Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение профессиональной игре

Деловая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М.

В данной статье рассматриваются вопросы организации занятий со студентами в форме деловой и производственной игры. Предлагаются области применения данного метода обучения, рассматриваются психолого-педагогические принципы разработки деловой игры , а также выбор самых распространенных про- фессиональных ситуаций для проведения ДИ.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова С.М.

BUSINESS GAME AS A METHOD OF TEACHING PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS

This article deals with the organization of classes with students in the form of business and production game. The proposed scope of the teaching method, discusses the psychological and pedagogical principles for the development of the business game as well as the selection of the most common occupational situations for BG.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов»

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 — no. 57. 2014

УДК 378.1:51 С.М. ЧЕРНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета E-mail:myrzin13@rambler. т

doctor of pedagogical Sciences, Professor of Arts and Crafts and Technical Graphics Department, Orel State

University E-mail:myrzin13@rambler. ru

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ BUSINESS GAME AS A METHOD OF TEACHING PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS

В данной статье рассматриваются вопросы организации занятий со студентами в форме деловой и производственной игры. Предлагаются области применения данного метода обучения, рассматриваются психолого-педагогические принципы разработки деловой игры, а также выбор самых распространенных профессиональных ситуаций для проведения ДИ.

Ключевые слова: деловая игра, профессионально-ориентированное обучение, профессиональная ситуация, игровая модель.

This article deals with the organization of classes with students in the form of business and production game. The proposed scope of the teaching method, discusses the psychological and pedagogical principles for the development of the business game as well as the selection of the most common occupational situations for BG.

Keywords: business game, professionally-oriented training, professional situation, game model.

Как форму активного обучения, деловую игру применяли в педагогике на протяжении всей истории человечества. Но активно разрабатываться она начала с 60-х гг. Как и у любой науки, есть сторонники и есть противники такого метода активного обучения. «Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учебе». [1.198.]

Существует множество исследований по этому вопросу, но наиболее конкретную и выраженную форму активизации обучения в системе деловой игры разработал А.А. Вербицкий в своих трудах «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход».

Деловая игра воссоздает социальное содержание будущей профессиональной деятельности личности. В процессе такой формы обучения воспроизводится профессиональная обстановка, работа в коллективе людей одной профессии, заинтересованных одними профессиональными задачами. Деловая игра сочетает в себе усвоение знаний в контексте профессиональной деятельности, воспитывает личные качества человека, ускоряет процесс социальной адаптации.

При разработке деловой игры преподаватель должен заложить пять психолого-педагогических принципов: имитация и моделирование ситуации; проблема и ее развертывание; ролевое взаимодействие участников игры; диалогическое общение; двуплановость игровой учебной деятельности. Расшифруем каждый пункт.

1. Имитация и моделирование ситуации предполагает:

• Разработку имитационной модели производства.

• Разработку игровой модели профессиональной деятельности.

2. Принцип проблемы и ее развертывания в процессе игры предполагает:

• Разработку учебной проблемы

• Разработку системы заданий, в которых содержатся противоречия.

3. Принцип ролевого взаимодействия участников игры предполагает:

• Разработку общения, основанного на принципе общения субъект-субъект.

4. Принцип диалогического общения игры предполагает:

• Разработку вопросов, в решении которых участники игры, общаясь друг с другом, продвигаются к решению поставленной задачи; при обсуждении и согласовании позиций и интересов каждый участник игры высказывает свою точку зрения на решение проблемы.

5. Принцип двуплановости игровой деятельности предполагает:

• Разработку обучающей деятельности в игровой форме, т.е обучение специалиста происходит в неформальной обстановке, что позволяет учащимся раскрыться для творческих поисков поставленной задачи.

Деловая игра разрабатывается по следующим принципам. Сначала выстраивается имитационная модель, т. е. определяются цели, предмет игры, участники, система оценивания. Затем разрабатывается игровая модель — это сценарии, правила, роли. Содержание ДИ должно носить проблемный характер, для того чтобы каждый участник игры имел возможность проявить са-

© С.М. Черникова © S.M.Chernikova

13.00.00 — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 — PEDAGOGICAL SCIENCES

мостоятельность мышления. Знания, которые получает каждый участник, исходят и от преподавателя, и от совместной деятельности, и от общения всех участников игры. Коллектив разрешает проблему при помощи дискуссии. Это и есть имитационная модель ДИ.

Принцип игрового моделирования состоит из трех составляющих — совместная деятельность, диалогическое общение, двуплановость. Разработчик деловой игры распределяет роли, полномочия, интересы с учетом методических и психологических условий принятия решения — так выстраивается совместная деятельность участников. При разработке ДИ преподаватель включает в игру противоречия и проблемы. В диалоге и споре рождается процесс мышления, при котором каждый участник высказывает свою точку зрения Диалогическое общение перерастает в полилог, дискуссию.

ДИ должна предлагать ситуации, при которых участники действуют сознательно и поступают как исполнители игры и как будущие профессионалы. В игре можно по-разному расставлять акценты, усиливая или уменьшая роль игры, обучения, развития профессиональных качеств. Эффективность принципа двуплановости обеспечена, если реальный и условный компонент игры сбалансированы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что имитационная модель игры задает предметный контекст деятельности специалиста в процессе обучения, а игровая модель задает социальный контекст.

Для разработки ДИ выбирают самые распространенные профессиональные ситуации, при которых учащиеся должны показать свои умения, навыки и знания в данной области.

ДИ имеет следующие правила:

• Технология игры имеет ограничения в регламенте игровых процедур, ролей, функций.

• Правил в игре не более 10.

• Воспроизведение реального и делового контекстов игры.

• В игре должны присутствовать системы стиму-

лирования и инструкций для игроков.

Система оценивания итогов игры должна строиться на самооценке и оценивании окружающими каждого участника ДИ, а затем оцениваться преподавателем. Оценивание происходит на заключительном этапе игры и несет основную обучающую и воспитательную нагрузку.

Для того чтобы ДИ приносила максимум эффективности в процессе обучения, применять ее предполагается в следующих условиях:

• ДИ необходимо применять там, где действительно они необходимы.

• ДИ должна быть тесно связана с другими видами деятельности учащихся.

• ДИ следует применять к конкретным профессиональным ситуациям, с детальной разработкой сценария игры.

• ДИ должна формировать у учащихся не только профессиональные качества, но и культуру общения.

• ДИ конструируется таким образом, что преподаватель действует в начале игры, задавая цели, и в конце — для ее анализа.

• В вузе ДИ рассчитывают на 4 часа практической работы, учитывая эмоциональный заряд.

В педагогике встречается еще один метод деловой игры — это метод игрового производственного проектирования. Игровое проектирование требует достаточно большого количества времени и используется для выполнения курсовых и дипломных проектов. Метод игрового проектирования разделяют на следующие этапы:

• Формирование проблемы и задачи (формирует преподаватель).

• Работа в подгруппах для разработки вариантов решения проблемы.

• Анализ решения поставленной задачи.

Такой метод необходим для изучения инженерной и проектно-конструкторской деятельности, т.е. метод позволяет решать студентам конкретные технологические задачи.

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение 1983г. 608с.

2. Виленский В. Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192с. ISBN 5-93134-207-9. Тирах 15000 экз.

3. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

1. Babanskii J.K. Pedagogy / J.K. Babanskii. M.: Education 1983. 608p.

2. Vilensky V.Y. Technology professionally-oriented education in high school / V.Y. Vilensky, P.I. Obrazcov, A. Uman — M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. — 192p. ISBN 5-93134-207-9. Tirah 15,000 copies.

3. Pedagogy and Psychology of high school. Textbook. [Text]. / — Rostov n/D: Phoenix, 2002. — 544p.

Игровые методы обучения в профессиональной подготовке

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Читать еще:  Обучение яндекс директ москва

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Что входит в структуру игры как процесса? Давайте вместе составим логическую цепочку.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Г.К. Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по-знавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Вводим игровой элемент. Игра «Продолжи (закончи) мою мысль.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций:

— Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

— Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

— Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

— Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий:

— Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

— Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

— Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

— Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

— Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

— Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

— В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Игровые технологии в дошкольном периоде

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух — трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Читать еще:  Обучение инфографике бесплатно

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е.в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

— развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

— их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

— поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

— развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игропрактик

Присутствие слова «игра» в названии профессии игропрактик подсознательно настраивает людей на незначительность этой специальности. А все потому, что игра ассоциируется с приятным и увлекательным занятием, обязательным развлечением для детей и веселым, интересным отдыхом для взрослых. Но впечатления бывают обманчивыми.

Кто такой игропрактик?

Игропрактик – квалифицированный специалист, который профессионально занимается созданием, обучением и организацией игр (в том числе и виртуальных) как для детей, так и для взрослых, как для развлечения, так и для коррекции поведения/психологического состояния.

Игра – непродуктивная форма деятельности, в ходе которой создаются ситуации, при которых усваивается опыт: определенная модель поведения, необходимые практические или коммуникативные навыки, внимательность, логическое мышление, воображение. Игра – инструмент обучения и воспитания, составная часть образовательного процесса, позволяющая проводить занятия в увлекательной форме.

Игра для взрослых имеет преимущественно терапевтическое значение: она позволяет отвлечься от работы и расслабиться в конце трудового дня или недели. Также сегодня активно используются симуляторы (например, кабины пилота или капитана судна) позволяющие усовершенствовать профессиональные навыки.

Отметим, что если выбрать нужную игру из всех существующих категорий поможет игропедагог или психолог, то вот над созданием игр трудятся специалисты разных профессий: психологи, дизайнеры, художники, звукорежиссеры, и, конечно, IT-специалисты, если речь идет о виртуальной игре.

В работе с клиентами игропрактик должен:

  • Правильно подобрать игру, в соответствии с запросом клиента – возрастными и психологическими особенностями, личными и профессиональными интересами, целью игры (развивающей, обучающей и т. д.);
  • Часто клиенты теряются в разнообразии существующих игр, им сложно сделать определенный выбор. Поэтому специалисту необходимо обладать знаниями психолога, чтобы настроить игрока на получение новых знаний, заинтересовать его;
  • Специалисту необходимо ознакомить клиента с правилами игры, что требует соответствующего уровня подготовки;
  • Игропрактик руководит процессом от начала и до финала, наблюдает за участниками игры, при необходимости оказывает техническую помощь.
  • В финале игры определяются победители и побежденные, что неизбежно приводит к эмоциональным обсуждениям, которые должен контролировать игропрактик, и, если необходимо, «погасить» конфликт между азартными игроками;
  • Игропрактики, включаясь в процесс и наблюдая за игроками, выявляют недочеты, анализируют их и информируют авторов об ошибках. Часто они сами становятся авторами или соавторами игр.

Какими личностными качествами должен обладать игропрактик?

Игропрактику приходится постоянно работать над самообразованием и постоянно получать новые знания:

  • Для создания и организации игр, где специалист осуществляет руководство, ему пригодятся знания в области психологии, медицины, графического дизайна.
  • Для сюжетно-ролевых игр нужно иметь представления о многих профессиях и других сферах человеческой деятельности.
  • Для тематических игр, связанных с историей, географией, астрономией и другими науками необходимы не только базовые знания наук, но и воображение, помогающее в детализации.
  • Игропрактик должен быть маркетологом и разбираться во всех тонкостях ведения бизнеса, которые пригодятся ему для продвижения собственного продукта и услуг.

Огромный список необходимых знаний и умений, который, возможно, придется осваивать на протяжении всей трудовой карьеры, обязательно нужно дополнить такими личностными качествами, как:

  • Коммуникативность;
  • Организаторские способности;
  • Активная жизненная позиция;
  • Самоорганизованность, стремление к самосовершенству;
  • Дружелюбие.

Преимущества профессии игропрактик

Виртуальные игры и различные квесты становятся все популярнее, а это означает, что профессия игропрактика в перспективе станет еще более востребованной. Ну а тот факт, что она внесена в список профессий будущего, дает надежду на активное развитие этой специальности.

Человек, занимающийся созданием и организацией игр, всегда «остается в игре». Его окружает атмосфера постоянного движения, положительных эмоций, связанных с игрой и воспоминаниями из детства. Он работает, но, при этом, постоянно играет и получает удовольствие от своей работы и общения с людьми.

Игропрактика – отличная идея для собственного бизнеса, который позволить управлять графиком работы и доходами по усмотрению владельца.

Если верить статистическим данным, то месячный доход игропрактика составляет порядка 70-300 тысяч рублей. Но и это – не предел: все зависит от уровня подготовки специалиста, его работоспособности и желания зарабатывать! В частной фирме ежемесячный доход владельца достигает 5 млн. рублей.

Недостатки профессии игропрактик

Единственный недостаток профессии – напряженная работа по повышению уровня знаний во всех областях, перечисленных выше, которая не заканчивается на протяжении всей трудовой деятельности.

Кроме того, нужно сказать, что работа специалиста по играм связана:

  • с постоянным умственным напряжением, требующим разумного распределения нагрузок;
  • длительная работа у монитора снижает зрение, отрицательно влияет на нервную и сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат;
  • чрезмерно злоупотребление возможностью работать в любое время и в любой точке мира отрицательно сказывается на личной жизни специалиста.

Нужно учитывать, что популярность игр (а следовательно и доход от них) зависит от места жительства: сейчас игры интересуют, в большей степени, жителей мегаполисов. Рассчитывать на большие доходы от игропрактики в провинциальной глубинке пока не стоит.

Где можно получить профессию игропрактик?

Игропрактик – профессия, нацеленная на развитие личностного роста всех участников процесса. Из этого следует, что профессию может освоить каждый специалист, работающий с людьми и обладающий необходимым набором знаний, о которых рассказано выше. Например:

  • Бизнес-тренер может использовать в работе игру, разработанную им или приобретенную у других авторов;
  • Игра поможет в работе психологу и психотерапевту;
  • Организатору мероприятий;
  • Маркетологу;
  • Учителю и т.д.

То есть, игропрактика применима в любой сфере, но предполагает наличие специальной подготовки. Обязательный минимум – обучение по одной из таких программ, как:

  • Психология образования;
  • Дошкольное образование;
  • Психология и социальная педагогика;
  • Постановка и продюсирование культурных программ;
  • Менеджмент социально-культурной деятельности;
  • Социальная психология;
  • Социально-культурная анимация;
  • Лечебная педагогика и психология;
  • Управление развитием персонала.

Освоить эти, и еще 27 специализированных программ обучения можно в 149 ВУЗах страны. Поскольку профессия уже зарекомендовала себя, как перспективная, то, двигаясь в этом направлении, стоит обратить внимание на ведущие ВУЗы России, пользующиеся признанием и популярностью во всем мире:

Специальность можно освоить в колледже или техникуме. А для специалистов, уже получивших базовое или профильное образование, достаточно пройти обучение на курсах. Правда, выбирая платные курсы, стоит внимательно изучить условия обучения и ознакомиться с сертификатом, дающим право на преподавание.

ПрофКомп@с

Не профессия выбирает человека, а человек профессию. Сократ

Профориентационные игры

Правила проведения игры: В игре предусмотрено две основных роли – «учеников» и «учителей». Желательно, чтобы каждый из участников одновременно выполнял обе эти роли. Когда участники являются «учениками», они «посещают уроки», на которых демонстрируют свои «знания». В качестве уровня их «учебных достижений» выступают результаты в упражнении на ловкость (например, сбивании кеглей). Игроки получают «ведомости», в которых указаны посещаемые им «уроки». Когда участник играет роль «учителя-предметника», он получает «диплом учителя». В «дипломе» указано название предмета и результат, за который «ученику» ставится оценка «пять». «Уроки» проходят по заранее объявляемому расписанию.

После того, как ведущий объявляет сюжет игры, раздаются «ведомости учеников» и «дипломы учителей», вывешивается расписание, проводится тур «начальной школы». По окончании всех уроков проводится «педсовет», на котором «учителя» должны составить рейтинг успешности обучения учеников. Аналогичным образом проводятся туры «средней» и «старшей» школы. Игра завершается обсуждением.

Система «дипломов» учителей и «ведомостей» учеников построена таким образом, что в игре присутствуют три типа учеников: первые попадают на «уроки» к строгим «учителям», которые ставят «пять» только за очень высокий результат (например, за 8 сбитых кеглей из 10); вторые попадают на «уроки» к нестрогим «учителям», которые ставят «пять» за предельно низкий результат (например, за 1 сбитую кеглю из 10); третьи попадают на уроки к разным «учителям».

Читать еще:  Customer journey map обучение

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя. ). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодолевания данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели».

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается её преодолеть.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

Время на игру 30 – 40 мин. Школьники должны иметь ручки и бумагу.

1. Из учащихся по желанию выбираются 2 —3 человека для роли «пришельцев».

«Журналисты» помечают в своих записях, какие агентства они представляют, и дают броские названия сообщениям. «Пришельцы» также отмечают на своих листах название планеты и в качестве предварительной информации о встрече с землянами сообщают об уровне их развития и целесообразности контакта.

7. Через 5 – 7 мин сообщения собираются, независимо от того, все ли учащиеся успели их написать, и зачитываются вслух. Желательно предложить это сделать двум школьникам из числа пассивных, чтобы они читали сообщения по очереди. Эта процедура является подготовкой к обсуждению игры. На нее выделяется 5 – 7 мин.

Почему игровое обучение самое эффективное?

Igor Kuznetsov

Как мы выяснили в прошлый раз, игры создают идеальные условия для того, чтобы человек вошел в наиболее приятное и креативное состояние — именно поэтому они так нам нравятся. Можно ли использовать их не только для развлечения, но и для пользы?

В мире существует всего лишь одна школа, которая полностью построена по игровой модели — она называется Quest to Learn и находится в Нью-Йорке . Школа открыта при поддержке фонда Билла Гейтса, в ее создании принимали участие как учителя, так и гейм-дизайнеры . По сути дети учатся привычным нам предметам: математика, история, география, но сам процесс обучения полностью построен на игровой основе.

Вместо получения оценок работает система повышения в уровнях и зарабатывания титулов. Если есть желание — дети могут брать дополнительные миссии для набора очков и роста своего игрового статуса. Система негативного стресса, когда неудачно выполненная задача ведет к низкой оценке, заменена стрессом позитивным — всегда можно набрать новых квестов и попробовать еще раз заработать больше очков опыта.

Периодически проходят «битвы с боссом» — двухнедельные усиленные занятия, направленные на решение какой-то поставленной задачи. У каждого ученика своя роль, нужно собрать правильную команду.

Разработана внутренняя социальная сеть Being Me, благодаря которой ученики могут искать себе компаньонов для выполнения командных миссий — все как в какой-нибудь онлайн-игре типа World of Warcraft.

Периодически проходят «битвы с боссом» — двухнедельные усиленные занятия, направленные на решение какой-то поставленной задачи. У каждого ученика своя роль, нужно собрать правильную команду. Это значит, что совсем необязательно быть лучшим в математике, можно специализироваться на своей любимой теме и найти напарника, который обожает математику.

Закрепление пройденного материала проходит необычным образом — у каждого ученика есть цифровой подопечный, которого нужно научить чему-то. Это отличная замена контрольным тестам, вместо того чтобы проходить проверку, ученик сам отдает виртуальному персонажу свои знания, отвечает на его вопросы и если нужно — доучивает что-то, восполняет свои пробелы.

Основная выгода от такого подхода очень четко сформулирована на сайте Quest to Learn: «Студенты учатся быть биологами, историками и математиками вместо того, чтобы изучать биологию, историю или математику».

Это ключевой момент, который исходит из различия между типами получения знаний learning и education — в первом случае мы учимся быть специалистами, а не просто наблюдателями за тем, как работает та или иная специальность. В отличие от традиционной системы образования, игры дают нам такую возможность уже сейчас. Об этом же говорит и успешный пример Ли Шелдона, который ввел вместо системы оценок очки опыта и рост уровней у каждого студента.

Ученые, проводящие опыты в лабораториях, и ребенок, играющий в песочнице, занимаются одним и тем же — познанием мира через эксперименты. «А что если?» — вот главный вопрос, который движет и учеными, и ребенком.

Есть и другое мнение: Эдвард Кастронова —доцент факультета экономики Калифорнийского Государственного Университета и автор книги «Бегство в виртуальный мир» очень подробно изучил игры с учетом своего профессионального опыта. В своем блоге он пишет, что игровые принципы пока что нельзя использовать в обучении. В игре мы накапливаем опыт через бесконечное количество повторений — чтобы достичь мастерства, у нас есть столько времени, сколько потребуется. Во время урока все иначе: есть несколько заданий, время ограничено, плюс есть учитель, который оценивает ваши результаты по истечении времени. Более того, урок не может восприниматься как игра, к нему более серьезное отношение.

Давайте отмотаем время назад и начнем с самого начала: как человек учится чему-то новому? В своей лекции на тему обучения и игры Уилл Райт рассказывает, что мы можем получать опыт всего двумя способами: в одиночку через игрушки (игрушечная машинка дает некоторое представление о том, как работает колесо и почему машины на улицах передвигаются) или же получая информацию от других людей (родители объясняют, как те же самые машины работают). Это базовые техники обучения человека — игра и история, повествование. С точки зрения терминологии, в английском языке есть два отдельных слова, которые отражают эти два процесса, в русском эта разница не так заметна. Learning — это по сути самообучение, знания, полученные через познание мира. И education — образование, знания, которые кто-то дает.

Первый способ получения знаний более натуральный — дети могут познавать мир через игру еще не умея говорить задолго до того, как они смогут воспринимать информацию от родителей в виде повествования. Ученые, проводящие опыты в лабораториях, и ребенок, играющий в песочнице, занимаются одним и тем же — познанием мира через эксперименты. «А что если?» — вот главный вопрос, который движет и учеными, и ребенком.

В отличие от привычного нам обучения, когда оценкой поощряется положительный результат, игры учат иначе. И дело не в самой системе оценок, как считает Лиля Брайнис. Оценки — отличный способ мотивировать ученика совершенствоваться в своем деле, но лишь при условии, что у него есть право на ошибку.

Основная выгода от такого подхода очень четко сформулирована на сайте Quest to Learn: «Студенты учатся быть биологами, историками и математиками вместо того, чтобы изучать биологию, историю или математику».

Неудача в игре — тоже успех. Вы ошиблись, проиграли, но при этом имеете возможность начать заново с учетом полученного опыта. И с каждым разом вы делаете это все лучше и лучше. Отличный пример из лекции Райта: класс, в котором делают стулья, был разделен на две группы. Первой сказали, что лучшую оценку они получат за одну, самую профессионально сделанную деталь. Второй — что высший бал получат те, кто просто сделает наибольшее количество частей, неважно какого качества. Результат — больше всего качественных частей было у второй группы, которая о качестве не волновалась, она просто училась в процессе на своих же ошибках.

Более того, игры предоставляют идеальную среду для усложнения этой модели — ведь как-то только вы прошли через множество ошибок и наконец научились чему-то, процесс перестает быть интересным, если только за за ним не следует новый уровень, более сложный, который развивает навыки, приобретенные вами ранее. На этом построены все игры, как и обучение человека, потому что обучение и происходит через игру. Во всяком случае в детстве, затем мы почему-то об этом забываем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector