Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плюсы электронного обучения

LmsList.ru

Системы Дистанционного Обучения

Что такое электронное обучение?

На нашем сайте мы много говорим про LMS, конструкторы курсов и технологии дистанционного обучения. Все они являются инструментами электронного обучения или eLearning. В этой статье мы поговорим о самой концепции электронного обучения, рассмотрим из чего оно состоит и выделим плюсы и минусы.

Так кто организует электронное обучение и с какими целями? Давайте это выясним.

Кто использует электронное обучение?

  1. Персональные тренеры. Люди любят рассказывать о том, что они делают. Поэтому сейчас так много не только развлекательных, но и образовательных блогов на YouTube, Telegram и других площадках. И они пользуются популярностью, так как пользователь сам выбирает себе наставника и учится в удобной для него форме. Например, канал CrashCourse рассказывает простым языком о компьютерах, проблемах социологии и исторических событиях. Просмотр их видео не сделает вас историком, зато поможет расширить горизонты.
  2. Компании. Компании внедряют комплексные системы электронного обучения (LMS), чтобы сократить очные тренинги. Такая система помогает помогает организовать обучение в удаленных офисах, что экономит средства и время. Например, компания Hewlett Packard Enterprise использует Litmos LMS, чтобы обучать более 60 000 сотрудников в 85 странах.
  3. Образовательные учреждения. ВУЗы и академии тоже активно используют электронное обучение. Например, у ВШЭ есть свой образовательный портал, где можно найти статьи по экономике, философии и другим дисциплинам от преподавателей университета.

Средства электронного обучения

Любое электронное обучение состоит из трех компонентов: инструмент обучения, объект обучения и платформа обучения.

Инструментом выступает компьютер, и не обязательно громоздкий настольный вариант. Учиться можно и со смартфонов и планшетов. Мобильное обучение особенно удобно, так как позволяет проходить курсы в любое время и в любом месте.

Объектом обучения является электронный курс, и представлен он может быть по-разному. Виды контента мы подробнее рассматриваем ниже.

Платформа обучения — место, где пользователь проходит курсы. Обычно это сайт в интернете, но может быть и специализированная система. Обзор наиболее популярных коммерческих и бесплатных систем мы публиковали ранее.

Теперь мы подробнее остановимся на двух реалиях, которые часто встречаются в наших статьях: инструменты создания курсов и системы дистанционного обучения.

Редакторы курсов

Редакторы курсов (Authoring Tools) — это конструкторы электронных курсов, с помощью которых можно создать eLearning контент — слайдовые курсы, тесты, скринкасты, вебинары, видеокурсы, тренажеры. Поэтому программ создания курсов тоже немало, и каждая лучше подходит для конкретных целей. Например, если вы планируете вести образовательный видеоблог на YouTube, то вам подойдет программа для записи скринкастов.

Есть и комплексные инструменты для создания учебного контента, состоящие из нескольких конструкторов. В таких программах можно делать тесты, записывать видео, составлять слайдовые курсы и готовить тренажеры. На нашем сайте есть подробный обзор этих программ с разбором возможностей и целей.

Системы дистанционного обучения

Системы дистанционного обучения (СДО или LMS) — это платформы, которые позволяют организовать электронное обучение внутри организации. Внедрение СДО непростое и состоит из нескольких этапов:

  1. Администратор загружает электронные курсы на платформу.
  2. Сотрудников или студентов информируют о появлении образовательного портала и приглашают зарегистрироваться.
  3. После регистрации, администратор записывает пользователей на курсы.
  4. Пользователи обучаются на портале.
  5. Администратор собирает подробную статистику о результатах.

Такие системы применяются как в компаниях, так и в образовательных учреждениях. Сегодня таких систем десятки, и каждая различается предлагаемыми функциями и ценой. Если вы хотите внедрить такую систему себе, вам помогут наши обзоры самых популярных платных и бесплатных СДО в России.

Технологии электронного обучения

Выше мы уже упомянули, что видов электронных курсов много. В этом блоке мы остановимся на видах контента и рассмотрим каждый более подробно.

Тесты

Тест — самый простой способ проверить знания. Однако бумажные бланки долго и неудобно проверять, и есть вероятность ошибки при сканировании (как, например, случилось в этом году при сдаче ЕГЭ). Здесь электронные тесты преуспевают: текстовый файл не отсканируется с ошибкой.

Есть и специализированные системы, позволяющие создавать уникальные бланки и собирать статистику тестов. В основном такими системами пользуются образовательные и государственные учреждения.

Пример электронного теста, сделанного в современном редакторе

Скринкасты

Скринкаст — видео с записью экрана, записанный с целью обучить пользователя чему-то, что можно продемонстрировать. Такой формат подходит для обучения работе в сложной программе, например, Adobe Photoshop. Читайте наш обзор программ для записи скринкастов, если этот формат вас заинтересовал.

Скринкаст по созданию курсов с записью экрана

Вебинары

Вебинары — трансляция записи экрана с видеокамерой. В отличие от уже записанного скринкаста, вебинар транслируется в реальном времени, поэтому больше похож на традиционный классный урок. Плюс этого формата в том, что во время трансляции зрители могут задать вопрос эксперту и тут же получить ответ. Вебинары не требуют установки дополнительного ПО, так как проводятся на специальных веб-площадках. О том, как выбрать подходящую вам площадку для вебинара, вы узнаете из нашего обзора.


Вебинар с бизнес-тренером Брайаном Трейси

Видеокурсы

Как и скринкаст, видеокурс записывается с целью показать что-то, что можно продемонстрировать. Но в отличие от скринкаста, такой курс может включать в себя видео и графические вставки, а также дополнительные эффекты: приближение, фильтры, переходы между видео и слайдами и т.д. В Camtasia такой курс не подготовить: нужен профессиональный видеоредактор.

Видеокурсов особенно много в открытом доступе на YouTube. Например, автор этого видео учит, как создать логотип:

https://www.youtube.com/watch?v=0fL6iiJAUEMКак создать логотип в Adobe Illustrator

Диалоговые тренажеры

Диалоговые тренажеры — это интерактивные уроки с виртуальными персонажами, которые задают вопросы пользователю и проявляют различные реакции в зависимости от выбранного ответа. Это позволяет разыграть реальные ситуации, вроде общение продавца с клиентом в автомобильном салоне, в безопасной обстановке. Таким образом пользователь учится решать конфликты, управлять подчиненными и взаимодействовать с клиентами.

Диалоговый тренажер, сделанный в iSpring Suite

Слайдовые курсы

Слайдовые курсы — полноценные уроки, позволяющие не только обучить, но и проверить экзаменуемого. Такой курс может включать в себя как текст с графиками, так и тесты или диалоговые тренажеры. Например, есть электронные экзамены, которые сертифицируют специалистов перед использованием сложного оборудования. Слайдовые курсы создаются в программах вроде iSpring Suite, Adobe Captivate, Articulate 360 и CourseLab, которые мы рассмотрели в этом обзоре.

Пример слайдового курса

VR-тренажеры

Это виртуальный курс с использованием VR-технологии. Сегодня разработка такой программы слишком долгая и дорогая, поэтому почти не применяется. Согласно исследованию, проведенному VR-компанией AVRSpot, разработка тренажера стартует от $4,900 (300,000 рублей) и занимает минимум 2 месяца, причем чем сложнее тренажер — тем значительно дороже он стоит.

VR тренажер для сотрудников РЖД

Плюсы и минусы электронного обучения

Электронное обучение продолжает развиваться, и сейчас возможности значительно шире, чем 10 лет назад. Формат онлайн-курсов набрал популярность, особенно в бизнесе, а VR и AR технологии стали применяться в обучении в качестве тренажеров.

Но в чем причина успеха eLearning? Чтобы понять это, давайте рассмотрим преимущества и недостатоки электронного обучения.

Плюсы электронного обучения

  • Экономия времени. Учащийся может проходить курсы в удобное для него время. Для обучение необходимо лишь устройство (например, смартфон) и стабильное соединение с интернетом.
  • Экономия денег. Интересные семинары, тренинги и лекции проводятся в самых разных городах и странах. Если вы хотите посетить тренинг в другом городе, вам потребуются деньги на организацию поездки. В этом плюс электронного обучения: вы можете смотреть вебинар из дома и прилично сэкономить.
  • Закрепление навыков. Обучение не заканчивается, когда вы перешигваете порог ВУЗа с дипломом. Чтобы быть востребованным сотрудником, надо держать свой интеллект в тонусе. И электронное обучение — простой способ это сделать: достаточно регулярно читать статьи и смотреть видео по специальности. Курсы также помогут освежить память, если вы долго не работали по профессии.

Минусы электронного обучения

  • Нельзя обучить любой профессии. eLearning не подходит для обучения профессиям, где требуется физическая практика. Вы можете просмотреть курсы по работе с деревом от профессионалов, но столяром это вас не сделает.
  • Нужна самомотивация. Чтобы обучение дало плоды, учащийся должен постоянно мотивировать себя осваивать новые знания.

Перспективы электронного обучения

Будущие возможности eLearning напрямую зависят от развития новых технологий. Согласно исследованию eLearning Industry, чтобы eLearning вошло в новую фазу, должен быть сделан акцент на студенте, его индивидуальном обучении и восприятии материала. Вовлечь студента в обучение помогут игры, так как они концентрируют внимание и вносят соревновательный элемент, что улучшает восприятие информации.

Читать еще:  Seo специалист обучение

Плюсы электронного обучения

В последние годы на Западе получил широкое распространение термин e-Learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет.

Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивался в течение двух десятков лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих.

Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:

1) курсы на базе CD-ROM;

2) дистанционное обучение;

Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий. Курсы на базе CDROM исторически появились самыми первыми. Основными достоинствами являлись:

1) новаторская идея;

2) сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;

3) продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;

4) предоставление ряда интерактивных возможностей;

5) удобство использования;

К недостаткам можно отнести:

1) ограниченность курса;

2) большие затраты времени на его создание;

3) невозможность модификации.

Дистанционное обучение, появившееся несколько позже, предложило иной образовательный подход, который был лишен вышеперечисленных недостатков и обладал целым рядом дополнительных возможностей. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении была положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который мог бы учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем в процессе обучения.

К достоинствам дистанционного обучения можно отнести:

1) гибкость графика обучения;

2) возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;

3) объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;

4) возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения;

5) относительная дешевизна.

Для преподавателей такая форма обучения прежде всего означает появление дополнительной возможности подачи материала студентам, т.е. фактически появляется возможность при той же нагрузке обучать большее число студентов.

Неудивительно, что, при всех своих очевидных достоинствах, дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире. Постепенно ею также заинтересовались и крупные корпорации, справедливо предположив, что данная форма обучения позволит им быстро, относительно недорого, качественно и, что самое главное, без отрыва от производства повысить уровень подготовки своих кадров. За последнее время степень вовлеченности Интернет в образование, количество online курсов, их тематика, различные способы реализации и общая направленность в целом привели к возникновению более емкого термина «e-Learning». Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Электронное обучение сегодня — это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.

Помимо решения своей первоочередной задачи — обучения на расстоянии посредством Интернет — e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

В целом, основными достоинствами E-Learning являются:

1) Большая свобода доступа — учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

2) Компетентное, качественное образование — курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением.

3) Более низкие цены на доставку обучения — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

4) Возможность разделения содержания электронного курса на модули — небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

5) Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

6) Возможность обучения на рабочем месте — учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

7) Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

8) Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Особо следует отметить, что эти преимущества были по достоинству оценены самими студентами. В 2004 году компания SkillSoft осуществила опрос учащихся 16 крупных зарубежных университетов, которые используют технологии электронного обучения качестве дополнения к традиционному образованию. Особо студентами были отмечены следующие преимущества e-Learning курсов: гибкость, экономия времени, простота возвращения к пройденному учебному материалу.

Перечисленные достоинства электронного обучения оценены и в России. Передовиком движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение e-Learning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет». В настоящий момент в сети Интернет разработан уникальный проект, дающий возможность любому желающему приобрести или усовершенствовать свои знания в области ИТ — Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ). Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников являются два проекта: «Открытый колледж» (www.college.ru) и «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (vschool.km.ru). Оба проекта разрабатывают создатели обучающих программ на компакт-дисках. Эти программы в «ознакомительном режиме» также предлагаются и в Интернете.

Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения «для всех» остаются ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы.

Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.

Сегодня очевидно, что электронное обучение — это не временное увлечение, но необходимо уже сегодня заботится о комплексном решении перечисленных проблем, создать межвузовский Центр по оценке качества электронных курсов, по подготовке преподавателей, обратить внимание компаний, работающих на рынке информационных технологий, на проблемы комплексной информатизации вузов.

Преимущества и недостатки электронного образования

Учение – это свет, особенно в современной жизни, когда без определённых знаний, навыков и умений невозможно устроиться на работу и добиться успеха. А если времени посещать занятия нет, можно попробовать освоить электронное образование.

Что это такое?

Электронное образование – это дистанционное обучение, при котором образовательный процесс протекает с помощью компьютеров и средств электронной связи через интернет. Ученик получает материалы и изучает, затем своими силами выполняет высланные задания, а потом отправляет их преподавателю для проверки и корректировок.

В электронном образовании активно задействуются такие инструменты как видео-чаты, электронная почта, разные современные способы демонстрации информации (презентации, онлайн-конференции, документы разных форматов, вебинары, графики и таблицы). Ученики и преподаватели не контактируют лично, но при этом постоянно поддерживают дистанционную связь и взаимодействуют друг с другом.

Читать еще:  Php обучение с нуля

К сведению! Современное и часто используемое название электронного обучения – E-Learning.

Все преимущества

  • Рассмотрим все плюсы электронного образования:
  • Гибкость графика обучения. Такой вариант отлично подходит для взрослого работающего человека, не имеющего возможности посещать лекции и получать стандартное образование. Студент может самостоятельно выбирать и корректировать режим освоения программы и находить комфортный темп, его никто не будет торопить. Это удобно.
  • Обучаться возможно в абсолютно любом удобном месте: дома в личном кабинете или на любимом диване, на работе в обеденные перерывы и свободные минуты, в общественном транспорте во время длительных поездок и даже на свежем воздухе в парке или лесу при хорошей погоде. Возможность смены обстановки делает прохождение обучения менее обременительным и скучным, а в комфорте осваивать материал лучше.
  • Простота освоения информации. Обучающимся предлагаются различные способы подачи материала, и можно выбрать наиболее подходящий и удобный. Кроме того, если вы что-то не поймёте с первого раза, то сможете легко изучить повторно, причём столько раз, сколько потребуется для полного понимания.
  • Легко выходить на связь с преподавателями практически в любое время. Для отправки выполненных заданий или уточнений непонятных моментов используются чаты, различные мессенджеры, электронная почта, аудио- или видеосвязь, форумы, социальные сети, в общем, все современный методы дистанционных коммуникаций.
  • Не возникает необходимости самостоятельно искать нужные материалы в методической литературе, трудах учёных и так далее. Большая часть данных предоставляется преподавателями, а остальную можно легко найти в интернете.
  • Вариант подойдёт стеснительным, замкнутым и необщительным людям, интровертам, а также лицам с ограниченными физическими возможностями. Не возникает необходимости лично контактировать с преподавателем и другими студентами.
  • Для многих сдавать экзамены в режиме онлайн-тестирования гораздо проще. Такой метод уменьшает степень волнения и придаёт спокойствие.
  • Студент может самостоятельно оценивать свои знания и отслеживать динамику, если в программе электронного обучения предусматриваются оценки и рейтинги (они всегда доступны обучающимся).
  • Как правило, электронное обучение стоит дешевле, чем стандартное. Это обусловлено уменьшением силовых, временных и денежных затрат. Преподавателям не требуется никуда ездить, они могут работать со студентами из дома. Не надо искать, отапливать и освещать помещение, не нужно убирать аудитории.

Недостатки

У электронного дистанционного образования есть и некоторые минусы:

  • Отсутствие прямого контроля со стороны преподавательского состава снижает дисциплинированность студентов. Некоторым крайне сложно заставлять себя заниматься в свободное время, а для ребёнка это крайне проблематично (активное участие в дисциплине и обучении придётся принимать родителям).
  • Не все могут сосредотачиваться на изучении информации, особенно если она предоставляется в виде онлайн-трансляций или видео-лекций, то есть в режиме реального времени. Если студент не услышит что-то или отвлечётся, он может упустить важные моменты.
  • Отсутствие личных контактов с преподавателем, а также с другими обучающимися. Некоторые это считают минусом, ведь порой живое обсуждение и групповые дискуссии интересны и способствуют более непринуждённому и при этом эффективному усвоению материала.
  • Не всегда эффективно обучение электронным дистанционным способом по специальности, требующей обязательной практики и применения получаемых навыков. Например, химикам нужно лично присутствовать на практических занятиях с опытами.
  • Не всегда заслуженные оценки по итогам тестирований. Так как за студентом никто не наблюдает, он может отвечать на вопросы с чьей-то помощью или искать информацию в интернете. Из-за этого оценивать реальные знания проблематично.
  • Студенту потребуются навыки работы с ПК, а также определённое техническое оснащение в виде оборудования для связи с преподавателем (личный компьютер или ноутбук, камера и микрофон и некоторые другие устройства и аксессуары).

Как сделать электронное обучение максимально эффективным

Как обучаться электронным способом максимально продуктивно? Самый важный момент – как выбрать дистанционные курсы. При поисках обращайте внимание на такие моменты:

  1. Формат обучения. Он может быть синхронным, асинхронным или комбинированным. При синхронном обучении материалы предоставляются в реальном времени посредством онлайн-конференций или вебинаров. Связь с преподавателем устанавливается в определённое время, и от студентов требуются внимательность и участие. При асинхронном формате обучающемуся просто открывается доступ к данным, и он изучает их самостоятельно в удобное время. При комбинированном обучении способы совмещаются.
  2. Обучение групповое или индивидуальное. При последней форме вы сможете лично связываться и контактировать с преподавателем, задавать ему вопросы. При групповом формате такая возможность может предоставляться только во время онлайн-уроков.
  3. Программа обучения. Заранее выясните её особенности, чтобы понять, подходит ли вариант конкретно вам. Уточните, в каком формате вы будете обучаться, с какой периодичностью проходить тестирования и так далее.
  4. Преподаватель. Если есть возможность, заранее изучите преподавательский состав и выберите лучшего его представителя.
  5. Мнения других обучающихся. Узнавать отзывы о разных курсах электронного образования лучше не на официальных сайтах (там может предоставляться только положительная информация), а на тематических сайтах или форумах.
  6. Длительность курса. Узнайте, сколько занятий в него входит, какова продолжительность одного урока, сколько студентам даётся на самостоятельное изучение информации, как долго проводятся тестирования, когда завершается обучение.
  7. Что вы получаете в итоге? Есть курсы, после которых завершившим обучение студентам выдаются дипломы. Сразу уточняйте, предоставят ли вам официальный документ, подтверждающий получение образования, а также какую силу он имеет.

Если вы решите получать электронное образование, то пусть данные в статье советы и изложенная информация помогут выбрать и пройти курсы, чтобы получить новые полезные навыки и знания.

Электронное обучение: преимущества и недостатки, что нужно понимать абитуриенту

Последние 20 лет в вузах России активно развиваются технологии электронного обучения – так называется метод, при котором студенты имеют возможность получить учебные материалы через интернет, изучить их, сдать преподавателю на проверку в виде тестов или письменных работ. После прослушанного курса и успешно сданных экзаменов студенты получают диплом.

Что это такое – электронный формат обучения

Система электронного обучения развивалось постепенно. Вначале это были учебные курсы, которые присылали всем желающим свои материалы на DVD-дисках, затем, с развитием технологий появились онлайн семинары с участием преподавателей. Семинары просматривались студентами в домашних условиях и создавалось впечатление, что они побывали на живой лекции – по сути то, что делают ежедневно студенты очной формы.

После внедрения в широкую практику вузов всплыли некоторые проблемы, например, отсутствовал контроль знаний, а ведь студенты должны подтвердить свою профессиональную пригодность перед получением диплома. Айтишники взялись за работу и вскоре появились программы и тренажеры, которые осуществляют контроль за успеваемостью слушателей и студентов. С их помощью можно потренироваться сдавать зачеты и экзамены.

Кому подходит электронное обучение, где применяется

На данный момент электронное обучение практикуют:

  • несколько ведущих вузов России;
  • внедряют общеобразовательные школы;
  • применяют колледжи;
  • курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Большое значение имеет удаленный метод для людей, которые физически не способны посещать учебные заведения. Используя технологии электронного обучения, можно получить знания и диплом, не выходя из дома.

Компании, практикующие обучение сотрудников, получили возможность делать это без отрыва от производства. Тем более, что стоимость услуг бизнес тренеров уменьшилась, появился шанс экономить финансовые ресурсы. Еще два десятка лет назад, чтобы посетить какое-либо учебное мероприятие, нужно было оставить рабочее место и уехать на сессию, курсы или тренинг.

Цель дистанционных технологий в обучении

Цель электронного обучения можно сформулировать несколькими пунктами:

  1. Привлечь большее число людей к образовательным программам.
  2. Дать возможность непрерывно совершенствовать свои навыки.
  3. Сэкономить время на поездках.
  4. Доводить новую информацию работникам любой профессиональной сферы.
  5. Дать возможность всем желающим обучаться новым навыкам, менять профессию в случае необходимости.

Если рассматривать школьное направление, то сторонниками электронного образования являются те родители и дети, которые считают нужным больше успевать, а не тратить время на просиживание уроков. Школьные программы рассчитаны на средне успевающего учащегося, остальные либо совсем не интересуются учебой, либо могут сделать гораздо больше, используя дистанционные технологии и свободное время. Благодаря знаниям, которые дети получают через компьютер, ноутбук, смартфон, они не только лучше усваивают школьную программу, но и узнают предметы глубже.

Как происходит дистанционное обучение

Электронное обучение через дистанционные технологии происходит по следующим принципам:

  1. Учебные материалы приходят на почту в электронном виде. Процесс контролирует рабочая программа, по которой осуществляется контроль студентов. Например, по модульной системе студент не получает доступа к новой информации, пока не сдан тест по пройденному материалу. Это облегчает подготовку к экзаменам.
  2. Доступ к материалам можно получить в любом месте, где есть работающий интернет – дома, на работе, в кафе на улице.
  3. В рабочее время или специально установленные дни можно получить консультацию преподавателя по отдельным дисциплинам вуза.
  4. Учебную и дополнительную литературу студенты получают на электронном ресурсе, который называется «виртуальная библиотека».
  5. В социальных сетях и мессенджерах создаются учебные сообщества и группы, в пределах которых можно общаться, обсуждать домашние задания, делиться практическими советами.
Читать еще:  Обучение вязанию спицами для начинающих

Поступая на дистанционное электронное обучение, студент не оказывается один на один с проблемами. Он всегда может попросить помощи у педагогов или сокурсников.

Технологии подачи и проверки знаний

Существуют отдельно разработанные программы и методы передачи знаний, с которыми работают студенты дистанционного вуза. То, что очники получают на лекциях и обычных библиотеках, дистанционщики осваивают через виртуальные ресурсы – книги, видеозаписи лекций, видео экскурсии, обучающие ролики. Людям с индивидуальными особенностями восприятия созданы особые условия – прослушивание материала или прочтение его в другом режиме (для слабовидящих).

В некоторых случаях преподаватель проводит открытый семинар с живым общением, отвечает на вопросы, общается со студентами в чате.

Проверка знаний происходит с использованием:

  • Тестов в реальном времени. Это программа, которая выдает на экран вопросы – студент отвечает голосом или выбирает подходящий ответ.
  • Диалоговые тренажеры по принципу работы схожи с тестами, но более сложные в разработке, поэтому редко используются.
  • Студент может сдавать некоторые работы в письменном печатном виде.

Дополнительные знания можно получить в роликах YouTube, Telegram, других ресурсах. Это абсолютно бесплатно, и многие студенты этим пользуются, чтобы разобраться в предмете.

Применение электронного обучения невозможно без обратной связи. Она необходима при учебе в вузе, колледже, курсах профессиональной переподготовки для подтверждения профессионального уровня. Остальные программы рассчитаны на тех людей, кто сознательно заплатил деньги, чтобы получить новые знания. Такими, например, являются бизнес-программы или курсы. Они проходят в режиме общения тренер – слушатель, где первый отвечает на вопросы, предлагает решить какую-либо проблему, повышающую общий профессиональный уровень.

Применение на практике полученных знаний – дело самого человека. Он может получить сертификат или справку о том, что прослушал данный курс, при этом компания, предоставившая электронные услуги по обучению, не несет ответственности за качество знаний студента.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у электронного обучения очень много:

  • Свобода во времени – можно заниматься в любом месте днем и ночью, уделять больше времени непонятным темам.
  • Студент получает те же возможности, что при очном образовании.
  • Можно поступить в любой вуз и получить самое качественное образование.
  • Есть четкие критерии оценивания, на которые не влияет личное взаимоотношение студента и преподавателя.
  • Затраты на диплом гораздо меньше – студент может работать, получать зарплату, откладывать на образование определенную сумму, при этом не платить за билеты или проживание в другом городе.

Из недостатков: дистанционные технологии недоступны для тех профессий, в рамках которых нужна очная практика. Основа электронного обучения – личная мотивация студента или слушателя.

Какое образование можно получить удаленно

С помощью электронных технологий можно получить любое образование – школьное, среднее специальное, высшее, второе высшее, окончить магистратуру или аспирантуру.

Плюсы электронного обучения

Лариса Арачашвили — учитель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний», победитель конкурса «Учитель Года России — 2019», преподаватель волгоградского образовательного центра MAXIMUM.

— Какие основные проблемы вы видите при переходе на дистанционное образование?

— Проблем здесь может быть несколько.

Во-первых, существующие сервисы могут не выдержать такого одномоментного наплыва — все «ляжет». Никакой Moodle (среда, дающая возможность создавать сайты для онлайн-обучения) или ЯКласс (сайт, позволяющий проводить электронные тестирования и задания) не выдержит.

Во-вторых, РЭШ (Российская электронная школа), на которую многие учителя будут опираться, еще не совсем к этому готова: не все уроки разработаны до конца, не для всех классов, не по всем предметам. Преподавателям будет сложнее преподносить материал.

В-третьих, не у всех школьников есть доступ к интернету, некоторые семьи по разным причинам не пользуются компьютерами вообще.

Дети привыкли к тому, что школа — это, прежде всего, очное общение с учителем, face to face, но никак не онлайн-формат.

У чеников будет непросто заинтересовать в участии в дистанционном образовании.

Родители переживают, что многое из учебной программы будет упущено, некоторые из них настроены к новым форматам не сказать, чтобы враждебно, но настороженно. Я в свое время пользовалась вышеупомянутыми Moodle, ЯКласс, Classroom (сервисом, позволяющим создавать курсы, назначать и проверять задания), но каждый раз были 5-6 человек, которые не могли их выполнять: ко мне подходили родители и говорили, что они не будут учиться в онлайн-режиме, потому что это «игрушки» и вся работа должна вестись в классе. Для избежания конфликта от новшеств приходилось отказываться.

— Некоторые сервисы, такие как «Фоксфорд», Яндекс.Учебник, MAXIMUM Education, Учи.ру, открыли бесплатный доступ к своим онлайн-решениям. Это поможет?

— Я думаю, что это отлично и показывают уровень сознательности современных предпринимателей в образовании, которые готовы работать вместе с государственными образовательными учреждениями в кризисной ситуации.

Для многих школ это станет спасением.

— Похоже, что в будущем обществу придется иногда сталкиваться с подобными ситуациями. К чему это может привести?

— Возможно, сложившаяся ситуация поспособствует появлению одной онлайн-платформы для всей страны или нескольких региональных платформ, которые будут облегчать переход к дистанционному образованию.

При этом не уверена, что ребята из удаленных регионов получат более качественный образовательный контент из-за обучения в онлайне. Его и сейчас много: есть огромное количество каналов на YouTube, есть проект Инфоурок, где можно найти записи занятий от очень хороших преподавателей. Есть просветительский проект Arzamas с лекциями по литературе и другим предметам. Но весь этот контент не сконцентрирован в одном месте, и это проблема.

Содержание предметов вряд ли будет сильно пересматриваться из-за перехода в онлайн. Но если химию без экспериментов в классе представить себе можно — достаточно их заснять и выложить в качестве учебных видео, то с физкультурой, рисованием или пением могут быть проблемы.

— Должно ли в будущем онлайн-образование вытеснить оффлайн?

— Полностью «цифра» никогда не заменит школу, так как школа — важнейший социальный институт. Замены ему пока нет.

В школе, кто бы что ни говорил, особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником. Но какие-то элементы цифровизации будут развиваться, и это хорошо.

— Расскажите о своем опыте преподавания в онлайн: какие были сложности, преимущества?

— Один из минусов онлайн-уроков — отсутствие зрительного контакта преподавателя с учениками. Чтобы понять, слушает школьник вебинар или включил его и ушел по своим делам, преподавателю приходится постоянно задавать точечные вопросы и ждать ответы в чате.

Среди плюсов — особая атмосфера. Она создается за счет забавных случаев, которые происходят в процессе и превращаются, как принято говорить в MAXIMUM, в шабаши. На одном из моих вебинаров девочка опечаталась и вместо «ура» напечатала «руа». Теперь, в этой группе мы вместо «ура» всегда говорим «руа». Много интересных вещей попадает из класса в онлайн и наоборот: те же шабаши, точечные вопросы, игры и соревнования.

— Вы много ездите по стране. Как меняется ситуация с цифровизацией образования?

— Ситуация меняется, но очень медленно. Чаще всего за словом «цифровизация» стоит появление новой техники в школах. И это важно, но это очень ограниченный успех, потому что отсутствует системный подход к работе по цифровизации. Если опросить педагогов, окажется, что большинство из них никогда не работали ни на одном из вебинарных или образовательных сервисов.

Мы часто говорим, что у нас есть технологии и возможности для массового перехода на дистанционное образование, но в большинстве школ я их не вижу.

Будем надеяться, что ситуация изменится. На данный момент нет вариантов, чтобы она не изменилась. Говорят же, что самые яркие точки роста случаются во время кризиса. Кризис, связанный с пандемией, заставляет нас ускоренными темпами менять подход к образованию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector