Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высший менеджмент что это такое

Функции высшего менеджмента

Высший менеджмент

Менеджмент является одним из основных направлений современной экономической науки. Он нацелен на создание, планирование и осуществление плана формирования организации, для создания устойчивой системы управления всей организации.

Независимо от того, каким является список намеченных задач, руководителя управления организацией необходимо нанимать для того, чтобы принести максимальную прибыль всей своей компании. В связи с этим, владельцы организаций обязаны на протяжении всего периода времени довольно тесно взаимодействовать с персоналом для взаимного ознакомления со всеми проблемами и потребностями организации.

В основе высшего менеджмента находятся задачи, которые нацелены на дальнейшее развитие действенной стратегии постоянного становления организации. Менеджерам, которые находятся на высшем уровне, необходимо периодически развивать свои деловые отношения с организациями, при помощи которых организация будет и далее продолжать свое развитие.

При этом нельзя упускать из виду контроль над подчиненными, исполнение задуманных программ и соблюдение утвержденного плана работы. Все принципы менеджмента высшего уровня традиционно воплощаются в жизнь только при помощи значительного участия и усилий менеджеров среднего и низшего уровня.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Функции высшего менеджмента

Решение основных задач происходит в процессе исполнения главных функций менеджмента с помощью конкретных способов и инструментов. Исполнение функций высшего менеджмента напрямую связано с принятием решений, которое в свою очередь поиск необходимой информации, определение и анализ возможных способов, подбор варианта действий, осуществление решения и анализ его дальнейшей эффективности.

Традиционно, общими функциями высшего менеджмента являются планирование, организация, мотивация, координация и контроль. По мнению некоторых авторов, к числу основных функций высшего менеджмента также необходимо отнести прогнозирование, анализ, руководство, регулирование и многое другое. Однако, здесь все же принципиальным является не количество выделенных функций, а трактовка их содержания.

Все функции высшего менеджмента являются взаимосвязанными. Они образуют единую систему. Исходным пунктом разработки плана является обоснование стратегии формирования организации на основе прогнозов. Необходимо также брать во внимание анализ исполнения плана в предшествующем периоде на основе сведений, которые были получены в процессе осуществления контроля.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Мотивация исполнителей требует ресурсов, которые должны быть предусмотрены в процессе их планового распределения. Организация, как основная функция высшего менеджмента должна заниматься обеспечением осуществления разработанного плана. Вместе с этим, и сама организационная структура является своего рода результатом планирования.

Функции управления высшего менеджмента образуют общий процесс управленческой деятельности, где каждая функция является относительно самостоятельной, имеет свои определенные методы, а также свои собственные инструменты.

Важно отметить, что исполнением главных функций менеджмента занимается весь аппарат управления. Основная роль руководителя здесь направлена принятием решений. Для обоснования принятия решений важным является обмен сведениями внутри организации, а также и с внешней средой. Определяющей характеристикой высшего менеджмента является то, что он включает в себя управление людьми.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Высший менеджмент и его роль в обществе

Питер Друкер родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии вплоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту во многих американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет он работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971 года стал профессором общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.

Работы Друкера начинались со взгляда на высший менеджмент и его роль в представительских институтах современного индустриального общества, высших корпорациях. Впоследствии он определял менеджмент как глобальную проблемную область как динамический элемент в любом бизнесе. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.

Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, и именно они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.

Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, как указывает Друкер, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными , более дорогими и наиболее недолговечными. Принимая это во внимание, исключительно важно, чтобы менеджеры использовались настолько эффективно, насколько возможным в настоящих условиях, когда имеются сведения относительно практики и назначения менеджмента. Здесь Друкер обращается к проблеме эффективности менеджмента. Найти рецепты эффективности можно использовать только в том случае, если мы сначала поймем роль менеджера в организации, если узнаем, что представляет собой его работа. По словам Друкера, существуют два параметра управления — экономический параметр и временной параметр.

Менеджеры отвечают за результат деятельности организаций (это отличает их от администраторов вообще). Таким образом, они должны добиваться в первую очередь экономических результатов производства. Конечная оценка их деятельности — экономические результаты, что не характерно для администраторов вообще. Второй параметр — время, — присутствует во всех системах принятия решений.

Менеджер всегда задумывается о том, какое воздействие будет иметь решение в настоящем, ближайшем и далеком будущем. Это, конечно, связано с экономическим аспектом. Сведя все вместе, приходим к выводу, что менеджеры оцениваются с точки зрения их экономической производительности в настоящем, ближайшем и далеком будущем.

Менеджмент, таким образом, это деятельность по организации ресурсов для достижения удовлетворительного качества исполнения. Это деятельность на основе материальных и человеческих ресурсов. Согласно Друкеру, это не означает максимального увеличения прибыли. Для менеджера прибыль — не причина поведения, ориентированного на коммерцию или на рациональное принятие решения с точки зрения получения максимальной прибыли во всех случаях, а проверка правильности или успеха деятельности коммерческого предприятия. Цель — получить достаточное количество прибыли.

Центральный вопрос для Друкера — как лучше управлять бизнесом, чтобы обеспечить получение прибыли и успешную деятельность предприятия, Хотя и можно сформулировать общие цели и очень коротким способом, любая действующая организация имеет разнообразные потребности и цели. Нереалистично рассматривать предприятие как имеющее единственную цель. Эффективное управление — всегда жонглирование, уравновешивание различных идей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация. Из-за этого и благодаря сложной природе бизнеса, целевое управление жизненно важно. Оно обеспечивает компетентное мнение, основанное на имеющейся информации, и заставляет менеджеров изучать имеющиеся альтернативы, а также предоставляет надежные средства для оценки эффективности управления.

В частности, цели и задачи коммерческого предприятия позволяют менеджерам объяснить, предсказать и контролировать свою деятельность, что окажется невозможным при использовании лишь идеи о максимальной прибыли.

Во-первых, знание и понимание этих целей позволяет организации интерпретировать широкий спектр коммерческих явлений, имея лишь небольшое количество общих утверждений.

Во-вторых, цели позволяют испытать эти утверждения на практике.

В-третьих, становится возможным предсказание поведения.

В-четвертых, значимость решений может быть проверена в процессе их принятия, а не после.

В-пятых, производительность в будущем может быть улучшена путем анализа прошлого опыта. Это возможно потому, что требуемые результаты заставляют планировать в деталях то, что должен достичь бизнес, и выработать пути эффективного достижения целей.

Целевое управление включает расшифровку того, что такое управление бизнесом. Выполнение этого и постоянная проверка результатов делает возможной реализацию пяти вышеперечисленных преимуществ.

Но по-прежнему остается неясным, какими должны быть цели бизнеса организации. Процитируем Друкера: «Цели необходимы в любой области, где производительность и результаты прямо и жизненно влияют на выживание и процветание бизнеса». Более конкретно, существует восемь областей бизнеса, где могут быть установлены цели производства. Это:

  • Установление рынка,
  • Нововведения,
  • Продуктивность,
  • Физические и финансовые ресурсы,
  • Прибыльность,
  • Эффективность и развитие менеджмента,
  • Производительность и поведение рабочих,
  • Общественное признание.

При решении, как установить цели для этих областей, необходимо принимать во внимание возможность установления реальных временных параметров и их измерение. Средства измерения важны, так как они делают вещи видимыми и «реальными». Они говорят менеджеру, на чем ему сфокусировать внимание. К сожалению, способы измерения во многих областях бизнеса остаются на очень примитивном уровне. При рассмотрении временных параметров целей существенна природа бизнеса. В лесной промышленности сегодня посадки — это возможность производства на пятидесятилетний период. При производстве одежды промежуток времени в несколько недель может быть долгим будущим.

Возможно наиболее важной частью целевого управления является его эффект, оказываемый на отдельных менеджеров, что позволяет организации развивать ее наиболее важный ресурс — менеджеров. Это происходит из-за развития самоконтроля менеджеров, ведущего к более сильной мотивации и более эффективному обучению. Сущностью этого стиля управления является то, что все менеджеры приходят к установке реалистичных целей для самих себя. Эти цели должны расшифровывать, какой вклад менеджер внесет в достижение общих целей фирмы во всех областях бизнеса. Необходимо, чтобы поставленные цели были проверены на вышестоящих уровнях управления — чтобы убедиться, что они достижимы (не слишком высоки и не слишком низки). Но важность вовлечения отдельных менеджеров в установление целей, в качестве мотивационного фактора не может быть переоценена. Если менеджеры действительно желают быть способными улучшить свою производительность и извлечь соответствующие преимущества из системы, то необходимо давать прямую информацию, которая позволяла бы им оценивать их собственные достижения. Это значительно отличается от условий на некоторых фирмах, когда некоторые группы, в частности учетчики, работают как «секретная полиция» исполнительного руководства. Необходимость для отдельных менеджеров устанавливать собственные цели сдерживается природой современного бизнеса и тем, что Друкер называет тремя силами неправильного руководства(forces of misdirection). Это:

  • Специализация работы большинства менеджеров,
  • Наличие иерархии,
  • Различия в видении происходящего в бизнесе
Читать еще:  Какие экзамены нужно сдавать на менеджера

Все это повышает возможность нарушения работы и возникновения конфликтов в организациях. Целевое управление — это способ обойти эти трудности за счет увязывания задачи каждого менеджера с общими целями компании. Реализация этого учитывает важные аспекты современного бизнеса. Управление больше не является делом одного человека. Даже исполнительный директор не работает в изоляции. Менеджмент — это групповая деятельность, и наличие целей подчеркивает вклад, вносимый каждым менеджером в дело всей группы. Задача исполнительного руководителя состоит в подборе наилучшей управленческой группы, и если есть цели со встроенной системой оценок то это дает возможность сделать правильный выбор.

Целевое управление позволяет административным работникам быть эффективными. Важным моментом является возможность учиться эффективности. Друкер настаивает на том, что саморазвитие управленческого персонала является центральным для непрерывного развития организации, так как квалифицированный работник становиться главным ресурсом. Система целей дает возможность менеджерам оценивать их собственную эффективность и таким образом усиливает процесс обучения. Это делается за счет указания на сильные стороны человека и на то, как они могут быть сделаны более продуктивными (за счет переопределения старых приоритетов или установления новых путем улучшения моделей принятия решений). Регулярный обзор целей и результатов позволяет менеджерам знать, где и когда работают наиболее эффективно, и как этого можно достичь. В итоге они смогут развивать свои умения в соответствующих областях.

Более того, целевое управление помогает преодолеть некоторые из сил , которые пытаются расщепить организацию, путем ясной привязки задачи каждого менеджера к общим целям компании. Это позволяет осуществить обучение и в результате приводит всех менеджеров к наилучшей реализации их индивидуальных способностей. И, наконец, что наиболее важно, это увеличивает мотивацию менеджеров и развивает их участие в деятельности организации. В результате цели, поставленные организацией, достигаются обычными людьми, добивающихся необычной производительности.

Менеджмент — что это такое простыми словами

1 мин

Менеджмент – что это такое? Какое направление человеческое деятельности называется подобным образом? Какие задачи приходится выполнять людям, задействованным в этой сфере? Кто такой – менеджмент компании? На эти вопросы и будет дан в статье развернутый ответ.

Менеджмент — что это такое простыми словами

«Менеджмент» является очень широким и многосмысловым понятием. В данном случае подразумевается:

  1. Способ и манера общения с людьми.
  2. Умение и административные навыки для организации эффективной работы аппарата организации.
  3. Власть и искусство управления.

Менеджмент является многопрофильной деятельностью

Дополнительная информация : учёные и практики не достигли единых взглядов относительно сути менеджмента.

Выделяют три основных направления движения научной мысли:

  1. Менеджмент является профессией, ориентированной на практическое использование наработок. Главным здесь является наличие реального результата, обеспечивающегося опытом.
  2. Менеджмент — это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Главное в этом – искусство общения и управления.
  3. Менеджмент – процесс принятия рациональных решений. Главное задание – поиск оптимальные управленческих подходов для преодоления существующих вызовов с помощью системы научных знаний и математических моделей.

Необходимо уметь донести цели и задачи рядовым сотрудникам

Руководящая деятельность может быть направлена на поддержание работы предприятия, реализацию товаров на национальном рынке или ВЭД. Вот что такое менеджмент простыми словами.

История развития менеджмента в мире

Попытки осмыслить эту дисциплину берут своё начало с IX века до н.э. Хотя самые простые формы управления были ещё в первобытном обществе. Правда, тогда вопросы руководства решались коллективно. Первая управленческая система (в современной понимании) была сформирована в Египте.

Древнегреческие мыслители внесли весомый вклад в осмысление процесса управления. Так, Сократ считал, что наиболее важное – это нужные человек, занимающий правильное место. По Платону управление является главным элементом жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал, что руководство необходимо для специализации в социуме.

Важно : действительно активное развитие менеджмента началось с наступлением индустриального периода. На этом этапе произошло зарождение четкой системы. Было необходимо новое знание, чтобы подстраиваться под меняющиеся условия (ручной труд заменялся машинами).

Начали активно появляется различные течения и новые взгляды на вопросы управления. Приобретённые знания переносят с одной организации на всю экономики. Рубеж XIX–XX веков отличился возникновением действительно крупных предприятий. Это потребовало новых разработок и систем управления.

XX век оказался богатым на различные события, которые, в свою очередь, поспособствовали активизации научных изысканий. Возникло школ и направлений, пытающихся дать ответ на вопрос, что такое менеджмент, были разработаны различные математические модели, создавалась научная база, выводились средние закономерности, актуальные для большинства участников рынка. В ХХІ веке изыскания продолжаются.

Основные задачи менеджмента

Этот вид деятельности предусматривает работу над:

  1. Организация процесса создания товаров и услуг с использованием имеющихся ресурсов и учетом спроса со стороны потребителей.
  2. Стимулирование работников к наилучшим результатам деятельности посредством введения привлекательной системы оплаты и условий труда.
  3. Поиск ресурсов и источников их снабжения.
  4. Разработка и реализация стратегии развития.
  5. Определение целей организации.
  6. Создание системы мероприятий, направленной на достижение намеченных целей.
  7. Осуществление контроля.

Менеджмент в малом бизнесе

Что означает менеджмент для небольших предприятий? Буквально всё:

  1. Следует обладать большой гибкостью, предвидеть события, приспосабливать деятельность организации к постоянно меняющимся условиям.
  2. Авторитет руководителя в малом бизнесе зависит от профессиональных и личных качеств.
  3. Для выполнения задач важно уметь формировать эффективные рабочие группы.
  4. Руководитель работает с подведомственными сотрудниками как с группой, а не отдельными личностями.
  5. Приходится заботиться об авторитете, чтобы обладать влиянием на сотрудников.
  6. Следует уметь обучать и развивать работников.
  7. Менеджмент отвечает за результаты работы и создаваемую в коллективе атмосферу.

Менеджмент на предприятии

Говоря об разномасштабных организациях, выделяют:

  1. Неорганизованное управление. Оно соответствует уровню малого предприятия, на котором работает до 20 человек. Специальное управленческое подразделение отсутствует. Руководящая функция выполняется на элементарном уровне.
  2. Организованное управление. Наблюдается на предприятиях с численностью персонала от 21 до 100 человек. Предусматривается наличие руководящего подразделения, организовывающего всю структуру.
  3. Научно-обоснованное организованное управление. Наблюдается на предприятии, численность работников которых превышает отметку в 100 человек. В таких коммерческих структурах создаются хорошо организованные профессиональные управленческие подразделения. Это позволять минимизировать издержки и максимизировать эффект.

Методы и уровни менеджмента

Рассматривая все о менеджменте, нельзя обходить вниманием отдельные нюансы и аспекты. А именно – что делает менеджмент, как приходится добиваться выполнения поставленных задач и учитываемые моменты деятельности. В первую очередь об используемых методах:

  1. Экономические. Являются системой приемов и способов оказания влияния на исполнителей, построенной на соизмерении затрат и результатов. В качестве рычага влияния используется заработная плата и премирование. Выделяют государственную (налоги, ссуда, дотации) и рыночную регуляцию (конкуренция, распродажа, спрос, понижение цены), а также внутреннее организационное направление.
  2. Административные. Методы прямого действия, носят директивный характер обязанностей, основываются на власти, ответственности, дисциплине и принуждении. Выделяют организационные (проектирование, регламентирование, нормирование) и распорядительные (приказы, команды, инструкции и рекомендации).
  3. Социально психологические. Строятся на использовании моральных стимулов. Примеры – убеждение, внушение, личный пример, моральное поощрение.

Уровни зависят от конкретных условий труда. Они реализовываются в следующем порядке:

  1. Нижний уровень управления. Здесь сосредотачивается непосредственное руководством деятельностью исполнителей. Менеджмент этого уровня обеспечивает выполнение оперативных планов и решений среднего звена. Типичные должности — это мастер смены, начальник участка и тому подобное.
  2. Средний уровень управления. Менеджмент обеспечивает создание и воплощение оперативных планов, реализацию решений сверху. Управленцы этого уровня обладают широкой свободой действий, но они должны обеспечить достижение поставленных им целей. Типичные должности: начальник цеха (отдела), директор филиала, декан, управляющий региональным сбытом.
  3. Высший уровень управления. Менеджмент занимается формированием цели, политики и стратегии действий предприятии. Они решают самые важные вопросы, как-то: выпуск новых изделий, освоение рынков, взаимоотношения с конкурентами и государством, развитие организации сейчас и в будущем. Типичные должности – генеральный директор, заместители руководителя.

Основные виды менеджмента в современном мире

Зависимо от специфики деятельности выделяют следующие функциональные области:

  1. Управление персоналом. Обеспечивается развитие кадрового потенциала организации. Отбирается и формируется персонал для решения поставленных задач, решаются вопросы деловой карьеры.
  2. Стратегический менеджмент. Выявляет и создаёт долгосрочные конкурентные преимущества организации, позволяющие комфортно себя чувствовать в условиях внешней среды.
  3. Риск-менеджмент. Предусматривает принятие определённых действий соразмерно возможным опасностям при осуществлении деятельности.
  4. Управление организационными знаниями. Обеспечивается формирование и развитие доступных и используемых интеллектуальных ресурсов.
  5. Производственный менеджмент. Управляет всеми отношениями и процессами, происходящими в организации, задействованными в создании товаров или услуг.
  6. Инновационные менеджмент. Обеспечивает управление разработкой и внедрением различных нововведений, позволяющие приобрести организации долгосрочную конкурентоспособность.
  7. Финансовый менеджмент. Обеспечивает управление финансами.
  8. Менеджмент качества. Следит за показателями создаваемой продукции и занимается инструментами их повышения.
Читать еще:  Менеджер по мероприятиям

Советы для персонального менеджмента

Кто такой менеджмент и чем он занимается уже было рассмотрено. А как же добиться высот в этом деле? На этом сложном пути помогут стать лучше и больше зарабатывать следующие советы:

  1. Развивайте лидерство и силу убеждения. Постоянно самосовершенствование – это хорошо знакомый принцип для успешных людей. Нельзя достичь прогресса, если не заставлять себя преодолевать ранее достигнутую планку результатов.
  2. Следует задавать тон взаимоотношений, иначе это сделают другие.
  3. Излишне частое использование слов ведёт к потере их смысла. Следует задумываться об форме, содержании и глубинном значении.

Как стать по-настоящему успешным менеджером — что для этого нужно

Чтобы профессия позволяла осуществлять и реализовывать амбиции, следует в деятельности придерживаться таких правил:

  1. Быть дисциплинированным. Когда приходится самостоятельно работать, не ощущая над собой руководства со стороны другого человека, многие расслабляются и трудятся на полсилы. И хотя эта тактика в краткосрочной перспективе и обладает рядом плюсов, для долгосрочного продвижения по карьерной лестнице она не подходит. Каждый культурный человек должен быть пунктуальным и не позволять себе опаздывать или вообще забывать о договоренных встречах. Придётся научиться вставать рано, а также целый день работать в интенсивном ритме. Не лишним будет использовать ежедневник для исключения неприятных последствий, связанных с забытыми встречами, деловыми контактами, поручениями и идеями.
  2. Будьте уверены в своих силах. И чем раньше человек начнёт развивать в себе это свойство, тем лучше. От этого зависит очень многое – какую зарплату попросит себе соискатель, принимаемые экономические решения (и доля риска в них), в конце концов – то, как держится каждый из нас, показывает окружающим человеческую сущность и меняет отношение других людей.
  3. Постоянно учиться. Когда цель – это добиться серьезных высот, общительности и позитивного отношения мало. Постоянно следует изучать то, что пригодится (или потенциально может помочь) в будущем. Увы, но всё, что нужно, не сможет дать ни одно, даже самое лучшее образование из ВУЗа. Следует постоянно собирать информацию по крупицах, чтобы использовать её себе во благо.
  4. Разбираться в психологии. Необходимо уметь направить сколько угодно людей в какое нужно русло. Причем часто в срочном порядке. Мотивировать и организовать сотрудников помогает хорошее знание психологии. Социальные навыки и умение располагать к себе – это часть специальности, такая же, как и принятие выгодных решений для организации.

Заключение

Вот и рассмотрено определение, что значит менеджмент, его роль в организации, методы и уровни деятельности. С этой информацией можно успешно сдавать экзамены. Увы, на практике без опыта, имея только одну теорию, будет сложно. Но на вопросы про менеджмент, кто это, чем занимается – читатель сможет ответить без проблем.

Что такое менеджмент и для чего он нужен

Что такое менеджмент

Менеджмент — это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:

  • Планирование;
  • Постановка целей;
  • Организация бизнес-процессов;
  • Координация;
  • Мотивация;
  • Контроль.

Субъекты и объекты менеджмента

В управлении всегда существуют субъекты и объекты.

  • Субъектами являются отдельные люди или группы, осуществляющие функции менеджмента.
  • Объектами можно считать людей, системы и процессы, на которые направлены действия субъектов. К примеру, сотрудники, конкуренты, партнёры, поставщики, информация, ресурсы.

Модели и принципы менеджмента

В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:

  • Американский;
  • Западноевропейский;
  • Японский.

Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.

Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.

Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.

При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.

В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.

Задачи менеджмента

Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля.

Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты.

Функции менеджмента

Под данным понятием подразумеваются виды взаимодействия субъектов и объектов менеджмента.

Постановка целей

Условно можно выделить два базовых типа целей:

  • Стратегические — долгосрочные;
  • Тактические — краткосрочные.

Существует также категория среднесрочных целей, которую имеет смысл рассматривать в особых случаях.

Стратегические цели зависят от миссии, ценностей и идеологии компании. Они задают векторы развития организации и ориентиры, к достижению которых необходимо стремиться.

Тактические цели больше направлены на оперативное управление.

Для корректной постановки любых типов целей рекомендуется использовать методологию SMART.

Планирование

Планирование может определять как систему целеполагания организации и влиять на постановку целей, так и наоборот — планы могут строиться на основе уже определённых и сформулированных целей.

В зависимости от используемой модели менеджмента, планирование также может кардинально различаться в подходах:

  • От жёсткого производственного плана на несколько лет;
  • До гибких систем планирования, основанных на итерациях в условиях неопределённости: Scrum, Kanban.

Отдельного внимания заслуживает сценарный подход в планировании, когда разрабатываются мультивариативные схемы.

В зависимости от различных факторов, которые были заранее предусмотрены аналитиками:

  • Конъюнктура рынка;
  • Динамика развития организации;

используются различные варианты разработанных планов.

Организация деятельности

Формально можно выделить два этапа организации деятельности:

  • Формирование организационной структуры;
  • Организация рабочих процессов.

В зависимости от модели менеджмента, организационная структура может сильно отличаться. Как уже упоминалось ранее, диапазон разновидностей может варьироваться:

  • От жёсткой древовидной структуры с вертикальной системой управления;
  • До группы независимых самоорганизующихся команд, каждая из которых самостоятельно определяет формат работы и внутренние регламенты.

Организация рабочих процессов включает в себя:

  • Объединение компетенций соответствующих сотрудников и подразделений;
  • Эффективное распределение ресурсов и задач для достижения как стратегических, так и тактических целей компании.

Контроль

Существует внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль осуществляется различными проверяющими органами: налоговая, пожарная, технические инспекции, санитарно-эпидемиологическая служба, банки.

При всей кажущейся негативной составляющей внешнего контроля, он имеет положительное влияние на работу организации. Мотивация сотрудников автоматически возрастает, когда они понимают, что их деятельность может быть проверена внешними органами со всеми вытекающими из этого последствиями для компании и для них лично. Руководство же на основе результатов внешних проверок, получает оценку деятельности сотрудников от третьей стороны.

Внутренний контроль производится ресурсами самой организации. Он может осуществляться как посредством ревизии и аудит, так и исполнителями или руководством.

Функции контроля необходимы для:

  • Получения информации, на основе которой принимаются управленческие решения.
  • Отслеживания прогресса компании в движении к намеченным целям.
  • Сохранности материальных активов, важной и конфиденциальной информации.
  • Рационального и более эффективного распределения ресурсов.

Крайне важно понимать, как внедрённая система внутреннего контроля влияет на сотрудников. Она может мотивировать их и влиять на достижение целей организации, а может демотивировать и ограничивать.

В первую очередь, все сотрудники должны чётко понимать цели организации и поставленные перед ними лично задачи. Также важно наладить эффективные внутренние коммуникации и механизмы обратной связи.

Можно выделить три стадии контроля:

  • Предварительный — на этапе планирования формируются правила и регламенты.
  • Текущий — осуществляется непосредственно в ходе процессов.
  • Заключительный — подведение итогов, анализ и выводы.

При создании и изменении системы контроля необходимо сопоставлять экономический эффект. Если затраты на контроль превышают прибыль или экономию от его внедрения, то следует тщательно взвесить целесообразность такого внедрения.

В ходе контроля важно прогнозировать и выявлять на самой ранней стадии отклонения от пути или несоответствия намеченной динамики достижения целей. Причём, не только для фиксация отклонений, но и анализа причин их возникновения, выявления тенденций и логических закономерностей. Это помогает принимать корректирующие решения.

Где можно пройти обучение по специальности «Менеджмент»: профессия с амбициями

Менеджмент в его традиционном понимании возник в США на рубеже XIX и XX веков как практическая дисциплина и функция, необходимая для повышения конкурентоспособности и эффективности компаний на рынке. С английского языка слово «management» переводится как «управление, администрирование, руководство». Собственно, именно в этом и состоит суть как менеджмента в общем, так и менеджера в частности.

Профессия «менеджер»: продавец или управленец?

Классическое определение менеджмента подразумевает разделение всего процесса управления людьми по функциям, к основным из которых относятся планирование, организация, мотивация и контроль, а также координация, которая замыкает этот параллельно-последовательный процесс (см. рис. 1). Таким образом, менеджер — это специалист, который выступает в роли координатора, мозгового центра всего этого процесса.

Читать еще:  Куда пойти работать менеджером по продажам

Рис. 1 . Процессный подход к определению менеджмента

В России же понятие «менеджер» обрело самостоятельное значение для обозначения линейного работника, осуществляющего взаимодействие с клиентами в той или иной сфере — менеджер по продажам, по связям с общественностью, офис-менеджер и т.д. Иногда ситуация доходит до абсурда, например, в одной из крупных торговых компаний появилось объявление о вакансии на должность «менеджер чистоты». При этом имелась в виду, по сути, самая обычная уборщица.

Особенно распространено заблуждение, что менеджер — это не кто иной, как продавец. Практически в каждой компании есть целый штат менеджеров по продажам, занимающихся сбытом товара, а в каждом крупном магазине есть свой менеджер, призванный решать конфликтные ситуации с клиентами. С точки зрения объема и содержания решаемых задач к собственно менеджменту они имеют отнюдь не прямое отношение.

Так что же это за профессия? Классический менеджер (руководитель) занимается не продажами и не общением с клиентами, а координацией работы подчиненных, организацией работы предприятия (обеспечение рабочей силой, сырьем и т.д.), контролирует, оценивает и корректирует деятельность работы подчиненных, прогнозирует возможные сбои в работе и занимается их предотвращением. Кроме того, он обязан заниматься и решением социально-психологических задач, в его обязанности также входит материальное и моральное стимулирование, регулирование межличностных отношений в коллективе, отстаивание интересов работников, управление текучестью кадров.

Обычно выделяют три уровня классических менеджеров:

  • Менеджеры низшего звена — младший руководящий состав, управляющей непосредственно работниками. Это мастера, заведующие отделами или небольшими подразделениями и т.д. Такие специалисты могут иметь любой уровень образования. Обычно выпускники вузов начинают свою карьеру именно с этой ступеньки.
  • Менеджеры среднего звена — руководители над предыдущей категорией. К ним относятся, например, начальники цехов на производстве, директора филиалов. Такие управленцы имеют дипломы высших учебных заведений по специальности «менеджмент» и опыт руководящей работы в течение нескольких лет.
  • Менеджеры высшего звена , или топ-менеджеры . Самая малочисленная и самая квалифицированная категория управленцев, практически вершина менеджерской карьеры. Даже в самых крупных компаниях таких менеджеров всего несколько. Типичная должность на этом уровне — генеральный директор. Подобный уровень управления обязательно требует высшего образования в сфере менеджмента, а иногда даже и нескольких образований и степени MBA.

Размер заработной платы менеджера в России зависит от региона и сферы деятельности компании, в которой он работает, а также от того, к какому уровню управленцев он в данный момент относится. Для низшего уровня заработок менеджера в нашей стране начинается от 35 000 рублей [1] . Менеджер среднего звена получает от 70 000 до 250 000 рублей. Топ-менеджеры имеют зарплаты в диапазоне от 230 000 до 1 500 000 рублей [2] . Месячный заработок элиты топ-менеджмента публикуется в таких изданиях, как Forbes. Он измеряется в цифрах с семью нулями и доходит до 100 000 000 рублей. Речь идет о верхушке менеджмента таких корпораций, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Сбербанк», группа «Онэксим», USM Advisors, Veon (ранее Vimpelcom Ltd.), ПАО «МегаФон», ПАО «Интер РАО», ПАО «Транснефть», X5 Retail Group, ООО «Металлоинвест», ПАО «РусГидро» и др [3] .

Как правило, помимо основной заработной платы, менеджеры получают еще и премию по результатам деятельности компании за год.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Сегодня весьма распространенным является мнение о том, что в стране наблюдается перепроизводство юристов, экономистов и менеджеров. Некоторые учебные заведения даже сократили из-за этого количество бюджетных мест на соответствующих отделениях. Однако, как показывает практика, хорошие управленцы будут востребованы всегда.

По результатам исследований, за последние 15 лет наблюдался значительный рост количества специалистов высшего уровня квалификации (4,8%) и руководителей (4,3%) [5] . По прогнозам в течение ближайших десятилетий эта тенденция продолжится, так что потребность в специалистах-управленцах на предприятиях сохранится.

Высокий спрос на профессиональных менеджеров объясняется тем, что специальность имеет практически универсальный межотраслевой характер. Выпускники соответствующих отделений могут работать во всех сферах бизнеса или государственного управления. Кроме того, хороший менеджер — это не только профессиональный руководитель, он также имеет глубокие знания по маркетингу, экономике, психологии, рекламе, управлению персоналом. Востребованность специалистов такого рода в некоторых компаниях настолько высока, что часто менеджерские позиции занимают люди с квалификацией юриста, экономиста, маркетолога, которым недостает знаний по специфическим управленческим и организационным дисциплинам. Приобрести их можно только в вузах, в которых есть факультет или отделение менеджмента.

Плюсы и минусы профессии управленца

Традиционно принято радоваться назначению на руководящую должность. Без сомнения, продвижение по карьерной лестнице — это определенное достижение и показатель успешности человека. Но, как и каждая профессия, менеджер — это медаль о двух сторонах, у нее есть свои плюсы и минусы.

  • Плюс № 1 . Приобретение ценного опыта . Как правило, проработав на руководящей должности даже один год, человек становится профессионалом в своей области.
  • Плюс №2 . Определенная свобода действий . Чем выше ранг руководителя, тем сильнее сужается круг людей, перед которым он должен отчитываться. Конечно, политике компании соответствовать все равно придется, но выстраивать работу подведомственных отделов руководитель может так, как сочтет нужным.
  • Плюс № 3 . Быстрый карьерный рост . Если человек достаточно амбициозен и при этом наделен руководящим талантом, есть возможность подняться до уровня топ-менеджера.
  • Плюс № 4 . Полезные связи и знакомства . Чем выше должность, тем большим количеством полезных знакомств обзаводится руководитель. Это относится как к профессиональной сфере, так и к личной. Нередко личные связи помогают быстрее решить самые сложные производственные проблемы.
  • Плюс № 5 . Заработная плата . Большая ответственность предполагает и соответствующую зарплату. Даже менеджеры низшего звена по сравнению со своими подчиненными в материальном плане находятся в более выгодной ситуации.

Но не все так безоблачно, минусов в профессии управленца тоже достаточно:

  • Минус № 1 . Высокий уровень персональной ответственности за свои решения . Из-за этого нередко возникают стрессовые ситуации и даже нервные срывы.
  • Минус № 2 . Высокий темп работы . С назначением на руководящую должность нередко распорядок дня коренным образом меняется. Нужно быть готовым к тому, что придется забыть о нормированном рабочем дне и работать в выходные.
  • Минус № 3 . Непонимание со стороны подчиненных . Руководитель достаточно часто с ним сталкивается, особенно в случае принятия так называемых непопулярных решений, направленных на улучшение положения компании на рынке, но каким-то образом затрагивающих интересы работников.

Чтобы эффективно справляться с отрицательными сторонами профессии, нужно иметь высокую стрессоустойчивость, работоспособность, нацеленность на результат, лабильность, амбициозность и умение делегировать полномочия.

Университеты России с сильным факультетом «Менеджмента»

На сегодняшний день менеджеров-управленцев готовят во многих высших учебных заведениях России. В список университетов с сильными факультетами «Менеджмента» вошли [6] :

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . Вуз предлагает обучение по 7 программам бакалавриата по специальности «менеджмент». Минимальная стоимость — от 310 500 до 490 000 рублей в год [7] .
  2. Санкт-Петербургский государственный университет . Институт «Высшая школа менеджмента»: программы «Международный менеджмент», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Стоимость обучения — от 300 000 до 450 000 рублей [8] .
  3. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова . Обучение ведется по 8 программам на различных факультетах: финансовом, экономическом, факультете менеджмента, маркетинга, гостиничной индустрии. Стоимость — от 115 000 до 360 000 рублей в год [9] .
  4. Новосибирский государственный университет . Обучение по управленческим специальностям ведется на экономическом факультете. Стоимость — около 168 000 рублей в год [10] .
  5. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) . Получить образование по специальности менеджер можно в нескольких институтах академии. Стоимость обучения — от 140 000 рублей до 448 000 рублей в год [11] .
  6. Сибирский федеральный университет обучает менеджеров по нескольким программам: менеджмент организации, менеджмент финансов, управление малым бизнесом, производственный и международный менеджмент. Стоимость — 141 018 рублей в год [12] .
  7. Российский университет дружбы народов . Здесь обучение по специальности «международный менеджмент» проводится на базе экономического факультета, Института космических технологий, Института мировой экономики и бизнеса. Стоимость — от 99 000 до 315 000 рублей в год [13] .
  8. Томский государственный университет , обучение по специальности «менеджмент» обойдется примерно в 137 000 рублей в год [14] .
  9. Южный федеральный университет . Стоимость обучения по специальности «менеджмент» — 108 000 рублей за учебный год [15] .
  10. Дальневосточный федеральный университет . Обучение ведется в Школе экономики и менеджмента. За первый учебный год студентам потребуется заплатить 200 000 рублей [16] .

Как видно из приведенного рейтинга, хороших вузов, где можно получить профессию менеджера достаточно много не только в столице, но и в регионах.

Конкурс в вузах на специальность «Менеджмент»

Пока еще не все университеты опубликовали информацию, касающуюся конкурса на ту или иную специальность в 2018 году. Поэтому мы представили сведения о среднем проходном балле за 2016 год, а для удобства сделали это в виде таблицы.

Таблица 1 . Средний проходной балл на специальность «Менеджер» в ведущих вузах России в 2017 году

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector