Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг для сотрудников уис

МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В УИС МИНЮСТА РОССИИ

Тренинги сохранения и развития профессионального потенциала

У сотрудников УИС Минюста России

Тренинг «Умей сказать «нет»[47]


Цель: обучить сотрудников УИС приемам и способам уверенного поведения при выполнении служебных задач.

Задачи:

1. Разобраться в том, что такое уверенность, неуверенность, агрессивность.

2. Осознание истоков собственной уверенности.

3. Поднятие самооценки.

4. Тренировка навыков уверенного поведения.

Материал:ватман 5 листов.

БЛОК 1. Подбор группы.

Группа состоит из 6-14 человек.

БЛОК 2. Вступительное слово.

2.1. Презентация себя (называется имя, звание, должность, учреждение);

2.2. Цель встречи научиться приемам и способам актуализации творческих способностей.

2.3. Определение основных понятий.

Вопросы для обсуждения: как Вы думаете, что такое уверенность? Объединитесь в две подгруппы и обсудите этот вопрос. На обсуждение 5 минут. После обсуждения объединяемся снова в один круг и попытаемся вывести общее определение.

Вывод: уверенность (свойство) – отражает обоснованное самоуважение и целенаправленность, проявляется в самообладании и ясном выражении своих чувств, потребностей, отношений.

2.4. В данном тренинге будут использоваться такие методы, как психогимнастика, ролевые игры и дискуссии.

2.5. Тренинг – это особая ситуация, где мы можем попробовать что-то сами и увидеть себя со стороны.

2.6. Что нужно для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо здесь во время совместной работы? (Обсуждение в кругу).

Работаем 2 часа, кому нужно будет выйти, тихо выходим.

БЛОК 3. Создание работоспособности.

Цель: создание такого состояния группы, которое позволяет продвигаться вперед.

3.1. Знакомство.

Цель: знакомство с группой, повышение уровня доверия в группе.

Инструкция: Давайте познакомимся, по кругу называйте свое имя и продолжение фразы: «Я чувствую себя уверенно, когда…».

Вопросы для обсуждения: кому, что мешало в продолжение предложения? Как вы думаете, почему, было трудно?

3.2. Обсуждение формы обращения.

Предлагаю, обращаться по имени и на «ты», в процессе обучения нет возраста, статуса и звания. Давайте сделаем себе подарок, будем обращать в течение этих двух часов по имени. Давайте попробуем.

Примечание: если группа не согласна, настаивать не стоит.

3.3. Обсуждение ожиданий, сомнений и опасений.

Вопросы для обсуждения: что вы ждете от этого тренинга, от тренера, от группы? Чего-то опасаетесь? Давайте обсудим ваши ожидания и опасения. (По часовой стрелке члены группы высказываются).

На ватмане выписываем две колонки:

Из ваших ожиданий и опасений сформулируем правила проведения тренинга.

1. Безоценочность. Каждый может оценивать только сам себя, членов группы, их поведение обсуждать нельзя.

2. Правило «круга», конфиденциальность, не выносим ничего, кроме своих выводов о себе за пределы этой комнаты.

3. Активность. Меру своей активности каждый выбирает сам, но чем активнее вы будите сами, тем больше информации узнаете.

Вопросы для обсуждения правил: все согласны с правилами совместной деятельности? Что бы хотелось изменить в правилах? Какие еще правила Вы бы хотели включить?

Правила выписываем на ватман.

3.4. Дополнительное мероприятие

Цель: снятие напряжения, тревожности.

Инструкция: Все участники сидят по кругу.

“Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я назову “четыре”, то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу “спасибо”. Выполнять задание нужно молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга”.

Примечание: Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше называть 5-7, в середине 1-2. В ходе выполнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Вопросы для обсуждения: Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать? Какая у вас была тактика? Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи? Кто был наиболее инициативен? Кто взял на себя ответственность, за то, что происходило в группе?

Вывод: для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике других людей, согласовать свои действия с действиями других.

БЛОК 4. Этап ориентации.

Цель: конкретизация цели тренинга, и как результат, создание мотивации на работу в группе.

Цель: установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей.

Инструкция: Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников). На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча найти себе пару. Нас четное количество, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а насчет «два» начинать делать одинаковое движение с новым партнером.

Примечание: участники выполняют это задание 3 раза.

Вопросы: как создавалась пара? Как происходил выбор одинакового движения?

Вывод: признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выражение лица, улыбка, легкое движение вперед, навстречу партнеру.

Цель: разобраться, что такое уверенность, неуверенность, агрессивность. Осознать истоки собственной уверенности.

Инструкция: Представьте себе, что ваш непосредственный начальник, находясь в отпуске, предлагает вам пронести в жилую зону посылку осужденному на праздник, мотивируя, тем, что, сам не хочет «светится» во время отпуска, осужденный его школьный товарищ у которого очень больна мать, не выдаст, так как давно не получал ничего из дома. Ваша задача, отказать, но сохранить хорошие отношения с начальником. Реальна ситуация? (Если группа не соглашается, корректируем, как считает группа).

Выбираем активного участника – сотрудника, подыгрывающего – начальника. Активного участника просим ненадолго выйти, группе и подыгрывающему участнику сообщаем скрытый мотив поступка начальника. Начальник давно вступил в неслужебную связь. Его шантажируют уже год, просят проносить в жилую зону разные вещи для этого осужденного. Он собирается выйти из этого положения, подставив подчиненного.

После ролевой игры, обсуждение в кругу.

1) Вопросы для обсуждения активному участнику: удалось решить поставленную задачу, расскажите, что чувствовали? Какие мысли возникали при решении задачи? Каким способом решили задачу? Поняли мотив подыгрывающего участника?

2) Вопросы для подыгрывающего участника: Как Вы себя чувствовали во время беседы? На Ваш взгляд удалось ли решить задачу активному участнику? Был ли Ваш партнер уверен в своих доводах и поведении? Какой способ, на Ваш взгляд, был эффективен, а какой менее эффективен?

3) Вопросы для наблюдателей: ваше общее впечатление о том, как происходила беседа. Конструктивны ли были действия участников для решения поставленной задачи? Был ли активный участник уверен, были ли агрессивные моменты в поведении обоих участников?

Примечание: говорим не о человеке, его особенностях, а о конкретных проявлениях и влияниях этих конкретных появлений на развитие ситуации. Необходим баланс позитивной и негативной обратной связи.

Вывод выписываем на ватмане.

Индикаторы уверенного, неуверенного, агрессивного поведения:

— свободная открытая поза, все действия уместны и функциональны, движения точные, и размеренные,

— спокойное выражение лица, улыбка, смех, юмор – уместен

— содержание речи, ее темп, интонация, тембр, громкость и т.д. адекватны ситуации

— проявление инициативы (в частности при установлении контакта)

— взгляд направлен на собеседника

— сосредоточенность на выполняемых действиях.

— скованная, закрытая поза, сутулость (осанки)

— действия, движения неуместны, неадекватны (поправляет одежду, перекладывает предметы с места на место, закусывает губы, держится за стул, подносит руки к лицу), присутствуют конвульсивные движения

— напряженное, неестественное выражение лица, неуместные улыбки, смех

— дрожащий, тихий извиняющийся голос; речь прерывистая, бессвязная.

— Отсутствие инициативы, длительные незаполняемые, необъясняемые паузы

— запальчивые объяснения своего поведения, оправдания, особенно в ситуациях критики

— потупленный, отводимый, бегающий взгляд

— моментальное увлажнения глаз, бледность.

— позы превосходства, пренебрежения

— обвинения, упреки, игнорирование прав

— навязывание своего мнения при заявленном отказе, категоричность, грубость, сарказм, ирония

— гиперболизация (преувеличение отрицательных качеств, недостатков, промахов партнера)

— постановка собеседника в жесткие рамки без его запроса

— раздраженный покровительственный тон, демонстрация угрозы нанесения ущерба

Источники уверенного поведения:

— эмоциональная стабильность, сила нервной системы

— целеустремленность (ясность цели дает твердость духа)

— опыт разнообразных самостоятельных действий, предполагающих ответственность за их результат

— самоуважение, рациональное восприятие своих действий (в том числе ошибочных)

— адекватная самооценка основанная на реальном опыте, либо на хорошо структурированном и точном воображении

— самообладание, навыки самоуправления и саморегуляции

— установка на успех в деятельности

— развитые навыки и умения самомотивирования самопрезентации, установления контакта, умение сказать «нет» и т.д.

— отсутствие жестких индентификаций, принципов, стереотипов

— ответственность, гибкость, креативность, независимость

— одобрение и принадлежность к группе.

Цель: создание мотивации на работу в группе, развитие навыков уверенного поведения.

Инструкция: Участники сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, один стул — пустой. Каждый по часовой стрелке, по очереди, назовет любой овощ, овощи не должны повторяться, все запоминаем названные овощи. Сидящий с лева от пустого стула должен назвать овощ и одновременно стукнуть по пустому стулу рукой, тот человек, чей овощ назвали должен пересесть на пустующий стул. Задача ведущего — занять пустующий стул до того, как по нему стукнут рукой и назовут овощ. Участник, который не успел стукнуть по пустующему стулу и назвать овощ, либо назвал овощ, не принадлежащий группе, либо овощ ведущего, становиться ведущим.

Читать еще:  Бесплатные тренинги в спб

Тренинг для сотрудников уис

УДК 343.83

Эффективность тренинга как одной из форм групповой психокоррекционной работы с сотрудниками УИС

The effectiveness of training as one of the forms of group
psychocorrectional work with UIS officers

Автор: Кротова Дарья Николаевна – научный сотрудник НИЦ-1
ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, 89168142114, dnkrotova@yandex.ru

Author: Krotova Darya Nikolaevna — Researcher of SRC-1 FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Аннотация: В данной статье описывается применение такой формы психокоррекционной групповой работы с сотрудниками, как тренинг.

Annotation: This article describes the use of such a form of psychocorrectional group work with co-workers, as training.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, сотрудники, психокоррекционная работа, тренинг, тренинговая группа.

Key words: criminal-executive system, employees, psychocorrectional work, training, training group.

Особенности современного этапа развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) обусловливают необходимость улучшения профессиональтной подготовки специалистов, работающих в учреждениях УИС, овладения ими основами психологических знаний и успешного применения их на практике. Экстремальные условия несения службы в УИС, которые определяются комплексом факторов, таких как утяжеление криминальных характеристик подозреваемых, обвиняемых и осужденных, недостаточный уровень сформированности профессиональных и личностных качеств сотрудников УИС, противоречивость и размытость отдельных норм, регулирующих должностные обязанности сотрудников, накладывают серьезный отпечаток как на функциональное состояние сотрудников, так и на выполнение ими своих служебных обязанностей [1]. При этом сотрудник УИС испытывает не только физические, но и психоэмоциональные нагрузки. Именно поэтому психологическое обеспечение деятельности личного состава учреждений УИС приобретает все большую актуальность.

Одна из основных тенденций в психологической подготовке сотрудников УИС связана с растущей ценностью личности самого специалиста, поэтому его обучение построено через систему практик, в которой большое внимание уделяется личностному росту и профессиональному развитию.

Целью такой подготовки является практическая готовность сотрудников УИС к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и правильному учету ее психологических аспектов, повышающих ее эффективность и интенсивность. Поэтому важным методом, позволяющим увеличить информационное поле знаний о себе, выступают различные виды тренинговой работы.

Участие в тренинговой группе способствует личностному росту каждого сотрудника, а групповое взаимодействие помогает принятию сотрудниками ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования и интроспекции. Взаимодействие в группе становится объектом наблюдения и исследования, при этом участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь для оценки собственных чувств и поведения. Получение конструктивной обратной связи создает отражение личности сразу во многих ракурсах, оказывает влияние на формирование положительной самооценки сотрудников, способствует формированию «Я-концепции», повышению статуса в группе.

Основой групповой работы является межличностная динамика – целостность всех событий и межличностных взаимодействий, проходящих в тренинговой группе в ходе занятия. Ее главными составляющими являются: взаимодействие участников между собой и взаимодействие группы с ведущим.

В ходе занятия группа в целом, а также «Я» каждого участника претерпевают ряд психологических процессов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии, которые в психологии называют групповой (интерперсональной) и личностной (интраперсональной) динамикой.

Проводимая тренинговая работа позволяет сотрудникам не только расширить и углубить индивидуальное видение той или иной социально-психологической ситуации в учреждении УИС, но и приобрести способность развивать и структурировать свой личностный и профессиональный опыт. Использование тренингов также позволит существенно развить способности сотрудников УИС, углубить их профессиональные знания и навыки и, в итоге, сформировать важное качество – личную психологическую культуру, понимаемую как интегральная характеристика психологической подготовленности сотрудника УИС к осуществлению служебной деятельности [2].

Деятельность УИС на современном этапе ее развития требует поиска новых, наиболее эффективных путей обучения и развития личности сотрудников УИС. Данное требование становится все более актуальным, так как персонал УИС должен владеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и грамотно их использовать и применять в своей деятельности. Новые обстоятельства, в свою очередь, диктуют новые требования к профессиональной подготовке сотрудников УИС, отвечающей, по сути дела, человековедческой сущности их деятельности.

Список литературы:

  1. Писарев О.М. Повышение квалификации сотрудников психологической службы уголовно-исполнительной системы в современных условиях: проблемы, анализ и перспективы // Вестник Самарского юридического института. – 2016. – № 2 (20). – С. 85-88.
  2. Тюнис Л.Ю. Возможности использования современных психотехнологий в системе учебной и профессионально-психологической подготовки студентов юридических вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах : науч.-практ. журн. – 2000. – № 2. – С. 50-52.

Блог Алексея Пелевина

Страницы

среда, 4 января 2017 г.

Тимбилдинг на воде. Новости от психологов ФСИН России с Урала.

Не знаю, как вы, а я давненько не читал новости от психологов Федеральной службы исполнения наказания. Регион выбран не случайно. Именно на базе ГУФСИН России по Свердловской области в декабре прошло заседание Уральского отделения Общества психологов силовых структур.

Что меня более удивило — это тренинг командообразования на воде, о чём ниже. Удивил даже не сам факт тренинга, а то, что о нём официально сообщила пресс-служба и даже разместила фотографию. Интересно, в каком ещё силовом ведомстве проводят подобное.

ПРОФАЙЛИНГ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В ГУФСИН России по Свердловской области проведено практическое занятие по теме «Профайлинг в служебной деятельности». Обучение прошли 26 сотрудников подведомственных учреждений.

Сотрудники психологической службы пенитенциарного ведомства региона являются участниками Уральского отделения общества психологов силовых структур. Такое взаимодействие позволяет привлекать представителей силовых ведомств к обмену опытом , обучению сотрудников и делиться собственными наработками.

Занятие для психологов уголовно-исполнительной системы региона провел начальник кафедры психологии служебной деятельности и педагогики Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации кандидат психологических наук, доцент Кирилл ЗЛОКАЗОВ.

Он рассказал, как распознать, когда человек лжет, провел ряд практических упражнений. Также собравшимся было предложено решить сложную задачу: из трех заявленных человек распознать того, кто проносит запрещенный предмет (нож), используя только специальные вопросы и активное наблюдение за человеком.

После занятия психологи учреждений ГУФСИН поделились своими впечатлениями о мероприятии, отметили, что профайлинг – актуальное направление психологии, навыки, полученные в ходе занятия, будут полезны в служебной деятельности.

РАБОТА СО СТРЕССОМ: ТРЕНИНГ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.

Межрегиональным отделом психологической работы ГУФСИН России по Свердловской области проведен двухдневный обучающий семинар-тренинг на тему: «Работа со стрессом» для сотрудников психологических служб Уральского федерального округа ФСИН России. Всего в 2016 году сотрудниками МОПР ГУФСИН организовано проведение шести подобных семинаров.

Цель проведения обучающих семинаров — повышение профессиональной компетентности сотрудников психологических служб УрФО ФСИН России. Семинары проводятся в форме групповой тренинговой работы с полным включением и активным участием психологов. По завершении обучения психологи применяют полученные знания на практике как в работе с сотрудниками УИС, так и с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.

Программа семинара-тренинга «Работа со стрессом», подготовленного сотрудниками МОПР ГУФСИН, включала в себя групповые психокоррекционные занятия «Работа со стрессом: тренинг хорошего настроения» и «Гимнастика мозга».

Основная цель программы — обучение когнитивным и поведенческим приемам достижения хорошего самочувствия, положительного эмоционального фона, обучение методам снятия психоэмоционального напряжения, формирование навыков самопомощи и самокоррекции в повседневной жизни, и, как следствие, профилактика возникновения стрессового состояния, борьба со стрессом.

По мнению организаторов семинара-тренинга «Работа со стрессом», психологи могут оказать помощь личному составу учреждений УИС и спецконтингенту в формировании ряда навыков поведения и психологических механизмов, способствующих профилактике возникновения стрессового состояния, научить осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, научить позитивной самокоммуникации и навыкам саморегуляции поведения.

В ИК-46 (г. Невьянск) ГУФСИН России по Свердловской области психологами психологической лаборатории регулярно проводятся групповые психокоррекционные мероприятия с использованием групповых форм работы (кинотерапии, социально-психологические тренинги и др.), оказывается психологическая помощь персоналу в решении проблемных ситуаций.

Проводятся лекции просветительского и психопрофилактического характера, цель которых заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С ОСУЖДЁННЫМИ.

Психологами психологической лаборатории ИК-46 (г. Невьянск) ГУФСИН России по Свердловской области регулярно проводятся групповые психокоррекционные мероприятия, направленные на профилактику негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям.

Психологическая коррекция поведения осужденных заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.

В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы таких как кинотерапии, аутотренинги, социально-психологические тренинги.

Вновь прибывшим осужденным оказывается психологическая помощь в процессе адаптации к условиям изоляции. Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Читать еще:  Тренинг спарта москва

Одна из задач психокоррекционной программы – повышение осознанности осужденным причин и условий, способствовавших совершению преступления, и снижение уровня риска повторных правонарушений.

Старший психолог межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН России по Свердловской области Елена СТЕПАНОВА в ИК-10 (г. Екатеринбург) провела тренинг на тему: «Приемы саморегуляции и самопомощи в стрессовых ситуациях» с находящимися в данном учреждении осужденными лауреатами XIII Всероссийского конкурса песни среди осужденных «Калина Красная», который проходил в Екатеринбурге.

Занятие было направлено на снятие психоэмоционального напряжения, формирование установки на взаимоподдержку конкурсантами друг друга, поиск своих ресурсов и способов совладения с эмоциональным накалом.

В ходе занятия участники тренинга познакомились и опробовали различные дыхательные техники, методы самовнушения и синхрогимнастики по методу «Ключ». Также конкурсанты с удовольствием поделились друг с другом личным опытом в успешном преодолении страха перед выходом на большую сцену.

ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ НА ВОДЕ.

Начальник психологической лаборатории ИК-3 (г. Краснотурьинск) ГУФСИН России по Свердловской области Елена ТЮТЮННИК и психолог психологической лаборатории Ирина УШАКОВА разработали упражнения, которые вошли в программу тренинга на воде. Мероприятие для сотрудников ИК-3 прошло на реке Турья на базе городского детского оздоровительного лагеря «Восход».

Руководством учреждения были предприняты все необходимые меры, обеспечивающие безопасность нахождения сотрудников в открытом водоеме. Большую помощь в организации и техническом оснащении тренинга оказали исполняющий обязанности старшего инспектора одела кадров Виктория ВЕКШИНА, а также исполняющий обязанности начальника отдела воспитательной работы с осужденными Евгений УШАКОВ.

Задачей проведенного тренинга является сплочение коллектива. Мероприятие прошло под девизом: «Мы вместе, а значит, сильнее!».

Программа тренинга на воде рассчитана на достижение командного результата, участники, как аттестованные, так и вольнонаемные сотрудники, прошли четыре уровня спортивных командных упражнений, каждый из которых предполагал использование ласт, надувных лодок, спасательных жилетов, надувных матрацев.

Традиционно в завершении командообразующего тренинга психологи ИК-3 провели в «кругу дружбы» излюбленное всеми сотрудниками упражнение «Сиртаки». Подводя итоги водного тренинга, участники обменялись впечатлениями и отметили высокую значимость подобных мероприятий.

Пресс-служба ГУФСИН России по Свердловской области

Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Ольга Александровна

Уделяется внимание понятию, принципам и содержанию психологической подготовки личного состава уголовно-исполнительной системы . Сотрудники уголовно-исполнительной системы отвечают в исправительном учреждении за исполнение наказания и поддержание правопорядка, каждый день рискуя своей жизнью. В связи с этим они должны обладать определенным уровнем стрессоустойчивости и быть всегда готовыми к постоянному взаимодействию со спецконтингентом и действиям в экстремальных условиях.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Ольга Александровна

Attention is paid to notion principles and content of psychological training of penal system personnel. Penal system employees are responsible for execution and maintenance of order in prisons and adventure theirs lives every day. In this connection they must have a certain level of stress-steadiness and be ready to regular interaction with special contingent and act in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Реферат: уделяется внимание понятию, принципам и содержанию психологической подготовки личного состава уголовно-исполнительной системы. Сотрудники уголовно-исполнительной системы отвечают в исправительном учреждении за исполнение наказания и поддержание правопорядка, каждый день рискуя своей жизнью. В связи с этим они должны обладать определенным уровнем стрессоустойчивости и быть всегда готовыми к постоянному взаимодействию со спецконтингентом и действиям в экстремальных условиях.

Ключевые слова: сотрудники, уголовно-исполнительная система, психологическая подготовка, психологическая служба.

Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, находится под пристальным вниманием общества, так как она в той или иной мере затрагивает интересы почти всех его членов, а ее результаты непосредственно отражаются на обеспечении безопасности личности, общества и государства. Работа учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Обеспечивать правопорядок, защиту прав, свобод и законных интересов граждан приходится с использованием

© Воробьева О. А., 2017

мер принуждения и ограничения прав личности, что вызывает ряд противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании [1, а 104].

Сотрудники УИС отвечают в исправительном учреждении за исполнение наказания и поддержание правопорядка, каждый день рискуя своей жизнью. В связи с этим они должны обладать определенным уровнем стрессоустой-чивости и быть всегда готовыми к постоянному взаимодействию со спецконтингентом и действиям в экстремальных условиях.

Профессиональная деятельность персонала УИС осуществляется в неблагоприятных, часто экстремальных условиях, следствием этого могут стать нарушения, проявляющиеся в виде различных деструктивных явлений. В целях своевременной профилактики деструктивного поведения сотрудников УИС, возникающего в результате исполнения служебных обязанностей, руководство ФСИН России ставит перед психологической службой УИС, образовательными и научно-исследовательскими организациями ряд задач, среди которых основными являются организация целенаправленных психологических исследований по данной проблематике, обучение специалистов психотерапевтическим методам, разработка программ психологического обеспечения деятельности сотрудников различных служб УИС и др. [2, а 110].

Для того чтобы поднять престиж профессии сотрудника УИС в целях качественного исполнения им служеб-

ных обязанностей, следует обеспечить его психологическое сопровождение и страховую защиту для формирования в нем уверенности в своем будущем. Важно психологически подготовить сотрудника УИС к условиям несения службы и развить в нем необходимые качества.

Из-за специфики служебной деятельности сотрудники УИС и члены их семей относятся к группе социального риска. Однако вопросы, касающиеся понятия, принципов и содержания психологической подготовки личного состава УИС, мало изучены.

В настоящее время руководство ФСИН России уделяет пристальное внимание психологическому обеспечению профессиональной деятельности персонала УИС. В целях организации своевременной профилактики негативных явлений, возникающих в результате служебной деятельности сотрудников УИС, перед психологической службой, научно-исследовательскими и образовательными организациями, а также другими подразделениями ФСИН России ставится ряд задач: организация целенаправленных психологических исследований; изучение опыта психологической работы с персоналом в других структурах и ведомствах; организация обучения специалистов психотерапевтическим методам; разработка программ психологического обеспечения деятельности сотрудников разных служб УИС и др. [3, а 30].

Служебная деятельность сотрудников УИС осуществляется в напряженных условиях и нередко сопровождается длительным, психоэмоционально истощающим стрессом. Воздействие негативных психофизических факторов приводит к снижению интереса к работе, повышению общей напряженности в коллективе, что может проявляться

в грубости с подчиненными, конфликтах, нарушении дисциплины, законности, должностном бездействии либо во вседозволенности. Стрессогенная среда способствует развитию личностных девиаций, связанных с алкоголизацией, повышенным уровнем агрессии или наличием подавленности с суицидальными реакциями. Именно поэтому психологическому обеспечению профессиональной деятельности личного состава ФСИН России придается существенное значение.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года закреплен ряд задач, направленных на повышение эффективности психологического сопровождения сотрудников УИС: подготовка сотрудников, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества; разработка и внедрение новых программ психологической работы, а также развитие полноценной системы профилактики профессиональной деформации и медико-психологической реабилитации личного состава.

Психологические службы учреждений и органов УИС применяют в деятельности достижения современной психологической науки и практики, используют научно обоснованные модели содержательных и приоритетных направлений психологического обеспечения пенитенциарной деятельности. Вместе с тем анализ деятельности по психологическому обеспечению сотрудников УИС, осуществленный ФСИН России [4], выявил ряд существенных недостатков.

Для эффективного исправительного и ресоциализирующего воздействия на осужденных важна реализация ин-

дивидуального и дифференцированного подходов в обращении с ними, поэтому требуется принять меры по повышению социально-психологической компетентности сотрудников УИС, ибо конструктивное взаимодействие с осужденными должно базироваться на одновременном учете особенностей личности и групповой психологии лиц, отбывающих наказания. В связи с этим следует поддержать предложение А. Н. Сухова о необходимости развития социально-пенитенциарной психологии как составляющей пенитенциарной психологии, одновременно обосновав-шегонаправления новыхисследований по социально-пенитенциарной проблематике, а также позицию О. Г. Ковалева и А. И. Ушатикова о необходимости расширения исследований генезиса криминальной субкультуры в УИС и разработки психотехнических средств профилактики ее атрибутов [5, а 3].

Кроме того, в аспекте создания в перспективе в России службы пробации важным, на наш взгляд, является изучение зарубежного опыта и разработка проблематики постпенитенциарной психологии. Актуальнотакже обоснование модели психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников в создаваемых новых типах пенитенциарных учреждений [6].

Проблемы сохранения нормального психологического состояния сотрудников требуют приложения максимальных усилий со стороны не только психологических служб территориальных органов ФСИН России, но и медицинских и иных служб. Совершенствование психологической работы с личным составом УИС направлено на организацию психологического обеспечения в соответствии с международными стандартами и современными требованиями, внедрение передового опыта психологической ра-

боты с личным составом и совершенствование научно-методического обеспечения, повышение эффективности профилактики деструктивного поведения, в первую очередь суицидов, среди личного состава, создание кабинетов психологической регуляции в территориальных органах ФСИН России для оказания профильной психологической помощи личному составу, а также развитие медико-психологической реабилитации совместно с медицинскими подразделениями ФСИН России, укрепление материально-технической базы психологического обеспечения сотрудников УИС [7, а 37].

Читать еще:  Тренинговый центр франшиза

В рамках психологической подготовки сотрудников УИС одним из перспективных направлений является развитие навыков владения новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Реализация навыков владения психологическими методиками позволяет повысить качество, надежность, эффективность профессиональной деятельности, а также личные характеристики субъекта деятельности (его компетентность, удовлетворенность трудом, мотивированность и т. д.). Например, сотрудники специальных подразделений по конвоированию во время несения службы взаимодействуют как с сослуживцами, так и с осужденными и лицами, заключенными по стражу. Сотрудникам УИС необходимо развивать навыки использования стратегий визуальной диагностики, заключающиеся в выработке умений чтения признаков внешнего облика, составления словесного и психологического портрета, интерпретации индивидуально-психологических и социально-психологических признаков личности, распознавания через язык

мимики, жестов, поз психических состояний, типа темперамента и характера лиц, с которыми сталкиваются в повседневной деятельности.

На практике в территориальных органах УИС активно используется программа развития навыков визуальной диагностики сотрудников специальных подразделений по конвоированию, которая представляет собой систему упражнений, направленных на практическое обучение сотрудников искусству прогнозирования поведения как своих коллег, так и конвоируемых. Целевая направленность тренинга — повышение профессионально-психологического мастерства и компетентности сотрудников подразделений по конвоированию через их обучение способам визуальной диагностики других людей и их психических состояний, ориентации в сложных эмоционально-психологических ситуациях конвоирования. При комплектовании групп соблюдается принцип добровольности. Главная функция психолога в группе — управление ходом формирования необходимых внутренних средств у субъекта воздействия и обеспечение адекватных условий их усвоения. Задачами тренинго-вой программы являются познание особенностей собственной личности, тренировка профессиональных свойств восприятия и наблюдения, развитие навыков чтения признаков внешнего облика, развитие умений составления словесного и психологического портрета, интерпретации индивидуально-пси-

хологических и социально-психологических признаков личности, обучение способам распознавания через язык мимики, жестов, поз психических состояний, типа темперамента и характера лиц конвоируемых и сослуживцев.

1. Паршков А. В., Щелкушкина Е. А. Совершенствование воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 104-108.

2. Бовин Б. Г., Федорова Е. М. К вопросу о психологической профилактике профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 110-118.

3. Железная Ю. Ю., Ибрагимов О. А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельностисотрудниковуголовно-исполнитель-ной системы России // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 29-32.

4. Особенности организации и перспективы развития психологической работы с личным составом уголовно-исполнительной системы в рамках реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : решение коллегии ФСИН России // Об объявлении решений коллегии Федеральной службы исполнения наказаний: приказ ФСИН России от 7 декабря 2012 г.

5. Поздняков В. М. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии как науки и области психопрактики // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 3.

6. Поздняков В. М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3.

7. Кокурин А. В., Бовин Б. Г. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки // Юридическая психология. 2006. № 2. С. 37.

Методы преодоления сотрудниками исправительных учреждений коммуникативных барьеров в работе с осужденными

психологические науки

  • Бовин Борис Георгиевич , кандидат наук, доцент, ведущий научный сотрудник
  • НИИ ФСИН России
  • Федорова Екатерина Михайловна , магистр, преподаватель
  • Российский государственный университет правосудия
  • ОСУЖДЕННЫЕ
  • СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Похожие материалы

Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений (далее – ИУ) часто протекает в стрессогенных условиях, оказывающих негативное воздействие на их психофизическое состояние, в результате чего снижаются успешность и эффективность профессиональной деятельности, возникают профессиональные деструкции [1, с. 109–114]. В связи с этим сотрудник ИУ должен обладать психологической устойчивостью, особой подготовленностью, специальными знаниями, умениями и навыками, помогающими ему противостоять воздействию негативных факторов [2, с. 36–41]. Один из таких наиболее значимых негативных факторов – регулярный контакт с криминогенной средой осужденных. Взаимодействие с осужденными часто описывается сотрудниками, как постоянная провокация, ощущение риска и на физическом, и на психологическом уровне. Это касается и работы с несовершеннолетними осужденными [3]. Нередко сотрудники ИУ оказываются в таких ситуациях, когда осужденные не воспринимают методы воспитательного воздействия или неправильно на них реагируют, при этом создается психологический, или коммуникативный, барьер.

Возникновение коммуникативного барьера характеризуется явным нежеланием осужденного и неумение сотрудника услышать и понять друг друга, взаимной отчужденностью. По содержанию такие барьеры можно разделить на смысловые, эмоциональные и эмоционально-смысловые [4, с. 71–72]. Коммуникативный барьер может возникнуть между сотрудником и одним осужденным либо группой осужденных. Среди причин возникновения коммуникативных барьеров могут быть отсутствие у сотрудника базовых психологических знаний и умений, коммуникативных навыков, его неумение учитывать истинные мотивы поступков и поведения осужденного, ориентация только на внешний результат, что нередко приводит к предвзятости и неправильному применению средств воздействия и как следствие негативным реакциям и протесту осужденного; нарушение профессиональной этики, норм взаимоотношений между сотрудником и осужденными; бестактность, грубость и невыдержанность сотрудника и др.

В целях профилактики возникновения психологических барьеров сотрудникам УИС рекомендуется:

  • тщательно изучать индивидуальную социально-психологическую характеристику осужденного, формировать свою оценку его поведения на основе личного общения, а не постороннего мнения и домыслов;
  • придерживаться принципов единообразия, стабильности и справедливости при предъявлении требований к осужденным и оценке их действий; несогласованность в требованиях и оценках, предвзятое отношение к отдельным осужденным, противоречия или резкие перепады в требованиях (сначала послабления, затем ужесточение) автоматически вызывают у осужденных внутреннее сопротивление, недоверие, отчуждение;
  • словесные воздействия, нравоучения и т.п. необходимо подкреплять конкретным указанием, как надо поступать, что конкретно делать; к многократному повторению одних и тех же нотаций осужденные быстро привыкают и перестают на них реагировать;
  • совершенствовать собственные коммуникативные навыки и профессиональную культуру;
  • изучать и применять психолого-педагогические методы воздействия на осужденных, проявлять по отношению к ним, их проблемам внимание и заинтересованность.

Эффективными методами формирования у сотрудников ИУ навыков преодоления коммуникативных барьеров в общении с осужденными могут быть как индивидуальное консультирование [5], так и групповая тренинговая работа. Тренинг выступает в качестве «тренажера», на котором сотрудниками ИУ в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются полученные знания, умения и навыки. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника [6]. Основными формами тренинга являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, метод анализа практических ситуаций. Также в психологический тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков, рекомендуется включать упражнения на тренировку произвольного внимания, саморегуляцию эмоционального состояния, снижение уровня личностной тревожности, агрессии и др. [7]. В ходе таких тренингов сотрудники, находящиеся в непосредственном контакте с осужденными, смогут не только получить новые специальные знания в области психологии и социальной педагогики, но и обучиться практическим навыкам работы с осужденными, методам и способам совладания с провоцирующим поведением спецконтингента, противодействия манипулированию, поведения в конфликтных ситуациях, развить свои коммуникативные навыки и др.

Список литературы

  1. Казберов П.Н., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О последствиях экстремальных условий деятельности для сотрудников силовых структур / Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 36–41.
  2. Фадеева К.Ф., Федорова Е.М., Кулакова С.В., Мешкова Л.В. Механизмы переживаний и способы совладания с последствиями психотравм сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вопросы науки: воспитание добропорядочного человека и гражданина в современном обществе: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции (22.07.2014, г. Воронеж, Филиал РГСУ). Воронеж: Изд-во «ВЭЛБОРН», 2014. С. 109–114.
  3. Донскова Н.В., Федорова Е.М. Психокоррекция деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Психология XXI столетия (Новиковские чтения) (Ярославль, 13-15 мая 2016 г.): сборник по материалам ежегодного Конгресса. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2016. С. 120-121.
  4. Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика): сборник материалов. М.; Томск, 2004. С. 71–72.
  5. Поляков Е.А., Федорова Е.М. Возможности использования рилив-терапии в психологическом консультировании осужденных и сотрудников ФСИН России // Актуальные проблемы межведомственного и межвузовского взаимодействия по повышению конкурентоспособности результатов научной деятельности, ведомственного и социального образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции (26 марта 2015 г., г. Москва, ФКОУ ВПО РГСУ, ФКУ НИИ ФСИН России). Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. С. 101-104.
  6. Федорова Е.М., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Актуальные проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы // Актуальные проблемы психологического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС, исполняющих наказание в виде лишения свободы: сборник докладов межрегионального круглого стола (8–9 июня 2015 г., г. Киров). Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2015. С. 98–102.
  7. Шестерня Н.В. Психологическая подготовка сотрудников отделов специального назначения к действиям в экстремальных условиях: развитие навыков саморегуляции и саморефлексии. М.: ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, 2007. 31 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector