Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преимущества дистанционной формы обучения

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Фертикова, Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Д. О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 40-42.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Д.О. Фертикова, магистрант

Магнитогорский государственный технологический универс и тет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

Аннотация . В современном информационном обществе на смену классическому вы с шему образованию приходит обучение с применением информационных технологий. Большим потенциалом обладает обучение через и нтер нет, то есть дистанционное. Т а кая форма дает возможность получить высшее образование многим категориям гра ж дан, которые не могли получить образ о вание по объективным причинам. Дистанционная форма обучения сегодня обладает некоторыми очевидными преимуществами перед тр а диционной формой, но остаются моменты, в которых она по-прежнему уступ а ет.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, и нтернет, студент, форма обуч е ния.

При поступлении в высшее учебное з а ведение и в процессе обучения у студентов могут появляться различные сложности, в том числе вынуждающие прервать обуч е ние. Высокий конкурс или высокая сто и мость обучения в некоторых высших учебных заведениях может лишить ст у дента возможности поступить на выбра н ную специальность. С о вмещение работы и учебы или учебы и семейной жизни также может оказаться слишком сложным.

Экономические изменения в стране м о гут зачастую заставлять людей менять в ы бранную специальность. Исходя из этого, повышение квалификации или получение второго высшего образования имеет большое значение. И при таком обучении тоже возникает ряд проблем, не позв о ляющих учиться.

Выходом из сложившейся ситуации может быть частичная замена классич е ского высшего образования на обучение через глобальную сеть Интернет, то есть дистанционное обучение. В настоящее время человек много повседне в ных дел делает онлайн. Через Интернет можно р а ботать, развлекаться, делать покупки, з а ниматься бизнесом и многое другое. Об у чение онлайн также приобретает популя р ность и активно используется в Росси й ских высших учебных з а ведениях.

Дистанционное обучение — форма пол у чения образования, при которой в образ о вательном процессе используются трад и ционные и специфические методы, средс т ва и формы обучения, основанные на ко м пьютерных и телекоммуникационных те х нологиях. В основе дистанционного об у чения лежит интенсивная и целенапра в ленная самостоятельная работа студента. А учиться, возмо ж но, в удобном месте, по индивидуальному графику, с применением специальных средств обучения, а также согласовывая деятельность с преподават е лем по электронной почте, телефону и возможно очно [1, c. 65].

Мнение о необходимости п рактики т а кой формы обучения самые различные, а ча с то и совершенно противоположные. С целью проверки целесообразности внедр е ния ди с танционного обучения в 2007 году был проведен широкомасштабный эксп е римент среди Российских вузов. За годы проведения эксперимента были развиты кейс-технологии, т е левизионные и сетевые (Интернет) методы дистанционного об у чения, вузами развернуто создание уче б но-методического обеспечения, ориент и рованного на применение диста н ционных технологий. В результате общество пр е одолело предубеждение против дистанц и онных и электронных методов обучения, и было показано достаточно высокое кач е ство дистанционного образования [2, с. 4-28].Таким образом, эксперимент показал, что ди с танционное обучение имеет смысл практиковаться в в у зах.

Для более детального обоснования да н ной позиции необходимо сказать о пр е имуществах данной формы обучения. К плюсам дистанци онного обучения можно отнести [3, с. 3 3 9 ]:

1) Технологичность. Дистанционное обучение становится более эффективным бл а годаря использованию современных программных и технических средств, так передава е мая информация представляется студенту яркой и дин а мичной.

2) Д оступность и открытость. Студенту предоставляется возможность учиться, не выходя из дома или офиса в удобное для него время. Немало важно и то, что сто и мость такого обучения ниже традицио н ных форм за счет снижения расходов на переезды, прожив ание и организацию с а мих курсов.

3) С вобода и гибкость, доступ к качес т венному образованию. Появляется больше возможностей для выбора университета, направления, специальности. Становиться более доступным параллельное обучение в нескольких вузах или обучение за руб е жом. Для людей с ограниченными во з можностями дистанционное обучение дает возможность получить образование в л ю бом выбранном вузе.

5) И ндивидуальность систем дистанц и онного обучения. Студент сам выбирает график и темп своего обучения, имеет возможность останавливаться и больше времени уделять сложным темам . Такая форма развивает навыки сам о образования.

Несмотря на большое количество пол о жительных моментов, дистанционное об у чение имеет и ряд недостатков. Во-первых, наличие персонального компь ю тера и постоянный доступ в Интернет. Этот недостаток в современном обществе встречается все реже, так как практически в каждом доме и офисе есть компьютер с доступом в Интернет. Во-вторых, сло ж ность мотивации студента. Выбирающий такую форму обучения студент обязател ь но дол жен обл а дать с а модисципли ной и сознательность ю . В-третьих, возникает сложность с проверкой знаний, а именно невозможность наблюдать за добросовес т ным выполнением самостоятельных зад а ний. Преподаватель видит лишь результат, предста в ленный студентом, и не может отследить процесс выполнения зад а ния. Также студенты могут столкнуться с н е достаточностью общения с преподават е лем и недостатком практ и ческих занятий . Например, занятия по психологии требуют очного общения и проведения групповых занятий с группой. Видеоконференц ии частично решают эту проблему [4, с . 170 ].

Таким образом, дистанционное обуч е ние сегодня динамично развива ю щаяся форма образования. Такая форма, безу с ловно, имеет место быть в современном обществе , но, н е смотря на все очевидные достоинства, ещё требует д о работки.

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: ИКАР, 2009. – 448 c.

2. Итоги эксперимента в области дистанционного образования и перспективы диста н ционных о бразовательных технологий. – 2007 . – № 5. – С. 4- 28.

3. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный сп о соб самообразования // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций . – 2017. – №1. – С. 337- 340 .

4 . Сорокина Л.В. «Плюсы» и «Минусы» дистанционной и кредитной технологии об у чения / Статистика, учет и аудит . – 2012. – Т . 2. – №45. – С . 167-172 .

5 . Хуторский А.В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном об у чении / А.В. Хуторский, Г.М. Кулешова, Е.В. Шерстова // Центр дистанционного образ о вания «Эйдос» . – 2015. – №1. – С. 14- 18 .

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

D.O. Fertikova, graduate student

Nosov Magnitogorsk state technological university

Abstract . In the modern information society in place of the classic higher education comes learning with application of information technologies. Great potential for learning through I n ternet, that is remote. This form gives you the opportunity to obtain higher education, many ca t egories of citizens who could not get education due to objective reasons. Distance learning today has a number of obvious advantages over the traditional form, but remain m o ments in which she is still inferior.

Keywords: distance learning, education, Internet, student, learning.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по теме

Дистанционное обучение — это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях в процесс обучения активно внедряются различные средства информационных технологий и массовой телекоммуникации. В связи с этим перед системой образования ставится задача ориентации на личность, способную эффективно работать с информацией, владеющую различными способами ее добывания, а также совершенствующую свои умения в соответствии с непрерывным развитием информационных и образовательных технологий.

Важнейшим условием использования информационных технологий в системе образования является доступность информационных ресурсов, позволяющих обучаемым получать необходимую информацию независимо от времени и пространства.

Впервые применять технологии дистанционного обучения начали американцы. В середине 1960-х годов они решили использовать местные телеканалы для трансляции учебных курсов для работников некоторых корпораций. Проект был настолько успешен, что вскоре учебные программы посредством спутниковой связи начали транслировать не только США, но и Европа, Китай, Австралия. С тех пор прошло немало времени, но дистанционное образование не потеряло своей популярности.

Читать еще:  Обучение презентациям powerpoint

В последние годы правительства многих стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие значительную часть бюджета.

Россия не отстает от мирового сообщества, сейчас в нашей стране действуют более 70 центров дистанционного образования, причем это не только высшее, но также среднее, постдипломное образование и различные курсы, семинары, тренинги. Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал приоритетность развития дистанционного образования в нашей стране. По его словам, «в основе системы дистанционного образования лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без которых невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе», а потому «задержки с внедрением и распространением системы дистанционного обучения недопустимы».

Дистанционные курсы как возможность получения дополнительного образования существовали и раньше, однако появление такой информационно- коммуникативной среды как Интернет открыло у этого вида образовательной деятельности второе дыхание. Оn-line обучение становится очень популярным способом получения знаний.

Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.

Дистанционное обучение для школьников — это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры.

Среди основных преимуществ дистанционного образования можно выделить :

1. Доступность. Возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара (особенно актуально для жителей регионов, а также военнослужащих).

2. Гибкость . Студенты могут работать в удобном для себя месте, в удобное время, в удобном темпе. Благодаря тому, что каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам, дистанционное обучение доступно для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов.

3. Относительная дешевизна . В среднем дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм обучения.

4. Модульный принцип, который положен в основу дистанционного образования. Учебная программа составляется для каждого студента индивидуально и представляет собой последовательный набор курсов-модулей, отвечающий индивидуальным потребностям студента.

5. Мобильность . Возможность всегда иметь при себе переносной компьютер с учебными материалами, лекциями и заданиями позволяет незамедлительно применять полученные теоретические знания на практике — на работе.

6. Поэтапная оплата (возможность оплачивать не весь курс сразу, а поэтапно, по мере обучения). Стоимость обучения от 2 700 руб. в месяц — в московской Академии МНЭПУ , которая является лидером в рейтингах дистанционного образования в России.

7. Широкий выбор специальностей : самые востребованные и перспективные специальности (с учетом анализа современного рынка труда).

8. Возможность поступить в вуз и начать обучение в любой момент, не дожидаясь традиционного летнего приема, — набор на обучение в Академии МНЭПУ ведется круглогодично.

9. Живое общение . Видеолекции, видеоконференции и форум-общение компенсируют отсутствие прямого визуального контакта.

10. Встречи с однокурсниками . Компьютерная программа, в которой происходит обучение и обмен данными, позволяет выходить на связь не только с преподавателями, но и со студентами.

Как показывает практика, успешность дистанционного обучения во многом зависит от эффективной его организации и качества используемых при этом учебно-методических средств и методов.

Особые возможности для достижения целей дистанционного обучения предоставляет сеть Internet, позволяющая устранить главный недостаток дистанционного обучения – отсутствие оперативной индивидуальной обратной связи между обучаемым и обучающим. Реализация дистанционного образования средствами Internet включает обучаемого в активную коммуникативную деятельность, дает ему возможность оперативного доступа к информации. То есть он может обратиться к преподавателю за консультацией и получить ее, пользуясь средствами Internet. За преподавателем, так же, как и при традиционном обучении, остается методическая поддержка и постоянный контроль процесса обучения.

В качестве недостатков, сопровождающих дистанционную форму образования, можно выделить:

1. необходимость дешевого и быстрого доступа в Интернет (к счастью, развитие Сети шагает по России семимильными шагами, и сейчас даже в самых отдаленных точках нашей необъятной страны есть Интернет);

2. высокая самодисциплина, организованность и мотивированность, без которых дистанционное обучение практически невозможно. Впрочем, отсутствие интереса и самомотивации обрекут любое обучение на провал, независимо от его формы.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

студент, Институт психологии и образования, г. Казань

В современном мире все большим спросом пользуется дистанционная система обучения. У многих современных людей довольно мало свободного времени, поэтому дистанционное обучение становится для них единственным выходом. Так же данное обучение весьма полезно для людей живущих в отдаленных населенных пунктах.

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействия обучаемых и преподавателей в процессе обучения, представления студентам возможности самостоятельной работы по освоению материала. [1]

В дистанционном обучение выделяют три основные вида технологий:

  1. Кейс-технология. Данная технология основывается на бумажных и электронных носителях, примером может служить учебно-методические пособия, видео- и аудиокассеты, книжные учебники, которые сопровождаются наставником. Он поддерживает телефонную, почтовую и другие виды связи со студентом.
  2. Телекоммуникационная технология или телевизионно-спутниковая. Она мало используется при дистанционном обучении в силу своей дороговизны и слабой интерактивности.
  3. Сетевая технология или интернет-обучение. Это наиболее удобная форма дистанционного обучения, осуществляемая через сеть Интернет, с использованием специальных компьютерных систем. [3]

Рассмотрим интернет — технологии более подробно. Сегодня сеть Интернет является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Современное образование немыслимо без компьютеров и сети Интернет. Большинство школьников и студентов повсеместно пользуется компьютерами, ноутбуками, планшетами и сетью Интернет. В прошлом большинство учились лишь один раз и этого было в полнее достаточно, но в современных реалиях требуется учится всю свою сознательную жизнь.Появление дистанционного обучения позволило вести непрерывное обучение студентов и переучивать получивших уже высшее образование, получать второе высшее образование.

С развитием и масштабным распространением сети Интернет позволило дистанционному обучению выйти на новый уровень развития. В сети появилось огромное количество всевозможных курсов, позволяющие получать образование в любой области.

Но у дистанционного обучения как и других видов обучения, существуют как свои преимущества, так недостатки в получении и усвоении материала.

К преимуществам дистанционного обучения относятся:

Технологичность образовательного процесса, т.е обучение с использованием в образовательном процессе новейших технических и программных средств, которое позволяет сделать дистанционное обучение более качественным и эффективным. Современные технологии позволяют представлять информацию в более динамичной и яркой форме. Дистанционное обучение позволяет сделать курсы более интересными и полноценными используя такие средства как мультимедиа, видео, аудио файлы.

Доступность и открытость обучения, т.е. возможность учится независимо от географического и временного положения обучающегося. Это позволяет ему учится без командировок, отпусков, и совмещать с основной своей деятельность. Доступность компьютера и сети Интернет сделало процесс обучения более доступным и открытым по сравнению с классическим обучением. Теперь для того чтобы начать обучение необходимо всего лишь зарегистрироваться на сайте и оплатить стоимость обучения. Если сравнивать затраты в денежном эквиваленте, то дистанционное обучение окажется значительно дешевле классического. Это связано прежде всего со снижением расходов на переезды, проживание обучающегося, снижение расходов на сами курсы, т.е. меньше обслуживающего персонала, снижение затрат на преподавателей, отпадает необходимость в помещениях для занятий и т.д.

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию, т.е. обучающийся самостоятельно выбирает курс обучения, а так же сам планирует время, план и продолжительность занятий. В настоящее время лучшие учебные заведения страны предоставляют курсы по различным специальностям, разработанные наиболее квалифицированными преподавателями.

Обучение в индивидуальном темпе, т.е. обучение является более гибким, обучающийся сам задает темп в котором он будет проходить обучение в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей, например, он может пропускать известные ему разделы или же возвращаться по несколько раз к темам, вызывающие у него затруднения в понимании.

Социально равноправие, т.е. возможность прохождения дистанционного обучения независимо от места проживания, состояния здоровья, национальности и материальной обеспеченности обучаемого.

Творчество, т.е.благоприятные условия для творческого самовыражения обучаемого в процессе дистанционного обучения. [1]

Помимо преимуществ дистанционного обучения существуют и очевидные недостатки данного обучения, к ним относятся:

Отсутствие реального общения между обучающимся и преподавателем, т.е. отсутствие индивидуального подхода к обучению и воспитанию, в следствие чего у обучающегося могут возникнуть затруднения в освоении учебного материала.

Отсутствие хорошего технического оснащения, т.е. обучающимся необходимо иметь компьютер или ноутбук и выход к сети Интернет, так как им необходим доступ к источникам поучения образовательных материалов.

Отсутствие постоянного контроля, т.е. многие обучающиеся нуждаются в регулярном контроле со стороны, потому что мало кому удается самостоятельно перебороть собственную лень.

Отсутствие практических занятий, т.е. практические занятия помогают в закреплении теории и лучшего освоения знаний обучающимся.

Отсутствие некоторых индивидуально-психологических условий, т.е.дистанционное обучение требует от обучающегося высокого уровня самодисциплины, потому что результат обучения на прямую зависит от самостоятельной деятельности обучающегося.

Отсутствие возможности устного изложения знаний, т.е. основная часть дистанционного обучения сосредоточена на письменной части, лишь не многие курсы имеют возможность принимать ответы на задания в устной форме.

Высокая трудоемкость разработки курсов, т.е. для создания одной интерактивной темы курса у создателя уходит более 1000 часов профессионального времени.

Недостаточно хорошо разработанные курсы, т.е в настоящее время квалифицированных специалистов в области создания подобных учебных пособий не так много, поэтому страдает качество созданных курсов.

Читать еще:  Тренер по продукту обучение

Дистанционное обучение – это достойная, удобная и несомненно полезная форма обучения. У нее имеются как свои преимущества, так и недостатки, которые были приведены выше. В современном мире дистанционное обучение используется в основном как дополнительное образование или же в отсутствие возможности проходить традиционное обучение. Но в качестве повышение профессиональной квалификации дистанционное обучение намного опережает традиционное обучение, потому что обучающийся уже имеет профессиональные навыки необходимые ему в области изучаемого предмета, что дает ему возможность проходить обучение без отрыва от работы.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Л. В.

Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий . Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Л. В.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки дистанционного обучения»

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

аспирант Педагогической академии последипломного образования Научная специальность: 13.00.01— Общая педагогика; история педагогики и образования

Аннотация. Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, методы обучения, дистанционные образовательные технологии.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

postgraduate student Pedagogical academy Moscow

Annotation. Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Keywords: distance education, distance education, methods of teaching, distance education technology.

В наши дни все большую популярность получает дистанционное обучение, повышает актуальность проблемы разработки частных методик применения технических средств обучения. Это обусловлено прежде всего, противоречиями между традиционной и дистанционной формами обучения. Все большее количество людей предпочитают дистанционную форму обучения очной и заочной.

Дистанционное обучение — форма получения образования наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и

«Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно» [2].

Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию.

Так, дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].

Дистанционное обучение, имеет следующие достоинства:

• гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности;

• модульность — в основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

• параллельность — обучение может проводиться при совмещении основной профессиональ-

ной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства»;

• дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;

• асинхронность — в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

• охват — «массовость» — численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;

• рентабельность — экономическая эффективность дистанционного образования;

• новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется в основном асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты;

• обучающийся, чтобы пройти дистанционное обучение, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования;

• новые информационные технологии — в современном дистанционном обучении используются, преимущественно компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.

При дистанционном обучении широко используется интерактивное взаимодействие, которое предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, априори представляет собой интерактивную среду. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии

выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия — электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д. [3].

К числу недостатков дистанционного обучения относятся:

• отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

• высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

• проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода;

• необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;

• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения;

• высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения — создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

Сегодня дистанционное обучение испытывает временные трудности, такие как:

1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;

2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;

3) обучающие программы и курсы недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные

учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;

5) проблема поиска специалистов. Требуется высокая квалификация разработчиков; для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.;

6) недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения;

7) низкий процент завершения курсов из-за недостаточного опыта использования систем дистанционного обучения и сложности мотивации слушателей.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь [1].

1. Канаво В. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет, URL: http:// www.curator.ru/doplus.html (дата обращения — 25.12.11).

2. Компьютер и образование: Сб. науч. ст. М., 1991.

3. Компьютерные телекоммуникации — школе / Е.С. Полат и др. М., 1995.

4. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. Вып 3. — М., 1995.

5. Закон «ОБ образовании» РФ № 3266-1. Ст. 32

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Дата публикации: 20.03.2017 2017-03-20

Статья просмотрена: 3255 раз

Читать еще:  Дистанционное обучение маникюру с сертификатом

Библиографическое описание:

Кузняк, Н. Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н. Б. Кузняк, Е. Ю. Гаген. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 15.04.2020).

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Также выяснены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при организации и внедрении дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения

Одной из современных требований к системе образования — это внимание к индивидуальности студента. Дистанционное образование позволяет студентам в современных социальных и экономических условиях стать широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающейся стоматологии.

Студенты, обучающиеся в системе дистанционного образования, в основном занимаются профессиональным саморазвитием в удобное для них время.

Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности.

Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.

Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов, позволяет совершенствовать его познавательные процессы Введение дистанционного образования принципиально меняет ролевые позиции «преподаватель — студент». При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний возлагает на себя студент, а преподаватель — координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, то есть берет на себя функции сопровождения профессионального становления студента [1 с.50–53].

Практически во всех развитых странах считают развитие дистанционного образования приоритетным направлением и ежегодно выделяют под эти программы немалые средства. Естественно, что Соединенные Штаты впереди планеты всей. Наверное, потому, что в этой стране объединилось все лучшее именно для развития такого вида образования.

Некоторые эксперты в этой области пророчат дальнейшее доминирование дистанционного образования над традиционными формами обучения и полное вытеснение в будущем последнего. Но, наверное, такого не произойдет, так же как произошло с замещением театров киноиндустрией, телевидением и т. п.

Популярность дистанционного образования растет, так как у него много преимуществ. Во-первых — массовость. Количество лиц, обучающихся по одним и тем же программам в одном и том же университете определяется только характеристиками коммуникационного оборудования. Кстати, именно массовость и общедоступность стали мотивацией для возникновения дистанционного образования.

Второе преимущество дистанционного образования — «скорость».

Третье — это относительная дешевизна получения знаний. В среднем получения диплома западного университета обойдется Вам примерно в десять раз дешевле. Правда еще достаточно мало учебных заведений предлагает дистанционное образование в чистом виде и по всем специальностям. Но к этому все идет.

Так что в целом, основными отличиями и преимуществами дистанционного обучения от традиционных форм обучения есть:

– возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

– параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;

– концентрированное воображение учебной информации и мульти доступ к ней повышает эффективность усвоения материала;

– использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними;

– равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

– экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;

– дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями;

– положительно влияет дистанционное образование и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умение взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

В комплексе психологических особенностей дистанционного обучения можно выделить несколько групп, требующих особого внимания. Прежде всего, это определение возрастного диапазона студентов, способных к дистанционному обучению и описание психологических характеристик данных студентов [2, c. 30–32].

По нашему мнению, имеющиеся в настоящее время формы дистанционного обучения в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящие переподготовку, но при определенной доработке рабочих программ по содержанию обучения с учетом современных требований также возможно и обучения студентов университета, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.

Становление целостности интеллекта — процесс многолетний и противоречивый. Б. Ананьев отмечал, что ведущую роль в этом процессе играет образование (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) и обучение (деятельность по усвоению знаний, умений и навыков). В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к важному выводу: в ходе развития взрослого человека растет степень получения знаний.

В зарубежной психологии проблема прерывания традиционного дистанционного обучения признана всеми и изучается достаточно активно. В наибольшей степени влияющим фактором на решение студентов продолжить или прервать дистанционное обучение, оказалась удовлетворенность общением с преподавателем. В исследовании Каскелли, Денехера и Прунелла, было обнаружено, что контакт с преподавателем студентам необходим не только для прояснения непонятных учебных тем, но и для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками.

Таким образом, не только недостаточное общение с преподавателем влияет на появление желания прервать дистанционное обучение, существенным является ограниченное общение с сокурсниками.

В исследовании Г. Астляйтнера и А. Синдлера, проведенном в 1999 году, было выявлено, что, несмотря на то, что все ученики были довольны содержательным наполнением дистанционного курса, главными недостатками дистанционного обучения они считали недостаток эмоциональных контактов с однокурсниками и невозможность обсудить эмоциональные проблемы.

Так, например, исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к ученикам и преподавателям: вежливое, уважительное обращение; прозрачная и объективная система оценок и степеней; объяснения и обоснования оценки полученных знаний; понимание студентами значения оценок.

По результатам проведенных исследований, некоторые западные исследователи попытались предложить определенные механизмы решения данной проблемы. Дж. Келлер в 1997 году предложил перестроить процесс обучения с опорой на модель ARCS — Attention — Relevance — Confidence — Satisfaction (внимание, значимость, уверенность, удовлетворенность).

Л. Виссер использовала упрощенную версию модели ARSC, сосредоточив свое внимание не на перестройке процесса преподавания, а на изменении мотивации дистанционно обучающихся. Она разработала программу «мотивационных сообщений», которые рассылались ученикам. В результате данного эксперимента процесс обучения значительно улучшился и получил лучшую эмоциональную оценку [3, c.7–12].

Безусловно, нам нужно учесть опыт западных и американских ученых.

Но, в ходе исследования, нами определены трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в нашем университете при внедрении дистанционных курсов или системы дистанционного обучения.

В частности, к ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не очевиден и очень болезненный.

Консерватизм преподавательского состава — не менее трудная организационная проблема, что может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Стремительное обновление технических возможностей для организации самообразования чрезвычайно актуализирует проблему перехода от спорадического, а иногда и хаотического, использование новейших технических и информационных средств (особенно это касается Интернета) к нормированной, структурно четко построенного и целеустремленного [2, c.33].

Выводы. Нами определено, что студенты дистанционной формы обучения испытывают трудности в установлении контакта. Они достоверно хуже оценивают преподавателей по личным и профессиональным качествам. Образ «Я» характеризуется менее положительным отношением к себе, чем во время традиционного обучения в университете.

Итак, студенты дистанционной формы обучения указывали на наличие таких образовательных проблем: 1) не удовлетворена потребность в получении и закреплении знаний по специальности; потребность в более качественной проверке знаний, недостаток оценки в процессе обучения. Недостаток общения с преподавателем. Студенты осознают, что преподаватель важнейший транслятор опыта, без которого невозможна профессиональная социализация; 2) отсутствие творческой самореализации студентов в процессе дистанционного обучения.

Итак, по результатам исследования пришли к выводам:

  1. Формальный подход к организации и внедрению учебного процесса в системе дистанционного обучения происходит в «зоне актуального развития», что для студентов неоправданно легко и теряет свой развивающий эффект.
  2. Создатели «кейсов» не являются значимыми людьми для студентов, находящихся в системе дистанционного обучения.
  3. Основной причиной недовольства личности системой дистанционного обучения — это недостаток общения с преподавателем.
  4. Личность дистанционной формы обучения испытывает трудности в установлении контакта в контексте образовательной системы; достоверно хуже оценивает преподавателей по личностным и профессиональным качествам; мало заботится о своей будущей профессии, как бы «не видит» себя в ней.
  5. Отсутствуют четко выраженные проблемы в общении студентов дистанционной формы обучения
  6. Уровень субъективного контроля (внутренней личностной ответственности) студентов дистанционной формы не отличается от студентов традиционной формы обучения в университете.

Итак, основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общения или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе преподаватель-студент и студент-студент может существенно повысить результативность дистанционного обучения. Этому может способствовать внедрение программ, с помощью которых возможно живое интерактивное общение преподавателя и студента.

  1. Околесов О. П. Системний підхід до побудови електронного курсу для дистанційного навчання // Педагогіка.-1999.-№ 6.
  2. Полат Е. С. Петров А.Є. Дистанційне навчання: яким йому бути? // Педагогіка.-1999. — № 7.
  3. Підкасистий П.І. Тищенко О. Б. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання // Педагогіка.-2000.-№ 5
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector