Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционная система обучения плюсы и минусы

Традиционное обучение

Глава 1. Традиционные технологии обучения

Традиционное обучение

Традиционные технологии обучения (ТТО) — технологии, построенные на основе классно — урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. Традиционное обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVIII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего уч-ся работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности, и в конце учебного года принимает решение о переводе уч-ся в следующий класс;

— учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками, — атрибуты классно-урочной системы.

По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, — объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного.

В рамках традиционной технологии обучаемому отведены исполнительские функции репродуктивного характера. Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

У традиционного обучения, как и у любой другой технологии, есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

1. Систематический характер обучения

2. Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

3. Организационная четкость

4. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

5. Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Минусы:

1. Шаблонное построение, однообразие

2. Нерациональное распределение времени урока

3. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

4. Учащиеся изолируются от общения друг с другом

5. Отсутствие самостоятельности

6. Пассивность или видимость активности учащихся

7. Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)

8. Слабая обратная связь

9. Усредненный подход

10. Отсутствие индивидуального обучения

Как мы видим, данная технология имеет больше минусов, чем плюсов, но ведь это была первая технология, по которой начали обучаться дети.

Традиционные, «нетехнологичные» методики обучения имеют недостатком значительную «размытость», неопределенность, нечеткую целевую направленность и мало управляемые процедуры учения, субъективную и эпизодическую проверку усвоенного.

Классификационные параметры ТТО:

· по уровню применения — общепедагогическая;

· по философской основе — педагогика принуждения;

· по основному фактору развития — социогенная (с допущением биогенного фактора);

· по концепции усвоения — ассоциативно-рефлекторная, с опорой на суггестию (образец, пример);

· по ориентации на личностные структуры — информационная, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН);

· по характеру содержания — светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая;

· по типу управления — традиционное классическое + ТСО;

· по организационным формам — классно-урочная, академическая;

· по подходу к ребенку — авторитарная;

· по преобладающему методу — объяснительно-иллюстративная;

СУЩНОСТЬ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Читать еще:  Битрикс 24 обучение бесплатно

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классноурочной технологии следующие:

– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

– класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

– основной единицей занятий является урок;

– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

– работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

– учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

7 главных недостатков традиционной школы

Журналист и мама хоумскулера Лейла Сазонтова объясняет, почему традиционная школа теряет доверие.

Традиционная школа не предусматривает индивидуальный подход

Традиционная школа слишком массова, чтобы принимать во внимание индивидуальность каждого ребёнка. Одинаковые требования предъявляются ко всем: и к тем, кто силён в науке, и к тем, кто проявляет недюжие способности в спорте, и к тем, кто невероятно красиво рисует.

С одной стороны, это неплохо. Но с другой, мы получаем довольно усреднённый вариант учебной программы, рассчитанный на середнячков-троечников.

Умным и способным детям скучно по многу раз проходить и закреплять одно и то же, постепенно они теряют интерес к учёбе.

Если у ребёнка склонности к определённому предмету, в школе не так много возможностей для их развития. Вместо углублённой программы по конкретному предмету, придётся заниматься им наравне с другими дисциплинами, даже если школьник точно знает, что ему интересно и с чем он хочет связать жизнь.

Традиционная школа претендует на всю детскую жизнь

Школа занимает слишком много времени. Ребёнок не может сказать: «Окей, сегодня я проведу за учёбой три часа, а завтра посвящу ей пять». Нет, уроки занимают 4–7 часов в зависимости от класса и ещё 2–3 часа на домашнее задание. Добавьте к этому время на дорогу от дома до школы и обратно. Простая арифметика показывает, что почти весь детский день уходит исключительно на школу.

Неудивительно, что при таком распорядке в секциях, переполненных первоклассниками, через год-другой не остаётся подросших ребят. Просто не хватает времени на дополнительные занятия и спорт.

Про время, когда ребёнок может просто полежать или посидеть, не делая абсолютно ничего (помните, большинство из нас, сегодняшних родителей, делали так каждый день, когда сами учились в школе?), можно попросту забыть.

Школа воспитывает покорность и не ценит инициативу

Четыре клеточки вниз, три клеточки слева. Мой сын повторял, как мантру, этот принцип в первом классе. Отсчитывать непослушные клеточки было тяжело, он не всегда справлялся. В итоге получал тройки: при правильном решении, но неверном оформлении учительница категорически отказывалась ставить оценку выше.

Другой пример кажется ещё более нелепым, но любой родитель вспомнит похожую ситуацию. Во втором классе, когда мой сын уже учился на семейном образовании, у него была сложная аттестация по окружающему миру.

— Кто из животных рождается с закрытыми глазами? — спрашивает учительница.
— Лисица, — говорит сын.
— Нет!
— И лисица, и волк сначала слепые! — спорит сын.
— Нет, думай ещё.
— Как нет, вот смотрите, «Гугл» солидарен, — вмешиваюсь я.
— Я хочу, чтобы он сказал про котят. В учебнике написано именно про них.

И смешно, и грустно. Решение задач иным, непривычным способом нередко считается ошибкой. А учителя почти не признают ошибок, если на них указывают дети, поскольку в их стереотипной логике тот, кто младше, априори не может быть умнее.

Школа не заботится о здоровье детей

По факту в современных школах не используются здоровьесберегающие технологии. Пять-шесть уроков по 45 минут ежедневно точно не способствуют ни хорошему кровообращению, ни правильной осанке.

Читать еще:  Обучение разработки приложений для андроид

О психологическом здоровье в традиционной школе тоже не сильно заботятся. Создаются специальные службы, но по факту мало что меняется. Психологический климат оставляет желать лучшего: дети ругаются между собой, то и дело выбирая новый объект для буллинга, учителя не всегда выбирают выражения.

При подготовке этого текста я задала вопрос о причинах перехода на семейное образование в одном чате родителей-хоумскулеров. Ответы были разные. Но один неизменно повторялся и звучал примерно так: «Учителя кричат. Это факт. Про уважение нет смысла им напоминать: настроишь против себя и против ребёнка». Такое единогласие во мнениях несколько пугает.

Школа не способствует социализации

Вопреки всем опасениям насчёт недостатка социализации на семейном образовании, я уверена: проблемы с социализацией, которая, к слову, обозначает отнюдь не общение, а процесс передачи ценностей, грозят именно детям в традиционной школе. Там мы имеем коллектив из тридцати человек, которые не выбирали общество друг друга, и в этом коллективе ребёнок должен существовать в течение одиннадцати лет.

Что касается процесса передачи ценностей, то есть основания сомневаться, что чужие люди, которыми являются учителя, сделают это лучше, чем родители. Найти такой педагогический коллектив, каждый член которого разделяет ваше мировоззрение, кажется неразрешимой задачей.

Традиционная школа не даёт свободы

Среди моих знакомых очень много тех, кто забрал детей из школы на семейное образование из-за недостатка свободы. Одним семьям хотелось как можно больше путешествовать. В других растут танцоры и спортсмены, которых то и дело надо было отправлять на сборы и соревнования. Школа не готова к этому даже при наличии индивидуальных учебных планов.

На семейном образовании возможностей для свободы гораздо больше. Да, приходится подстраиваться под график аттестаций, но всё же сдавать зачёты нужно не чаще раза в четверть, а в большинстве школ можно договориться на полугодовые или годовые аттестации.

Традиционная школа несовременна

Массовое образование медленно подстраивается под современные запросы. Да, в больших городах уже есть и современные лицеи, и школы, обучающие по программам международного бакалавриата, но всё это скорее исключение из правил. В остальном же образовательные программы и педагогические методики мало отличаются от тех, что были 10, 20 и даже 30 лет назад!

А мы тем временем готовим детей к жизни в совершенно ином мире, где им придётся общаться с роботами, осваивать всё новые и новые технологии и создавать то, о чём мы даже не имеем представления. Очевидно, что традиционная школа не готова к таким вызовам.

Резюме

У традиционной школы много недостатков: она со скрипом подстраивается под современную жизнь и под индивидуальные запросы учеников и их родителей.

В последние годы система образования в России изо всех сил старается меняться. Но пока только семейное образование является максимально гибким вариантом получения среднего образования. Оно позволяет учиться в индивидуальном темпе, учитывая все особенности конкретного ребёнка.

Основные плюсы и минусы традиционного обучения

Модель традиционного обучения долгое время складывалась и формировалась, помогала обучающимся узнавать новое и учиться, но сегодня она постепенно перестаёт работать, так как изменяются потребности общества. Теперь обучающийся становится не объектом, как в традиционной модели, а субъектом обучения, теперь он имеет право выбора, право голоса, может сам принимать решения и планировать свою деятельность. Но полное освоение новых моделей пока невозможно, так как система образования пока держится на педагогах «старой закалки», которым трудно резко перестроиться и начать обучать детей по-новому.

Модель традиционного обучения

Традиционное обучение предполагает передачу знаний, умений и навыков от старшего поколения к новому путём разъяснений, объяснений, иллюстраций и прочих традиционных методов. Эта модель существует достаточно долгое время, в последние годы у большинства образовательных учреждений есть попытки заменить её на более современные модели: индивидуально-личностную, позиционно-дидактическую, проективную и другие. С одной стороны, традиционное обучение долгие годы демонстрировало свою эффективность, но с другой, с внедрением современных технологий и изменением сознания обучающихся, постепенно сдаёт свои позиции.

Преимущества традиционного обучения

  • Фронтальное обучение. Учитель имеет возможность рассказать учебный материал сразу достаточно большому количеству человек – до полусотни человек. Таким образом экономится педагогический ресурс – небольшое количество учителей может обучать сразу много детей. При этом обычно учитель старается уделить внимание каждому ученику, выявить его уровень знаний и оценить.
  • Минимум подготовки учителя к уроку. Учитель имеет возможность написать программу обучения на год, и в следующем году, после внесения минимальных коррективов, обучать по ней же следующий класс. Это экономит время и силы педагога, и даёт возможность проявить больше участия при общении с детьми.
  • Минимум материалов. Для проведения традиционного урока, зачастую, не нужно ничего, кроме грамотного педагога. Он может передавать свои знания без современных интерактивных устройств, досок, компьютера и других гаджетов. Максимум – он может объяснять материал с помощью иллюстраций или демонстраций.
  • Чёткая организация урока. Он имеет свою структуру: вводная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, заключительная часть. Каждый урок похож на другой, дети знают, к чему им готовиться, а педагогу не приходится каждый раз заново продумывать структуру занятия.
  • Систематическое обучение. В традиционном обучении изучение материала идет линейно и последовательно. Не изучив предыдущий материал, сложно понять следующий, поэтому обучающиеся заинтересованы в посещении уроков и в выполнении необходимых заданий.
Читать еще:  Математика 5 класс домашнее обучение

Недостатки традиционного обучения

  • Современное поколение Z практически не воспринимает информацию без технической составляющей. Это дети, у которых развито «слайдовое» мышление. Им трудно воспринимать линейную информацию без ярких картинок и движущихся объектов. Простые разъяснения, объяснения и иллюстрации очень быстро наскучивают, дети перестают воспринимать такую информацию примерно через 10 минут.
  • Учителю трудно контролировать уровень знаний каждого ученика. Несмотря на старания учителя уделить внимание каждому обучающемуся, проконтролировать всех детей невозможно. Если в классе 30-40 человек, а урок длится всего 45 минут, то опрос каждого обучающегося практически не представляется возможным. Да, можно проводить проверку знаний письменно, но устные рассуждения в традиционном обучении также играют большую роль.
  • Все обучающиеся получают одинаковую информацию, независимо от личных возможностей и интересов. Сильные, средние, слабые по знаниям ученики, одарённые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, все они обучаются в одной форме, без учёта того, что каждому из них нужен разный объем и разное качество обучения.
  • Пятибальная оценка недостаточно показательна. Достаточно трудно оценить знания, если в арсенале всего пять баллов. Для одного ребенка «тройка» — это когда работа сделана на пределе возможностей, а для другого – результат того, что в этот раз он поленился качественно выполнить задание.
  • Отсутствие самостоятельности. В традиционной модели обучения практически нет места самостоятельности, собственным мнениям и решениям. Здесь каждый ребенок выполняет только то задание, которое дано учителем, и только так, как считается правильным. В результате, ребенок не учится самостоятельно оценивать свои возможности, выбирать свой путь решения и учиться на своих ошибках.
  • Низкая активность учащихся. Каждый ребенок надеется, что сегодня спросят не его, а кого-то другого, поэтому менее качественно готовятся к ответу.
  • Обучающиеся практически не имеют возможности общаться друг с другом, а значит – не могут обменяться мнениями, услышать другие точки зрения, высказать свою и обсудить полученную информацию в процессе обучения. Это отрицательно влияет на кругозор и коммуникативные навыки.

Вывод

Итак, традиционное обучение – это система, которая на протяжении долгих лет служила образованию школьников и студентов. Сегодня система образования стремится к изменению её в сторону индивидуального подхода и проективного обучения, так как они способствуют не просто формированию знаний, умений и навыков, а развивают творческую личность, способную самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности.

Традиционное обучение : плюсы и минусы

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Основы традиционного обучения

Людей воспитывает и образовывает культурная среда – в самом широком её понимании. Сюда относится и язык .и поведение, и идеи .и идеалы ,и традиции и технологии. Всё это является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую и косвенно.. Соответствие культурной среде – вот ,что отличает человека. Если это получается , то основная функция системы образования – окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся человеку( подрастающему поколению).В педагогике принято выделять 3 основных типа обучения : традиционное ,проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные так и отрицательные стороны. Как показывает практика ,наилучшие результаты можно лишь достичь при оптимальном сочетании всех типов обучения

Характерной чертой традиционного обучения является его обращённость в прошлое, к тем кладовым социального опыта , где хранятся знания ,организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается ,что в результате обучения как сугубо индивидуального процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Отличительные признаки традиционной классно-урочной деятельности следующие : учащиеся приблизительно одного и того же возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет свой состав на весь период обучения, класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Работой учащихся руководит учитель. Учебный год, учебный день , расписание уроков , каникулы, перемены – атрибуты классно-урочной системы.

Достоинства и недостатки традиционного обучения.

Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объём информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того ,оно предпочитает усвоение и воспроизведение знания и их применение в аналогичных ситуациях. Как утверждает в своей книге « Человеческая память и процесс обучения» Р. Аткинсон среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность на память , а не на мышление. Это обучение мало способствует развитию самостоятельности . Также отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать ,что в условиях содержания и структуры современного образования развитие традиционного обучения , следовательно ,способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления, усовершенствования . Наилучших результатов можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения .

Несомненно ,традиционное образование прочно вошло в нашу учебную систему и даёт свои результаты, которые зависят от индивидуальных психологических особенностей ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector