Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Активное игровое обучение

Активные методы обучения.

Что такое активные методы обучения — АМО?

Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс.

При использовании активных методов обучения и модерации меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. (Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» можно освоить здесь («Инновационный образовательный центр «Мой университет»): http:// moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo ).

Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения — это обучение в деятельности.

К активным методам обучения (АМО) относятся:

  • проблемные ситуации,
  • обучение через деятельность,
  • обучение через игру,
  • групповая и парная работа,
  • деловые игры,
  • драматизация и театрализация,
  • творческая игра «Диалог»,
  • «Мозговой штурм»,
  • «Круглый стол»,
  • дискуссия,
  • метод проектов,
  • методы удивления, любования, уверенности, успеха,
  • метод эвристических вопросов,
  • игровое проектирование и др.

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС — сиди и слушай» к активному: «ДИД — думай и делай!».

Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Моделирование — метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях — реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Отличительные особенности АМО:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта воспитанников;
  • активизация в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

  • активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
  • развивают партнерские отношения;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Активные методы обучения.

Что такое активные методы обучения — АМО?

Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс.

При использовании активных методов обучения и модерации меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. (Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» можно освоить здесь («Инновационный образовательный центр «Мой университет»): http:// moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo ).

Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения — это обучение в деятельности.

К активным методам обучения (АМО) относятся:

  • проблемные ситуации,
  • обучение через деятельность,
  • обучение через игру,
  • групповая и парная работа,
  • деловые игры,
  • драматизация и театрализация,
  • творческая игра «Диалог»,
  • «Мозговой штурм»,
  • «Круглый стол»,
  • дискуссия,
  • метод проектов,
  • методы удивления, любования, уверенности, успеха,
  • метод эвристических вопросов,
  • игровое проектирование и др.

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС — сиди и слушай» к активному: «ДИД — думай и делай!».

Читать еще:  Обучение паскаль видео

Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Моделирование — метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях — реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Отличительные особенности АМО:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта воспитанников;
  • активизация в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

  • активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
  • развивают партнерские отношения;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Игровые технологии обучения: применение и виды

Содержание:

Игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.

Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.

Функционал метода обучения

В обществе принято выделять несколько основных функций, происходящих от применения игровых технологий. Их называют основными миссиями:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.
  • Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.
  • Социализация. Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.

Определение 2

Обычно игровые технологии в педагогике – действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализирование всего процесса.

Вся деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. У человека должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение человеком самого себя.

Таким образом, игра содержит в себе несколько основных составляющих:

  • Образы.
  • Игровые процессы.
  • Замена настоящих вещей условными.
  • Естественная коммуникация между участниками.
  • Условный сюжет.

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Современная школа развивается, и педагоги отдают большее предпочтение активизации и интенсификации процесса учебы. Игры применяются только в отдельных случаях. Для усвоения темы или раздела книги, как самостоятельная технология, и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке.

Наиболее популярным является применение технологии, как одного из методов внеклассной работы. Игровая тематика развивалась для максимально эффективного воздействия на учеников. Дети, которые погружены в определенные заданные условия, проявляют больший интерес к процессу обучения и конкретной теме.

Применение игровой технологии в действии

Стоит рассмотреть детально, что такое игровая технология. Существует ряд правил, которых стоит придерживаться во время игры.

  • Со стороны наставника игры, правила воспроизводятся исключительно в игровой форме.
  • Вся работа на уроке зависит полностью от хода и правил конкретной игры.
  • При введении игровой технологии появляется элемент соперничества, при этом дидактическая задача меняется на игровую.
  • От качественного выполнения поставленных задач полностью зависит исход.

Нельзя вводить в учебный процесс игру ради игры. Важным моментом является осознание целей метода. Педагог должен четко систематизировать процесс и понять, оправдывает ли себя метод игры в отношении к конкретной учебной теме. Стоит отслеживать и контролировать введение развлекательного аспекта, ведь преобладать должна учебно-познавательная направленность.

Виды педагогических игр

Существует несколько разновидностей педагогических игр:

  • Физические
  • Мыслительные
  • Рабочие, общественные и психологические

Это разделение служит для того, чтобы структурировать большой раздел интерактивной педагогики. Но это далеко не единственное разделение на виды. Выделяют группы игр по виду педагогического процесса:

  • Учебные
  • Познавательные
  • Репродуктивные
  • Коммуникативные
Читать еще:  3д визуализатор обучение

По образу игровой методики игры делят на несколько групп, а различие базируется на построении правил процесса. Первые – это игры со строго установленными правилами, вторые – с правилами, которые устанавливают во время игры, третьи – со свободной игровой стихией. Игры с готовыми строгими правилами – это в основном предметные, спортивные, интеллектуальные, строительные, музыкальные и т.п. Свободный ход игры отображают более творческие типы: художественные, театральные, свадебные, игры в профессию и пр.

Разделений на типы существует очень много:

  • Сюжетные
  • Деловые
  • Ролевые
  • Предметные
  • Имитационные
  • Игры-драматизации

Специфика каждого вида зависит от дополнительных факторов. Они могут быть выполнены с предметами и без предметов, бывают уличные, комнатные, с применением компьютера. Наличие инвентаря, местоположение – все это влияет на дальнейший ход игры, и эти моменты должен учитывать наставник.

Специалисты делят игры на типовые группы, где они располагаются по своему типажу:

  • Игровые праздники
  • Игровой фольклор
  • Театральные действия
  • Тренинги
  • Анкеты, вопросники, тесты
  • Импровизации
  • Соревнования, противоборства
  • Конкурсы, старты и т. д.

Вывод

Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка. Система применима не только по отношению к детям дошкольного возраста, но и в старшей школе. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно-полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации.

Педагогу бывает сложно оптимально сочетать метод игры с другими направлениями в обучении. Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетаются насколько значащих факторов. В ней есть свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление.

Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

Статья «Игра как активный метод обучения в начальной школе»

Игра как активный метод обучения в начальной школе

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.

Всем известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. У школьника на первое место выходит учебная деятельность. Так играть в школе или не играть? Конечно, играть! Уверена, что так ответят многие учителя, особенно учителя начальных классов. Во-первых, игровые технологии помогут обеспечить преемственность с дошкольным образованием, во-вторых, многие игры созданы специально для того, чтобы помочь детям в игровой форме усвоить учебный материал. Перед учителем важной задачей будет правильно подобрать соотношения игры и обучения и уместно использовать игровые технологии.

По мнению педагога и психолога П.Ф.Каптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги – это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга. Считаю, что эти слова актуальны и в настоящее время.

В своих работах К.Селевко отмечал, что реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    • учебный материал используется в качестве игры;
    • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

В начале своей педагогической деятельности очень часто использовала на уроках игровые сюжеты. На устном счете мы решали примеры — ловили рыб, строили дома, кормили птиц, лепили снеговиков. К нам на уроки приходили сказочные герои – Буратино, Незнайка, кот Леопольд, Баба Яга, которые обращались за помощью или создавали препятствия. Приходилось готовить огромное количество наглядности, которая использовалась в течение только одного-двух уроков. Ученикам было интересно, они с огромным желанием выходили к доске выполнять задания. Но по сути это была имитация игры, ученики просто решали примеры, задачи, уравнения и т.д.

Внедрением ИКТ позволило поднять использование игровых приемов на новый уровень. Графические, звуковые, интерактивные возможности компьютерных программ позволяли изучать и проверять усвоение материала ненавязчиво, играючи. Активно использовала в обучении обучающие компьютерные игры, научилась сама создавать интерактивные презентации с анимацией, гиперссылкими, триггерами.

В настоящее время я использую все возможности создания игровых ситуаций. На уроках окружающего мира герои учебника Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик являются постоянными нашими гостями. Ученикам нравится, что эти герои рассуждают, спорят, обращаются за помощью к ученикам, знакомят с новой и интересной информацией. Звук сама записываю и обрабатываю в программе Audaciti.

Но чаще всего стараюсь использовать универсальные игры, которые отвечают следующим требованиям:

возможность использования на любом уроке;

минимум подготовки наглядности и простота проведения;

имеют соревновательный характер;

содержат элемент здоровьесбережения.

Самой любимой игрой у первоклассников стала игра «Цифробойка». В эту игру они играют не только на каждом уроке математики, но и самостоятельно на переменах.

Для игры нужны 2 мухобойки, цифры на доске. 2 ученика выходят к доске. Остальные ученики по очереди задают примеры по определенной теме. Например, «Вычитание в пределах 10». Игроки должны сосчитать пример, назвать ответ вслух и хлопнуть по соответствующему числу на доске. Побеждает тот, кто первым правильно ответил. Учитель подсчитывает количество правильных ответов. Результат — победил один ученик, победила «дружба» или победителей нет.

На уроке русского языка» Цифробойка» превращается с «Буквобойку». Удобно отрабатывать темы «Правописание безударных гласных», «Слова с парными согласными» и другие. Учитель называет слово. Ученики должны назвать проверочное слово и хлопнуть по соответствующей букве. Падежи, склонения, части речи и другие понятия отрабатываются с лёгкостью и без принуждения.

Игра «По-порядку становись!» помогает усвоить темы «Алфавит», «Нумерация чисел», «Единицы времени, длины, массы». Ученики одного ряда или группа учеников получают карточки с буквами (числами, словами) По команде они должны выстроиться в алфавитном порядке (в порядке увеличения или уменьшения). Если раньше, чтобы расставить буквы по алфавиту, уходило 1-1,5 минуты, то сейчас первоклассники 7-8 букв выстраивают за 15-20 секунд. Далее предлагаю разделиться на группы: гласные и согласные, звонкие согласные или глухие, парные или непарные.

Игра «Умное решето» На одном из занятий показала решето, объяснила, зачем и как его используют. Договорились, что наше решето будет необычное. Только ученики, давшие правильный ответ могут проникнуть сквозь решето. Остальных нужно ещё «потрясти» — спрашивать.

Данное упражнение чаще всего провожу, когда нужно спросить всех учеников. Ученики встают, даю задание, кто первый ответил, тот садится. Игра проводится до тех пор, пока за парты не сядут все ученики.

Сразу становится понятным, кто усвоил данную тему, а кто испытывает затруднения.

При безотметочном обучении важно создать условия для формирования у первоклассников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Мне удалось это сделать через игры-соревнования «Наряди ёлку» — декабрь, «Лепим снеговика» — февраль-март.

За правильность и аккуратность выполнения заданий, активность на уроке, старательность и помощь другу ученики получали снежинки. Эти снежинки они обменивали на необходимые части.

Ученики с огромным интересом включились в игру. Заметно повысилась активность детей на уроке, аккуратность в ведении тетрадей. Даже родители с большим вниманием наблюдали за процессом создания аппликации.

Читать еще:  Реклама вконтакте обучение

Активное игровое обучение

Для создания высокого уровня развития общества необходимо непрерывно повышать общекультурный и творческий уровень, за счет непрерывного процесса обучения на всех этапах жизни человека. В настоящее время успешность работы образовательных учреждений оценивается потребителями образовательных услуг, в том числе по уровню сформированности личностных качеств обучающегося, способствующих самостоятельной творческой деятельности. Темп современной жизни диктует необходимость решать возникающие вопросы быстро и эффективно, часто новыми, нестандартными способами. Поэтому опыт творческой деятельности человека определяет более выгодное его положение по отношению к тем, кто пользуется стандартными и устоявшимися методами. Именно эти особенности позволяют объяснить возросший интерес к всестороннему рассмотрению проблемы направленного использования активных методов обучения в рамках современного образовательного процесса.

Цель исследования. Целью работы является выявление задач, решаемых при организации учебного процесса с применением активных методов обучения. Также необходимо выделить требования, предъявляемые к учебным играм.

Ранее установлено [3], что при помощи активных методов обучения, можно решить одновременно несколько учебно-организационных задач:

• повысить активность участников при их обучения (людей с разным типом темперамента, скоростью ментальных процессов, уровнем обученности и подготовки);

• процесс обучения подчинить управляющему воздействию преподавателя;

• организовать непрерывный контроль над процессом овладения знаний.

Материалы и методы исследования

Условно активные методы обучения можно разделить на индивидуальные и групповые. Если речь идёт о единовременном обучении большого числа обучающихся (класс или студенческая группа), целесообразно уделить внимание рассмотрению вопросов, связанных с групповыми методами. К ним относятся:

• дискуссионные методы (дискуссия, полемика, анализ ситуации морального выбора, «мозговой штурм» и др.);

• игровые методы (деловая игра, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра и т.д.);

• тренинг-методы (тренинг делового общения, социально-деловой тренинг, тренинг умений).

Среди вышеперечисленных методов значительное место занимают различного вида игры, хотя в соответствии с основами возрастной психологии игровая деятельность является ведущей только для дошкольного возраста. Однако стоит отметить, что дидактические игры нашли широкое применение в практике общего образования и эффективно используются многими педагогами, как на этапах начального обучения, так и в более поздние периоды. Современная практика в рамках получения высшего образования не столь значительна. Чем объяснить неизменный интерес к данному методу обучения?

Дидактические игры – специально созданные игры, в ходе которых реализуются учебные и игровые цели, проводимые в рамках определенных игровых правил по соответствующему сюжету. Основная задача данного метода состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса, учащихся к производимой деятельности и придания ему эмоциональной окраски [2]. Безусловно, успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть соответственно оформлена, с понятными и достижимыми целями [1, 8].

Требования, предъявляемые к учебной игре, можно разделить на [2]:

• основывается на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;

• вызывает у участников положительные эмоции;

• учитывает возрастные особенности;

• включает элемент соревновательности между командами или отдельными участниками;

• включает в себя следующие этапы: мотивационный (создание игровой ситуации), ориентационный (постановка целей игры), содержательно-операционный (правила игры, игровые действия), ценностно-волевой (игровое состояние), оценочный (результат игры).

Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными формами организации учебной деятельности. Одним из главных является снятие психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными заданиями), напрямую предполагающие оценку, создают ситуацию психологической напряженности, повышенной тревожности, снижают эмоциональный фон усвоения знаний. Дидактическая игра, даже если несет в себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность [4]. Кроме того, дидактическая игра позволяет преподавателю повысить эмоциональный уровень усвоения знаний [8].

Несмотря на игровой характер познавательной деятельности, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Особая организация игрового пространства способствуют формированию коммуникативных умений.

Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при подборе методов обучения для учеников младшей и средней возрастной группы. Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах [10]. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную связь. И, наконец, игра дает возможность каждому участнику найти свою психологическую «нишу». Здесь есть место и лидеру, и ведомому, и «чувствительному, и рациональному» [8].

Ещё одним достоинством дидактических игр является их многообразие, позволяющее подобрать подходящую игру для той или иной цели. Широкое распространение в педагогической практике получили как сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры – путешествия и игры – соревнования), так и игры с раздаточным материалом [2, 3, 10].

При рассмотрении вопроса игровых технологий в рамках высшего образования одним из наиболее эффективных способов изучения материала в процессе обучения также является игра [3]. Это, прежде всего упражнения, направленные на разработку решений в условиях, приближенных к реальным ситуациям. В обучающих играх происходит моделирование будущей профессиональной деятельности, а также реализуется один из важнейших принципов обучения – принцип проблемности.

Учебные игры предполагают поиск и исследование процесса решения различного рода задач. Они включают ряд взаимосвязанных целей, выходящих за рамки одной дисциплины или узкой области знаний. Это в большей степени соответствует реальным условиям, т.к. практически любая задача является комплексной [10]. Реализуемые задачи по средствам игровых ситуаций должны быть актуальными, т.е. для нее решения необходимо обладать минимальным набором базовых знаний, творческого мышления и воображения. Но при этом предлагаемая задача должна быть достаточно сложной, и в то же время доступной для решения, должна побуждать к применению уже имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов, методов решения, благодаря чему участники и будут приобретать новые умения и навыки [9]. При повторном проведении однотипных игр происходит развитие соответствующих навыков. При решении одной задачи, в процессе учебной игры выявляется ряд проблем, намечаются пути их решения, происходит расширение кругозора обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Стоит отметить, что эффективными игры будут только в случае их подготовленности (что включает также необходимость апробации на ряде групп, систематическом дополнении и изменении предполагаемого материала и проблем, обновлении и актуализации) [2]. Кроме того, успешность применения данного метода обучения для решения образовательных проблем зависит и от системности проведения игр в рамках изучения дисциплины. В системе высшего образования игры могут активно использоваться в ходе проведения часов куратора [6]. Поскольку данная дисциплина в большей степени позволяет реализовывать активные методы обучения, и направлена на адаптацию обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей [5, 7]. Конечно отказ от хорошо изученных и освоенных методик невозможен. Как раз психофизиологические особенности некоторых студентов приведут к понижению уровня восприятия теоретической информации, реализуемой только по средствам учебных игр. В итоге они не смогут развивать свой потенциал в полном объеме. Поэтому требуется организация образовательного процесса с комбинированием активных и традиционных методов обучения.

Полученные результаты свидетельствуют о положительных сторонах использования различных игр на всех этапах образования и позволяет отнести их к высоко эффективным и действенным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector