Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коклюшки уроки плетения

Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

Плетение кружева — древний и востребованный вид рукоделия. До сих пор неизвестно, где и когда оно появилось. Самые древние ажурные ткани были найдены при раскопках захоронений Египта. Считается, что это искусство попало в Европу с Ближнего Востока и развивалось в разных направлениях. Сейчас наиболее известны кружева в технике плетения на коклюшках, фриволите, вязание.

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.

Повороты судьбы

Все эти перипетии изменили не только подход к производству, но и структуру потребления. То, что раньше могли позволить себе только состоятельные граждане, стало доступно широким слоям населения. Это способствовало небывалому всплеску моды на кружевную отделку. Более того, появился спрос не только на готовые изделия, но и на обучение технике плетения.

Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.

Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма. Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки. В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.

В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.

Русский компонент

Производство бобинного кружева появилось в северо-западных регионах России на рубеже XVI — XVII веков. Этому способствовали торговые связи с Европой ещё со времён Ганзейского союза. Сохранившиеся образцы старинной женской одежды часто имеют кружевную отделку. Однако, в то время подобное ремесло не носило массового характера.

Как это могло быть, можно посмотреть в фильме «Россия молодая», где показано рабочее место жительницы Русского Севера по имени Таисия в исполнении Александры Яковлевой. Девушка считается хорошей мастерицей, успешно продаёт перекупщикам своё творчество и зарабатывает не хуже любого рыбака.

Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:

Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.

В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля. По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены. Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.

Традиции не утеряны и живут до сих пор. В Вологде работает предприятие «Снежинка», а в 2010 году открылся музей. В нём представлены лучшие образцы старинного и современного бобинного кружева. Здесь можно увидеть скатерти и занавески, салфетки, тесьму и всевозможные предметы гардероба, сделанные руками местных мастериц. Неизменной популярностью пользуются экскурсии и уроки плетения кружева на коклюшках для начинающих.

Материалы для изготовления

Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:

  1. Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.
  2. Портняжные булавки.
  3. Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
  4. Подставка под валик.
  5. Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
  6. Нитки.
  7. Крючок.

Благодаря множеству книг любой желающий может научиться плести кружево. Увлечение может стать не только приятным, но и полезным — этот вид рукоделия по-прежнему пользуется спросом и хорошо оплачивается. Интернет открывает доступ к секретам коклюшечного кружева, схемам и сколкам, раньше доступным только в крупных центрах производства.

Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • история искусств (151)
  • модерн/ар-нуво/ар-деко (22)
  • Pin-Up (11)
  • архитектура (3)
  • фотохудожники (1)
  • искусство, art (40)
  • художники, иллюстраторы (40)
  • Винтаж/Ретро (35)
  • аксессуары (35)
  • бижутерия (5)
  • бисероплетение (7)
  • головные уборы (9)
  • ювелирка+камни (2)
  • ателье (51)
  • декор одежды (5)
  • сумки (19)
  • уроки кроя и шитья (5)
  • шитье (54)
  • библиотека (101)
  • афоризмы (14)
  • высказывания кого-то.. (36)
  • книги (40)
  • открытки (1)
  • притчи (15)
  • стихи (16)
  • бумажное (28)
  • бумажный арт (13)
  • картон (3)
  • скрап (4)
  • бытовое.. (0)
  • войлок/фетр (7)
  • вышивание (49)
  • основы вышивания (3)
  • вышивание бисером (1)
  • Вышивание крестом (8)
  • вышивание лентами (12)
  • вязание (248)
  • вязаный креатив (26)
  • шарфы,шали,накидки (15)
  • варежки, митенки, перчатки (9)
  • вязание крючком (21)
  • вязание спицами (21)
  • Вязаные пальто (2)
  • вязаный пэчворк/энтрелак (4)
  • носки, гетры, тапочки, подследники (8)
  • платья, туники (23)
  • основы/уроки вязания (42)
  • фриформ (9)
  • декупаж (8)
  • дизайн (71)
  • креативный дизайн (13)
  • фэн-шуй (1)
  • декорирование (30)
  • дизайн интерьера (32)
  • книги/журналы по рукоделию (141)
  • Asahi Original (13)
  • книги/журналы не привязанное (8)
  • Keito Dama (3)
  • Debbie Bliss (2)
  • Knit Now (1)
  • Кладезь (1)
  • Diana (2)
  • Formula рукоделия (3)
  • Lady Boutique (1)
  • Lets Knit Series (5)
  • Ondori (1)
  • Phildar (1)
  • Sabrina (6)
  • Verena (9)
  • Vogue knitting (5)
  • Дуплет (17)
  • Журнал Мод (11)
  • компьютерно-техническое (10)
  • лоскутные техники (19)
  • основы/блоки (2)
  • квилт стежка (1)
  • пэчворк (11)
  • Мастер-классы (19)
  • мода (171)
  • дизайнеры (34)
  • бохо-стиль (18)
  • имиджеология (7)
  • история моды (48)
  • тенденции моды (38)
  • мои мыслишки.. (17)
  • музыкальное (11)
  • о духовном.. (16)
  • Школа Здоровья (90)
  • диеты, правильное питание (10)
  • аюрведа (7)
  • Дневник здоровья (3)
  • Coral-clab (2)
  • Amway (1)
  • йога (3)
  • народные рецепты (25)
  • разминки-зарядки (1)
  • изюминки кулинарии.. (16)
  • плетение (73)
  • из газет (46)
  • кружевоплетение на коклюшках (3)
  • кружево. (6)
  • наузы, узлы, макраме (7)
  • плетение из лозы (1)
  • проволока (9)
  • мусорные пакеты (1)
  • позитивчик (11)
  • праздники (32)
  • Новый год/Рождество (12)
  • Пасха (7)
  • знаки зодиака (6)
  • День Святого Валентина (1)
  • психология (17)
  • путешествия (6)
  • моя работа (82)
  • кожа/мех (28)
  • Батик (1)
  • куклы (13)
  • рисование (113)
  • стекло/витраж (4)
  • сад/огород (11)
  • цветочное (11)
  • семья (1)
  • солянка из не привязанного.. (9)
  • Рукодельное (50)

Музыка

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Уроки кружевоплетения на коклюшках для начинающих от Аделаиды Рожковой

УРОК 2. Приступая к работе.

ПРИКРЕПЛЕНИЕ СКОЛКА.

На ровную поверхность подушки кладется картон, равный по величине сколку, затем сколок и поверх прозрачный полиэтилен (кле­енка). Булавкой нужно подхватить немного материи верхней наволочки и воткнуть конец булавки в сколок почти горизонтально. Булавка не должна торчать. Сколок должен лежать ровно. Нужно помнить о том, что при выполнении больших изделий возможно смещение сколка, поэтому перед началом плетения следует хорошо выровнять поверхность подушки, на которой будет выполняться кружево.

Читать еще:  Уроки медитации рф

НАМОТКА НИТЕЙ НА КОКЛЮШКИ

Кружево плетется не отдельными коклюшками, а парами, поэтому и наматываются на коклюшки нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку. Вначале на указательный палец левой кисти кладем конец нити от катушки, на него кладем коклюшку. Придерживая нить большим пальцем, делаем вначале три тура (поворота нити) вокруг шейки коклюшки для закрепления нити. Затем коклюшку берут за нижнюю часть большим и указательным пальцем правой кисти и придают ей вращательное движение к себе.

Наматывая нитку, вращают коклюшку справа налево, обязательно в одну сторону, как можно туже и ровнее. Нить при этом от катушки идет к коклюшке снизу. На­мотав 2—3 метра нитки на коклюшку, ее за­крепляют петлей. Для чего большой палец правой руки кладется на намотанные нитки коклюшки, и продолжением нити с коклюшки палец оборачиваем. Образовавшуюся вокруг пальца петлю сбрасываем на коклюшку. Петля не позволяет нитке разматываться, но при необходимости можно удлинить её легким поворотом коклюшки слева направо. Приблизительно такое же количество, которое было намотано на первую коклюшку (2-3метра), отрываем от катушки и наматываем на вторую коклюшку с оторванного конца. Закрепляем намотанную нить так же, как описано выше. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВ.

Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток.

Плетение производится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой, а другая в левой руке.

Простейшие операции, из которых состоит основной процесс плетения, носят название «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ».

Две пары По паре коклю- Перевить Перевить Перевить

коклюшек на шек рядом один раз два раза несколько

одной булавке с точкой заплета раз

«ПЕРЕВИТЬ» — это значит перекинуть, переложить правую коклюшку на левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают от одного до трех раз и более.

П е р е в и т ь Сплести один раз Сплести два раза

(П О Л З А П Л Е Т А) (ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ)

«СПЛЕСТИ» — означает: внутреннюю коклюшку правой руки перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот.

Переплетение «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ» один раз называется ПОЛЗАПЛЕТА. Повторив это плетение еще раз получаем плетение в ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ.Эти понятия: ПЕРЕВИТЬ, СПЛЕСТИ, ПОЛЗАПЛЕТА, ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ—азбука плетения и должны быть четко освоены при начале плетения.

Основных элементов плетения четыре: ПЛЕТЕШОК, ПОЛОТНЯНКА, СЕТОЧКА и НАСНОВКА.

Сам себе мастер

Поделилась — Аделаиды Рожковой .

Главным инструментом для плетения кружев являются подушка-валик, образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки, с намотанными на них нитками, и булавки.

П О Д У Ш К А

Подушка-валик является самым необходимым приспособлением для плетения кружев.

Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.

Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения кружев достаточна подушка среднего размера.

Можно приготовить подушку и несколько более простым способом. Для этого в зависимости от размеров предполагаемой подушки выбирается плотный центр. Это может быть обычная стеклянная банка различной емкости или пластиковый баллон. Для первоначального освоения достаточно взять банку 1-2 литра. Для укрепления и придания плотности пластиковому баллону их берется два, срезаются горлышки. Они вставляются один в другой, и получается «овальчик». Для подушки среднего диаметра берется банка емкостью 5 литров. Банка оборачивается поролоном (для кружевоплетения берется более плотный поролон). Ближе к центру можно использовать более мягкий поролон или его остатки. Можно центр обернуть тканью, ветошью, но обязательно покрыть сверху поролоном. Это делается потому, что ткани, ветошь и вата булавок не держат. Величина наматываемого поролона определяется булавкой, которая при вкалывании в подушку не должна касаться твердого центра, что примерно составляет 8-10 см от твердого центра подушки. Для уплотнения поролона желательно стянуть его дополнительно несколькими турами плотной ткани. Затем по величине получившейся подушки сшить плотную наволочку, как описано выше.

После натягивания наволочки на подушку ткань, стягивающая поролон, аккуратно сматывается и удаляется, при этом поролон расправляется. Края подушки оформляются так же как при заполнении опилками. Верхняя подушка (наволочка) с незначительным припуском (0,5 – 1 см) шире нижней.

Можно выполнить подушку из опилок. Во внутрь чехла кладется картонный кружок. Ставим в центр чехла плотную сердцевину (овальчик из пластиковых баллонов, стеклянную банку и т.д.) Пространство между плотным центром и чехлом засыпать опилками, сенной трухой. Не досыпая 3-4 см до края чехла, кладем второй картонный круг и затягиваем шнурком чехол. Подушка готова.

П О Д С Т А В К А под ПОДУШКУ, ВАЛИК

Чтобы подушка была более устойчивой, её кладут на подставку, состоящую из двух рам, по внешнему виду напоминающих «козла», скрепленных посередине ботами. На верхнюю часть этой подставки кладется полотно. Подставка должна быть такого размера, чтобы можно было работать сидя. Средние размеры: высота подставки — 75 см, ширина – 40 см.

Вместо неё можно использовать решето, корзиночку, в которые вкладывается валик. Можно также подушку положить внутрь посылочного ящика, соответствующего размерам подушки. Можно также применить кусок поролона небольшой величины, свернув его края в трубочки.

К О К Л Ю Ш К И

Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.

Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше. Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек дерева длиной 17,5 – 18 см, в диаметре до 1,5 см. С одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез и от него через 4,5 см сделать второй надрез. Эту часть дерева между надрезами снимаем так, что создается шейка коклюшки для наматывания нитей. Получившуюся коклюшку в грубом виде следует ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.

Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком т.к. при этом они быстрее загрязняются в работе, потеют в руках, а следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму, рекомендуется прогрунтоватьих.

Можно прогрунтовать их кипячением в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом несколько раз для снятия остатков масла.

Б У Л А В К И

Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.

При выполнении кружев толстыми нитями применяются большие декоративные булавки, длиной до 5 см с крупной пластмассовой головкой. Для начала требуется небольшое количество булавок – около сотни. При плетении сложных и больших узоров их число больше.

Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к. их ржавчина зеленого цвета легко моется, не оставляя следов на изделии.

Читать еще:  Танцевальная аэробика для начинающих видео уроки

Вновь купленные булавки рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием в бензине, эфире, спирте. Затем следует их просушить. Сухие булавки нужно очистить прокалыванием через резинку – ластик, используемую при стирании карандашных записей с бумаги. Надо помнить, что при работе потными, мокрыми руками металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.

В Я З А Л Ь Н Ы Й К Р Ю Ч О К

При работе парносцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется крючок «0» размера. Номер крючка определяется по его головке (бородке), размера углублений в рабочей части крючка.

Вязальный крючок можно будет изготовить и самому. Для этого берется соответствующей толщины швейная игла. Острый конец её несколько уплощается и затем надфилем делается зазор с этого конца. Острый конец закругляется, затачивается. Для хорошего удержания нитей необходимо по краю зазора выточить и боковые канавки. При их отсутствии нить соскальзывает с крючка во время работы. Тупой конец иглы разогревается, как при изготовлении иглы для накола, вставляется в нагретом состоянии в пластмассовый стержень. Для зашивки – окончания работы удобно применять петлевой крючок, который служит для поднятия петель капроновых чулок.

С К О Л О К

Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Вначале сколка узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не годится, так как он стирается, делает работу грязноватой. В дальнейшем плетея руководствуется только одними точками накола или наколами, как их называют. Для облегчения зрительной работы рекомендуется картон или бумагу для сколков брать голубого или зеленого цветов.

Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Для получения запасного сколка при плетении под сколок подкладывают такую же бумагу и в процессе работы, прокалывая оба слоя, получают второй сколок. Обрисовку надо проводить тонкими линиями. Надо помнить, что наиболее важными являются точки накола, а по ним уже можно прорисовать рисунок кружева. При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева. Обычно бумажного сколка кружева хватает не более трех раз.

Чтобы увеличить срок службы кружевного сколка, сохранить сколок (при натягивании ниток он прорывается), под сколок подкладывается мягкая толстая бумага или картон. Увеличить срок службы сколка можно покрытием его прозрачным полиэтиленом, клеенкой — что одновременно предохранить и от загрязнения кружев от чернил, туши и т.д., которым обрисован узор кружева на сколке.

После неоднократного использования сколка его можно «подновить», восстановить следующим образом. Старый сколок подложить на ровную поверхность изнаночной стороной вверх. Намазать её горячей отварной картошкой и сразу приложить газету. Сколок может послужить еще.

В современное время. В пору широкого распространения, ксерокса и компьютера можно получить сколок копированием или ксерокопированием с книги. Все наши сколки даны в масштабе миллиметровки 1 к 1. Конкретно указаны при выполнении сколка его масштаб, точки накола — можно перекопировать сколки непосредственно с книги, делая поправку на масштаб сколка (изделия). Еще проще — можно выполнить ксерокопирование или через компьютер — непосредственно кружево и выполнять по этому сколку.

НИТКИ

Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые ( натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки.

Нитки, поступающие в продажу, имеют различную упаковку: катушки, клубки, бумажные и пластмассовые патроны-трубки. На каждой катушке, мотке, бобине, конусе, муфте есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (её номер),длина ниток в данном мотке, катушке, бобине, число сложений, ГОСТ и фабрика – изготовитель.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Коклюшки уроки плетения

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

Кружевоплетение на коклюшках – это изысканный и самобытный вид прикладного искусства. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора плетёных элементов создаются изделия, поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
При создании кружева используется всего один материал – гибкие тонкие нити (льняные, хлопковые, шёлковые или металлизированные), переплетение которых образует узорное полотно (мерное или штучное).
Мерное кружево плетётся в длину и измеряется в метрах. Оно служит для отделки и может быть узким (1-3 см), средним (3-6 см) и широким (6-12 см). Кружево с обоими ровными краями называют «прошва»; с одним ровным краем, а другим фестончатым – «край» или «краюшка»; с двумя фестончатыми краями – «аграмант».
Штучные кружева – это законченные изделия (воротники, салфетки, накидки, скатерти).
Кружево выплетается при помощи коклюшек – деревянных палочек с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нить наматывается на пару коклюшек и закрепляется булавкой на валике-подушке. Для получения узора пары коклюшек перекладываются, перекрещиваются, соединяются и разъединяются, переплетая тем самым идущие с них нити в соответствии с рисунком. Такой рисунок, сделанный на бумаге, называется «сколок» – он предварительно накалывается на валик, где ведётся плетение.
В плетении на коклюшках различается всего несколько элементов: плетешок, полотнянка, сетка и насновка, но благодаря своей гибкости и подвижности они позволяют выполнять самые разные мотивы и формы – от строго геометрических, до художественно-изобразительных.

Материалы и инструменты.

Основные приспособления для плетения кружев – это валик и коклюшки. Также потребуются подставка для валика, портновские булавки-гвоздики, колотельная игла или тонкое шило, вязальный крючок № 0,5.
Коклюшки – деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой находится шейка, на которую наматывается нить. Они могут быть разной формы (рис. 1) и заказать их изготовление можно в мастерских, где работают с деревом.
Если у вас нет возможности приобрести коклюшки, то их можно сделать в домашних условиях. Для этого потребуются ровные (без сучков) ветки ореха, клёна или липы толщиной 10-15 мм. Ветки нарезать на палочки длиной 17 см и прокипятить в течение 4-х часов в растворе соли (3 ст. ложки на 1 литр воды). После того как вода остынет, нужно вынуть палочки и очистить их от коры. На подготовленных таким образом палочках острым ножом вырезать шейку, а головку слегка закруглить (рис. 2). Всю коклюшку тщательно отшлифовать, чтобы нить свободно двигалась, не цепляясь за «заусенцы».
При плетении кружева коклюшки используют только парами, поэтому число их при работе всегда будет чётным: 4, 6, 8 и т. д.
Валик представляет собой туго набитую подушку цилиндрической формы. Для его изготовления нужно взять кусок плотного материала размером 50х70 см. Короткие стороны прямоугольника сострочить, а длинные стороны подогнуть на ширину 2-3 см и прострочить. В полученные кулиски вдеть шнурки, с одной стороны шнурок затянуть и положить на образовавшееся отверстие картонный кружок диаметром 20 см для придания подушке формы валика. Затем плотно набить подушку сеном или опилками, накрыть вторым картонным кружком, затянуть шнурок и крепко завязать его. Валик должен быть очень тугим – булавка, воткнутая в него, должна быть абсолютно неподвижна.
Подставка для валика обеспечивает устойчивость подушки во время работы. Её можно выпилить из фанеры с выемками на 2 см меньше диаметра валика (рис. 3) или приспособить плотную картонную коробку из-под обуви.
Колотельная игла нужна для прокалывания «сколка», на котором ведётся работа – в полученные отверстия затем вставляются булавки, фиксирующие плетение. Для изготовления колотельной иглы в деревянную круглую палочку тупым концом вставить швейную иглу.
Крючок используется для сцепления отдельных элементов кружева во время плетения.

Кружево плетётся по определённому техническому рисунку, который называется «сколок». Он наносится на плотную бумагу или кальку в виде точек (обозначающих места втыкания булавок) и прорисованных линий узора.
Для укрепления сколка к валику предварительно прикалывается картон соответствующего размера (рис. 4). Чтобы картон не «ёрзал», булавкой нужно подхватить сначала немного ткани, а затем горизонтально воткнуть булавку в уголок картона (с каждой из 4-х сторон).
Затем на валик с картоном булавками закрепить сколок, вкалывая их по самую шляпку, и колотельной иглой проколоть все точки по рисунку.

Намотка ниток на коклюшки.

Нитки наматываются на коклюшки попарно: сначала на одну, а затем – без отрыва нити – на другую. Для этого сначала намотать кончик нити на шейку коклюшки и, держа нить в левой руке, а коклюшку – в правой, вращать коклюшку большим и указательным пальцем к себе (справа налево), начиная снизу шейки и продвигаясь вверх. Наматывать нужно как можно ровнее и туже. С окончанием намотки нитка должна находиться всегда в верхней части шейки, т. е. у головки.
Намотав 5-6 метров, нить оборвать и закрепить петлёй (фото 1-4). Переложить эту коклюшку в левую руку, а в правую взять пустую. Закрепить на коклюшке кончик нити и таким же образом намотать на шейку нить, сматывая её с левой коклюшки, пока на обеих не окажется примерно одинаковое количество нити. На правой коклюшке нить также закрепить петлёй (фото 1-4).

Читать еще:  Программа дом 3д видео уроки для начинающих

Выполнение закрепительной петли (фото 1-4).

Это специальная петля, которая фиксирует намотку и обеспечивает свободную подачу нити во время работы.
1. Держа коклюшку в правой руке, указательным пальцем левой натянуть нить.
2-4. Завести коклюшку под нить и, просунув головку сверху в образовавшуюся петлю, затянуть её.
Петли для каждой коклюшки должны иметь одинаковую длину (около 15 см) – коклюшки не должны свисать ниже валика (или поверхности, на которой он расположен).

Основные приемы плетения.

В работе одновременно участвуют 2 пары коклюшек – одна пара в правой руке, другая – в левой (коклюшки надо держать за нижнюю часть, не касаясь пальцами шейки).
Узор плетения получается при переборе – перекладывании в определённом порядке нитей в каждой паре (что называется «перевить») и нитей 2-х пар (что называется «сплести»). Каждый приём выполняется двумя руками одновременно.
«Перевить» – значит перекинуть правую коклюшку и её нить через левую коклюшку и её нить (справа налево) одновременно в обеих руках (рис. 5, фото 5-6). Это делается с помощью больших пальцев. В зависимости от рисунка кружева перевив может делаться от 1 до 3-х раз.
«Сплести» – значит перекинуть левую нить одной пары коклюшек через правую нить второй пары, т. е. 2 средние коклюшки поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот (рис. 6, фото 7).

Основные элементы коклюшечного кружева. Плетешок.

Плетешок – это туго сплетённый двумя парами коклюшек шнурок.

Цифровую версию (PDF-формат) журнала «Ксюша. Умелые ручки №2013-01» с полным описанием ЭТОГО МАТЕРИАЛА и еще много подробных инструкций, мастер-классов по различным техникам рукоделия можно скачать онлайн здесь …->

Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

Плетение кружева — древний и востребованный вид рукоделия. До сих пор неизвестно, где и когда оно появилось. Самые древние ажурные ткани были найдены при раскопках захоронений Египта. Считается, что это искусство попало в Европу с Ближнего Востока и развивалось в разных направлениях. Сейчас наиболее известны кружева в технике плетения на коклюшках, фриволите, вязание.

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.

Повороты судьбы

Все эти перипетии изменили не только подход к производству, но и структуру потребления. То, что раньше могли позволить себе только состоятельные граждане, стало доступно широким слоям населения. Это способствовало небывалому всплеску моды на кружевную отделку. Более того, появился спрос не только на готовые изделия, но и на обучение технике плетения.

Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.

Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма. Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки. В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.

В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.

Русский компонент

Производство бобинного кружева появилось в северо-западных регионах России на рубеже XVI — XVII веков. Этому способствовали торговые связи с Европой ещё со времён Ганзейского союза. Сохранившиеся образцы старинной женской одежды часто имеют кружевную отделку. Однако, в то время подобное ремесло не носило массового характера.

Как это могло быть, можно посмотреть в фильме «Россия молодая», где показано рабочее место жительницы Русского Севера по имени Таисия в исполнении Александры Яковлевой. Девушка считается хорошей мастерицей, успешно продаёт перекупщикам своё творчество и зарабатывает не хуже любого рыбака.

Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:

Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.

В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля. По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены. Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.

Традиции не утеряны и живут до сих пор. В Вологде работает предприятие «Снежинка», а в 2010 году открылся музей. В нём представлены лучшие образцы старинного и современного бобинного кружева. Здесь можно увидеть скатерти и занавески, салфетки, тесьму и всевозможные предметы гардероба, сделанные руками местных мастериц. Неизменной популярностью пользуются экскурсии и уроки плетения кружева на коклюшках для начинающих.

Материалы для изготовления

Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:

  1. Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.
  2. Портняжные булавки.
  3. Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
  4. Подставка под валик.
  5. Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
  6. Нитки.
  7. Крючок.

Благодаря множеству книг любой желающий может научиться плести кружево. Увлечение может стать не только приятным, но и полезным — этот вид рукоделия по-прежнему пользуется спросом и хорошо оплачивается. Интернет открывает доступ к секретам коклюшечного кружева, схемам и сколкам, раньше доступным только в крупных центрах производства.

Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector