Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент образования это

Менеджмент в образовании

Дата публикации: 06.11.2019 2019-11-06

Статья просмотрена: 1183 раза

Библиографическое описание:

Мкртчян, С. Г. Менеджмент в образовании / С. Г. Мкртчян. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63691/ (дата обращения: 14.04.2020).

Менеджмент в образовании является одним из главных инструментов, позволяющих рационально использовать различные ресурсы, с целью достижения поставленных задач и повышения эффективности работы.

Ключевые слова: менеджмент, образование, знания, управление, личность развитие, процесс, эффективность, совокупность, комплекс, образовательные учреждения.

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы. Рассматривая менеджмент в образовании, необходимо отметить широкое использование его в странах Западной Европы, где важным элементом данной системы выступает каждый из педагогов [2, с.241].

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.

Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании [1, с. 115]:

– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;

– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса [4, с.211]. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ — менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Рассматривая историю развития управления в образовании, основным этапом становления считается конец ХХ столетия, когда были изданы масштабные работы ученых западной Европы, включающих в себя теорию об итоговом анализе годовой деятельности любого образовательного учреждения [5,с 362]. Согласно изданным трудам в такой отчет должен быть включено:

  1. Выполнение школой различных директивных нормативных документов Министерства образования.
  2. Эффективность годового управленческого цикла.
  3. Анализ результативности проводимой методической работы.
  4. Оценку общего качества образования и преподавания ключевых предметов.
  5. Анализ взаимодействия школы с родителями учащихся;
  6. Эффективность работы учебного заведения с различными общественными организациями.
  7. Оценку уровня воспитанности учащихся.
  8. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  9. Итоги реализации образовательной программы.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.

Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, менеджмент в образовании имеют особенную специфику, на фоне который выделяют следующие подфункции [3, с. 28]:

Совокупность всех функций и подфункций составляет последовательны, и на каждом определенном этапе сменяют друг друга, при этом образуется определенный цикл системы, способствующий эффективной системы управления персоналом.

Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы. Управление в образовании обладает собственной целью отбор наилучших решений, а кроме того, исследование проекта формирования разных учебных учреждений.

Рассматривая основные этапы управления необходимо выделить [1, с.136]:

  1. Диагностирование и предположительная оценка,
  2. Сбор данных с помощью различных социологических методов,
  3. Окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации.

Данный этап применим ко всем сферам управления в образовании, а также способствует повышению эффективности и улучшению результатов работы.

Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем что российское образование считается массовым и в первую очередь направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:

– зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;

– связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работой и содержанием и методами организации педагогического процесса в школе;

– компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

– гуманистическую и демократическую направленность управления.

Таким образом, менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. — 320 c.
  2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.
  3. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. — 672 c.
  4. Челнокова Е. А., Коровина Е. А., Агаев Н. Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. — 2015.
  5. Шипилина Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании. // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 10. — С. 360–372.

Где можно пройти обучение по специальности «Менеджмент»: профессия с амбициями

Менеджмент в его традиционном понимании возник в США на рубеже XIX и XX веков как практическая дисциплина и функция, необходимая для повышения конкурентоспособности и эффективности компаний на рынке. С английского языка слово «management» переводится как «управление, администрирование, руководство». Собственно, именно в этом и состоит суть как менеджмента в общем, так и менеджера в частности.

Профессия «менеджер»: продавец или управленец?

Классическое определение менеджмента подразумевает разделение всего процесса управления людьми по функциям, к основным из которых относятся планирование, организация, мотивация и контроль, а также координация, которая замыкает этот параллельно-последовательный процесс (см. рис. 1). Таким образом, менеджер — это специалист, который выступает в роли координатора, мозгового центра всего этого процесса.

Рис. 1 . Процессный подход к определению менеджмента

В России же понятие «менеджер» обрело самостоятельное значение для обозначения линейного работника, осуществляющего взаимодействие с клиентами в той или иной сфере — менеджер по продажам, по связям с общественностью, офис-менеджер и т.д. Иногда ситуация доходит до абсурда, например, в одной из крупных торговых компаний появилось объявление о вакансии на должность «менеджер чистоты». При этом имелась в виду, по сути, самая обычная уборщица.

Особенно распространено заблуждение, что менеджер — это не кто иной, как продавец. Практически в каждой компании есть целый штат менеджеров по продажам, занимающихся сбытом товара, а в каждом крупном магазине есть свой менеджер, призванный решать конфликтные ситуации с клиентами. С точки зрения объема и содержания решаемых задач к собственно менеджменту они имеют отнюдь не прямое отношение.

Так что же это за профессия? Классический менеджер (руководитель) занимается не продажами и не общением с клиентами, а координацией работы подчиненных, организацией работы предприятия (обеспечение рабочей силой, сырьем и т.д.), контролирует, оценивает и корректирует деятельность работы подчиненных, прогнозирует возможные сбои в работе и занимается их предотвращением. Кроме того, он обязан заниматься и решением социально-психологических задач, в его обязанности также входит материальное и моральное стимулирование, регулирование межличностных отношений в коллективе, отстаивание интересов работников, управление текучестью кадров.

Читать еще:  Информатика для менеджеров

Обычно выделяют три уровня классических менеджеров:

  • Менеджеры низшего звена — младший руководящий состав, управляющей непосредственно работниками. Это мастера, заведующие отделами или небольшими подразделениями и т.д. Такие специалисты могут иметь любой уровень образования. Обычно выпускники вузов начинают свою карьеру именно с этой ступеньки.
  • Менеджеры среднего звена — руководители над предыдущей категорией. К ним относятся, например, начальники цехов на производстве, директора филиалов. Такие управленцы имеют дипломы высших учебных заведений по специальности «менеджмент» и опыт руководящей работы в течение нескольких лет.
  • Менеджеры высшего звена , или топ-менеджеры . Самая малочисленная и самая квалифицированная категория управленцев, практически вершина менеджерской карьеры. Даже в самых крупных компаниях таких менеджеров всего несколько. Типичная должность на этом уровне — генеральный директор. Подобный уровень управления обязательно требует высшего образования в сфере менеджмента, а иногда даже и нескольких образований и степени MBA.

Размер заработной платы менеджера в России зависит от региона и сферы деятельности компании, в которой он работает, а также от того, к какому уровню управленцев он в данный момент относится. Для низшего уровня заработок менеджера в нашей стране начинается от 35 000 рублей [1] . Менеджер среднего звена получает от 70 000 до 250 000 рублей. Топ-менеджеры имеют зарплаты в диапазоне от 230 000 до 1 500 000 рублей [2] . Месячный заработок элиты топ-менеджмента публикуется в таких изданиях, как Forbes. Он измеряется в цифрах с семью нулями и доходит до 100 000 000 рублей. Речь идет о верхушке менеджмента таких корпораций, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Сбербанк», группа «Онэксим», USM Advisors, Veon (ранее Vimpelcom Ltd.), ПАО «МегаФон», ПАО «Интер РАО», ПАО «Транснефть», X5 Retail Group, ООО «Металлоинвест», ПАО «РусГидро» и др [3] .

Как правило, помимо основной заработной платы, менеджеры получают еще и премию по результатам деятельности компании за год.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Сегодня весьма распространенным является мнение о том, что в стране наблюдается перепроизводство юристов, экономистов и менеджеров. Некоторые учебные заведения даже сократили из-за этого количество бюджетных мест на соответствующих отделениях. Однако, как показывает практика, хорошие управленцы будут востребованы всегда.

По результатам исследований, за последние 15 лет наблюдался значительный рост количества специалистов высшего уровня квалификации (4,8%) и руководителей (4,3%) [5] . По прогнозам в течение ближайших десятилетий эта тенденция продолжится, так что потребность в специалистах-управленцах на предприятиях сохранится.

Высокий спрос на профессиональных менеджеров объясняется тем, что специальность имеет практически универсальный межотраслевой характер. Выпускники соответствующих отделений могут работать во всех сферах бизнеса или государственного управления. Кроме того, хороший менеджер — это не только профессиональный руководитель, он также имеет глубокие знания по маркетингу, экономике, психологии, рекламе, управлению персоналом. Востребованность специалистов такого рода в некоторых компаниях настолько высока, что часто менеджерские позиции занимают люди с квалификацией юриста, экономиста, маркетолога, которым недостает знаний по специфическим управленческим и организационным дисциплинам. Приобрести их можно только в вузах, в которых есть факультет или отделение менеджмента.

Плюсы и минусы профессии управленца

Традиционно принято радоваться назначению на руководящую должность. Без сомнения, продвижение по карьерной лестнице — это определенное достижение и показатель успешности человека. Но, как и каждая профессия, менеджер — это медаль о двух сторонах, у нее есть свои плюсы и минусы.

  • Плюс № 1 . Приобретение ценного опыта . Как правило, проработав на руководящей должности даже один год, человек становится профессионалом в своей области.
  • Плюс №2 . Определенная свобода действий . Чем выше ранг руководителя, тем сильнее сужается круг людей, перед которым он должен отчитываться. Конечно, политике компании соответствовать все равно придется, но выстраивать работу подведомственных отделов руководитель может так, как сочтет нужным.
  • Плюс № 3 . Быстрый карьерный рост . Если человек достаточно амбициозен и при этом наделен руководящим талантом, есть возможность подняться до уровня топ-менеджера.
  • Плюс № 4 . Полезные связи и знакомства . Чем выше должность, тем большим количеством полезных знакомств обзаводится руководитель. Это относится как к профессиональной сфере, так и к личной. Нередко личные связи помогают быстрее решить самые сложные производственные проблемы.
  • Плюс № 5 . Заработная плата . Большая ответственность предполагает и соответствующую зарплату. Даже менеджеры низшего звена по сравнению со своими подчиненными в материальном плане находятся в более выгодной ситуации.

Но не все так безоблачно, минусов в профессии управленца тоже достаточно:

  • Минус № 1 . Высокий уровень персональной ответственности за свои решения . Из-за этого нередко возникают стрессовые ситуации и даже нервные срывы.
  • Минус № 2 . Высокий темп работы . С назначением на руководящую должность нередко распорядок дня коренным образом меняется. Нужно быть готовым к тому, что придется забыть о нормированном рабочем дне и работать в выходные.
  • Минус № 3 . Непонимание со стороны подчиненных . Руководитель достаточно часто с ним сталкивается, особенно в случае принятия так называемых непопулярных решений, направленных на улучшение положения компании на рынке, но каким-то образом затрагивающих интересы работников.

Чтобы эффективно справляться с отрицательными сторонами профессии, нужно иметь высокую стрессоустойчивость, работоспособность, нацеленность на результат, лабильность, амбициозность и умение делегировать полномочия.

Университеты России с сильным факультетом «Менеджмента»

На сегодняшний день менеджеров-управленцев готовят во многих высших учебных заведениях России. В список университетов с сильными факультетами «Менеджмента» вошли [6] :

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . Вуз предлагает обучение по 7 программам бакалавриата по специальности «менеджмент». Минимальная стоимость — от 310 500 до 490 000 рублей в год [7] .
  2. Санкт-Петербургский государственный университет . Институт «Высшая школа менеджмента»: программы «Международный менеджмент», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Стоимость обучения — от 300 000 до 450 000 рублей [8] .
  3. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова . Обучение ведется по 8 программам на различных факультетах: финансовом, экономическом, факультете менеджмента, маркетинга, гостиничной индустрии. Стоимость — от 115 000 до 360 000 рублей в год [9] .
  4. Новосибирский государственный университет . Обучение по управленческим специальностям ведется на экономическом факультете. Стоимость — около 168 000 рублей в год [10] .
  5. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) . Получить образование по специальности менеджер можно в нескольких институтах академии. Стоимость обучения — от 140 000 рублей до 448 000 рублей в год [11] .
  6. Сибирский федеральный университет обучает менеджеров по нескольким программам: менеджмент организации, менеджмент финансов, управление малым бизнесом, производственный и международный менеджмент. Стоимость — 141 018 рублей в год [12] .
  7. Российский университет дружбы народов . Здесь обучение по специальности «международный менеджмент» проводится на базе экономического факультета, Института космических технологий, Института мировой экономики и бизнеса. Стоимость — от 99 000 до 315 000 рублей в год [13] .
  8. Томский государственный университет , обучение по специальности «менеджмент» обойдется примерно в 137 000 рублей в год [14] .
  9. Южный федеральный университет . Стоимость обучения по специальности «менеджмент» — 108 000 рублей за учебный год [15] .
  10. Дальневосточный федеральный университет . Обучение ведется в Школе экономики и менеджмента. За первый учебный год студентам потребуется заплатить 200 000 рублей [16] .

Как видно из приведенного рейтинга, хороших вузов, где можно получить профессию менеджера достаточно много не только в столице, но и в регионах.

Конкурс в вузах на специальность «Менеджмент»

Пока еще не все университеты опубликовали информацию, касающуюся конкурса на ту или иную специальность в 2018 году. Поэтому мы представили сведения о среднем проходном балле за 2016 год, а для удобства сделали это в виде таблицы.

Таблица 1 . Средний проходной балл на специальность «Менеджер» в ведущих вузах России в 2017 году

Методическое пособие на тему: Менеджмент в образовании

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

350 руб. 171.00 руб.

ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

Читать еще:  Работа международный менеджмент

350 руб. 213.00 руб.

ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.

География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.

География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.

География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.

География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.

География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Кантаева Анжелика Сергеевна
  • Написать
  • 12.02.2018

Номер материала: ДБ-1164149

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

«Развитие эмоционального интеллекта»

Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

  • 12.02.2018
  • 441
  • 12.02.2018
  • 211
  • 12.02.2018
  • 2805
  • 12.02.2018
  • 1668
  • 12.02.2018
  • 539
  • 12.02.2018
  • 190
  • 12.02.2018
  • 164
  • 12.02.2018
  • 118

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Менеджмент в сфере образования

Понятие менеджмента в сфере образования

Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, сочетающая в себя положения психологии, педагогики, социологии управления, менеджмента и маркетинга.

Масштабы и возможности рынка образовательных услуг в России часто недооцениваются. Это связано с долгое время действовавшей концепцией бесплатного образования, элементы которой сохраняются и в настоящее время (так, в частности, основное среднее образование является бесплатным и всеобщим, есть возможность за счет средств государственного бюджета получить и более высокие ступени образования). Однако образовательные услуги могут реализовываться в разных формах:

  • государственные школы и вузы,
  • коммерческие и частные учебные заведения,
  • курсы повышения квалификации,
  • дополнительное образование,
  • дистанционное обучение (в том числе с использованием онлайн-технологий),
  • интеграция с зарубежными образовательными учреждениями и т.д.

При этом количество специалистов-менеджеров в образовательной сфере, способных решать вопросы развития новых научных направлений и инновационных методик, проблемы образования на уровне государственных структур и учреждений, мало.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Быть менеджером образовательного процесса – значит:

  • выполнять необходимую обществу значимую работу,
  • формировать общественное мнение,
  • заниматься делом, основу которого составляют высокие морально-этические аспекты,
  • работать в престижной отрасли.

Менеджмент образовательных процессов позволяет людям приобщиться к огромному миру знаний. Каждому нужен проводник на пути к познанию и карьерным свершениям. Однако для менеджера, кроме высокого предназначения, имеет значение еще и бизнес, повышение эффективности образовательного процесса, его регламентация и упорядочение.

В последние годы появилось достаточно много трудов, посвященных управлению в сфере образования, а также отдельным организационно-управленческим аспектам образовательного процесса. Однако этим работам не хватает системности, в большинстве случаев речь идет либо о эмпирическом описании деятельности, проводимой в конкретном учреждении (или на конкретной ступени образования), либо о поверхностном объяснении того, что может быть признано управлением в образовательной организации, какие основные понятия используются в этой деятельности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Авторы рассматривают менеджмент в образовательной системе как:

  • системно организованный, целенаправленный процесс, в ходе которого производится воздействие на компоненты структуры образовательной системы и их связи, и который обеспечивает их целостность и реализацию заложенных функций,
  • имеющее иерархию научно организованное управление: на первом уровне производится управление деятельностью коллективом учреждения, на втором – деятельностью обучающихся,
  • комплекс организационных форм, методов, принципов, технологических приемов управления образовательными системами, цель которого – повышение эффективности их функционирования.

В целом направления исследования в сфере менеджмента образования можно разделить на три группы:

  • управление образовательным процессом (обучением, воспитанием, формированием личности),
  • управление учреждениями образования,
  • управление программами, проектами, системами образования.

Принципы менеджмента в сфере образования

Менеджмент в сфере образования опирается как на общие принципы менеджмента, так и на специфические принципы, характерные именно для этой отрасли жизнедеятельности общества. Безусловно, сформулированные принципы будут отражать только отдельные аспекты управления, однако даже такое мозаичное представление способно сформировать картину особенностей управленческой теории и практики. Некоторые значимые принципы менеджмента в сфере образования:

  • принцип доверия и уважения к человеку. Этот принцип является системообразующим и основополагающим, он отражает ведущую идею образовательной аксиологии. Он должен трансформироваться в духовную основу, фундамент функционирования образовательной организации, задать вектор оптимизации всех процессов,
  • принцип целостного взгляда. Эта позиция также очень важна в системе ценностей. В соответствии с ней, субъекты образовательного процесса должны восприниматься как личности со всеми мотивами, потребностями, переживаниями, целями. Этот принцип – краеугольный камень культуры образовательных организаций,
  • принцип целевой гармонизации и педагогической целенаправленности подразумевает, что все решаемые в процессе управления задачи должны быть ориентированы на достижение ключевой цели, стоящей перед образовательными организациями как социальным институтом. Общество определяет, что образование должно готовить молодое поколение к вхождению в производственно-социальную сферу жизни. Цель в этом случае выступает как исходный побудитель субъектов, двигательная сила и направляющий фактор,
  • принцип сотрудничества. Образование – явление полисубъектное, отношения в нем должны носить субъект-субъектный, а не субъект-объектный характер,
  • принцип научности. Необходимо учитывать закономерности управленческого и образовательного процессов,
  • принцип гуманности. Интересы личности должны быть высшим приоритетом, а цели, способы и средства воздействия – отвечать требованиям гуманности, соединять в себе потребности и интересы отдельных личностей и коллектива в целом,
  • принцип рациональной организации труда, включая четкое разделение прав, обязанностей и ответственности, делегирование управленческих полномочий вниз по иерархической структуре, научно обоснованное распределение рабочего времени в соответствии с направлениями деятельности работников, оптимизацию управленческой информации,
  • принцип эффективности. В соответствии с ним из множества альтернатив выбирается та, которая позволяет достичь цель с наименьшими затратами,
  • принцип интегральности. Этот принцип проявляется в ориентации на целостность образовательного и управленческого процессов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Профессия – менеджер в образовании

— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель – первый среди равных в своем коллективе – или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?

— Дискуссия о том, кто же такой директор школы – старший учитель он или менеджер, – не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.

После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.

В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием – например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому – РОНО.

— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?

— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу – у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам – все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.

Читать еще:  Код менеджмента бакалавриат

Поэтому одна из задач директора – создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, – это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.

— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?

— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?

Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.

— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…

— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать – и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.

Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема – взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.

— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования – директора школы, сотрудника управления – где можно выучиться?

— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.

Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя Институт развития образования Высшей школы экономики и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания – в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.

— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?

— Безусловно, без этого не обойтись – без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.

При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ – всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.

На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда – компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент – это искусство, но его тоже нужно изучать.

— Сфера образования – не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования – будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, – повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?

— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах – это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.

— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?

— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.

— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…

— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают – давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.

Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах – это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.

В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании», и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра – даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы – это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, – боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector