Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деньги уроки по финансовой грамотности

урок финансовой грамотности «Деньги — зачем они нужны»
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

урок в 6 классе «Деньги зачем они нужны»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок финансовой грамотности: «Деньги: зачем они нужны»

Прежде, чем мы начнем наше занятие, предлагаю сыграть в игру «Кошелек».

В моем кошельке лежит предметы, предлагаю вам взять по одной.

Выбирают из «Кошелек» один из видов денег (купюра, монета, карточка). Делятся на 4 группы.

Определение темы занятия :

Ребята, посмотрите на салйд.

Вы видите 2 столбца с фразами.

Нам необходимо правильно

Соедините части пословиц и объясните их смысл.

1. Береги хлеб для еды,

A. а глядит рублём.

2. Гроша не стоит,

B. да разума мало.

C. а имей сто друзей.

4. Не имей сто рублей,

D. куда хочешь, туда и день.

5. Три деньги в день

E. а деньги для беды.

  • Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?
  • О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Тема занятия — «ДЕНЬГИ»

  • Какие вопросы вы могли бы задать к теме занятия?

Ставят вопросы к теме, анализируют пословицы и формулируют цели и задачи занятия.

Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем.

А кто может сказать, что же такое деньги.

Отвечают на вопросы

Том Сойер, герой книги Марка Твена, должен был по приказу своей тети Полли красить забор. Он очень не хотел работать и сумел представить своим приятелям это дело как уникальное развлечение, за которое каждый из них заплатил. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. У него оказалось 12 алебастровых шариков, обломок гуделки, осколок синей бутылки, пушка, сделанная из катушек для ниток.

  • Можно ли считать, полученные Томом предметы деньгами.
  • Сформулируйте определение понятия «деньги».

На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов.

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары.

А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?

Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

У вас на столах лежит материал, у каждой группы своя история.

Пожалуйста прочитайте и по одному представителю от группы выйдете к доске и расскажите какие деньги были у разных народов.

Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам, прикрепить их изображение к карте.
Учащиеся получают раздаточный материал.

Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились.

Поэтому их называли товарные деньги.

Однако выменять напрямую всё, что человеку нужно,очень сложно.

Для этого надо найти желающего отдать нужный тебе товар за то, что ты изготовил сам. Меняться на основе прямого взаимства — дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил желаемое в обмен на своё.

А теперь давайте проверим удобно ли было меняться разные товары на предметы, чтобы их получить.

Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. (Слайд №3).

Вы делитесь на 4 группы:

У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки.

Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех;

у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, соль;

у охотников: меха, шерсть и кожа;

им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло;

у крестьян: зерно, растительное масло, им надо: соль, топор и нож, ткани и т.д.)

ребята пытаются совершить обмен.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Что можно было обенять на любой товар и не использовать целую цепочку и ценить время.

Какой товар стал играть роль денег.

Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами,

  • как относительно высокая собственная стоимость , связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства.
  • Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами.
  • Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди.

А какие формы денег нам извечтны сейчас?

Обсудите в парах, какие ещё формы денег существуют в современном мире?

Фронтальная беседа – смотрят на то что досталось в игре «кошелек».

А теперь обратимся к табличке – свойства денег:

Определить с помощью плюсов и минусов , обладает ли данный товар свойтсвами необходимыми деньгам.

Эксперимент 1 «Покупки в магазине» ( ситуация для выводов )

Мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы нарушением. Мы заплатили за товар деньги. Этот эксперимент мы повторили и в хозяйственном отделе магазина, и в аптеке. Чтобы получить товар нам приходилось платить за него деньги.

Вывод: без денег человек не может приобретать необходимые для жизни продукты и вещи.

Всё ли можно купить за деньги?

всё ли можно купить за деньги?

Вывод: наблюдения доказывают — не всё, что необходимо человеку для полноценной жизни можно купить за деньги.

(Описание, эскиз идеальных денег, справка с указанием основных достоинств и недостатков предлагаемых денег и т. д.)

Дети оценивают результаты своей деятельности

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

З анятие по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 класса

1 Береги хлеб для еды, А а глядит рублём. 2 Гроша не стоит, Б да разума мало. 3 Денег много В а имей сто друзей. 4 Не имей сто рублей, Г куда хочешь, туда и день. 5 Три деньги в день Д а деньги для беды.

Тема нашего занятия:

На какие бы вопросы вы хотели получить ответы? Что такое деньги? Какие бывают деньги? Как появились деньги? Для чего нужны деньги?

Что такое деньги?

Что такое деньги? ДЕНЬГИ – особый _________, который принимается всеми в _________ на любые другие товары.

Задание 1. Прочитайте текст, найдите упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, 2. Расскажите у доски одноклассникам о них, 3. Прикрепите изображение товарных денег

ЯРМАРКА Купцы Ремесленники Охотники Крестьяне

Виды денег Свойства товаров, используемых в качестве денег Можно долго хранить Легко перемещать Занимает мало места Делится на мелкие части Нельзя подделать Многим нужен товарные деньги золото и серебро бумажные деньги Электронные деньги

Виды денег Свойства товаров, используемых в качестве денег Можно долго хранить Легко перемещать Занимает мало места Делится на мелкие части Нельзя подделать Многим нужен товарные деньги — — — — — + золото и серебро + — — + — + бумажные деньги + + + _ — + Электронные деньги + + + + + +

Зачем нужны деньги Ситуация: Мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы нарушением. Мы заплатили за товар деньги. Этот эксперимент мы повторили и в хозяйственном магазине, и в аптеке. Чтобы получить товар нам приходилось платить за него деньги.

Проект «ИДЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ» Описание; Эскиз; Справка с указанием основных достоинств и недостатков предлагаемых денег и т.д.

Подведение итогов: Вы сегодня большие молодцы! Потому что вместе, мы ответили на все поставленные вопросы в начале занятия. Спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия по обществознанию и праву в 9-11 классе.

Конспект урока русского языка «Зачем нужны уточняющие члены предложения?».

Материал содержит подробный конспект по теме. Прилагается презентация.

Тема урока: Зачем нужно изучать фонетикуТип урока: урок «открытия» новых знаний.Цели урока:Содержательная: формирование знаний о фонетике.Деятельностная: формирование способности уча.

Технологическая карта к уроку «Зачем людям нужны украшения&quot.

Учебное занятие способствует расширению кругозора обучающихся о возможности самостоятельно зарабатывать деньги .

Презентация подготовлена к уроку математики в 11 классе, для повторения и подготовки к ЕГЭ.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги»

Виктория Персинцева
Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги»

«Дети и деньги»

Цель: сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

Содержание: 1. Вводная беседа

2. Незаконченное предложение «Чего нельзя купить за деньги».

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги»

4. Подведение итогов

1. Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста,загадки:

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета)

б) На них я подарок подруге куплю,

Читать еще:  Скачать урок йога антимигрень

Поэтому их каждый день я коплю. (Деньги)

с) Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги)

Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Я хочу вас попросить дать мне определение такому понятию как «деньги». Деньги — это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается.Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

— В них скрыта таинственная сила?

— Как к ним относиться?

— Чего больше — добра, или зла приносят они людям.

— Зачем нужны деньги?

Обобщение: Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда.По их числу можно сказать: богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

— Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

— Из чего они сделаны?

— Как называют бумажные деньги? (банкноты)

— Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

— Как называют иностранные деньги?

— Как называют международную валюту?

— Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?

— Что заменяло деньги в старые времена?

— И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? (Не путайте с фальшивыми).

— Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями — бумажными купюрами и металлическими монетами.

Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

2. Практическое задание

Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги»

Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например,я говорю: «За деньги можно купить кровать»,а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

Прочтение начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

– за деньги можно купить икону… (но не веру)

– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)

– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)

– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение)

-Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги».

-Дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Ситуация №1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но… Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего пятилетнего брата Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка – 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но… Саша хотел заработать, с помощью аферы. Скорей всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет

Ситуация №3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но… парень заработал честно своим трудом, все продумал.Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? А вдруг они деньги у него занимают на наркоту?

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например — здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе — именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают.

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин» Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть.

Конспект НОД по развитию речи и по финансовой грамотности «Петушок и бобовое зернышко» в старшей группе Цель: учить детей связано,последовательно и выразительно пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;раскрыть цепочку связей в.

Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки» Конспект НОД по экономике в старшей группе на тему: «Путешествие золотой монетки» Выполнила : воспитатель старшей группы «Радужная» Донец.

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности детей в средней группе «Копейка к копейке — проживёт и семейка» Цель: Формирование основ финансовой грамотности детей. Задачи: 1. Дать детям первоначальные представления о семейном бюджете; 2. Обогащать.

Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» «Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста». Юницкая Евгения Актуальность.

НОД по финансовой грамотности в старшей группе: «Моя семья» Ребята, я очень рада видеть вас веселыми и в хорошем настроении. Встанем на приветствие: Рано утром мы встаем, Встаем на носочки И оладушки.

Опыт работы «Обучение финансовой грамотности дошкольников» Актуальность опыта В 2016 году я побывала на курсах повышения квалификации в СКИРО ПК и ПРО по теме «Методика преподавания основ финансовой.

Конспект игры-занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Мы ребята деловые» Занятие для детей по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе № 2 конспект игры «Мы, ребята, деловые» Цель: формирование.

Уроки финансовой грамотности

Финансовая грамотность — это совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами. В настоящее время среди наших соотечественников часты случаи финансовых злоупотреблений, накопления непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже разоряют. А большинство людей попросту не замечают, куда сами тратят собственные деньги, и живут от зарплаты до зарплаты. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне.

Предлагаем вам ознакомиться с перечнем качеств финансово грамотного человека и подумать, подходите ли вы под это описание.

Итак, финансово грамотный человек.

    Ведет учет своих доходов и расходов (точно знает, сколько заработал и потратил в этом месяце).

Тратит меньше, чем зарабатывает (не лезет в долги).

Ориентируется в финансовой информации (знает, где найти необходимые сведения, и использует их с выгодой для себя).

Грамотно выбирает финансовые услуги (находит надежные финансовые организации).

Обладает «подушкой безопасности» (имеет финансовый резерв на случай непредвиденных обстоятельств).

  • Знает свои права как потребитель финансовых услуг (может отстоять свои права, если они нарушены).
  • Если хоть один из перечисленных пунктов не соотносится с вами, необходимо заняться повышением финансовой грамотности. Обучать финансовой грамотности необходимо и детей. В школьном возрасте ребенок получает карманные деньги и должен уметь ими распоряжаться. Мы подготовили для вас основные уроки финансовой грамотности, которые помогут научиться эффективно планировать бюджет и управлять им, избегать лишних расходов и долгов.

    Читать еще:  Кофточка крючком видео уроки для начинающих

    Урок первый: тратьте меньше, чем получаете

    Это основной принцип. Если нарушается он, овладение другими принципами попросту невозможно. Так, если ваш расход равен доходу, у вас не остается свободных средств для накопления и резерва. Если вы тратите больше, чем зарабатываете, то есть берете деньги в долг или покупаете в кредит, то тем более лишаетесь возможности грамотно управлять своим бюджетом.

    Расход должен быть меньше дохода минимум на 20%. То есть есть ли в месяц вы зарабатываете 30 000 рублей, то потратить можете не более 24 000. Понятно, что чем выше процентная разница между доходом и расходом, тем лучше.

    Урок второй: избегайте долгов и кредитов

    К сожалению, в последние годы в нашей стране стало популярным мнение о том, что жить в кредит — это норма. Это убеждение крайне опасно. Человек легко попадает в ловушку «выгодных предложений». Он берет займ, чтобы купить телевизор, в день расчета у него не хватает денег на выплату процентов, человек берет еще один займ, чтобы погасить предыдущий и купить что-то необходимое, в день расчета у него снова не хватает денег. Замкнутый круг, выйти из которого может далеко не каждый. Люди, живущие в долг, постоянно испытывают стресс и рискуют оказаться в долговой яме.

    Специалисты рекомендуют брать кредиты только в трех случаях:

    • на покупку жилья
    • на развитие бизнеса или производства
    • на лечение

    Все остальные варианты расходов (развлечения, автомобили, обучение, путешествия) должны покрываться из собственных денег.
    Если все же возникла необходимость взять кредит, то его обязательно нужно закрыть, прежде чем брать следующий. Нельзя совмещать несколько кредитов и займов.

    Урок третий: откладывайте часть денег

    Приучайте себя откладывать некий резерв с каждого своего дохода. Даже если заработная плата или пенсия невысока, можно начать откладывать хотя бы по 10%. Велика вероятность того, что проанализировав свои расходы, вы избавитесь от лишних трат и сможете откладывать уже по 20%.

    Первое время сохраненные средства можно держать на отдельном банковском счете, затем можно инвестировать, например, в ценные бумаги. Создайте денежный резерв и заставьте его работать на вас. Эти деньги также могут сыграть роль «подушки безопасности». Вы сможете использовать их, если произойдет непредвиденная ситуация, требующая финансовых вливаний. Минимальный размер итогового резерва должен составлять доход за 6 месяцев. Оптимальный резерв — годовой доход.

    Урок четвертый: планируйте семейный бюджет

    Начать нужно с анализа доходов и расходов вашей семьи за месяц. В течение месяца собирайте чеки с каждой покупки (вплоть до жвачек) или сразу записывайте потраченные суммы в тетрадь.В конце месяца составьте таблицу, укажите в ней доходы и расходы всех членов семьи. Посмотрите, на что вы больше всего тратили деньги. Еда? Одежда? Подарки? Вероятнее всего, вы будете удивлены тем, что большие суммы ушли на ненужные вещи.

    После анализа создайте примерный план расходов на следующий месяц. Не забудьте вычесть из семейного дохода 10–20% для финансового резерва. Исключите из списка ненужные траты. Ведите учет своих расходов и анализируйте его в конце каждого месяца.

    Урок пятый: покупайте практичные вещи

    На каждом углу реклама призывает нас покупать модные товары. Но то, что актуально в этом месяце, устареет в следующем. Модные модели смартфонов – яркий тому пример. Совершая покупки, не ориентируйтесь на рекламу или на желание быть лучше других — этот путь ведет в сторону от финансового благополучия. Другая крайность — стремиться покупать то, что дешевле. Дешевые вещи часто быстрее приходят в негодность, и человек вынужден искать ей замену. Старайтесь покупать практичные и качественные вещи, которые долго прослужат. Изучайте отзывы, общайтесь с обладателями вещей, которые собираетесь купить.

    Совершая новое приобретение, думайте не только о его цене, но и о будущих расходах по его содержанию. Например, решив приобрести автомобиль, прикиньте, сколько средств будет уходить на бензин ежемесячно, сколько будет стоить ремонт или замена тех или иных деталей.

    Урок шестой: экономьте на оплате коммунальных услуг

    Оплата коммунальных услуг — довольно весомая статья расходов. Полностью исключить ее, разумеется, невозможно, но сохранить расходы получится легко.

    Установите счетчики на газ, воду и отопление. Двухтарифный счетчик на электроэнергию также поможет сэкономить: в выходные, праздники и ночью тарифы ниже в два раза.

    И, главное, приучите себя и своих близких разумно расходовать воду и свет. Это поможет не только вашему бюджету, но и всей планете.

    Урок седьмой: пишите список покупок

    Большая часть средств уходит на незапланированные покупки в супермаркетах. Вы идете за хлебом, а возвращаетесь с пачкой печенья, мороженым и елочными игрушками по летней акции. Составляйте список покупок перед каждым походом в магазин и совершайте покупки строго по нему. Просто не заходите в отдел, в котором нет предметов из вашего списка. Так вы убережете себя от эмоциональных покупок, которые вам не нужны.

    Если вы идете в магазин с ребенком и готовы купить что-то незапланированное по его желанию, сразу озвучьте ему сумму, которую можете потратить.

    А на бесплатном дистанционном курсе повышения квалификации для учителей по финансовой грамотности можно узнать еще больше о разумном распределении доходов и о том, как обучить этому детей.

    Как говорить о деньгах с детьми?

    Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности.
    Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.

    1. Планируйте семейный бюджет с детьми

    2. Выделяйте ребенку карманные деньги

    3. Играйте в «финансовые» игры

    4. Учите ребенка зарабатывать

    Поговорив с малышом о том, как в кошельке появляются деньги, можно дать ему возможность зарабатывать самостоятельно. Помните о том, что у ребенка есть свои обязанности, и за их выполнение вы не должны ему платить. То есть не стоит платить за разложенные по местам игрушки и чистку зубов. Так можно легко потерять авторитет в глазах ребенка. Придумайте другую оплачиваемую деятельность. Например, собрать ягоды или помыть машину.

    Обучить ребенка финансовой грамотности и управлению финансами поможет учебно-методический комплекс «Личные финансы», разработанный для учащихся 3-11 классов.

    10 бесплатных онлайн-курсов по финансовой грамотности и инвестированию

    Из-за наступающего кризиса сохранить сбережения будет ещё сложнее, чем раньше. Мы сделали подборку онлайн-курсов про деньги и инвестирование, чтобы вы могли прокачать финансовую грамотность. Лекции читают профессора ведущих российских вузов.

    1. Управление личными финансами

    Кто проводит: Высшая школа экономики (ВШЭ)

    Сколько длится: 31 видео, 10 часов

    Программа курса : финансы в жизни человека; риск и доходность личных финансовых инвестиций; технология принятия инвестиционных решений; финансовые инструменты для инвестирования.

    Легендарный курс профессора «Вышки» Николая Берзона , который объясняет базовые принципы построения личного капитала. Из лекций можно узнать, как правильно составлять финансовый план и инвестиционную стратегию, принимать обоснованные инвестиционные решения и формировать собственный портфель инвестора. В конце каждого урока — тесты для оценки полученных знаний.

    2. Фондовый рынок

    Кто проводит: Высшая школа экономики

    Сколько длится: 15 видео, 2,5 часа

    Программа курса : доверительное управление; ПИФы; ценные бумаги; выкуп акций; привилегированные акции; обеспеченные и необеспеченные облигации; выкуп и рейтинги облигаций; секьюритизация.

    Продолжение курса «Вышки» про личные финансы — теперь лекторы помогут разобраться в мире ценных бумаг и фондовых бирж. Вы узнаете, что такое паевые инвестиционные фонды и доверительное управление, какие бывают акции и чем они отличаются от облигаций, как выбрать и купить бумаги частных и государственных компаний. Очень полезный курс для всех, кто делает первые шаги на бирже.

    3. Основы финансовой грамотности

    Кто проводит: ТемоЦентр

    Сколько длится: 12 видео, 4 часа

    Программа курса : личные финансы; развитие банковской системы; страхование; недвижимость; фондовый рынок; пенсионное обеспечение; анализ финансовой информации; электронные финансы; налогообложение физлиц; личное финансовое планирование; личная финансовая безопасность.

    Несложный курс, охватывающий все базовые основы финансовой грамотности — как если бы такие уроки преподавали в российских школах. Лекторы рассказывают о том, как устроены простые инструменты сбережения и финансового планирования, какие услуги и продукты предлагают банки, что такое потребительское страхование, как накопить на пенсию и правильно платить налоги. Несколько лекций посвящены фондовому рынку и анализу финансовой информации. В конце каждого урока предлагается пройти небольшой тест, а после окончания курса можно получить электронный сертификат.

    4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество

    Кто проводит: Высшая школа экономики

    Сколько длится: 6 видео, 1,5 часа

    Программа курса : виды финансового мошенничества; способы минимизации рисков; кибермошенничество; российское законодательство в борьбе с финансовым мошенничеством; виды и признаки финансовых пирамид; история и бизнес-модели известных финансовых пирамид.

    Курс поможет обеспечить вашу безопасность на финансовом рынке. Автор лекций учит распознавать финансовые мошенничества, разбираться в значениях слов «фишинг», «вишинг», «фарминг», оберегать банковские карты от мошенников. Часть курса посвящена финансовым пирамидам: вы узнаете, почему люди до сих пор вкладывают деньги в современные аналоги «МММ» и как вычислить признаки пирамиды в финансовой компании.

    5. Финансовая грамотность

    Кто проводит: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

    Сколько длится: около 45 часов

    Программа курса : источники финансовых ресурсов населения; направления сбережения и инвестирования частных лиц; способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов; основные характеристики финансовых продуктов и услуг.

    Авторы полноценного учебного курса рассказывают, как выгодно вкладывать накопления, правильно расходовать средства с учётом разной величины доходов, применять налоговые вычеты и сравнивать параметры финансовых продуктов. Частично лекции будут посвящены личному финансовому бюджету, пенсионным накоплениям, обязательному и добровольному страхованию. После окончания курса можно сдать небольшой экзамен и получить сертификат — правда, это платная услуга, она стоит 1800 ₽.

    6. Инвестиции в будущее

    Кто проводит: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ)

    Читать еще:  Наращивание ногтей гелем видеоурок для начинающих

    Сколько длится: 30 видео, 7 часов

    Программа курса : персональные финансы; валюта, банки и госбюджет; депозиты; кредиты; ценные бумаги и ПИФы; виды страхования.

    На курсе — шесть модулей с лекциями о том, как устроены банковская система и фондовый рынок. Один модуль посвящён личным финансам: как понять, когда пора инвестировать, как ваш кошелёк связан с макроэкономикой (и что это вообще такое), как вычислить свою склонность к риску и что означают понятия «интеллектуальный капитал» и «финансовый капитал». К каждому модулю прилагается презентация с кратким содержанием лекций.

    7. Экономика для неэкономистов

    Кто проводит: Высшая школа экономики

    Сколько длится: 98 видео, 30 часов

    Программа курса : введение в экономическую теорию; спрос и предложение; производство и издержки фирмы; максимизация прибыли, рыночные структуры; введение в макроэкономику; основные макроэкономические показатели; экономический рост и бизнес-цикл; государственные макроэкономические политики.

    Курс призван посвятить в экономическую теорию всех, кто максимально далёк от экономики и бизнеса. Лектор простыми словами объясняет, как устроены спрос и предложение, производство и рыночные структуры, что такое издержки и откуда берётся прибыль. Часть лекций рассказывает о принципах макроэкономики: что такое ВВП, как считается инфляция и почему возникает безработица. В общем, после прослушивания курса можно как минимум научиться виртуозно выигрывать в «Монополию». К каждой лекции прилагается материал для самостоятельного изучения и тесты.

    8. Азбука финансов

    Кто проводит : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

    Сколько длится : 43 видео, 6 часов

    Программа курса : инвестиции и сбережения; финансовые инструменты; основы формирования инвестиционного портфеля; стратегии, цели, параметры инвестирования; личный финансовый план.

    На курсе научат планировать личный бюджет, составлять личный финансовый план, вести учёт расходов и доходов. Большая часть лекций посвящена инвестированию: вы узнаете, какие качества отличают успешных инвесторов (и подходите ли вы под эти критерии), какие бывают финансовые инструменты и как составить собственный инвестиционный портфель. В конце каждого раздела можно будет пройти тест и закрепить полученные знания.

    9. Банковское дело и финансы

    Кто проводит: Сбербанк

    Сколько длится: 39 видео, 12 часов

    Программа курса : введение в бизнес-модель и финансы банков; финансовая отчётность банков; кредитные и депозитные операции; операции банков на финансовых рынках; комиссионные операции и бизнес-модели банков; финансовый анализ банков; будущее банковского бизнеса.

    Курс доходчиво объясняет, как функционируют банки. Лекции интересно посмотреть всем, кто хочет знать, почему у банков такие высокие проценты по кредитам, зачем банк доплачивает вкладчикам, как работают денежные переводы (и зачем нужны комиссии), а также как банки зарабатывают на фондовом рынке. Один из уроков посвящён банковской финансовой отчётности: вы научитесь понимать, как на самом деле идут дела у банка, где вы держите свои деньги. К каждому разделу курса прикреплены материалы для самостоятельного изучения и небольшие тесты.

    Открыть свой вклад

    10. Финансовая грамотность

    Кто проводит: один из авторов курса — преподаватель экономфака Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ)

    Сколько длится: 6 уроков в текстовом формате

    Программа курса : суть денег; планирование и учёт финансов; финансовая система и финансовые организации; инвестирование и накопление; финансовый анализ; финансовое мышление.

    Курс охватывает все сферы «бытовой» финансовой грамотности — начиная с сущности денег и заканчивая финансовым мышлением и философией. Всего на курсе шесть уроков в текстовом формате, каждый из которых состоит из трёх-шести частей. К каждому уроку прилагается тест — чтобы пройти его, нужно зарегистрироваться на портале.

    20 бесплатных курсов, которые научат разбираться в финансах

    От азов обращения с деньгами до уроков инвестирования.

    Все курсы на русском или английском языке из этой подборки доступны по запросу либо регулярно перевыпускаются.

    Курсы на русском языке

    1. Наука о богатстве

    Курс предназначен для тех, кто стремится к фундаментальному познанию экономической теории. Павел Усанов расскажет об основных экономических моделях — от аристотелевской каталлактики до социализма — и объяснит, как они отражаются в реальной жизни людей.

    2. История экономической мысли

    Для глубинного понимания современных экономических процессов важен исторический аспект. Профессора из ВШЭ не только расскажут, что Маркс понимал под прибавочной стоимостью и почему Смит ратовал за свободный рынок, но и разовьют в вас критическое экономическое мышление.

    3. Экономика для неэкономистов

    Тем, кто не желает углубляться в экономическую науку, подойдёт этот курс. Доцент кафедры экономической теории Игорь Ким простым языком объяснит базовые понятия микро- и макроэкономики. Узнайте, что такое спрос и предложение, каков механизм конкуренции и монополии, что такое ВВП и откуда берётся инфляция с безработицей — выведите финансовую грамотность на новый уровень.

    4. Финансовые рынки и институты

    В этом курсе представлены лекции профессора Николая Иосифовича Берзона: структура финансового рынка (от фондового до валютного), акции, облигации, банковский сектор и многое другое. То, что нужно для начинающих инвесторов. Если учиться вкладывать деньги, то у лучших!

    5. Теории денег. От ракушки до биткойна

    Если жизнь — игра, то деньги помогают вести в счёте. Так было во времена, когда люди обменивались слитками драгоценных металлов. Так есть и сейчас, когда мир сходит с ума по криптовалютам. Профессор экономики Юлия Вымятнина расскажет, что можно считать деньгами, а что нет и что такое стоимость денег. В 2015 году её курс занял второе место на конкурсе EdCrunch Award в номинации «Гуманитарные науки».

    6. Азбука финансов

    Если вы думаете, что бюджет, финансовый план и инвестиции — удел экономистов, то ошибаетесь. Любой современный человек должен умело вкладывать деньги и анализировать экономическую ситуацию. Этому научит вас кандидат экономических наук Валерия Цибульникова. Фокус сделан на личные финансы.

    7. Финансовая грамотность

    Многие люди не могут обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. Парадокс? Едва ли! Это закономерное следствие финансового невежества. Авторы этого текстового курса убеждены, что благосостояние начинается с осознанного отношения к деньгам и финансового мышления.

    8. Основы финансовой грамотности

    Какие налоги платят граждане? Почему нам отказывают в кредитах? И как обеспечить себе безбедную старость? Ответы на эти и другие вопросы о формировании личного бюджета и планировании расходов уже получили более шести с половиной тысяч слушателей. Шанс повысить финансовую грамотность есть и у вас.

    9. Основы финансов для молодёжи

    Особенность этого курса — интерактивность. Он состоит из 100 мини-заданий, которые, в свою очередь, разбиты на тематические модули (личные, бытовые, глобальные, корпоративные финансы и финансовые институты). Выполняя задания, вы зарабатываете баллы и переходите от уровня к уровню.

    10. Бизнес для «чайников»

    Как появились те или иные организационно-правовые формы для бизнеса? Как устроены банки, биржи, страховщики и логистика? Для чего нужны аудиторы, консультанты, оценщики, эксперты и аналитики? Ответы на эти и многие другие вопросы — в выступлениях известного предпринимателя Юрия Милюкова.

    Курсы на английском языке

    1. Финансовая грамотность

    Какова разница между целями в жизни и финансовыми целями? Как сделать так, чтобы доходы превалировали над расходами? Что такое правило 10%? Чем инвестиции отличаются от сбережений? Как не наломать дров и не нарваться на мошенников? Ответы на эти и многие другие вопросы вам дадут преподаватели Университета Маккуори.

    2. Финансы для всех: умные инструменты для принятия решений

    Что выгоднее: арендовать или взять ипотеку? Купить подержанный автомобиль или новый? Открыть вклад или вложиться в ценные бумаги? Принимать столь важные решения проще, если знаком с базовыми финансовыми принципами. Освойте их в рамках данного курса. Его особенность в обилии примеров из жизни.

    3. Финансовая математика

    Деньги любят счёт. Сводить дебет с кредитом научит этот небольшой курс. Вы поймёте разницу между прибылью и маржой, сможете высчитывать упущенную выгоду и возьмёте на вооружение различные мобильные приложения для учёта финансов.

    4. Финансы для нефинансистов

    Профессор Джеймс Уэстон (James Weston) — уважаемый эксперт в области корпоративных финансов. В рамках этого курса он объясняет, как финансисты принимают те или иные решения. Очень полезные лекции для предпринимателей, которые хотят вывести бизнес на качественно новый уровень.

    5. Поведенческие финансы

    Поведенческая экономика изучает, как социальные и психологические факторы влияют на рыночные переменные. Например, цены на товары. Этот курс объяснит, почему люди вкладывают деньги в пирамиды, а не в инвестиционные фонды, совершают ненужные покупки и другие финансовые ошибки.

    6. Финансовое планирование для молодёжи

    Курс, который не только научит вас ставить правильные цели, планировать бюджет и инвестировать, но и позволит примерить на себя роль финансового консультанта. Почему бы не сделать решение финансовых задачек своей профессией?

    7. Введение в управление личными финансами

    В этом курсе дипломированный юрист Кристин Уильямс (Christine Williams) учит, как избавиться от долгов. Сначала она предлагает составить таблицу долговых обязательств и расставить приоритеты, исходя из сроков и процентных ставок. Это поможет выбрать правильную стратегию и свети к минимуму ежемесячные платежи.

    8. Личное и семейное финансовое планирование

    Профессор Михаель Гуттер (Michael S. Gutter) учит студентов прокладывать свой путь к финансовой независимости. Модули о налоговой и кредитной системе могут показаться вам неинтересными, так как они ориентированы на Америку. Но ведь общие принципы финансовой грамотности универсальны.

    9. Управление своими деньгами

    Этот курс поможет вам навести порядок в своих финансах. Сначала вам объяснят, как составлять личный бюджет. Вы вычлените бесполезные или чересчур затратные статьи расходов и сможете их оптимизировать. А затем познакомитесь с азами кредитования и инвестирования.

    10. 5 ключей к инвестированию

    Очень мотивирующий курс. Его автор считает, что учиться инвестированию и инвестировать никогда не поздно. Нужно лишь определиться, куда вкладывать деньги и сколько.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector