Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

E learning обучение

LmsList.ru

Системы Дистанционного Обучения

Что такое электронное обучение?

На нашем сайте мы много говорим про LMS, конструкторы курсов и технологии дистанционного обучения. Все они являются инструментами электронного обучения или eLearning. В этой статье мы поговорим о самой концепции электронного обучения, рассмотрим из чего оно состоит и выделим плюсы и минусы.

Так кто организует электронное обучение и с какими целями? Давайте это выясним.

Кто использует электронное обучение?

  1. Персональные тренеры. Люди любят рассказывать о том, что они делают. Поэтому сейчас так много не только развлекательных, но и образовательных блогов на YouTube, Telegram и других площадках. И они пользуются популярностью, так как пользователь сам выбирает себе наставника и учится в удобной для него форме. Например, канал CrashCourse рассказывает простым языком о компьютерах, проблемах социологии и исторических событиях. Просмотр их видео не сделает вас историком, зато поможет расширить горизонты.
  2. Компании. Компании внедряют комплексные системы электронного обучения (LMS), чтобы сократить очные тренинги. Такая система помогает помогает организовать обучение в удаленных офисах, что экономит средства и время. Например, компания Hewlett Packard Enterprise использует Litmos LMS, чтобы обучать более 60 000 сотрудников в 85 странах.
  3. Образовательные учреждения. ВУЗы и академии тоже активно используют электронное обучение. Например, у ВШЭ есть свой образовательный портал, где можно найти статьи по экономике, философии и другим дисциплинам от преподавателей университета.

Средства электронного обучения

Любое электронное обучение состоит из трех компонентов: инструмент обучения, объект обучения и платформа обучения.

Инструментом выступает компьютер, и не обязательно громоздкий настольный вариант. Учиться можно и со смартфонов и планшетов. Мобильное обучение особенно удобно, так как позволяет проходить курсы в любое время и в любом месте.

Объектом обучения является электронный курс, и представлен он может быть по-разному. Виды контента мы подробнее рассматриваем ниже.

Платформа обучения — место, где пользователь проходит курсы. Обычно это сайт в интернете, но может быть и специализированная система. Обзор наиболее популярных коммерческих и бесплатных систем мы публиковали ранее.

Теперь мы подробнее остановимся на двух реалиях, которые часто встречаются в наших статьях: инструменты создания курсов и системы дистанционного обучения.

Редакторы курсов

Редакторы курсов (Authoring Tools) — это конструкторы электронных курсов, с помощью которых можно создать eLearning контент — слайдовые курсы, тесты, скринкасты, вебинары, видеокурсы, тренажеры. Поэтому программ создания курсов тоже немало, и каждая лучше подходит для конкретных целей. Например, если вы планируете вести образовательный видеоблог на YouTube, то вам подойдет программа для записи скринкастов.

Есть и комплексные инструменты для создания учебного контента, состоящие из нескольких конструкторов. В таких программах можно делать тесты, записывать видео, составлять слайдовые курсы и готовить тренажеры. На нашем сайте есть подробный обзор этих программ с разбором возможностей и целей.

Системы дистанционного обучения

Системы дистанционного обучения (СДО или LMS) — это платформы, которые позволяют организовать электронное обучение внутри организации. Внедрение СДО непростое и состоит из нескольких этапов:

  1. Администратор загружает электронные курсы на платформу.
  2. Сотрудников или студентов информируют о появлении образовательного портала и приглашают зарегистрироваться.
  3. После регистрации, администратор записывает пользователей на курсы.
  4. Пользователи обучаются на портале.
  5. Администратор собирает подробную статистику о результатах.

Такие системы применяются как в компаниях, так и в образовательных учреждениях. Сегодня таких систем десятки, и каждая различается предлагаемыми функциями и ценой. Если вы хотите внедрить такую систему себе, вам помогут наши обзоры самых популярных платных и бесплатных СДО в России.

Технологии электронного обучения

Выше мы уже упомянули, что видов электронных курсов много. В этом блоке мы остановимся на видах контента и рассмотрим каждый более подробно.

Тесты

Тест — самый простой способ проверить знания. Однако бумажные бланки долго и неудобно проверять, и есть вероятность ошибки при сканировании (как, например, случилось в этом году при сдаче ЕГЭ). Здесь электронные тесты преуспевают: текстовый файл не отсканируется с ошибкой.

Есть и специализированные системы, позволяющие создавать уникальные бланки и собирать статистику тестов. В основном такими системами пользуются образовательные и государственные учреждения.

Пример электронного теста, сделанного в современном редакторе

Скринкасты

Скринкаст — видео с записью экрана, записанный с целью обучить пользователя чему-то, что можно продемонстрировать. Такой формат подходит для обучения работе в сложной программе, например, Adobe Photoshop. Читайте наш обзор программ для записи скринкастов, если этот формат вас заинтересовал.

Скринкаст по созданию курсов с записью экрана

Вебинары

Вебинары — трансляция записи экрана с видеокамерой. В отличие от уже записанного скринкаста, вебинар транслируется в реальном времени, поэтому больше похож на традиционный классный урок. Плюс этого формата в том, что во время трансляции зрители могут задать вопрос эксперту и тут же получить ответ. Вебинары не требуют установки дополнительного ПО, так как проводятся на специальных веб-площадках. О том, как выбрать подходящую вам площадку для вебинара, вы узнаете из нашего обзора.


Вебинар с бизнес-тренером Брайаном Трейси

Видеокурсы

Как и скринкаст, видеокурс записывается с целью показать что-то, что можно продемонстрировать. Но в отличие от скринкаста, такой курс может включать в себя видео и графические вставки, а также дополнительные эффекты: приближение, фильтры, переходы между видео и слайдами и т.д. В Camtasia такой курс не подготовить: нужен профессиональный видеоредактор.

Видеокурсов особенно много в открытом доступе на YouTube. Например, автор этого видео учит, как создать логотип:

https://www.youtube.com/watch?v=0fL6iiJAUEMКак создать логотип в Adobe Illustrator

Диалоговые тренажеры

Диалоговые тренажеры — это интерактивные уроки с виртуальными персонажами, которые задают вопросы пользователю и проявляют различные реакции в зависимости от выбранного ответа. Это позволяет разыграть реальные ситуации, вроде общение продавца с клиентом в автомобильном салоне, в безопасной обстановке. Таким образом пользователь учится решать конфликты, управлять подчиненными и взаимодействовать с клиентами.

Диалоговый тренажер, сделанный в iSpring Suite

Слайдовые курсы

Слайдовые курсы — полноценные уроки, позволяющие не только обучить, но и проверить экзаменуемого. Такой курс может включать в себя как текст с графиками, так и тесты или диалоговые тренажеры. Например, есть электронные экзамены, которые сертифицируют специалистов перед использованием сложного оборудования. Слайдовые курсы создаются в программах вроде iSpring Suite, Adobe Captivate, Articulate 360 и CourseLab, которые мы рассмотрели в этом обзоре.

Пример слайдового курса

VR-тренажеры

Это виртуальный курс с использованием VR-технологии. Сегодня разработка такой программы слишком долгая и дорогая, поэтому почти не применяется. Согласно исследованию, проведенному VR-компанией AVRSpot, разработка тренажера стартует от $4,900 (300,000 рублей) и занимает минимум 2 месяца, причем чем сложнее тренажер — тем значительно дороже он стоит.

VR тренажер для сотрудников РЖД

Плюсы и минусы электронного обучения

Электронное обучение продолжает развиваться, и сейчас возможности значительно шире, чем 10 лет назад. Формат онлайн-курсов набрал популярность, особенно в бизнесе, а VR и AR технологии стали применяться в обучении в качестве тренажеров.

Но в чем причина успеха eLearning? Чтобы понять это, давайте рассмотрим преимущества и недостатоки электронного обучения.

Плюсы электронного обучения

  • Экономия времени. Учащийся может проходить курсы в удобное для него время. Для обучение необходимо лишь устройство (например, смартфон) и стабильное соединение с интернетом.
  • Экономия денег. Интересные семинары, тренинги и лекции проводятся в самых разных городах и странах. Если вы хотите посетить тренинг в другом городе, вам потребуются деньги на организацию поездки. В этом плюс электронного обучения: вы можете смотреть вебинар из дома и прилично сэкономить.
  • Закрепление навыков. Обучение не заканчивается, когда вы перешигваете порог ВУЗа с дипломом. Чтобы быть востребованным сотрудником, надо держать свой интеллект в тонусе. И электронное обучение — простой способ это сделать: достаточно регулярно читать статьи и смотреть видео по специальности. Курсы также помогут освежить память, если вы долго не работали по профессии.

Минусы электронного обучения

  • Нельзя обучить любой профессии. eLearning не подходит для обучения профессиям, где требуется физическая практика. Вы можете просмотреть курсы по работе с деревом от профессионалов, но столяром это вас не сделает.
  • Нужна самомотивация. Чтобы обучение дало плоды, учащийся должен постоянно мотивировать себя осваивать новые знания.

Перспективы электронного обучения

Будущие возможности eLearning напрямую зависят от развития новых технологий. Согласно исследованию eLearning Industry, чтобы eLearning вошло в новую фазу, должен быть сделан акцент на студенте, его индивидуальном обучении и восприятии материала. Вовлечь студента в обучение помогут игры, так как они концентрируют внимание и вносят соревновательный элемент, что улучшает восприятие информации.

Читать еще:  Обучение андроид разработке

E-learning: виртуальное обучение – реальные результаты

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным» (Ян Коменский)

Штат, состоящий из высококвалифицированных сотрудников – это залог плодотворной деятельности и стремительного развития любой компании. Однако не всегда в крупной компании можно сформировать коллектив, состоящий из профессионалов одного уровня. В некоторых случаях целесообразнее нанять перспективных, заинтересованных работников, и в процессе адаптации дать им необходимую базу знаний.

К вопросу обучения сотрудников руководство организации подходит по-разному: направляет на обучение в тренинговые центры, нанимает наставников для предоставления необходимых знаний выделенным группам сотрудников, формирует учебные центры. Однако применение данных методов сказывается на продуктивной мощности компании не лучшим образом: теряя драгоценное время, средства, обучая «не тех» сотрудников, организация замедляет темпы роста и уступает в лидерстве более сильным компаниям-конкурентам.

Сегодня существует эффективный метод, предоставляющий простые, доступные и результативные инструменты для корпоративного обучения – e-learning, или электронное обучение. Качественное внедрение системы e-learning в компанию позволяет добиться высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования персонала, а также затратить минимум времени и средств. Рассмотрим достоинства e-learning и определим оптимальные способы внедрения системы в организацию.

Шагаем в ногу со временем: e-learning для развития персонала

Электронный формат корпоративного обучения в компаниях сегодня не является собственным ноу-хау или предметом роскоши. Параллельно созданию интернет-технологий и запуску огромного количества образовательных порталов система e-learning стремительно растет и существует в современном мире среднего и крупного бизнеса.

В отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет массу преимуществ:

  • Повышение квалификации, предоставление ценных, узкоспециализированных знаний происходит без отрыва сотрудников от основного рабочего места
  • Выбор подходящей системы обучения позволяет компании оптимизировать финансовые затраты на образование персонала
  • Е-learning охватывает огромные сферы и направления бизнеса (торговля, финансы, менеджмент и другие)
  • Электронное образование дает возможность индивидуальных занятий, самостоятельного изучения материала в необходимом объеме
  • В процессе обучения участники могут консультироваться с бизнес-тренерами в режиме онлайн
  • Учебные программы содержат комплексы упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание

Многие российские компании успешно применяют систему e-learning. Например, крупные промышленные корпорации «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России, МПС, «Северсталь», сетевая компания «Сибирское здоровье», центр медицинских услуг «ИНВИТРО» и многие другие.
Например, в Сбербанке была внедрена мощная программа корпоративного обучения для конкретных должностных лиц «Вводный курс по банковским продуктам». Курс содержит индивидуальные обучающие материалы, а также мощную платформу для получения знаний – инструменты, доступные сотрудникам в режиме онлайн.
В проекте сконцентрированы все наработки системы e-learning за период использования дистанционных технологий в компании. Программа является одной их самых результативных и масштабных систем корпоративного обучения на территории РФ (по версии Центра Разработки Мультимедийных Материалов (ЦРММ)).

E-learning для обучения персонала: этапы внедрения системы

Как понять, что вашей компании нужна эффективная система e-learning? В основном современные компании на каком-либо этапе деятельности сталкиваются со следующими проблемами:

  • Разработка нестандартных производственных процессов, требующих своевременного и обязательного изучения персоналом
  • Территориальная хаотичность филиалов компании
  • Ограниченное время для изучения нового материала
  • Подавляющее число сотрудников, получивших образование по традиционной форме обучения
  • Минимальный бюджет, выделенный на программу обучения персонала
  • Зафиксировано большое количество сотрудников, нуждающихся в обучении.

Присутствие одного или нескольких факторов говорит о необходимости применения в компании e-learning.
Что предпринять руководителю? Отбросив сомнения, следовать этапам постепенного внедрения системы электронного обучения в компанию.

1. Анализ инструментов e-learning

Стандартного и единого способа для внедрения дистанционного формата обучения в организацию не существует – инструменты и программы должны быть адаптированы под потребности конкретной организации. На начальном этапе в компании требуется четкое выстраивание подробной схемы e-learning, состоящей из трех основных модулей:
1. Автономная система управления дистанционным обучением (LMS «Learning Management System»)
2. Учебный материал (контент, электронные курсы)
3. Авторские материалы
Перед компанией стоит задача сформировать масштабную базу знаний для доступа сотрудников к инструментам, внедрение которых поможет пользоваться системой e-learning без ограничений. Базовыми инструментами, которые сотрудники могут применять в обучении, являются:

  • Дистанционные курсы
  • Семинары
  • Вебинары, видеоконференции
  • Авторские программы
  • Skype, социальные сети, форумы, (для обмена информацией и общения)

С применением e-learning корпоративное обучение приобретает новый формат. Из отдельного образовательного мероприятия формируется целая экосистема, в которой сконцентрирован качественный учебный материал и открыт доступ к мощным инструментам для эффективного обучения сотрудника и его роста по карьерной лестнице.
На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что сотрудник не сможет разобраться самостоятельно, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.

2. Выбор LMS, соответствующую задачам и целям компании

Систему управления e-learning необходимо выбирать с учетом ее возможностей и перспектив развития в компании. Огромное количество функций – не главное. Важно освоить методологию, базовые модули, которые будут решать проблемы обучения персонала компании уже сегодня.
Например, если компания планирует подключить к электронному обучению целые группы работников, необходимо обращать внимание на вспомогательные инструменты системы, которые решают вопросы удобства работы с электронными курсами, имеют программы для обучения в оффлайн и онлайн режимах.
Популярными и востребованными системами LMS в России сегодня являются:

  • Компания «Лаборатория Мультимедиа» (labmedia.su)
  • iSpring (ispring.ru)
  • CTI (cti.ru)
  • Mirapolis (mirapolis.ru)
  • Competentum (competentum.ru)

Представители некоторых вышеперечисленных компаний примут участие в крупнейшей ежегодной выставке в сфере управления персоналом HR&Trainings EXPO 2017 (expo.trainings.ru).
При определении лучшей системы для конкретной компании следует рассмотреть LMS с практической точки, оценить возможности провайдера и взвесить технические характеристики программы. Важным фактором, упрощающим работу системы, является наличие у поставщика инструментов для быстрой адаптации системы в компании, а также функций удобной настройки, легкости в использовании, доступности.
Обращайте внимание и на ценовую политику системы: e-learning помогает оптимизировать затраты, но не выступает в качестве основного «поглотителя» финансовых средств компании.

3. Электронное образование персонала: этап планирования

Правильно выбранная система LMS решает задачи обучения, систематизирует обучающие процессы и выполняет множество функций, предназначенных для следующих мероприятий:

  • Привлечение к обучающим программам специалистов различных категорий
  • Создание индивидуальных программ, предусматривающих комплексное обучение в зависимости от специализации, профессионализма, стажа сотрудника и пройденного им ранее обучения
  • Развитие в организации культуры качественного самообучения
  • Планирование различных обучающих мероприятий
  • Быстрая, эффективная помощь в достижении бизнес-целей
  • Получение объемных аналитических данных по итогам обучения

Помните! Инструменты электронного обучения – не игрушка для сотрудников, а предмет для эффективного решения бизнес-задач! Игнорирование назначения системы и использование ее функций персоналом в личных целях должно пресекаться сразу же.

4. Электронное образование в компании: внедрение и продвижение e-learning

На начальном этапе внедрения проекта в коллектив необходимо назначить HR-менеджера, отвечающего за работу системы и сформировать команду, правильно сформировав ее рабочие функции. Информация о дистанционном обучении распространяется между руководителями подразделений, филиалов, менеджерами – нужна их поддержка в привлечении сотрудников к новому курсу, в создании обучающих групп, а также для правильного донесения целей проекта.
К наступлению ключевого момента запуска системы e-learning в компании должны быть сформированы все этапы от начала разработки программы и до ее внедрения:

  • Обозначены цели e-learning
  • Очерчены перспективы развития проекта в компании
  • Выделены ресурсы для приобретения всех учебных инструментов
  • Определены партнеры
  • Сформирована целостная PR-команда
  • Настроена система управления LMS (отвечает поставленным бизнес-задачам и целям)

5. Оценка эффективности системы

Мониторинг результатов работы e-learning отображает правильность выбора и формирования всех этапов внедрения системы в культуру компании. Успех дистанционного обучения в компании есть, если выявлены такие изменения:

  • Бюджет компании, выделенный на внедрение e-learning, оптимизирован и оправдан
  • Появились новые возможности обучения, расширилась аудитория слушателей и желающих участвовать в проекте
  • Внедрение новых технологий привело к увеличению скорости усвоения материала
  • Повысился профессионализм, изменился подход к работе у сотрудников
  • Рабочие процессы стали приносить высокие результаты
Читать еще:  Продвижение в фейсбук обучение

В случае, если итоговые результаты дистанционного обучения не радуют, откорректируйте некоторые этапы его работы. Четко определите целевую аудиторию, выявите, соответствует ли обучающая программа требованиям персонала. Электронное обучение не будет эффективным, если оно проводится отдельно от других образовательных программ, задействованных в организации.

Успех внедрения e-learning – правильный подход к организации мощной обучающей системы

Если о новой системе обучения, внедренной в компании, не идут разговоры между сотрудниками, а обучающиеся заходят на курс «по распоряжению и в определенные часы», можно считать, что запуск программы провален.
Что предпринять для успешной работы e-learning?

  • Провести экспериментальный проект, затрагивающий какую либо простую бизнес-задачу
  • Привлечь, правильно мотивировать экспертов компании и персонал
  • Дать руководителям подразделений удобные инструменты системы обучения, позволяющие контролировать процесс обучения
  • Провести анализ полученных результатов
  • Заняться внутренним PR проекта: последние новости, достижения команд, реклама обучающих курсов, видео-обращения – эти мероприятия должны работать и быть интересными коллективу.

Каждая компания выстраивает индивидуальную линию внедрения e-learning, используя уникальные программы и технические решения. Ваша система дала сбой, и сотрудники не заинтересовались обучающим курсом? Не отчаивайтесь, возможно, проблема кроется в другом.
Откройте обучающий курс и пройдите его сами. Зеваете на десятой минуте просмотра? Значит, качество и подача материала низкого качества, следовательно, и результат такого обучения будет нулевым. Чтобы вырастить профессионалов, нужны эффективные программы и качественные инструменты, с помощью которых каждый сотрудник вашей компании покажет максимальные результаты!

Решения для функциональной задачи: Электронное обучение (e-Learning)

Система дистанционного обучения для автоматизации внутреннего обучения и аттестации персонала средних и крупных предприятий, а также проведения электронного и смешанного обучения в вузах, колледжах и учебных центрах.

Программа предназначена для установки на компьютер преподавателя-методиста с целью разработки мультимедийных интерактивных электронных учебных курсов и практикоориентированных тестов

Упрощенная версия Системы дистанционного обучения на платформе «1С:Предприятие 8» для развития персонала, обучения студентов/слушателей различных организаций

Учебный курс предназначен для ознакомления сотрудников государственных учреждений и партнерских организаций фирмы «1С» с возможностями прикладного решения «Закупки. Дополнение к «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Учебный мультимедийный курс предназначен для массового электронного обучения пользователей на проектах внедрения типовой конфигурации 1С:ЗУП КОРП 3.1.4.

Электронный мультимедийный учебный курс предназначен для развития практических навыков работы c системой «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования».

Электронный мультимедийный интерактивный учебный курс предназначен для подготовки слушателей, ранее не работавших в программах 1С, к самостоятельному ведению учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения, ред. 2.0».

Программный продукт позволяет организовать многопользовательский веб-доступ преподавателей и обучающихся к конфигурациям «1С:Электронное обучение»: Корпоративный университет или Экзаменатор.

Неправильно определили? Выберите из списка:

Или укажите в поле:

Введите парткод в формате ХХХХХ либо ХХХХХ-ХХ, чтобы получить информацию об информационно-технологическом сопровождении партнера:

  • рейтинг ИТС
  • входит ли партнер в список рекомендованных
  • наличие статусов Центры Сопровождения и Сертифицированные Сервис-партнеры
  • количество клиентов на сопровождении

E learning обучение

В последние годы на Западе получил широкое распространение термин e-Learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет.

Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивался в течение двух десятков лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих.

Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:

1) курсы на базе CD-ROM;

2) дистанционное обучение;

Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий. Курсы на базе CDROM исторически появились самыми первыми. Основными достоинствами являлись:

1) новаторская идея;

2) сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;

3) продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;

4) предоставление ряда интерактивных возможностей;

5) удобство использования;

К недостаткам можно отнести:

1) ограниченность курса;

2) большие затраты времени на его создание;

3) невозможность модификации.

Дистанционное обучение, появившееся несколько позже, предложило иной образовательный подход, который был лишен вышеперечисленных недостатков и обладал целым рядом дополнительных возможностей. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении была положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который мог бы учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем в процессе обучения.

К достоинствам дистанционного обучения можно отнести:

1) гибкость графика обучения;

2) возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;

3) объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;

4) возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения;

5) относительная дешевизна.

Для преподавателей такая форма обучения прежде всего означает появление дополнительной возможности подачи материала студентам, т.е. фактически появляется возможность при той же нагрузке обучать большее число студентов.

Неудивительно, что, при всех своих очевидных достоинствах, дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире. Постепенно ею также заинтересовались и крупные корпорации, справедливо предположив, что данная форма обучения позволит им быстро, относительно недорого, качественно и, что самое главное, без отрыва от производства повысить уровень подготовки своих кадров. За последнее время степень вовлеченности Интернет в образование, количество online курсов, их тематика, различные способы реализации и общая направленность в целом привели к возникновению более емкого термина «e-Learning». Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Электронное обучение сегодня — это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.

Помимо решения своей первоочередной задачи — обучения на расстоянии посредством Интернет — e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

В целом, основными достоинствами E-Learning являются:

1) Большая свобода доступа — учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

2) Компетентное, качественное образование — курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением.

3) Более низкие цены на доставку обучения — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

4) Возможность разделения содержания электронного курса на модули — небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

5) Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

6) Возможность обучения на рабочем месте — учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

7) Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

8) Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Особо следует отметить, что эти преимущества были по достоинству оценены самими студентами. В 2004 году компания SkillSoft осуществила опрос учащихся 16 крупных зарубежных университетов, которые используют технологии электронного обучения качестве дополнения к традиционному образованию. Особо студентами были отмечены следующие преимущества e-Learning курсов: гибкость, экономия времени, простота возвращения к пройденному учебному материалу.

Перечисленные достоинства электронного обучения оценены и в России. Передовиком движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение e-Learning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет». В настоящий момент в сети Интернет разработан уникальный проект, дающий возможность любому желающему приобрести или усовершенствовать свои знания в области ИТ — Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ). Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников являются два проекта: «Открытый колледж» (www.college.ru) и «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (vschool.km.ru). Оба проекта разрабатывают создатели обучающих программ на компакт-дисках. Эти программы в «ознакомительном режиме» также предлагаются и в Интернете.

Читать еще:  Обучение настройке таргетированной рекламы

Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения «для всех» остаются ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы.

Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.

Сегодня очевидно, что электронное обучение — это не временное увлечение, но необходимо уже сегодня заботится о комплексном решении перечисленных проблем, создать межвузовский Центр по оценке качества электронных курсов, по подготовке преподавателей, обратить внимание компаний, работающих на рынке информационных технологий, на проблемы комплексной информатизации вузов.

Что такое E-Learning?

Перед вами перевод электронной книги E-Learning for Beginners. Над переводом работали: Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

Интересуетесь свежими статьями по E-Learning?Вступайте в группу Elearning Trend на Facebook

Введение

Добро пожаловать в чудесный мир электронного обучения! Вы стали частью отрасли, которая постоянно меняется самым интересным образом, что делает ее как очаровательной, так и временами сложной.

Когда в 1990-х годах люди начали пользоваться термином e-learning, под ним чаще всего понимались PowerPoint-презентации во Flash формате. В большинстве случаев это были те же самые PowerPoint-презентации, которыми преподаватели и тренеры пользовались в учебных аудиториях. Только теперь студенты и проходящие обучение сотрудники могли смотреть презентации онлайн.

Хотя сейчас такие Flash-презентации постепенно уходят в прошлое, нужно признать, что они заложили важный фундамент отрасли электронного обучения. По мере развития технологий и повсеместного распространения интернета, индустрия e-learning буквально взорвалась. Теперь она представляет собой такую сложную систему инструментов, технологий, плееров и терминов, что бывает сложно в ней сориентироваться.

Если вы начинающий разработчик e-learning, объем информации может вас ошеломить. Мы знаем это по себе, ведь мы тоже были полными новичками в e-learning: не знали даже, что означает это слово, не говоря уже о том, как его разрабатывать. Теперь мы стали профессиональными разработчиками курсов, работаем на передовых позициях в отрасли и готовы поделиться своим опытом с вами, чтобы помочь вам взять быстрый и уверенный старт.

В этой книге вы узнаете:

  • Что такое e-learning на самом деле
  • Какую пользу может принести e-learning вашей организации
  • Что включает в себя процесс создания e-learning
  • Методы измерения эффективности e-learning
  • Как доставить курсы учащимся

Давайте начнем с более детального рассмотрения термина “e-learning”.

Что же такое e-learning?

Итак, что именно мы подразумеваем под e-learning? Вкратце, e-learning — это обучение или подготовка, осуществляемые посредством цифровых технологий.

При традиционном обучении, учитель или инструктор передает знания в обстановке настоящего класса. Учащиеся слушают, смотрят и лично взаимодействуют с учителем/инструктором.

В случае с e-learning учащиеся получают учебный контент посредством компьютера, планшета или смартфона. А что же это за “учебный контент”? Ну, это может быть множество вещей. Например, серии слайдов с аудио/видео сопровождением автора, PDF-файлы, видеозаписи, скринкасты (записи экрана), симуляции программ или интерактивные курсы со слайдовой структурой.

Многие люди представляют себе базовый e-learning курс в виде размещенной в сети слайдовой презентации с простейшей навигацией (кнопки “вперед” и “назад”) и небольшим тестом (с вопросами на “да/нет” или на выбор одного верного варианта). Но не все e-learning курсы обладают таким набором качеств. К примеру, e-learning курс может представлять собой симуляцию программы, которая учит пользователя работать с доступными функциями. Или, например, это может быть интерактивный курс с элементами ролевой игры, требующий принятия ряда сложных решений. Однако, несмотря на все разнообразие e-learning, существует ряд общих особенностей.

В своем ритме

Одна из наиболее удобных особенностей e-learning в том, что электронное обучение асинхронно и происходит в ритме, комфортном для учащегося. Это означает, что время изучения материала никак не ограничено. В отличие от традиционного обучения, где студентам приходится подстраиваться под временные интервалы и ритм, задаваемые преподавателем, e-learning может происходить в любое время и в любом ритме.

Хочется сразу оговориться, что, хотя обучение в своем ритме дает определенную свободу, некоторые организации устанавливают четкие сроки прохождения e-learning курсов. Например, специалист по продажам, который изучает новые функции продукта, должен успеть закончить обучение до его запуска. Или студент, изучающий тему, должен успеть до конца четверти. И, хотя e-learning обычно происходит асинхронно, в него входят и синхронные виды обучения, такие как веб-конференция или онлайн-чат.

Интерактивность

Самые увлекательные e-learning курсы в большинстве своем интерактивны. Вместо пассивного опыта, при котором учащийся просто читает и просматривает контент курса, интерактивный курс подразумевает активное вовлечение студента в процесс обучения. Учащиеся кликают мышью или взаимодействуют с экраном устройства. Они перетаскивают контент с одного места на другое. Они делают выбор, который влияет на последующие события в курсе.

Интерактивный e-learning может включать в себя упражнения на развитие критического мышления: игры, тесты и сценарии принятия решений, которые помогают учащимся без риска исследовать последствия сделанного выбора. И хотя в мире каждый день создается множество неинтерактивных курсов, наиболее эффективные e-learning курсы все же обычно интерактивны.

Мультимедиа

В состав e-learning часто входит мультимедийный контент. Честно говоря, PowerPoint-слайды, состоящие из одних маркированных списков и текста, выглядят достаточно скучно. Мы исследовали более 500 онлайн-учащихся, и они признались, что больше всего ненавидят чтение нудных процедур и правил и прохождение скучных электронных курсов. Наиболее эффективный e-learning по-настоящему увлекает учащегося, удерживает интерес и внимание и, таким образом, обеспечивает усвоение материала. Именно поэтому во многих курсах используются анимации, аудио и видео — чтобы создать мультимодальный, захватывающий и эффективный учебный опыт.

Вне зависимости от того, как выглядит e-learning курс, он обычно принадлежит к одной из двух категорий: информационные (information-based) и ориентированные на результат (performance-based). Информационные курсы содержат ту информацию, которую необходимо распространить среди сотрудников, часто с целью соблюдения нормативных требований. Такие курсы создаются, чтобы осведомить сотрудников и удостовериться, что информация ими получена. То есть информационные курсы не ориентированы на трансформацию учащихся. В качестве примера можно привести курс, описывающий новую политику компании.

С другой стороны, курсы, ориентированные на результат, ставят своей целью изменение поведения — например, освоение сотрудником нового навыка. Такие курсы способны приносить измеримые результаты, оказывающие влияние на бизнес. К примеру, когда специалист по тех. поддержке освоит навык эффективного общения с недовольными клиентами, это может положительно повлиять на степень удовлетворенности клиентов.

Вы, наверное уже поняли общую картину: e-learning бывает всех цветов и размеров. На самом деле, некоторые e-learning курсы совсем не выглядят как курсы. У вас, как у разработчика e-learning, безграничная свобода выбора.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать — нажмите кнопку Recommend

А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по E-Learning и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Нас можно найти в Facebook: Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector