Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плюсы и минусы интерактивного обучения

Плюсы и минусы интерактивного обучения

Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы Учи.ру.

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.

Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.

Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Согласно ‌«Закон‌у ‌об‌ ‌Образовании»‌ ‌ (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования -‌ ‌в‌ ‌школе‌ ‌ (образовательной‌ ‌организации) ‌ ‌и‌ ‌дома.‌ ‌В‌ ‌старших‌ ‌классах‌ ‌семейное‌ ‌образование‌ ‌называется‌ ‌«самообразованием», ‌ ‌но‌ смысл самого процесса остается прежним.

Итоговые аттестации ‌ (ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ) ‌ проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.

В «Законе об образовании» есть статья о том, что к аждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.

Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.

Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌

Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Плюсы и минусы онлайн-формата обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

  • Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
  • Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
  • Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
  • Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

Минусы:

  • Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
  • Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
  • Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
  • Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Краткая инструкция: как перейти на домашнее обучение

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:

  1. Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
  2. Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
  3. Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.

Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы. Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Читать еще:  Обучение html бесплатно

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

Плюсы и минусы интерактивного обучения

Система образования должна позволять ученикам получать необходимые знания, а также давать им возможность для самоопределения и самореализации. Для воплощения этих целей преподаватели используют самые разные методы обучения.

Методы обучения

В целом, все они делятся на:

  1. Пассивные методики (методы линейного взаимодействия), в которых учитель является главным и единственным носителем информации и на протяжении урока он передаёт её ученикам;
  2. Активные методики (методы кругового воздействия), в которых учитель по-прежнему является источником информации, но ученики уже не являются пассивными слушателями;
  3. Интерактивные методики (методы кругового взаимодействия), в которых воздействие учителя опосредованное, он только направляет ход занятия.

Об интерактивном обучении

Интерактивное обучение включает в себя самые разнообразные техники и приемы, но основными являются:

  1. Мозговой штурм. Метод, применяемый для решения какой-либо проблемы посредством стимуляции творческой активности и воображения, при котором участники предлагают множество вариантов решения, не ограниченных условиями. После из них выбирают наиболее подходящие и практичные.
  2. Дискуссия, дебаты. Это групповое обсуждение проблемы, решений, идей и мнений, в котором могут столкнуться абсолютно противоположные точки зрения.
  3. Использование информационно-коммуникационных технологий, воспроизведение аудио- и видеоматериалов. Это могут быть онлайн-тесты, применение электронных учебников, учебных сайтов, специальных программ.
  4. Проекты. Ученики выбирают одну из тем и самостоятельно разрабатывают проект, после чего представляют его другим учащимся.
  5. Деловые игры (ролевые, имитационные, луночные). Преимуществом этого метода является то, что его можно использовать с самого раннего возраста, в детском саду или в начальной школе.

Все эти приёмы и техники направлены на главную задачу образовательных учреждений — научить ребенка учиться, развить критическое мышление, умение анализировать, научить самостоятельно находить информацию, строить логические цепочки и принимать взвешенное аргументированное решения.

Плюсы

Преимуществ у данного метода достаточно много, и из них следует выделить:

  • Ребёнок учится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можно получить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность и самодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самого процесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера в свои силы.
  • У ребёнка развиваются социальные навыки общения. Он учится выражать собственное мнение, вести обсуждение, дискутировать и правильно отстаивать свою точку зрения, с вежливостью и не нарушая правил спора. Также у школьника развивается умение избегать острых конфликтов, вовремя решать проблемы и находить компромиссы. Ребёнок учится уважать чужую точку зрения и принимать свою собственную неправоту. В результате правильно организованного интерактива школьник учится взаимодействовать в коллективе, находит в нём своё место.
  • Интерактивный метод обучения также развивает творческие навыки и особый способ мышления, так как учитель должен поощрять активное участие каждого ученика в учебном процессе. Обратная связь и ответная реакция аудитории также позволяют добиться этого.
  • Большую роль играет интерактив и с точки зрения психического здоровья ученика. Метод помогает снять повышенную нервную и умственную нагрузку, позволяет чередовать различные формы работы и переключать внимание с одной темы на другую, не допуская чрезмерной усталости. Кроме этого, метод обращён на чувства каждого учащегося.
  • Материал подаётся в такой форме, которую легко переварить самостоятельно. А учебный процесс строится так, чтобы учебный материал усваивался наиболее быстро и эффективно.

Важно отметить, что положительные свойства метода достигаются прежде всего благодаря правильному его применению.

Минусы

Тем не менее, у интерактивного метода есть и недостатки, которые важно учитывать при работе с детьми:

  • Не всегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведения всех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежелание ребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнение одного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.
  • Преподаватель, который включает детей в интерактив, должен обладать соответствующими характеристиками, знаниями и умениями. У него самого должен быть опыт работы в интерактиве. Если учитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то есть вероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуются этим, чтобы отлынивать от работы.
  • В первое время внедрение метода может вызвать у учеников внутренний дискомфорт и тревожность, так как он разрушает привычные стереотипы о процессе обучения. Со временем этот эффект должен пройти, но за школьниками нужно внимательно следить и создавать для них комфортные условия.
  • Трудно сохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, то можно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний по определённой теме.
  • Если пользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позже будет труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуется сочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, что существует множество путей и способов развития и получения знаний.

Вывод и рекомендации

Интерактивное обучение — полезный метод образования и эффективный способ усвоения информации. Тем не менее, его рекомендуется использовать вместе с другими методами. Самый лучший вариант – совмещать несколько разных методик, чтобы дать ребёнку опыт и новые знания из всех возможных источников.

Хотя у метода и есть некоторые недостатки, при соблюдении правил и правильной организации можно в полной мере раскрыть потенциал учащихся и найти способы самореализации детей, что положительно скажется на их общем развитии.

Онлайн образование [плюсы и минусы дистанционного обучения]

Количество онлайн курсов растет. Причиной тому служат сразу несколько пересекающихся трендов. Растет количество новых профессий и интересных вакансий. Усовершенствуется программное обеспечение. Людям нужно быстро осваивать новые навыки, и онлайн обучение уже в некоторых сферах решает эту задачу лучше офлайн обучения.

Объективность оценок, интерактивность подсказок, возможность вернутся к пройденному материалу. Формат онлайн образования ценен как для студентов, так и для преподавателей. Но он не только ценен, но часто и гораздо требовательнее. Преподавателю нужно выверять каждое слово. Теперь его тезисы будут услышаны не одной сотней студентов. Его лекция может стать достоянием всего будущего человечества. Студент не сможет воззвать к жалости лектора, попытаться найти ключики к его психике, которые помогут получить высокую отметку.

Но, несмотря на все эти преимущества, онлайн образование всё таки воспринимается только, как идеальное дополнительное образование, но не высшее. Попробуем разобраться в самых мелких нюансах, плюсах и минусах онлайн обучения и спрогнозировать его будущее.

Для начала, перевод статьи Дирендра Кумара с Университета Северной Каролины от 2010 года. Она может показаться устаревшей, но ключевые преимущества и недостатки, перечисленные автором остаются прежними.

Причины роста популярности онлайн образования

Термин «онлайн» не был так популярен в 1970-х и 1980-х годах, как и понятие «самолет» в начале 20-го века. Интернет находился на стадии развития в начале 1990-х годов по сравнению с сегодняшним днем, и в 1990-х годах традиционные представления об онлайн курсах отличались от сегодняшних. Мы находимся в 21 веке, когда всё возможно и приемлемо. Например, студенты учатся дома / на работе, используя компьютер, что называется онлайн-обучением / образованием.

Есть несколько факторов, способствующих росу популярности онлайн обучения:

  • Молодые люди выбирают нетрадиционное образование, чтобы начать и продвинуться по карьерной лестнице, одновременно дополняя и продолжая свое образование.
  • Экономический кризис 2008 года привел к ухудшению экономической ситуации. После него люди стали повышать и менять свою квалификацию с помощью обучающих программ в онлайн.

Метод онлайн обучения может быть очень эффективным альтернативным методом обучения для зрелых, самодисциплинированных и мотивированных студентов, которые хорошо организованы и умеют хорошо управлять своим временем. Но эта среда обучения неуместна для иждивенцев и несамостоятельных людей. Онлайн курсы требуют самостоятельности.

Бостонская консалтинговая фирма Eduventures, Inc. (2006) обнаружила, что около половины учебных заведений и более 60 процентов работодателей в целом согласны с высоким качеством онлайн обучения, но мнения студентов различаются. Лишь около 33% потенциальных онлайн студентов заявили, что они считают качество онлайн образования «таким же хорошим или лучшим, чем» обычное образование. В то же время 36% опрошенных будущих студентов указали на обеспокоенность по поводу того, что работодатели неохотно воспринимают онлайн образование. И это служит причиной, по которой они отказываются проходить онлайн курсы.

Есть разные виды онлайн обучения, но потенциальные студенты должны учитывать некоторые факторы, общие для всех типов, прежде чем записываться на любой курс, программу. Как правило, все эти факторы не применимы к любой ситуации онлайн обучения, но они применимы к большинству их них.

Если ты выступаешь в роли преподавателя, то можешь относится к этой новой парадигме обучения с разной степенью энтузиазма и заинтересованности. Задай себе несколько вопросов:

  • Ты относишься к онлайн-обучению оптимистично или скептически?
  • Заинтересован ли ты в том, чтобы узнать, как проведение онлайн курсов может улучшить твое образование и предоставить отличные возможности для обучения своих студентов?
  • Хочешь ли ты знать, с чем ты столкнешься, планируя и проводя занятия онлайн?

Крайне важно учитывать как плюсы, так и минусы онлайн обучения, чтобы ты мог лучше подготовиться к работе в этой новой среде и использовать новые возможности, которые она может предложить, в чем её сильные и слабые стороны.

Плюсы онлайн обучения

Плюсы онлайн-образования можно разделить на четыре группы:

  1. Удобство;
  2. Экономия;
  3. Технология;
  4. Дополнительные преимущества.

1. Удобство

Удобство связано с местом обучения, временем, продолжительностью курса:

  • Не нужно тратить время на поездку в университет и обратно.
  • Нет географических ограничений при выборе обучения.
  • Нет ограничений в графике обучения. Ты можешь учиться в своем темпе и делать это в удобное для себя время.
  • Нет устного выражения ограничений. Ты можешь выразить свое мнение в письменной, а не в устной форме.
  • Ты можешь провести виртуальную дискуссию, а не лекцию под руководством преподавателя.
  • Курсовая работа и инструкции могут быть адаптированы к твоей области и предметной сфере.
  • Высококачественный диалог. Учащийся способен тщательно обдумать качество каждого комментария, прежде чем отвечать или переходить к следующей теме.
  • Ориентация на учащихся. Ожидается, что студенты будут читать все работы своих сокурсников, но они могут активно участвовать только в тех частях работы, которые наиболее соответствуют их потребностям.
  • Доступ к ресурсам. Легко подключить экспертов или студентов из других учебных заведений. Также очень важно то, что можно получить к ресурсам и информации со всего мира.
Читать еще:  Корпоративное бизнес обучение

2. Экономия

Как правило, онлайн курсы стоят дешевле, чем обычные занятия в классах общеобразовательных школ или профессиональных училищ.

  • Нет затрат на проезд и проживание в классе;
  • Ученик может продолжать находится на своем месте работы во время занятий.

3. Технология

Ты можешь работать над курсом практически везде, где у тебя есть доступ к компьютеру. Онлайн курсы дают возможность познакомиться с новыми технологиями и практиковать использование офисного программного обеспечения, интернета.

4. Дополнительные преимущества

  • Ты будешь работать с однокурсниками не только со всего США, но и со всего мира.
  • Отсутствие дискриминации среди студентов по признаку расы, пола, сексуальной ориентации, религии, национальности, возраста, одежды, внешнего вида.
  • Равное участие всех однокурсников. Не будет самого общительного студента, который сможет монополизировать дискуссию.
  • Онлайн курсы больше всего подходят для интровертов, а также для тех, кто учится с помощью визуальных подсказок и требует больше времени для понимания материала.
  • Нет проблем с иммиграцией.
  • Высокий уровень динамичного взаимодействия между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. Идеи и ресурсы являются общими, и в процессе обучения будет создаваться непрерывная синергия, поскольку каждый участник вносит свой вклад в обсуждение курса и комментирует работу однокурсников.
  • Креативное обучение. Наличие класса обучения взрослых с интерактивной учебной средой может способствовать самостоятельности и критичности мышления. Характер полуавтономного и самостоятельного мира виртуального класса способствует инновационным и творческим подходам к обучению.

Минусы онлайн обучения

Минусы онлайн образования можно разделить на четыре группы:

  1. Ограниченное социальное взаимодействие;
  2. Стоимость технологии и планирование;
  3. Эффективность оценивания;
  4. Проблематично для преподавателей.

1. Ограниченное социальное взаимодействие

Возможности преподавателей и других студентов ограничены:

  • Особенно на самостоятельных курсах. Сложно развивать отношения с преподавателями и другими однокурсниками.
  • Вероятность ограниченных возможностей локальной сети.
  • Большая часть общения через электронную почту, чат или дискуссионные группы, а не в офлайн тусовке.
  • Отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателя в отношении личного общения и коммуникации.
  • Нет атмосферы студенчества, которая нужна для создания социального взаимодействия.

2. Стоимость технологии и планирование

  • Время загрузки компьютера, программ и подключения к интернету.
  • От студентов могут потребовать изучения нового или улучшенного компьютера. Возможно понадобятся навыки для устранения неполадок в работе компьютера.
  • Дополнительные расходы на скоростной интернет.
  • Необходимость проходить курс во время работы (если только твой работодатель не разрешит тебе проходить онлайн курс в офисе).
  • Планирование и корректировка графика обучения в соответствии с графиком работы преподавателя. Например, восточное побережье против западного побережья в США, международный курс или студент.
  • Если студент планирует учиться ночью, то ему придется ждать ответа от преподавателя или одноклассников до следующего дня.

3. Эффективность оценивания

Большинство преподавателей сходятся во мнении, что проверка памяти не является наилучшей мерой обучения в любой среде, но инструменты для обучения в таком классе сложно реализовать. Трудно оценить результаты программы. Остается вопрос: учатся ли студенты тому, что говорит преподаватель, что им следует изучать?

4. Проблематично для преподавателей

Поскольку программное обеспечение становится всё более и более продвинутым, преподавателям необходимо идти в ногу со временем.

  • Традиционным преподавателям, верящим в лекции и раздаточные материалы, может быть непросто освоить такую систему и программное обеспечение.
  • Студент должен быть мотивирован и дисциплинирован, чтобы своевременно выполнять свою программу.

Теперь рассмотрим более современный взгляд на преимущества и недостатки онлайн обучения. Интересно и детально рассказал о них Владимир Тарасов в 2017 году в интервью для РБК. Владимир Константинович Тарасов — автор отдельного направления в менеджменте «Искусство управленческой борьбы», разработчик деловых игр, технологий «Бизнес-лагерь», «Управленческий поединок», «Крауд-тренинг», автор курсов по менеджменту, бизнесу и переговорам.

Преимущества и недостатки онлайн обучения по Тарасову

Преимущества

  1. Возможность многократно увеличить численность обучающихся.
  2. Резко снизить издержки и цену, сделав качественное обучение доступным для менее обеспеченных слоев населения.
  3. Твердо выдерживать технологию, стандарты и качество обучения, по существу применить «систему Генри Форда», но не в производстве, а в обучении.
  4. Обеспечить значительно более глубокую самостоятельную проработку слушателями учебного материала, а также интенсивный и эффективный обмен опытом и знаниями.
  5. Аккумулировать знания, опыт и качество обучения в технологической системе, а не в умениях и навыках преподавателя или тренера.
  6. Легко интегрировать такое обучение в систему работы с персоналом компании.

Недостатки

  1. Большие предварительные затраты на разработку и построение системы.
  2. Нет полноценного человеческого контакта и эмоциональной связи с тренером.
  3. Необходимость преодолевать невежество, стереотипы и скепсис многих потенциальных клиентов, имеющих не совсем адекватное, устаревшее представление о реальных возможностях онлайн-обучения.
  4. Ограничения в использовании деловых игр.
  5. Привычка многих учится управлению не столько упорно трудясь, сколько мотивируясь, вдохновляясь и развлекаясь. Таковую возможность представляют многие очные бизнес-курсы. Онлайн-курсы — дело менее веселое, требующее именно труда.
  6. Более сложно заводить «полезные знакомства» среди «однокурсников».

Обновление от 11.04.2020. Ситуация с коронавирусом и вынужденной самоизоляцией трети жителей Земли значительно изменила представление и владельцев бизнеса, и сотрудников о ценности и возможностях онлайн обучения. Теперь вопрос уже не стоит «нужно учится онлайн или оффлайн». Отныне вопрос звуча так: «кому из онлайн школ и университетов можно доверять».

Обучение в режиме онлайн: плюсы и минусы

Онлайн-обучение можно считать особым типом учебного комплекса, который предоставляется для получения образования через Интернет. За последнее десятилетие онлайн-курсы стали популярной альтернативой для широкого круга студентов, включая тех, кто желает получить образование без отрыва от работы или воспитания детей. Онлайн-программы обучения и курсы чаще реализуются через платформу обучения учебного заведения, хотя некоторые из них доступны с использованием альтернативных технологий.

Основное различие между онлайн-обучением и традиционным заключается в том, что онлайн-образование освобождает студента от обычных атрибутов обучения:

— необходимости добираться до образовательного учреждения,

— обязательности соблюдения расписания занятий;

— обеспечение физического присутствия для обучения и сдачи промежуточных аттестаций в любой форме.

Возможность получить диплом из любой точки мира особенно привлекательна для работающих, у которых нет ни времени, ни возможности посещать занятия. Многие из этих студентов хотят либо продвинуться по карьерной лестнице , либо полностью сменить профессию , а онлайн-образование позволяет им продолжать свою профессиональную деятельность, не покидая рабочее место, даже если работа связана с частыми командировками.

В то же время онлайн-режим позволяет учиться и сдавать тесты в удобное для них время и в удобном месте , учиться в своем собственном темпе, быстрее проходить курсы.

По данным американского Национального центра статистики образования на осень 2017 года 3,1 миллиона студентов программ высшего образования обучались исключительно в режиме онлайн-программ. Большинство из них были на уровне бакалавриата.

Рынок MBA , программы подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена, наглядный пример перспектив онлайн-обучения, в том числе в высшем образовании. В 2016 году Университет штата Иллинойс запустил программу «iMBA» в партнерстве с Coursera, стоимость которой составляла треть стоимости традиционной программы MBA — 22 000 долларов США за весь период обучения. Всего три года спустя программа показала экспоненциальный темп роста — 2000 студентов , обучающихся в данном режиме. Весной 2017 года университет объявил о закрытии традиционных программ обучения MBA, чтобы сосредоточить свои ресурсы на онлайн-версии.

Роберт Монро, директор онлайн-программы MBA, Tepper School of Business, считает, что качество образования, полученного в онлайн-формате, не должно отличаться от очного обучения. Единственным существенным отличием должно быть то, как проводятся занятия.

При выборе онлайн-программы обучения учащиеся не ограничены программами, физически расположенными на доступном расстоянии от них.

Онлайн-программы отличаются большей гибкостью при их усвоении. Студенты, осваивающие профессию или профессиональный навык в режиме онлайн, получают существенное конкурентное преимущество на глобальном рынке рабочей силы благодаря использованию и практике работы с онлайн-технологиями

Цифровизация учебных достижений студентов предвещает новую эру большей прозрачности результатов образования — эру широких возможностей предоставлять результаты каждого обучающегося, опираясь на которые работодатели могут принимать решения о найме на работу конкретного студента. В связи с тем, что обучение происходит в режиме онлайн и все чаще представляется в виде цифрового портфолио , цифрового следа обучающегося, работодатели в конечном итоге получат больше возможностей для оценки навыков и компетенций кандидатов и работников.

Онлайн-обучение реализуется преимущественно в дистанционном формате. Дистанционное обучение обычно предлагается с использованием одного из этих методов или их комбинации:

  • 100% онлайн-образование. Получение дипломы на 100% в режиме онлайн, не выходя из дома, без необходимости посещать колледж или университетский городок.
  • Гибридное образование — Гибридное образование позволяет студентам изучать онлайн-курсы и курсы на базе образовательного учреждения.
  • Онлайн-курсы — Несмотря на то, что онлайн-курсы могут быть частью образовательной программы, их также можно пройти самостоятельно, чтобы освоить определенный предмет или получить определенный навык.
  • MOOC — MOOC, или массовые открытые онлайн-курсы, обычно реализуются в форме лекций в онлайн-классы, в которых могут обучаться до 10 000 человек.

Независимо от того, какой тип или типы онлайн-обучения выбран, направления, как правило, многочисленны. Онлайн-образование на сегодняшний день охватило почти все области и дисциплины в академических кругах, за очень немногими исключениями. Самые популярные программы для получения онлайн-образования включают в себя получение профессиональных навыков по:

  • уход и присмотр;
  • бизнес-администрированию;
  • уголовному правосудию;
  • бухгалтерскому учету;
  • компьютерным и информационным технологиям;
  • дошкольному образованию.

Конечно, нет ничего идеального, и хотя есть много преимуществ, у онлайн-образования есть недостаток — отсутствие личного общения и постоянного «живого» контроля.

Для многих обучение — это, по сути, социальная деятельность, и эти социальные взаимодействия между людьми являются очень важным компонентом их образования.

Чтобы снизить влияние этого негативного фактора, многие онлайн-школы начали предлагать широкий спектр услуг, которые обеспечивают взаимодействие учащихся со своими сверстниками и преподавателями. Обычно для этого используются онлайн-доски объявлений и чаты, видеоконференции и веб-форумы .

Онлайн-колледжи предоставляют возможности сетевых программ . Их ключевое преимущество — возможность связаться с другими учащимися, профессиональными наставниками, сообществом выпускников, связанным с колледжем или институтом традициями, и обратиться за поддержкой к ним; а также возможность использовать материально-технических ресурсы сетевых учебных заведений.

Общение с однокурсниками помогает студентам добиться успеха в социальном и академическом плане. Студенты, использующие все преимущества сетевого взаимодействия в процессе обучения, заканчивают обучение в два раза быстрее, чем студенты, которые не присоединяются сетевым платформам, и с гораздо большей вероятностью будут продолжать обучение в таком формате. Они достигают этого, задавая вопросы; формируя проектные команды , учебные и специальные группы по интересам; делясь проблемами и успехами, советами; предоставляя и получая поддержку от других студентов.

Читать еще:  Big data обучение

Какие вопросы следует задать студентам, прежде чем выбирать на онлайн-программу обучения?

Для студентов, у которых нет возможности получить желаемое образование в непосредственной близости от дома, онлайн- или гибридное обучение позволит получить необходимые навыки, получить диплом. Но важно помнить, что не все онлайн-программы одинаковы. Студенты должны получить ответы на следующие вопросы, прежде чем получить степень в онлайн-формате:
• «Является ли онлайн-программа эквивалентной или лучшей, чем сопоставимые программы на базе образовательного учреждения?»
• «Улучшает ли технология или заменяет взаимодействие студентов и преподавателей?»
• «Сколько времени будет у студента на взаимодействие с преподавателями?»
• «Какой документ получит студент в результате обучения?»
• «Получит ли студент доступ к услугам по трудоустройству и карьерному росту и к сетевым возможностям?

Кроме того, для освоения программ онлайн-обучения необходимо время и высокая степень самодисциплины для завершения обучения. Самые успешные в онлайн-обучении студенты становятся мастерами по управлению временем : они получают навык сбалансирования работы в режиме полного рабочего дня, выполнения семейных или других личных обязанностей и вырабатывают умение надлежащим образом распределять и планировать свое время, чтобы поддерживать постоянно равновесие между важными составляющими своей жизни.

Многие онлайн-программы предлагают услуги по трудоустройству, чтобы помочь студентам определить потенциальные должности и ближайших работодателей. Онлайн базы данных о карьере и стажировке связывают студентов и работодателей. Например, американский Университет Рутгерса предлагает онлайн-практикум и курс обучения навыкам получения академического кредита. Учебное заведение помогает студентам находить вакансии , но не может гарантировать их зачисление.

Большое значение имеет также то, что большая часть программ повышения квалификации различный предприятий и корпораций также предоставляется в режиме онлайн, что приводит к тому, что границы между образованием, осуществляющимся в пределах в учебных заведений, и профессиональной деятельностью на рабочем месте будут продолжать стираться.

Лидеры бизнеса признают, что рынок профессионального образования находится в стадии эксперимента и start-up внедрения разнообразных онлайн образовательных предложений. Качественное онлайновое профессиональное образование теперь можно получить в Интернете от многих ведущих университетов мира, но результаты, полученные после освоения данной программы, могут значительно различаться. Профессиональная оценка онлайн-программ и анализ опыта самореализации студентов, получивших образование в онлайн-режиме — это задача для рынка труда, который со временем решит эти задачи и выработает стандарты для процесса и результатов обучения. Таким образом, судьба онлайн-образования в руках работодателей, который станут ключевыми арбитрами для определения стоимости такого обучения, его распространенности и степени внедрения в образовательную среду.

Портал педагога

Автор: Щукина Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №5 г. Надым ЯНАО
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: «Плюсы и минусы интерактивных технологий»
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: среднее образование

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И.В.Щукина, учитель математики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет. А.Ахматова В настоящее время все очевиднее становится тот факт, что информационные технологии и глобальная сеть Интернет формируют мировоззрение подрастающего поколения. С большим энтузиазмом родители, учителя стараются привить детям любовь к компьютерам. Современное поколение детей является как бы объектом хорошо профинансированного эксперимента, целью которого является стремление посадить детей за компьютер, как в школе, так и дома с надеждой, что техника значительно улучшит качество образования и подготовит ребенка к взрослой жизни. Для меня актуален вопрос: как помочь подрастающему поколению подготовиться к жизни в современном информационном обществе? Методически обоснованное применение компьютеров может послужить базой при выполнении проектов в процессе обучения математике, при формировании критических умений анализа и синтеза интегрированных знаний. В частности: при изучении темы «Функция. Свойства и график функции» полезно выполнить работу с применением компьютера. Рационально использовать компьютер для исследования отношения длины окружности и диаметра в окружностях различного диаметра. После практического измерения длин окружностей и диаметров, компьютер помогает учащимся расширить практику вычислений и сделать правильный вывод при вычислении числа
π
. Интеллектуальной задачей мозга ученика средней школы является необходимость преодолеть полную зависимость от конкретного опыта, научиться мыслить о вещах, которые нельзя увидеть, потрогать или физически повертеть в руках и работать с системами абстрактных символов, поэтому компьютерная технология может помочь работать с алгебраическими формулами, обеспечив технологический «мостик» от конкретного к абстрактному. Можно выборочно использовать технику и компьютерные технологии, чтобы представить динамические наглядные модели основных понятий, помочь ученикам собирать и показывать данные, позволять им конструировать и работать с объектами на экране, например: с графиками, геометрическими фигурами, и открыть окно мир мышления и познания. Зрительные зоны в коре головного мозга занимают намного больше места и имеют больше потенциальных возможностей формировать связи, чем слуховые и языковые, поэтому применение компьютерных технологий на уроках геометрии позволит трехмерному пространственному мышлению получить новое значение, а способность видеть смысл может стать такой же ценной, как слышать и читать его. Разработчики программ утверждают, что компьютер способен лучше, чем люди контролировать качество звука, скорость произношения слов, постепенно повышая уровень сложности. Компьютер имеет потенциал для переформирования языковых областей мозга, тем самым, становясь мощным помощником в исправлении поведенческих и учебных нарушений. Но, к сожалению, программ, которые обучали бы математически грамотной речи на настоящий момент не разработано. Существует еще множество
положительных
аспектов, которые говорят в пользу применения компьютерных технологий и самый мощный из них — доступ к всемирному информационному пространству через глобальную сеть Интернет. Для учащихся подросткового возраста важен сам факт самостоятельности в поиске и получении информации, ее практической и личностной направленности, они могут быть заинтересованы темами, которые выходят за пределы их непосредственного
окружения( поиск различных исторических сведений о развитии математической науки, различные иллюстрации на применение геометрических фигур в архитектуре и технике и т.д.). Но в связи с тем., что они не могут еще критически оценить качество материала, роль учителя- наставника : научить детей отличать ценное от ненужного. Следует помнить, что наша задача помочь ученикам повысить уровень интеллекта, научив их как перейти на более высокий уровень, чем просто сбор информации, ведь понимание, мудрость наряду с воображением — качества, которые отличают человеческий интеллект от искусственного В последнее время вместе с рядом положительных аспектов замечаю и
негативные
стороны процесса внедрения информационных технологий . Проведя опрос среди родителей своих учеников я выяснила, что 80% родителей считают покупку персонального компьютера залогом успешного обучения своих детей, более 90% уверены, что школы , оснащенные компьютерами могут лучше обучать. Учителя не столь оптимистичны: соответственно проценты составляют 40% и 50%. Согласно исследованиям Будунова Г.М. (кандидат психологических наук, специалист в области психологии компьютерного пользователя) можно видеть, «что компьютерное обучение формирует и развивает мозг маленьких детей намного хуже, чем даже такая простая деятельность, как самопроизвольная игра или настольные игры с участием взрослого или ребенка старшего возраста». А ведь не секрет, что родители часто переоценивают способность компьютерных средств помогать подросткам в учебе и гарантировать их образовательное будущее. Многие из них, совершенно не владея компьютерной грамотностью, бесконтрольно позволяют детям работать на компьютере неограниченное время без присмотра, а это ведет к серьезным психологическим проблемам. Я знакома с ситуацией, когда после каникулярного времени, проведенного у компьютера, подросток заново учился писать цифры и буквы, так как его рука работала только по командам: вправо, влево, вверх, вниз, и сознание соответственно «тормозило» при их написании. Проводя опрос учащихся о наличии дисков с учебными программами, я выяснила, что среди опрошенных 75 учащихся (имеющих дома ПК) имеют диски в основном с рефератами-35%, энциклопедиями – 4%, учебные диски по предметам: математика-5% физика – 2% химия- 1% . Можно сделать вывод, что диски с готовым интеллектуальным трудом, занимают главное место в домашней медиатеке. На вопрос, применяете ли вы компьютер, как средство обучения, ответили: в основном нет, только как средство времяпрепровождения, в лучшем случае для поиска готовой информации в сети Интернет. За последние пять лет, с тех пор, как я интересуюсь проблемой внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, могу сделать вывод, что все меньшее количество детей интересуется технической стороной компьютера, программированием, а ведь самые успешные изобретатели высоких технологий выросли не с компьютерами, а с богатым внутренним воображением. Почему же это происходит? Анализируя свои наблюдения, вижу, что дети интуитивно идут по «линии наименьшего сопротивления»: они предпочитают готовые знания тем, которые можно получить собственным трудом, и в этом большая доля вины новых информационных технологий, которые предлагают нам простые пути получения информации. В настоящее время нет инструкций относительно того, как детям (в зависимости от возраста) наиболее конструктивно и эффективно применять информационные технологии. Если время, проведенное за компьютером, забирается из общения, социализации, игры, мечтаний или обучения тому, как внутренне концентрироваться, то потерянную базу будет трудно или невозможно восстановить. Некоторые виды быстроменяющегося и преимущественно визуального программного обеспечения развивают правое полушарие в ущерб левому, и психологи говорят, что слишком большое использование компьютера может замедлять формирование умений левого полушария, например языковое умение. Новые исследования показали, что это может затрагивать и эмоциональное развитие, так как активизация правого полушария
сопровождается плохим настроением, подавляет иммунную систему. Этот момент должен заставить нас более осмотрительно относиться к новым информационным технологиям. Относительный недостаток современного компьютерного обучения также затрагивает другое существенное различие: поверхностное знание против более глубокого знания, которое игнорируют потребность мозга создавать смысловые модели (программы, которые поощряют решение задач методом проб и ошибок), а ведь только глубокие знания позволяют совершенствоваться, образуют прочные связи между системами( например: понимание, анализ, размышление, оценка) Известно негативное внимание компьютеров и на физическое здоровье детей: ухудшается зрение (напряжение глаз, размытое видение, резь, раздражение, боли, двойное видение). Следующими в списке стоят нарушения опорно- двигательного аппарата (боли в СП инее, шее, плечах, руках и кистях, включая запястный сухожильный синдром: онемение, покалывание, снижение чувствительности пальцев. Не следует забывать о компьютерной радиации, которая воздействует в первую очередь на иммунную систему, изменения гормонального уровня и т.д. Ну и конечно неподвижный образ жизни ведет к ожирению, нарушению сна и т.д. В настоящий момент существует много разработок и нормативных актов, как преодолеть данную проблему. Подводя итоги хочу заметить, что информационные технологии, вполне вероятно, станут катализатором для отказа от укоренившейся образовательной практики, для пересмотра цели, методов и, пожалуй, даже необходимости школьного обучения. По мере освоения новых информационных технологий, внедряя их в педагогическую практику следует сделать вывод, что наиболее эффективно они служат в качестве
необходимых

приложений ,а не замены
проверенных временем моделей современного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector