Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синхронное и асинхронное обучение

Синхронное и асинхронное обучение: когда и что использовать?

Лена Рабкина | Сен 25, 2018 | Саморазвитие | Нет комментариев

Если вы планируете профессиональные стажировки за рубежом или дистанционное обучение за границей, да, в принципе, и у нас, то вам стоит знать одну деталь. Процесс обучения может быть синхронным и асинхронным, в зависимости от того, как проходит процесс приема и отправки материала всем участникам. Давайте же разберемся подробно.

Синхронное и асинхронное обучение – в чем разница?

Если говорить просто, то синхронное обучение, исходя из названия, предполагает практически одновременный прием и передачу материала. В качестве примера можно привести различные вебинары, лекции, набирающие популярность прямые эфиры. То есть вы не только можете услышать информацию, получить материал, но и проявить собственную активность, тут же задать вопрос, уточнить некоторые детали.

Асинхронное обучение – это процесс, который не привязан к конкретному времени или местоположению. Это может быть самостоятельное изучение материалов, чтение книг и учебников, блогов, решение тестов, задач, просмотр обучающих презентаций и видеоуроков, прослушивание аудио. Таким образом, получая информацию, вы можете работать с ней самостоятельно, не привязываясь ко времени.

Выбирая между синхронным и асинхронным обучением, многие останавливаются на первом формате. И тоже придерживаюсь этого мнения, т.к. он более эффективен в плане усвоения знаний, поскольку в режиме реального времени человек активизируется, напрягает мозг и стремится понять и запомнить как можно больше, все уточнить, переспросить.

Асинхронный же метод, на мой взгляд, расхолаживает, стопорит и не дает быстро и эффективно развиваться, поскольку между получением и отправкой информации может быть огромный временной промежуток, а быстрая связь с «информатором» отсутствует. Именно поэтому онлайн-лекции, курсы и прочее – удобно и полезно, но иногда не очень эффективно.

Например, лектор выслал всем своим ученикам лекции и задания по почте с указанием конечной даты отправки работы. Согласитесь, что всегда есть риск выполнять задачу в последний момент, да и лекции тоже можно прочитать впопыхах. Так что здесь уже личное дело каждого, насколько добросовестно подходить к обучению. И помните, что асинхронное образование – это не самообразование, коммуникация с преподавателем обязательно присутствует, просто не в режиме реального времени.

Синхронное и асинхронное обучение – что выбрать?

Считается, что синхронный метод – отличный вариант для тех, кто учился еще до распространения цифровых технологий, интернета и всего такого, а также для тех, кто просто не совсем дружит с техникой. А еще есть мнение, будто синхронный формат обучения идеален для экстравертов, поскольку подразумевает постоянное общение, коммуникацию, большое скопление людей.

А вот людям, которые с детства привыкли к техническим средствам привлекательнее будет именно асинхронный метод. Все потому, что им уже привычно работать и учиться удаленно, выполнять онлайн различные задания, а не отвечать в реальности.

На мой взгляд, лучшим вариантом будет комбинация и синхронного, и асинхронного методов. Это ведь идеально – дополнить онлайн-лекцию вебинаром в режиме реального времени, чтобы расставить акценты, лучше понять суть, уточнить некоторые моменты, поговорить с учителем и другими учениками.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.

В чем разница между дистанционным и онлайн-обучением

Цифровизация оказала большое влияние на технологии обучения — по докризисным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-образования должен вырасти до 53,3 млрд руб. к 2021 году. Диджитал-инструменты давно используют практически во всех образовательных направлениях — от дошкольного до дополнительного профессионального обучения. Свои онлайн-школы открывают фитнес-тренеры, психологи и даже специалисты по шитью лоскутных одеял.

Однако общей терминологии на рынке до сих пор не появилось, часто эксперты отрасли разделяют понятия дистанционного и онлайн-обучения. Давайте разбираться, есть ли разница между этими определениями.

Нормативная база

Применение электронных образовательных технологий в России регулирует ряд нормативно-правовых актов:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006.

Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ Минобрнауки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Письмо от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».

А также несколько рекомендаций Минобрнауки и ГОСТы.

Вносим ясность в терминологию

Закон «Об образовании» четко определяет понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

А в Приказе Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются неразрывно.

То есть, по сути, и дистанционное, и онлайн-обучение — это электронное обучение, которое проводится посредством дистанционных образовательных технологий. Или дистанционное обучение .

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Эксперты выделяют три основных вида ДО:

Синхронное обучение. Происходит в реальном времени: преподаватель одновременно с учащимися работает над материалом. Под этот формат попадают онлайн-трансляции, вебинары, скайп-созвоны.

Асинхронное обучение. В рамках этого формата используется заранее подготовленная учебная программа, доступ к которой получает слушатель. Она содержит готовый к самостоятельному изучению материал (слайды, видео, текст и другие материалы) и задания для контроля обучения (тесты, задания).
В свою очередь, асинхронное обучение может быть двух видов: автоматизированное (прошел тесты, получил документ и забыл) или с сопровождением (преподаватель в установленные сроки проверяет задания, участвует в обсуждении, например на форумах). Как правило, такое обучение проводят в системах дистанционного обучения (СДО) или LMS (Learning management system).

Смешанное обучение (blended learning). Объединяет оба вида.

Исторически так сложилось, что бизнес-школы и другие участники российского рынка образования по-разному называют синхронное и асинхронное дистанционное обучение, вкладывая свой смысл в понятия онлайн- и дистанционных курсов.

Как устроено обучение в Русской Школе Управления

Мы в Русской Школе Управления делим учебные курсы на три большие категории: очные (на время карантина по COVID-19 мы приостановили их проведение), онлайн-трансляции и дистанционные. При любом формате участники обучения получают документы о повышении квалификации.

Наши курсы можно пройти в трех форматах

Очные программы

Очные программы проходят в аудиториях РШУ, где участники обучения и преподаватели работают в тесном контакте. Преимущество очных программ — в привычном для многих формате, меньшей зависимости от технологий и внешних факторов, удобстве получения обратной связи. Участники обучения получают рабочую папку с материалами, выходят на кофе-брейки, заводят новые знакомства среди коллег.

Читать еще:  Smm instagram обучение

Онлайн-трансляции (синхронное обучение)

В режиме онлайн-трансляции участники обучения прослушивают лекции удаленно в прямом эфире. Мы подключаем трансляцию из аудитории — такой формат позволяет удаленно задавать вопросы преподавателю и получать обратную связь в течение дня. Учебные материалы предоставляются в электронном виде.

Сравнение форматов обучения

Онлайн-формат позволяет учиться с частичным отрывом от работы из любой точки мира: не нужно тратить время на дорогу (и средства, если приходится ехать из другого города). Благодаря интерактиву и 10-дневному доступу к записи занятий по удобству восприятия он не уступает очному обучению.

Дистанционные курсы (асинхронное обучение)

На дистанционных курсах можно учиться без отрыва от работы и по индивидуальному графику. Мы предоставляем доступ к удобной LMS Teachbase с оперативной технической поддержкой и к электронным учебным материалам. По итогам занятий пользователи проходят онлайн-тестирование.

Личный кабинет участника обучения в Teachbase

Выводы

  • Разницы между дистанционным и онлайн-обучением нет. Терминология зависит от того, как в той или иной компании принято называть синхронный, асинхронный и смешанный форматы дистанционного обучения или электронного обучения, как его определяет ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий.
  • В понятие дистанционного обучения (ДО) входят онлайн-курсы и школы, дистанционные курсы, дистанционное образование, электронное обучение, blended learning и все остальные определения, связанные с получением образования дистанционно при помощи интернет-технологий.
  • Эксперты разделяют дистанционное обучение на три вида: синхронное, асинхронное и смешанное. Синхронное проводят «в прямом эфире», асинхронное — это набор учебных материалов с сопровождением или без сопровождения куратора курса. Смешанное объединяет оба формата.
  • В Русской Школе Управления обучение принято разделять на три формата: очное, онлайн-трансляция и дистанционное. Очное предполагает прохождение курса в аудиториях, онлайн-трансляция — присутствие на занятиях онлайн с возможностью задавать вопросы преподавателю, дистанционное — обучение в удобное время при помощи специальной платформы.

3 формата обучения в Русской Школе Управления

Уделяйте меньше внимания негативным новостям и развивайтесь. Делать это можно даже удаленно. В каталоге Русской Школы Управления есть более 700 онлайн-трансляций и почти 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном для вас формате в любое время и в любом месте! Иван Ильин Главный редактор Русской Школы Управления

Что такое синхронное обучение

Мы продолжаем цикл обзоров, посвященный запуску We.Study — платформы для организации смешанного обучения. Мы уже знакомили наших подписчиков с асинхронным форматом обучения, а сегодня расскажем, что такое синхронное обучение и когда синхронный формат может эффективно использоваться в онлайн-образовании.

Что такое синхронное обучение

Все виды обучения (и онлайн, и офлайн) можно разделить на две большие группы: синхронное и асинхронное. Это деление основывается на синхронизации приема и отправки информации между участниками обучения. В то время как асинхронное обучение предполагает отсроченность приема информации, синхронный формат построен на взаимодействии между слушателями и преподавателями в режиме реального времени.

Синхронное обучение предполагает различные формы взаимодействия:

  • слушатели могут получать информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать ее с другими слушателями и преподавателями;
  • преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них — отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью слушателя в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

К сожалению, электронное обучение только получает распространение в России, поэтому количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени, пока ограничено. Популярные форматы синхронного обучения — вебинар, прямой эфир в соцсетях, совместная работа над документами, онлайн-лекция и онлайн-презентация.

Чем синхронное обучение отличается от аудиторного

Несмотря на явные сходства между очным аудиторным и синхронным форматами, аудиторное и синхронное обучение — не одно и то же.

Действительно, оба формата предполагают, что слушатели собираются одновременно в едином пространстве, а преподаватель, используя различные учебно-наглядные пособия, объясняет теоретический материал. Кроме того, множество методик вовлечения слушателей, которые используются в аудиторном обучении, может быть перенесено в синхронную среду.

Однако различия не менее очевидны. Во-первых, аудиторный и синхронный формат предполагают различные инструменты совместной работы: синхронный формат ориентирован на инструменты мобильного обучения — использование мобильных приложений, чатов, командных онлайн-досок. Во-вторых, при синхронном обучении преподаватель обычно не имеет возможности проверить, слушают ли его студенты, поэтому успех обучения во многом зависит от сознательности обучающихся.

При этом обучение в синхронной среде может быть более интерактивным, чем традиционный аудиторный курс. В аудиторном обучении вы никогда не сможете получить мнение каждого ученика, в то время как использование чатов и онлайн-досок в синхронном обучении позволяет преподавателю собрать обратную связь за несколько минут.

Насколько эффективно синхронное обучение

Синхронный формат считается более эффективным в сравнении с асинхронным: в реальном времени концентрация внимания слушателей выше. Кроме того, в синхронном формате слушатели чаще проходят курс до конца. По заявлению Гарвардского университета, 85% слушателей успешно завершает синхронную онлайн-программу HBX CORe, в то время как средний процент слушателей, которые прошли асинхронное обучение на платформе Edx Гарвардского университета, — 5%.

Авторы руководства для преподавателей The Blended Synchronous Learning Handbook отмечают, что слушателям нравится синхронное обучение. Удаленным студентам стало проще получить помощь в учебе, а студенты, занимающиеся в классах, получили дополнительные инструменты для изучения нового материала. И хотя студентам нравится учиться в собственном темпе, им все равно нужны очные или онлайн-встречи для того, чтобы обсудить предмет или задать вопросы преподавателю.

Кроме того, для некоторых дисциплин — например, для обучения иностранным языкам — лучше всего подойдет смешанный формат обучения: асинхронный формат для изучения грамматики и письменных заданий и общение с преподавателем в онлайне для формирования навыков говорения. К примеру, электронный курс можно дополнить вебинаром, в ходе которого устно делается акцент на важных моментах, дается возможность задать вопрос преподавателю, проговариваются проблемные моменты.

Выбирая платформу для организации смешанного обучения, убедитесь, что сможете совместить синхронный и асинхронный форматы в рамках одного курса. We.Study позволяет вовлекать участников в процесс обучения за счет разнообразных типов занятий — текстового контента, вебинаров, тестов и домашних заданий в единой структуре курса.

Как устроено смешанное обучение?

Что такое смешанное обучение? Почему смешанный формат эффективен? Каковы его практические преимущества? Об этом и многом другом — в обзоре «Что такое смешанное обучение».

Средства синхронного и асинхронного электронного обучения

Евгения Скиба, главный редактор Trainings.ru

В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения — лекции.

Читать еще:  Обучение контекстной рекламе яндекс директ

В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.

В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы. Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени.

Подкасты — это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting — производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки.

Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач.

При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением).

Существует точка зрения (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser из немецкой компании DJM Consulting, по материалам www.hrm.de), что использование подкастов в обучении (речь идет о любом подходе) — лишь дань моде и никак не отражается на эффективности. Тем не менее, по данным исследования Bersin & Associates, в США за год использование подкастов в корпоративной жизни возрастает примерно на 10%.

Переключимся на категорию синхронного обучения. Из-за сравнительной молодости e-learning в нашей стране, в России используется весьма ограниченное количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени. По моим данным, в той или иной мере российскими компаниями «укрощены» аудио, видеоконференции и виртуальный класс.

Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.

В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать — средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) — электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, — считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard — это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п.

Виктор Жуков, руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Пример «виртуальной доски»:

Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) — виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.

По словам Алексея Королькова, генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит примерно так:

Рис. 2. Breakout room in Temple University

Совместная работа с приложениями — инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Вебтуры (webtours) — совместный веб-серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

Совместная работа с powerpoint — единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

Вебинар, или погоня за двумя зайцами

Такое средство обучения как вебинар (веб+семинар) «убивает сразу двух зайцев», т. е. может принадлежать к обеим категориям: как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебинаре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами — асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.

Читать еще:  Фотошоп обучение с нуля бесплатно

Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия, которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту. А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы. На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс — в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы.

Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний.

Вывод

Мировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые — в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы.

Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) — это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

Общие тенденции развития электронного обучения таковы: использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.

HR-tv.ru

Рекомендуемые онлайн-курсы

Рекомендуемые материалы

Рекомендуемые статьи

Как выбрать между синхронным и асинхронным обучением

Все существующие виды получения знаний (как online, так и offline) можно разделить на асинхронное и синхроное обучение. Что представляет из себя каждый из форматов и когда их использовать?

Синхронное обучение происходит в режиме реального времени и требует одновременного участия студента и преподавателя (Romiszowski & Mason, 2004). Такое обучения подразумевает, что человек будет использовать разные форматы взаимодействия: online и offline, в группе и индивидуально, но обязательно с преподавателем, который отслеживает результат и задания, которые вам высылают. То есть, всегда есть человек, который держит руку на пульсе и отслеживает ваш прогресс или регресс.

Плюсы синхронного формата обучения очевидны:

  • групповая работа;
  • работа с преподавателем;
  • возможность сразу задать все волнующие вопросы и прояснить непонятное;
  • возможность услышать не только мнение одного человека, но и целой группы.

Из минусов могу отметить тот факт, что время прохождения курса у участников будут одинаковым, и если вы, например, не успеваете сдать работу в срок, могут быть сложности.

Ассинхронное обучение подразумевает, что человек занимается самостоятельно, а формат обучения как правило online (Rovy & Essex, 2001; Sabau, 2005). Хотя сейчас все больше и больше online-курсов в ассинхронном формате позволяют общаться в групповых чатах, можно также задавать вопросы преподавателю через электронную почту или использовать мессенджер на телефоне. Асиинхронное обучение включает в себя чтение литературы, статей, блогов, online-курсы — все то, что вы можете делать самостоятельно для собственного развития.

Из плюсов данного формата можно отметить:

  • вы можете проходить обучение в любое удобное для вас время, не нужно кого то ждать, все подстроено под вас;
  • вы можете учиться из любой точки мира или же не выходя из дома. Важно иметь стабильный интернет и технику, которая позволит вам заниматься.
  • вы сами несет ответственность за свое обучение, а также за свой прогресс;
  • у вас должна быть очень высокая мотивация для обучения в данном формате;
  • ассинхронное обучение подходит не всем поколениям, тут важно точно взвесить все риски и принять верное решение;
  • у вас не будет живой дискуссии, ответы на вопросы будут даваться не здесь и сейчас, а через некоторое время.

Как выбрать формат обучения?

Нельзя сказать, что один формат обучения может полноценно существовать без другого. Так или иначе, даже если вы поклонник только ассинхронного обучения, вы будете ходить на выставки, форумы, семинары, где сможете более детально разобрать ваш вопрос с группой или конкретным тренером/преподавателем.

Тем не менее, можно назвать условия, при которых предпочтительна а ссинхронная форма:

  • в команде есть люди поколения Y, Z и Alfa;
  • в коллективе есть удаленные команды;
  • у вас маленький бюджет на обучение, но при этом есть планы развития;
  • выстроена система управления знаниями, включающая online-технологии в обучении.

Но если эти условия не ставят вас в совсем жеские рамки учтите — различные исследования в области управления знаниями говорят, что оптимальным вариантом является модель, сочетающая ассинхронное и синхронное обучение.

Причем эти формы должны чередоваться. Например, месяц вы проводите синхронное обучение, а далее сотрудники идут смотреть вебинары, читать книги и т.д. Но все участники обучения должны понимать, что следующий месяц опять будет посвящен синхронному обучению, и без пройденных самостоятельно вебинаров будет сложно включиться в процесс.

Пробуйте, отслеживайте результат, проводите опросы, включайте сотрудников в выбор модели обучения, и тогда у вас точно все получится!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector