Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преимущества дистанционного обучения

Преимущества дистанционного обучения

Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:

Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время (свобода и гибкость графика обучения);

Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения;

Высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя (возможность для творчества);

Возможность привлечения к образовательному процессу и оказанию оперативных консультаций ведущих специалистов вне зависимости от географической удаленности преподавателей и обучаемых (доступность образования вне зависимости от географического положения);

Возможность использования приобретенных навыков работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении (мобильность обучения);

Использование в обучении самых современных учебных средств и технологий (технологичность, использование новейших технологий).

Очевидные недостатки дистанционного обучения:

Отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем;

Исключение влияния индивидуального подхода;

Необходимость наличиия целого ряда индивидуально-психологических условий, например, жёсткой самодисциплины;

Необходимость постоянного доступа ко «всемирной паутине»;

Отсутствие частой возможности изложить свои знания в словесной форме, превалирующее влияние письменной основы обучения;

Нехватка детально разработанных учебных программ и курсов;

Отсутствие постоянного контроля над учеником;

Недостаток практических знаний.

Дистанционное обучение может оказаться недостаточно эффективным для людей с низкой самоорганизацией. В силу своей специфики, качественные дистанционные программы требуют более высокого уровня самодисциплины, высокой организованности и целеустремленности со стороны обучаемого. Необходимо искать решение этих проблем в организации новых форм учебной работы: выполнение творческих коллективных проектов, формирование и представление в сети Интернет индивидуального образовательного пространства, включающего собранные самим обучаемым учебные и научные ресурсы по предложенной дисциплине, участие в совместной работе в виртуальных научных лабораториях и сетевых деловых играх

Каждый волен сам выбирать, каким образом получать образование, юридически дипломы, полученные в результате очного и дистанционного образования, равны. Но, тем не менее, вряд ли дистанционное обучение когда-нибудь заменит очную форму обучения, хотя они прекрасно друг друга дополняют.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю — корректировать и контролировать его работу. Учащийся может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии и др.).

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.

Многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания (т.к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Но дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. — все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.

Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной и внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;

использовать дистанционное профильное обучение;

создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;

участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;

создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);

учиться на дистанционных курсах;

Несомненно, дистанционное образование помогает:

учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;

решать психологические проблемы учащихся;

снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;

правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;

расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;

проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Дата публикации: 20.03.2017 2017-03-20

Статья просмотрена: 3255 раз

Библиографическое описание:

Кузняк, Н. Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н. Б. Кузняк, Е. Ю. Гаген. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 15.04.2020).

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Также выяснены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при организации и внедрении дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения

Одной из современных требований к системе образования — это внимание к индивидуальности студента. Дистанционное образование позволяет студентам в современных социальных и экономических условиях стать широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающейся стоматологии.

Студенты, обучающиеся в системе дистанционного образования, в основном занимаются профессиональным саморазвитием в удобное для них время.

Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности.

Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.

Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов, позволяет совершенствовать его познавательные процессы Введение дистанционного образования принципиально меняет ролевые позиции «преподаватель — студент». При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний возлагает на себя студент, а преподаватель — координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, то есть берет на себя функции сопровождения профессионального становления студента [1 с.50–53].

Практически во всех развитых странах считают развитие дистанционного образования приоритетным направлением и ежегодно выделяют под эти программы немалые средства. Естественно, что Соединенные Штаты впереди планеты всей. Наверное, потому, что в этой стране объединилось все лучшее именно для развития такого вида образования.

Некоторые эксперты в этой области пророчат дальнейшее доминирование дистанционного образования над традиционными формами обучения и полное вытеснение в будущем последнего. Но, наверное, такого не произойдет, так же как произошло с замещением театров киноиндустрией, телевидением и т. п.

Популярность дистанционного образования растет, так как у него много преимуществ. Во-первых — массовость. Количество лиц, обучающихся по одним и тем же программам в одном и том же университете определяется только характеристиками коммуникационного оборудования. Кстати, именно массовость и общедоступность стали мотивацией для возникновения дистанционного образования.

Второе преимущество дистанционного образования — «скорость».

Третье — это относительная дешевизна получения знаний. В среднем получения диплома западного университета обойдется Вам примерно в десять раз дешевле. Правда еще достаточно мало учебных заведений предлагает дистанционное образование в чистом виде и по всем специальностям. Но к этому все идет.

Так что в целом, основными отличиями и преимуществами дистанционного обучения от традиционных форм обучения есть:

Читать еще:  Excel online обучение

– возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

– параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;

– концентрированное воображение учебной информации и мульти доступ к ней повышает эффективность усвоения материала;

– использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними;

– равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

– экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;

– дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями;

– положительно влияет дистанционное образование и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умение взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

В комплексе психологических особенностей дистанционного обучения можно выделить несколько групп, требующих особого внимания. Прежде всего, это определение возрастного диапазона студентов, способных к дистанционному обучению и описание психологических характеристик данных студентов [2, c. 30–32].

По нашему мнению, имеющиеся в настоящее время формы дистанционного обучения в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящие переподготовку, но при определенной доработке рабочих программ по содержанию обучения с учетом современных требований также возможно и обучения студентов университета, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.

Становление целостности интеллекта — процесс многолетний и противоречивый. Б. Ананьев отмечал, что ведущую роль в этом процессе играет образование (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) и обучение (деятельность по усвоению знаний, умений и навыков). В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к важному выводу: в ходе развития взрослого человека растет степень получения знаний.

В зарубежной психологии проблема прерывания традиционного дистанционного обучения признана всеми и изучается достаточно активно. В наибольшей степени влияющим фактором на решение студентов продолжить или прервать дистанционное обучение, оказалась удовлетворенность общением с преподавателем. В исследовании Каскелли, Денехера и Прунелла, было обнаружено, что контакт с преподавателем студентам необходим не только для прояснения непонятных учебных тем, но и для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками.

Таким образом, не только недостаточное общение с преподавателем влияет на появление желания прервать дистанционное обучение, существенным является ограниченное общение с сокурсниками.

В исследовании Г. Астляйтнера и А. Синдлера, проведенном в 1999 году, было выявлено, что, несмотря на то, что все ученики были довольны содержательным наполнением дистанционного курса, главными недостатками дистанционного обучения они считали недостаток эмоциональных контактов с однокурсниками и невозможность обсудить эмоциональные проблемы.

Так, например, исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к ученикам и преподавателям: вежливое, уважительное обращение; прозрачная и объективная система оценок и степеней; объяснения и обоснования оценки полученных знаний; понимание студентами значения оценок.

По результатам проведенных исследований, некоторые западные исследователи попытались предложить определенные механизмы решения данной проблемы. Дж. Келлер в 1997 году предложил перестроить процесс обучения с опорой на модель ARCS — Attention — Relevance — Confidence — Satisfaction (внимание, значимость, уверенность, удовлетворенность).

Л. Виссер использовала упрощенную версию модели ARSC, сосредоточив свое внимание не на перестройке процесса преподавания, а на изменении мотивации дистанционно обучающихся. Она разработала программу «мотивационных сообщений», которые рассылались ученикам. В результате данного эксперимента процесс обучения значительно улучшился и получил лучшую эмоциональную оценку [3, c.7–12].

Безусловно, нам нужно учесть опыт западных и американских ученых.

Но, в ходе исследования, нами определены трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в нашем университете при внедрении дистанционных курсов или системы дистанционного обучения.

В частности, к ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не очевиден и очень болезненный.

Консерватизм преподавательского состава — не менее трудная организационная проблема, что может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Стремительное обновление технических возможностей для организации самообразования чрезвычайно актуализирует проблему перехода от спорадического, а иногда и хаотического, использование новейших технических и информационных средств (особенно это касается Интернета) к нормированной, структурно четко построенного и целеустремленного [2, c.33].

Выводы. Нами определено, что студенты дистанционной формы обучения испытывают трудности в установлении контакта. Они достоверно хуже оценивают преподавателей по личным и профессиональным качествам. Образ «Я» характеризуется менее положительным отношением к себе, чем во время традиционного обучения в университете.

Итак, студенты дистанционной формы обучения указывали на наличие таких образовательных проблем: 1) не удовлетворена потребность в получении и закреплении знаний по специальности; потребность в более качественной проверке знаний, недостаток оценки в процессе обучения. Недостаток общения с преподавателем. Студенты осознают, что преподаватель важнейший транслятор опыта, без которого невозможна профессиональная социализация; 2) отсутствие творческой самореализации студентов в процессе дистанционного обучения.

Итак, по результатам исследования пришли к выводам:

  1. Формальный подход к организации и внедрению учебного процесса в системе дистанционного обучения происходит в «зоне актуального развития», что для студентов неоправданно легко и теряет свой развивающий эффект.
  2. Создатели «кейсов» не являются значимыми людьми для студентов, находящихся в системе дистанционного обучения.
  3. Основной причиной недовольства личности системой дистанционного обучения — это недостаток общения с преподавателем.
  4. Личность дистанционной формы обучения испытывает трудности в установлении контакта в контексте образовательной системы; достоверно хуже оценивает преподавателей по личностным и профессиональным качествам; мало заботится о своей будущей профессии, как бы «не видит» себя в ней.
  5. Отсутствуют четко выраженные проблемы в общении студентов дистанционной формы обучения
  6. Уровень субъективного контроля (внутренней личностной ответственности) студентов дистанционной формы не отличается от студентов традиционной формы обучения в университете.

Итак, основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общения или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе преподаватель-студент и студент-студент может существенно повысить результативность дистанционного обучения. Этому может способствовать внедрение программ, с помощью которых возможно живое интерактивное общение преподавателя и студента.

  1. Околесов О. П. Системний підхід до побудови електронного курсу для дистанційного навчання // Педагогіка.-1999.-№ 6.
  2. Полат Е. С. Петров А.Є. Дистанційне навчання: яким йому бути? // Педагогіка.-1999. — № 7.
  3. Підкасистий П.І. Тищенко О. Б. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання // Педагогіка.-2000.-№ 5

Преимущества и недостатки дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Л. В.

Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий . Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Л. В.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки дистанционного обучения»

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

аспирант Педагогической академии последипломного образования Научная специальность: 13.00.01— Общая педагогика; история педагогики и образования

Аннотация. Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, методы обучения, дистанционные образовательные технологии.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

postgraduate student Pedagogical academy Moscow

Annotation. Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Читать еще:  Обучение декоративной штукатурке

Keywords: distance education, distance education, methods of teaching, distance education technology.

В наши дни все большую популярность получает дистанционное обучение, повышает актуальность проблемы разработки частных методик применения технических средств обучения. Это обусловлено прежде всего, противоречиями между традиционной и дистанционной формами обучения. Все большее количество людей предпочитают дистанционную форму обучения очной и заочной.

Дистанционное обучение — форма получения образования наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и

«Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно» [2].

Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию.

Так, дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].

Дистанционное обучение, имеет следующие достоинства:

• гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности;

• модульность — в основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

• параллельность — обучение может проводиться при совмещении основной профессиональ-

ной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства»;

• дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;

• асинхронность — в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

• охват — «массовость» — численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;

• рентабельность — экономическая эффективность дистанционного образования;

• новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется в основном асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты;

• обучающийся, чтобы пройти дистанционное обучение, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования;

• новые информационные технологии — в современном дистанционном обучении используются, преимущественно компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.

При дистанционном обучении широко используется интерактивное взаимодействие, которое предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, априори представляет собой интерактивную среду. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии

выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия — электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д. [3].

К числу недостатков дистанционного обучения относятся:

• отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

• высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

• проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода;

• необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;

• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения;

• высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения — создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

Сегодня дистанционное обучение испытывает временные трудности, такие как:

1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;

2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;

3) обучающие программы и курсы недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные

учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;

5) проблема поиска специалистов. Требуется высокая квалификация разработчиков; для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.;

6) недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения;

7) низкий процент завершения курсов из-за недостаточного опыта использования систем дистанционного обучения и сложности мотивации слушателей.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь [1].

1. Канаво В. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет, URL: http:// www.curator.ru/doplus.html (дата обращения — 25.12.11).

2. Компьютер и образование: Сб. науч. ст. М., 1991.

3. Компьютерные телекоммуникации — школе / Е.С. Полат и др. М., 1995.

4. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. Вып 3. — М., 1995.

5. Закон «ОБ образовании» РФ № 3266-1. Ст. 32

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

студент, Институт психологии и образования, г. Казань

В современном мире все большим спросом пользуется дистанционная система обучения. У многих современных людей довольно мало свободного времени, поэтому дистанционное обучение становится для них единственным выходом. Так же данное обучение весьма полезно для людей живущих в отдаленных населенных пунктах.

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействия обучаемых и преподавателей в процессе обучения, представления студентам возможности самостоятельной работы по освоению материала. [1]

В дистанционном обучение выделяют три основные вида технологий:

  1. Кейс-технология. Данная технология основывается на бумажных и электронных носителях, примером может служить учебно-методические пособия, видео- и аудиокассеты, книжные учебники, которые сопровождаются наставником. Он поддерживает телефонную, почтовую и другие виды связи со студентом.
  2. Телекоммуникационная технология или телевизионно-спутниковая. Она мало используется при дистанционном обучении в силу своей дороговизны и слабой интерактивности.
  3. Сетевая технология или интернет-обучение. Это наиболее удобная форма дистанционного обучения, осуществляемая через сеть Интернет, с использованием специальных компьютерных систем. [3]

Рассмотрим интернет — технологии более подробно. Сегодня сеть Интернет является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Современное образование немыслимо без компьютеров и сети Интернет. Большинство школьников и студентов повсеместно пользуется компьютерами, ноутбуками, планшетами и сетью Интернет. В прошлом большинство учились лишь один раз и этого было в полнее достаточно, но в современных реалиях требуется учится всю свою сознательную жизнь.Появление дистанционного обучения позволило вести непрерывное обучение студентов и переучивать получивших уже высшее образование, получать второе высшее образование.

Читать еще:  Создание мобильных приложений обучение

С развитием и масштабным распространением сети Интернет позволило дистанционному обучению выйти на новый уровень развития. В сети появилось огромное количество всевозможных курсов, позволяющие получать образование в любой области.

Но у дистанционного обучения как и других видов обучения, существуют как свои преимущества, так недостатки в получении и усвоении материала.

К преимуществам дистанционного обучения относятся:

Технологичность образовательного процесса, т.е обучение с использованием в образовательном процессе новейших технических и программных средств, которое позволяет сделать дистанционное обучение более качественным и эффективным. Современные технологии позволяют представлять информацию в более динамичной и яркой форме. Дистанционное обучение позволяет сделать курсы более интересными и полноценными используя такие средства как мультимедиа, видео, аудио файлы.

Доступность и открытость обучения, т.е. возможность учится независимо от географического и временного положения обучающегося. Это позволяет ему учится без командировок, отпусков, и совмещать с основной своей деятельность. Доступность компьютера и сети Интернет сделало процесс обучения более доступным и открытым по сравнению с классическим обучением. Теперь для того чтобы начать обучение необходимо всего лишь зарегистрироваться на сайте и оплатить стоимость обучения. Если сравнивать затраты в денежном эквиваленте, то дистанционное обучение окажется значительно дешевле классического. Это связано прежде всего со снижением расходов на переезды, проживание обучающегося, снижение расходов на сами курсы, т.е. меньше обслуживающего персонала, снижение затрат на преподавателей, отпадает необходимость в помещениях для занятий и т.д.

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию, т.е. обучающийся самостоятельно выбирает курс обучения, а так же сам планирует время, план и продолжительность занятий. В настоящее время лучшие учебные заведения страны предоставляют курсы по различным специальностям, разработанные наиболее квалифицированными преподавателями.

Обучение в индивидуальном темпе, т.е. обучение является более гибким, обучающийся сам задает темп в котором он будет проходить обучение в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей, например, он может пропускать известные ему разделы или же возвращаться по несколько раз к темам, вызывающие у него затруднения в понимании.

Социально равноправие, т.е. возможность прохождения дистанционного обучения независимо от места проживания, состояния здоровья, национальности и материальной обеспеченности обучаемого.

Творчество, т.е.благоприятные условия для творческого самовыражения обучаемого в процессе дистанционного обучения. [1]

Помимо преимуществ дистанционного обучения существуют и очевидные недостатки данного обучения, к ним относятся:

Отсутствие реального общения между обучающимся и преподавателем, т.е. отсутствие индивидуального подхода к обучению и воспитанию, в следствие чего у обучающегося могут возникнуть затруднения в освоении учебного материала.

Отсутствие хорошего технического оснащения, т.е. обучающимся необходимо иметь компьютер или ноутбук и выход к сети Интернет, так как им необходим доступ к источникам поучения образовательных материалов.

Отсутствие постоянного контроля, т.е. многие обучающиеся нуждаются в регулярном контроле со стороны, потому что мало кому удается самостоятельно перебороть собственную лень.

Отсутствие практических занятий, т.е. практические занятия помогают в закреплении теории и лучшего освоения знаний обучающимся.

Отсутствие некоторых индивидуально-психологических условий, т.е.дистанционное обучение требует от обучающегося высокого уровня самодисциплины, потому что результат обучения на прямую зависит от самостоятельной деятельности обучающегося.

Отсутствие возможности устного изложения знаний, т.е. основная часть дистанционного обучения сосредоточена на письменной части, лишь не многие курсы имеют возможность принимать ответы на задания в устной форме.

Высокая трудоемкость разработки курсов, т.е. для создания одной интерактивной темы курса у создателя уходит более 1000 часов профессионального времени.

Недостаточно хорошо разработанные курсы, т.е в настоящее время квалифицированных специалистов в области создания подобных учебных пособий не так много, поэтому страдает качество созданных курсов.

Дистанционное обучение – это достойная, удобная и несомненно полезная форма обучения. У нее имеются как свои преимущества, так и недостатки, которые были приведены выше. В современном мире дистанционное обучение используется в основном как дополнительное образование или же в отсутствие возможности проходить традиционное обучение. Но в качестве повышение профессиональной квалификации дистанционное обучение намного опережает традиционное обучение, потому что обучающийся уже имеет профессиональные навыки необходимые ему в области изучаемого предмета, что дает ему возможность проходить обучение без отрыва от работы.

Дистанционное образование: рассмотрим все преимущества и недостатки.

Как заработать на вкладах в криптовалюте?

Дистанционное образование – новая и пока не всем привычная форма получения полноценного высшего образования. В Европе она распространена более 40 лет и пользуется очень большой популярностью, как среди выпускников школ, так и специалистов, желающих пополнить объем профессиональных знаний или получить другую специальность.

Первый в мире вуз с дистанционным методом обучения был открыт в Великобритании в 1969 г. Уже само название этого университета, а именно Открытый Университет Великобритании, демонстрировало доступность новой схемы получения высшего образования, благодаря невысокой плате за обучение и свободному посещению аудиторных занятий.

Развитие дистанционного образования в России началось в мае 1997 года, когда начался новый эксперимент в сфере образования.

Современная дистанционная форма обучения гарантирует полноценное высшее образование, достаточный объем знаний согласно традиционным вузовским программам. Также желающие могут выбрать определенные учебные планы и курсы, формируя “образование по заказу”, которое можно получить и быстрее, и дешевле. Диплом об окончании вуза с дистанционной формой обучения получил юридическое подтверждение, позволяя вчерашним “дистанционникам” претендовать на рабочие места и руководящие должности наравне с выпускниками очной формы обучения. Да и сами работодатели стали гораздо лояльнее относиться к уровню знаний претендентов, закончивших дистанционную форму обучения.

Рассматривая вариант образования с помощью дистанционной технологии, следует учесть, что у данного вида обучения существуют как явные плюсы, так и очевидные минусы для обучающихся.

Дистанционное обучение – главные преимущества

Получение высшего образования дистанционно – особая форма обучения, имеющая ряд преимуществ перед очной, заочной или вечерней формой, а также экстернатом. Среди главных преимуществ как сами обучающиеся, так и специалисты-аналитики отмечают следующие:

• повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и современной техники;

• снижение затрат на проведение занятий и стоимости обучения за счет отсутствия платы за аренду учебных помещений, стоимости проезда к месту учебы и т.п.;

• широкая доступность, независимость от географического положения, возраста и предшествующего уровня образования обучающегося;

• свобода выбора наиболее предпочтительного образовательного учреждения, возможность полного удовлетворения желаемых образовательных потребностей;

• индивидуальный темп усвоения новых знаний – скорость выполнения учебного плана устанавливается учащимися в соответствии с их личными потребностями и жизненными обстоятельствами;

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

• гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия;

• высокая технологичность, достигаемая благодаря внедрению в образовательный процесс новейших достижений телекоммуникационных и информационных технологий;

• мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения;

• гарантия социального равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и элитарности обучаемых.

Дистанционное обучение – неизбежные минусы

На фоне явных и очевидных плюсов дистанционной формы обучения не следует упускать из виду и некоторые минусы этой формы получения знаний и дипломов. Среди самых решающих недостатков нужно отметить следующие факторы:

• необходимость выработки особой мотивации к получению знаний, связанная с отсутствием регулярного контроля со стороны преподавательского состава вуза;

• отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем, невозможность индивидуального подхода к способностям и их развития;

• необходимость постоянного доступа к источникам информации и достаточной технической оснащенности: достаточно мощный компьютер, выход в Интернет, желательно принтер;

• отсутствие или недостаток практических занятий;

• недостаточная проработка некоторых обучающих программ и курсов вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, имеющих опыт создания соответствующих учебных пособий;

• письменная основа обучения, полное отсутствие устной формы обучения. Невозможность демонстрировать знания в словесной форме для некоторых претендентов на получение образования может стать решающим фактором прерывания обучения.

Таким образом, дистанционное образование – очень удобная, перспективная и доступная форма вузовского обучения. Для получения первого высшего образования данная форма может быть предпочтительнее традиционных форм в ряде случаев – при наличии пространственных, временных или финансовых ограничений. Возрастает ценность данной формы в получении второго высшего образования. Особая сфера дистанционной формы – получение дополнительного объема знаний с целью саморазвития или повышения квалификации. В данном случае обучаемый получил основы профессии из очной формы обучения, а уровень самодисциплины и самомотивации поддерживается стремлением познания новых фактов и получения дополнительных знаний.

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector