Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение технологиям игра

Обучение технологиям игра

2661 days since
дней до нового года

Игровые технологии

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это — учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение — это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх — поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.

Игровые технологии как способ компетентностного подхода

Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра”
Й.Хейзинг

Игра – сообразительны ли вы?

Перед вами шифровка. Попробуйте ее прочитать, разгадав шифр каждой

ЕШЧУЛ ЕВД А, ОШОРОХ АВОЛОГ АНДО.

  • Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
  • Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
  • Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
  • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

  • Проблема игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер).
  • Психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн).
  • Пположение гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу).
  • фасилитирующее обучении (К.Роджерс).
  • Обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития, исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).
  • Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренны В.П.Беспалько.
  • Классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанны О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко.
  • Концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова.
  • Классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагина, М.В.Короткова, Л.П.Борзова.
Читать еще:  Обучение пилингам в москве

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

Каждая недельная телевизионная программа предлагает самые разнообразные игры (до десяти-пятнадцати видов). Таким образом, школьник непроизвольно втягивается в игровое действие, пассивно поглощая предлагаемую информацию.

По данным социологов, наибольший интерес среди программ телевидения для большинства россиян (59%) вызывают новости. Далее с существенным отрывом следуют художественные фильмы (40%), развлекательные передачи (34%), телесериалы (25%), спортивные программы (20%), телеигры и ток-шоу (по 19%), передачи о природе и документальные фильмы (по 17%).

Важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;

► коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;

► самореализации – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;

► терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;

► диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;

► коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося;

► межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;

► социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.

Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения.

Переход на разновозрастное обучение, потребовал поиска таких педагогических технологий, которые были бы направлены на общение, взаимопомощь, принятие совместных решений.

Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании.

Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся:

Компетентность – применение полученных знаний на практике)

  • Способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт;
  • Сспособность эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе;
  • Умение действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию.

Какие же компетенции у учащихся формируются в ходе игровой деятельности?

Игровые технологии помогают упростить процесс образования

Процесс обучения имеет важное значение для нашего существования, особенно через игровые технологии. Необходимо развивать навыки критического мышления и открывать новые способы общения с другими людьми и культурами. Имея это в виду, важно понимать, что обучение не должно быть сложной задачей или рассматриваться как работа, но этого нельзя избежать, потому что большинство учебных заведений застряли в этом порочном круге.

Большинство подростков не думают о школе, как о чем-то положительном. Но почему это происходит? Большинству детей в детских садах с нетерпением хочется вернутся в детский сад и узнать что-то новое. Большинство учеников начальной школы в восторге от первых дней занятий. Как это так резко меняется? Ответ в том, что это перестает быть увлекательным и технология обучения устаревает.

Почему процесс обучения должен быть увлекательным?

В цифровой век, наполненный проблемами кризиса вовлечения, очень важно как можно дольше удерживать ваше внимание на чем-то важном. В то время как наша концентрация внимания медленно уменьшается, нам нужно найти способы сделать приемы обучения интересными.

Причина, по которой обучение перестает быть приятным, заключается в том, что традиционная система образования ставит все в определенные рамки, которые нельзя видоизменять. Одна из самых больших ошибок в школе заключается в том, что учащимся постоянно говорят, что учеба смертельно необходима, а удовольствие от обучения – полная противоположность этому. Когда определенное занятие становится скучным, студенты пытаются развлекать себя другими вещами, такими как смотреть на свой мобильный телефон, играть в игры или просто считать точки на потолке.

Надо обучать так, чтобы студент был заинтересован. Если делать это скучно и неинтересно, то результат будет отрицательным. Необходимо интегрировать игровые технологии, потому что именно в этом весь потенциал. Творчество и воображение являются основополагающими для обучения, потому что это единственный способ, как студенты могут добраться из пункта А в пункт Б без помощи педагогов.

Как сделать учебный процесс увлекательным?

Удержать внимание учащихся на задании может быть непростой задачей даже для опытного учителя, поэтому крайне важно найти новые приемы обучения и привлечения внимания учащихся. Одним из наиболее важных элементов, которые делают образование интересным, является разнообразие видов деятельности и информации и игровые технологии в образовании. Если уроки остаются неизменными каждый день, используется технология обучения прошлого века, в конце концов, это будет скучно даже самым увлеченным ученикам. Вот несколько советов по внедрению:

  • Дать контроль. Как показывают некоторые психологические исследования, людям нравится чувствовать контроль над тем, что они делают, поэтому важно предложить студентам выбрать, что или как они будут делать или изучать в этот день. Очевидно, что они выберут задачу, которая кажется наиболее интересной и нескучной, поэтому вовлеченность и мотивация для ее выполнения будут намного выше.
  • Сделайте это практически применимым. Один из самых распространенных вопросов среди ученых – «где я собираюсь использовать это», «зачем мне эта информация?». Самая большая ошибка – говорить, что им это нужно, но не объяснять, почему. Делая обучение интересным, приведение практических примеров может повысить интерес к предмету просто потому, что он станет более понятным и понятным.
  • Делайте перерывы не только между уроками, но даже в самом уроке. Как уже упоминалось выше, мы живем в эпоху кризиса вовлеченности и ожидаем, что студенты будут держать свое внимание на протяжении всех лекций, что может быть одной из самых больших ошибок. Вот почему нужно делать разгрузки чаще. Всего одна или две минуты, чтобы ученики могли быстро отдохнуть, выпить водичку или посмотреть в телефон, чтобы потом не отвлекаться на уроке.
  • Геймифицируйте процесс. Геймификация и игровые технологии в обучении имеют наибольшие шансы сделать процесс обучения увлекательным. Для этого необходимо поместить игровые элементы в место, не связанное с игрой, в этой ситуации – обучение. Достижения, списки лидеров, значки и уровни могут значительно повысить интерес к предмету.
Читать еще:  Сео продвижение сайта обучение

Имея все эти методы, довольно ясно, что сделать обучение увлекательным делом не сложно. Важно отметить, что преподаватели должны обращать внимание на свою аудиторию и реагировать на нее. Как только между учителями и учеными возникнет взаимный интерес, будет гораздо легче достичь необходимых целей, и самый простой способ сделать это – геймификация в образовании.

Как Геймификация поможет увеличить вовлеченность и интерес?

Для начинающих геймификация в образовании является одной из самых инновационных технологических идей в современном образовании. Игровые технологии используются для повышения личной вовлеченности и делают весь процесс более увлекательным.

Игровые технологии и их элементы следуют за людьми на протяжении всей их жизни. С самых первых шагов они начинают понимать окружающую их природу, играя в игры, исследуя и, в основном, развлекаясь. Вот почему так важно понимать значение геймификации.

Игровые элементы

Игровые технологии обучения и приемы обучения взаимодействуют с пользователем и используют множество элементов, чтобы сделать процесс более интересным. Давайте посмотрим на некоторые из них:

  • Списки лидеров. Всем нравится соревноваться до определенного уровня. Здоровая конкуренция между друзьями, коллегами, одноклассниками может очень помочь, делая обучение веселым, заставляя их работать усерднее, чтобы достичь вершины лестницы.
  • Уровни. Наиболее распространенный игровой элемент, который используется для описания того, сколько усилий человек потратил на процесс выполнения чего-либо. Наличие определенного уровня может мотивировать пользователя продолжать то, что он начал, и достигать больших целей. В любом случае, уровни работают в смысле достижения, которое заставляет пользователя гордиться собой.
  • Ежедневные задачи. Это работает как вызов. Это отличный способ сообщить пользователю, что он может возвращаться к занятиям каждый день и находить что-то для работы.
  • Награды. Намного больше мотивации, зная, что к концу занятия есть вознаграждение. Награды в целом очень полезны, являются ли они супер полезными или нет. Виртуальные вещи, которые можно использовать для улучшения процесса обучения, являются очень ценными и еще дольше сохраняют вовлеченность пользователей.
  • Аватары. Настройка вашего профиля, канала или виртуального персонажа приводит к определенной привязанности, так как вы создаете что-то с нуля, и создается ощущение, что вы полностью им владеете. Автоматически растет желание улучшить своего персонажа, поэтому это хорошая мотивирующая и увлекательная система, позволяющая вовлекать пользователей в работу или продолжать возвращаться к ней еще больше.

Все эти элементы и игровые технологии, которые можно найти в современных играх, приносят огромные преимущества и должны быть приняты во внимание на каждой образовательной платформе.

Почему игровые технологии в обучении эффективны?

Каждый конкретный элемент игры используется, чтобы оказать определенное влияние на пользователя. Поскольку каждый студент или ученик имеет свои таланты и способности, важно признать тот факт, что каждый нуждается в особом виде вовлечения. Конечно, в государственных школах или университетах это сделать крайне сложно, потому что там существует отлаженная годами технология обучения. Геймификация так важна, потому что:

  • Это дает полную автономию. Самостоятельность или свобода воли к действиям очень важны, особенно для подростков. Наличие определенной цели и границ поможет контролировать волю, чтобы она не вышла из-под контроля. Тем не менее, наличие самостоятельности в действиях, когда человек этого желает, естественным образом вызывает чувство ответственности.
  • Прогресс навыков. Хорошо известно, что игры прекрасно описывают, когда пользователь осваивает что-либо. Представьте себе чувство, когда вы вдруг осознаете, что освоили определенную тему в любом предмете, например в науке. Чувствует себя хорошо, правда?
  • Адаптивность к потребностям каждого студента. Как уже упоминалось выше, мы все уникальны. Мы видим и понимаем мир через разные цвета, и это требует разных методов и периодов времени, чтобы чему-то научиться. В этом случае игровые технологии в обучении позволяют выбрать свой уровень сложности. Это делается для того, чтобы двигался на своей комфортной скорости.

Заключение

Сделать обучение увлекательным, безусловно, легко, если вы используете правильные методы и игровые технологии. Важно понимать, что для разных поколений ученых требуются разные виды образования. Увлечение – это то, что движет нами и заставляет нас чувствовать себя более погруженными в деятельность, поэтому геймификация в образовании может помочь в этом.

Игровые технологии обучения

Игровая деятельность

Игра так же, как труд и учение — одна из главнейших форм деятельности человека, уникальное явление нашего времени.

По описанию игра — это тип определённая ситуация, направленная на воспроизведение и изучение социального опыта, где вырабатывается и развивается управление своим поведением.

В общественной деятельности игра выполняет следующую миссию:

  • развлекательную (это главный назначение игры — развлечь, удовлетворить, вдохновить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: усвоение разновидностей общения; самовыражения в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: переселение разных трудностей, появляющихся в других аспектах жизнедеятельности;
  • распознавательная: обнаружение изменений нормативных поступков, самоизучение в игровой деятельности;
  • корректировочная: введение положительных перемен в устройство индивидуальных данных;
  • межнационального общения: освоение неделимых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: вовлечение в систему общественных взаимоотношений, освоение стандартов человеческого общежития.

В строении игры как активной работы содержится планирование целей, составление плана, осуществление намеченной задачи, а также разбор достигнутого результата, в котором человек целиком реализовывается как субъект. Мотивирование игровой деятельности осуществляется её свободностью, реальностью выбора и компонентами соревновательности, удовлетворенность в реализации и утверждении самого себя.

В конструкцию игры как действия входят:

  • образы, выбранные для себя игроками;
  • игровые процессы как методы осуществления таких образов;
  • игровое использование предметов, т. е. замена настоящих вещей игровыми, условными;
  • живые взаимоотношения между игроками;
  • сюжет (содержание) — сфера реальности, условно воссозданная в игре.

Игру как способ образования и воспитания, передачи ценностей старших поколений младшим люди пользовались испокон веков. Обширное использование игра обнаруживает в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.).

Игровые виды деятельности воссоздаются на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые выдвигаются как средство воздействия, подталкивание учеников к учебным занятиям. Осуществление игровых способов и ситуаций при занятиях в форме урока происходит по таким ведущим назначениям:

  • наставническая задача ставится перед учениками в игровой форме;
  • учебная работа зависит от правил игры;
  • учебным материалом пользуются в качестве её средства, в учебную работу вносятся элементы соперничества, которая меняет дидактическую задачу в игровую;
  • благополучное исполнение дидактического задания сплетается с результатом игры.
Читать еще:  Microsoft sql server обучение

Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, соединение компонентов игры и обучения часто зависят от осознания преподавателем целей и систематизировании педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр

Виды образовательных игр делятся по видам деятельности на:

  • физические (двигательные),
  • мыслительные (умственные),
  • рабочие, общественные и психологические.

По виду педагогического процесса распознаются следующие группы игр:

  1. учебные, тренировочные, осматривающие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Широка типология педагогических игр по образу игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т. д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения. И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — одно из самых сложных действий педагогов. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Создаем дидактические игры сами: лучшие сервисы в помощь учителю

Сервисы для создания дидактических игр

  • еТреники — конструктор учебных тренажеров, вошедший в ТОП-30 лучших проектов Конкурса инноваций в образовании. Предлагает несколько концепций заданий: Картофан (соотношение подписей с объектами на карте), Кокла (разделение слов по категориям), Криптон (разгадка слов с перепутанными буквами), Морфанки (разбор слова по составу), НЛО (поиск лишних объектов в группе).

  • Learningapps — уже известный многим сервис с интерактивными обучающими модулями. Задания направлены на выбор правильного ответа, распределение, установление последовательности, заполнение. Разработчики предлагают большое разнообразие интересных шаблонов, например: «Кто хочет стать миллионером?», «Угадай-ка», «Скачки», «Виселица», «Парочки». Сервис снимает с учителя значительную часть нагрузки по конструированию и проверке тестов.

  • Online Test Pad — еще один популярный сервис. Виды конструкторов: тест, опрос, кроссворд, логические игры. Для объединения нескольких видов упражнений предусмотрен конструктор комплексных заданий.

  • Quizlet — онлайн сервис для работы с виртуальными карточками, а также звуковыми и письменными подсказками. Поддерживает порядка 130 языков. Помимо прочего, в нем можно использовать «Режим заучивания» с созданием адаптивного учебного плана и функцией напоминания через мобильные устройства.

  • ClassTools — онлайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов. Есть интересные шаблоны «QR-генератор игры», «Генератор аркадных игр», «Таймер обратного отсчета времени» и многие другие. Если говорить о флеш-технологии, стоит также присмотреться к сайтам Jigsaw planet (создание пазлов) и Flashcard machine (создание карточек).

  • Hot Potatoes — программа для формирования тестов и кроссвордов (ссылка для скачивания). Есть платная и бесплатная версии. Немного устаревшее оформление, но при этом очень удобный интерфейс. Готовые кроссворды можно распечатать.

  • Socrative — сервис для создания онлайн опросов, на которые ученики отвечают через мобильные устройства. Направлен на реализацию новой глобальной концепции Bring Your Own Device (BYOD). Учитель может добавить пояснение к каждому вопросу, что обеспечивает моментальную обратную связь. Стоит также обратить внимание на другой сервис для проведения викторин: Kahoot!.

  • Canva — графический редактор, в котором можно формировать диаграммы и обрабатывать фотографии, а после использовать их в дидактических играх. Большой выбор красочных шаблонов.

  • PlayPosit — сервис для создания интерактивных видеороликов. С его помощью любое видео можно превратить в дидактическую основу урока. Легко интегрируются материалы из других сервисов.

  • Карты Google (пользовательский слой) — сервис, позволяющий выстраивать дидактические игры по принципу геокешинга. Другие сайты для работы с картами: StoryMap и TimeMapper. Последний позволяет представлять материал и географически, и хронологически.

Как делать дидактические игры максимально эффективными

  • Используйте мобильные телефоны. Многие современные электронные образовательные сервисы предусматривают работу через смартфоны. Учитель может написать руководству школы записку с просьбой разрешить использовать их на уроках. Если не рассматривать уроки, то образовательные мобильные приложения также подходят для внеклассных занятий и домашней работы.
  • Обращайте внимание на оформление. Большинство образовательных интернет-сервисов имеют одинаковую начинку, одинаковый набор шаблонов и различаются только возможностями оформления. Но не стоит рассматривать дизайн как вторичный элемент. Мы имеем дело с детьми, а для них очень важна яркая картинка.
  • Обучайте, играя. Многие образовательные онлайн игры по сути являются тестами, просто оформленными красивой «оберткой». Используйте их для достижения предметных результатов.
  • Интегрируйте. Чтобы сделать проект разносторонним, интегрируйте одни сервисы в другие. Попробуйте вставить ссылку на интерактивную карту в QR-код или красочные видеоролики в «ленту времени». Если сервисов много, их можно объединить на одном сайте (например, на Google Sites).
  • Обеспечьте моментальную реакцию. Желательно запрограммировать в сервисе быструю реакцию на вопрос или ответ ученика. Такая функция есть, например, в программе Hot Potatoes и на сервисе Socrative. Как и яркое оформление, усиление интерактива помогает увлечь школьников.

Чему нас учит исследование PISA

В 2018 году Россия в очередной раз приняла участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Результаты будут получены только к концу 2019 года, поэтому пока что мы может рассматривать только итоги исследований 2012 и 2015 годов. Результаты эти не утешительны:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector