих ситуациях

· Основополагающие правила, обязательные для исполнения

· Система ценностей менеджмента

· Варианты поведения менеджера в организации

Просмотр периодической печати и отчетов соответствует роли менеджера:

Тест: Тестовые задания по Теории и истории менеджмента

Тема: Тестовые задания по Теории и истории менеджмента

Тип: Тест | Размер: 29.70K | Скачано: 61 | Добавлен 26.03.17 в 21:30 | Рейтинг: +2 | Еще Тесты

Тестовые задания для экзамена

Знак «*» в вопросе – существует два и более верных ответов

1*. Менеджмент — это:

а) управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений;

б) управление производством товаров (услуг);

в) дело или занятие, которое является источником получения прибыли;

г) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению социально-экономической системой (организацией) или ее конкретной сферой.

2*. Предпосылками возникновения управления как науки являются:

а) выход в свет книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления»,

б) развитие промышленности, становление рыночного типа хозяйствования;

в) создание крупных корпораций;

г) развитие таких наук, как экономика, кибернетика, психология и социология.

3. Исторически менеджмент развивался:

Читать еще:  Менеджер по продажам путевок

а) по мере развития социально-экономической среды;

б) революционным путем;

в) эволюционным путем;

г) на основе научных школ управления.

4. Управление было признано наукой и самостоятельной областью исследования:

а) в конце XV в.; в) в конце XIX — начале XX в.;

б) в конце XVII — начале XIII в.; г) в середине XX в.

5. К научным школам управления не относится:

а) школа научного управления;

б) классическая (административная) школа управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа А. Маслоу.

6. Автором-разработчиком 14 принципов менеджмента является:

а) Э, Мэйо; в) А. Файоль;

б) М. Вебер; г) Ф. Гилбрет.

7. Общими функциями менеджмента являются:

а) управление, планирование, координация, контроль;

б) планирование, организация, координация, мотивация и контроль;

в) организация, мотивация, кооперация и контроль;

г) маркетинг и реклама.

8. Основателем школы научного управления является:

а) Э. Мейо; в) А. Файоль;

б) Ф. Тейлор; г) А. Маслоу;

9. Наибольший вклад в развитие административной школы управления внес:

а) П. Дракер; в) 3. Мзйо;

б) А. Файоль; г) Мак-Клелланд;

10*. А. Файоль сформулировал:

а) функции управления;

б) принципы мотивации труда;

в) принципы управления;

г) должностные обязанности менеджера;

д) методы управления.

11. Автором модели рациональной бюрократии является:

а) А. Файоль; в) М. Вебер;

б) Г. Эмерсон; г) Г. Форд.

12. Основателем школы человеческих отношений является:

а) М. Вебер; в) П. Дракер;

б) Э. Мейо; г) А, Маслоу

13. Впервые стала официально учитывать человеческий фактор:

а) классическая школа управления;

б) школа научного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа человеческих резервов

14. Причины тех или иных поступков людей наиболее серьезно стала изучать:

а) классическая (административная) школа;

б) школа поведенческих наук;

в) школа научного управления;

г) школа человеческих отношений.

15. К факторам, влияющим на национальную модель управления, относятся:

а) географическое положение страны;

б) духовное развитие общества;

в) менталитет нации;

г) численность населения страны.

16*. Модель управления организацией — это:

а) совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления;

б) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению организацией или ее конкретной сферой;

в) управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммер­ческих организаций;

г) условный аналог системы управления организацией, представление самых общих ее осмыс­ленных характеристик.

17*. Для системы управления экономикой России с 20-х по 80-е гг. XX в. было характерно:

а) директивное планирование;

б) устранение государства от управления экономикой;

в) социально ориентированное рыночное регулирование;

г) государственное регулирование.

18. Что такое валентность вознаграждения?

б) мера ценности или приоритетности;

д) индивидуальная направленность;

19. Назовите главное различие между авторитарным, демократическим и нейтральным стилями руководства по типологии Курта Левина.

а) методы управления

б) способ контроля

в) характер принятия решения

г) стиль поведения лидера

20. Из-за человеческой неприязни к работе большинство людей необходимо контролировать, принуждать, направлять, подвергать наказаниям для того, чтобы цели организации были достигнуты – предположение о человеческой мотивации по …

а) Теории Y
б) Эволюционной теории
в) Биологической теории
г) Теории Х

21. Уровень 4 иерархии потребностей, предложенной Маслоу, включает:

а) потребность в безопасности

б) когнитивные потребности

в) потребность в признании

г) эстетические потребности

22. В Хоторнских экспериментах принимал участие:

б) Фридерик Гилбретт

в) Гуго Мюнстерберг

г) Девид Мак-Клелланд

23. Менеджмент как профессию определила школа:

а) научного управления

г) поведенческих наук

24. В рамках школы поведенческих наук работал

а) Гуго Мюнстерберг

б) Девид Мак-Грегор

г) Гаррингтон Эмерсон

25. Восстановите порядок возникновения школ управления

А. Школа человеческих отношений

Б. школа научного управления

В. Эмпирическая школа

Г. Школа поведенческих отношений

Д. Классическая школа управления

26. Понятие «социальный человек» ввел:

б) Фредерик Герцберг;

27*. Отличие многих современных российских менеджеров высшего звена от топ-менеджеров развитых стран заключается в том, что они:

а) имеют более высокий уровень знаний, умений и навыков по управлению организацией;

б) часто имеют техническое или технологическое образование;

в) не имеют доли в уставном капитале организации;

г) имеют долю в уставном капитале, размер которой недопустим для топ-менеджеров.

28. Для менеджеров России в начале XXI в. характерными являются следующие проблемы:

а) те же, что и для менеджеров большинства стран с развитой рыночной экономикой;

б) те, которые возникают у менеджеров в слаборазвитых странах;

в) специфические, которых нет ни в одной стране мира;

г) те же, что и для менеджеров всех стран мира.

29*. Особенностями российского менеджмента по сравнению с американским являются:

а) умение менеджеров работать в команде;

б) недостаток опыта руководства организацией в рыночных условиях;

в) умение менеджеров проводить презентации;

г) негативное отношение к федеральным и региональным законам.

30*. Формирующийся российский менеджмент должен учитывать:

а) менталитет российского народа;

б) отношение подчиненных к работе;

в) опыт менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой;

г) образование персонала организации.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Текст книги «История управленческой мысли — Альберт Семенов»

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

3.2. Научные подходы и школы в управлении

Можно выделить четыре основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки.

Прежде всего, подход с позиций выделения разных школ в управлении. Он включает пять разных школ, которые рассматривают управление с различных позиций: научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления, или количественного метода.

Школа научного управления (1885–1925 гг.). Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием “научная организация труда”, совпали с началом XX в. (табл. 3.1). У истоков школы стоял американский инженер-исследователь Фредерик Тейлор (1856–1915 гг.), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

Ф. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. В производственной системе каждый работник должен выполнять свои функции, при этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ.

Читать еще:  Что сдавать на менеджера после 9 класса

Ф. Тейлор пытался совместить интересы капитала и труда, реализовать “философию сотрудничества” на капиталистических предприятиях. Он рассматривал научный менеджмент как средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами.

Видными представителями школы научного управления были американские инженеры Л. и Ф. Гилберт (1868–1924 гг.). Они анализировали методы выполнения работ, трудовые приемы и движения с целью внедрения в практику выявляли наилучшие способы выполнения работы, исключающие непроизводительные и излишние движения, осуществляли разработку приемов рационализации труда, заложили основы метода нормирования труда по микроэлементам.

Американский инженер Г. Гантт (1861–1919 гг.) в своих исследованиях уделял особое внимание вопросам стимулирования труда, производственного планирования, лидерства. Им была разработана методика сдельно-премиальной системы оплаты труда, составлены карты-схемы для удобства планирования (так называемые гант-схемы), провозглашена доктрина служения как основа общественной значимости и социальной ответственности бизнеса.

Научные подходы и школы в менеджменте

Ганттом был предложен график, по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. График Гантта является предшественником сетевого графика. Для обучения рабочих новым приемам разрабатывались специальные схемы выполнения операций.

Гантт явился провозвестником грядущей “демократии на производстве” и гуманизации науки управления, считая, что “из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора” как основного двигателя повышения эффективности производства.

Ярким продолжателем идей научной организации труда был Г. Форд (1863–1947 гг.) – американский промышленник, изобретатель, менеджер. Он первым в мире добился сочетания высокопроизводительного масштабного и вертикально интегрированного производства с высоким уровнем зарплаты рабочих и низкими ценами на продукцию. В 1913 г. Форд внедрил на своем предприятии конвейерный метод сборки автомобилей, поднявший производительность труда в 1,5 раза.

Г. Форд стал символом организационного и технического прогресса, прагматичным создателем общества массового потребления, сформулировал ряд принципов ведения бизнеса. Его книга “Мои достижения” является своеобразной энциклопедией бизнеса.

Чисто утилитарный подход к менеджменту получил название “фордизм”.

К представителям школы научного управления относятся также Г. Эмерсон, А. Гастев, П. Керженцев, И. Бурдянский и др.

Для данной школы характерны следующие черты:

• определение задач, которые должна решать администрация;

• превращение управления в отрасль индустриального труда;

• замена субъективизма и авторитарных методов на научные правила;

• разделение и специализация труда, ориентация работника на выполнение функций более узкой специализации;

• жесткая регламентация деятельности;

• целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась наука, выявляющая методы и подходы, которые могли быть использованы практиками для достижения целей организации.

Классическая, или административная, школа управления (1920–1950 гг.). Наибольший вклад в ее развитие внесли французский ученый А. Файоль и немецкий социолог М. Вебер. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций.

Их целью было создание универсальных принципов управления организацией. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

– разработку рациональной системы управления организацией. Определив основные функции бизнеса, эти теоретики были уверены, что могут определить лучший способ диференциации организации на подразделения. Такими функциями они считали финансы, производство и маркетинг;

– построение структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться ему одному.

Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций.

Большой вклад в развитие школы внес немецкий социолог М. Вебер (1864–1920 гг.), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления ею. Он искал ответ на вопрос, как сделать, чтобы организация работала как машина. Ответ Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в его концепции. Правила и процедуры определяли все виды деятельности, карьеру работников, решения руководства. Предполагалась иерархическая система распределения власти, четкое разделение труда и специализация работника. М. Вебер считал, что если все будет четко расписано и выстроено, а желания людей исключены, то организация будет высокоэффективной. Жизнь показала ошибочность такого представления.

К представителям этой школы могут быть отнесены также О. Шелдон, Л. Урвик, Д. Муни, А. Богданов, Н. Витке, О. ский, П. Керженцев.

Школа человеческих отношений в управлении (1930–1950 гг.). Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо и А. Маслоу (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, в том числе более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им широких возможностей общения на работе.

Согласно современной доктрине менеджмента, в системе управления имеют значение три существенных фактора: люди, финансы и техника, – и первое место занимает фактор “люди”. Среди господствующих целей менеджмента преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления является наиболее оптимальной.

Менеджмент – психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т. д.

В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в бизнесе. Известные японские, европейские и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бережному отношению к персоналу.

К представителям этой школы могут быть отнесены также Р. Лайкерт, Ч. Барнард, Н. Витке, С. Фролов, В. Ядов.

Школа поведенческих наук, или бихевиористская школа (с конца 40-х гг. по настоящее время). Наиболее видные представители – Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор. Согласно их позиции работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Читать еще:  Менеджер по персоналу без опыта работы

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента ООО «ЛитРес».

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

3. Этапы и школы в истории менеджмента

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

административный менеджмент — внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).

Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector