Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки по развитию речи

Уроки развития речи

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь – основа умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логическая, чёткая, доказательная, образная, устная и письменная речь учащихся – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в своей речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи, при подготовке к письменным изложениям и сочинениям:

— восстановление деформированного текста;
— восстановление текста с пропущенными словами;
— изложение текста по вопросам к каждому предложению;
— составление рассказа по серии картинок и по вопросам;
— изложение текста по составленному плану;
— редактирование текста изложения.

Дети знакомятся с разными видами работ, в процессе выполнения строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал от рассказа по картине; какая разница между подробным пересказом и изложением.

С целью обучения и развития речи, формирования творческих потенций учащихся предлагается следующая система работы над связными художественными текстами.

Предварительный (подготовительный) этап до урока развития речи по данной теме.

Подготовка к очередному уроку развития речи осуществляется в течение всей недели. На этом этапе целесообразно использовать на уроках русского языка дополнительно к учебнику лексику по теме будущего урока развития речи для изучения программного материала. На занятиях расширяется круг знаний и представлений учеников по теме, развиваются их познавательные интересы, накапливается языковой материал. С этой целью используются для предварительного ознакомления различные аудиовизуальные материалы (картины, рисунки, записи), заучиваются текстовые фрагменты по теме (пословицы, поговорки, загадки, образные выражения, стихотворения).

Таким образом, перспективно мыслящие учителя используют этот этап в течение недели для усвоения учениками очередного программного языкового материала.

Урок обучения и развития речи на основе связного текста.

Подготовительный подэтап в начале урока предполагает:

-вводную беседу или вводное слово учителя с целью эмоционального воздействия на учеников; для создания атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока; мобилизации и актуализации уже имеющихся у учеников знаний и представлений из их собственного жизненного опыта;

-предтекстовые задания и вопросы, помогающие до чтения связного текста предварительно:

а) снять лексические, грамматические, семантические трудности в понимании содержания нового текста;

б) тренировать учеников в использовании в своей речи ключевых слов, грамматических конструкций, характерных для связного текста;

в) формировать навык техники чтения;

г) развивать навык языковой и смысловой догадки.

Основной подэтап работы над связным текстом на уроке предполагает:

— первичное выразительное чтение связного художественного текста учителем. Образцовый выразительный показ чтения учителя помогает правильно и эмоционально настроить учеников на восприятие текста и понять его содержание;

— вопросы и задания, помогающие проверить восприятие учениками общего смысла текста;

— вторичное чтение учениками текста по частям вслух; деление его на смысловые части.

Заключительный подэтап работы над связным текстом на уроке предполагает:

— чтение целиком связного текста учениками про себя;

— вопросы и задания, контролирующие понимание прочитанного и подготавливающие воспроизведение текстового материала;

— подготовка к написанию изложения, сочинения; составлению рассказа по теме изученного текста. На этом подэтапе работы предполагается использование всех рабочих материалов, собранных на предыдущих этапах, и обязательная опора на имеющийся жизненный опыт учеников. В классе в качестве завершающего момента урока осуществляется общая подготовка к будущей письменной творческой работе по теме изученного текста с опорой на его план.

Итоговый этап работы по развитию речи.

Творческие работы в 5 классе в большинстве случаев имеют обучающий, а не только контролирующий характер. Поэтому написание изложения, составление рассказа целесообразно практиковать для домашнего выполнения, чтобы ребёнок во время самостоятельной творческой работы не нервничал из-за лимита времени.

1. Колокольцев Н.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. Москва, 1980.

2. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. – М.: Просвещение, 1992. — 144 с.

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Показаны публикации 1-10 из 24790 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить знания детей о том, что хлеб это — это один из самых главных продуктов питания в России. -обобщать и систематизировать знания детей о хлебе.

Конструкт рекомендаций индивидуального занятия на период карантина по развитию речи «Домашние животные» Целью данного занятия является активизация и закрепление речи. Рекомендации родителям как провести занятие по речевому развитию : 1. Предложить ребенку посмотреть развивающий мультфильм про домашних животных (из интернет источника) https ://youtu.be/vRe5D5OBpNI 2. Спросить каких.

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по речевому развитию в форме викторины «Петушок и бобовое зёрнышко» в средней группе

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в форме викторины «Петушок и. » Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Материал: иллюстрации к сказкам «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», разрезные картинки по сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Петушок и бобовое.

Конспект занятия «Звуковая культура речи» в старшей группе Конспект занятия с детьми старшей группы по ОО «Речевое развитие». Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Бах-бах» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Форма занятия.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель : учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине из пяти, шести предложений, соблюдая композицию рассказа. Использовать в речи разные синтаксические выражения и.

Конспект ООД по развитию речи «Космос» в старшей группе Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Познакомить с профессией космонавт. Дать первоначальные сведения о Солнце, Земле, планетах солнечной системы, Луне, звездах Воспитывать.

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной к школе группе

Статья «Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в. » Тема: «Лексические игры и упражнения» Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: 1. Развивать умение подбирать антонимы; 2. Развивать связную речь. 3. Развивать двигательную и познавательную активность; 4. Закреплять умение.

НОД по речевому развитию в средней группе «Весна идет! Весне дорогу» Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Весна идет! Весне дорогу!» Цель : формирование представлений детей о приметах весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе. Задачи : Обучающая : расширить знания детей о.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Насекомые» в подготовительной группе (ЗПР) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Учитель-дефектолог Шихова Н.В. КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ в подготовительной группе(ЗПР. Тема: «Насекомые» (с использованием технологии.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Н. Д. Телешов «Крупеничка». Литературная сказка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему «Н. Д. Телешов «Крупеничка». Литературная сказка» в подготовительной.

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Конспекты занятий. Развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Разработка конспектов занятий для разновозрастных групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17»

занятие по развитию речи в средней группе №7 по теме:

Тема: «Мама милая моя».

Цель: развивать диалогическую речь, побуждать к монологу; продолжать учить отвечать четко на вопросы; составлять описательный рассказ по фотографии; активизация в речи детей прилагательные и глаголы.

Читать еще:  Парикмахер тв видео уроки стрижки

Материал: фотографии с изображением мам, ватман, листы (лепестки) бумаги для составления коллажа.

Воспитатель читает стихотворение Убайра Раджая, обращаясь к детям:

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!
Кто сказал: “Вставать пора? Мамочка!
Кашу кто успел сварить.
Чаю в чашку кто налил.
Кто косички мне заплел.
Дома все убрал, подмел.
Кто ребячий любит смех.
Кто на свете лучше всех. Мамочка!

— О ком это стихотворение?

-Как зовут ваших мам? (назвать имя, отчество).

Какие красивые имена у ваших мам.

— Ребята, а вы своих мам любите? (да). Хотите сделать подарок мамам? (да). Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Записывает слова на листок в виде лепестка).

— Когда мама обнимает, гладит, целует? Какая? (ласковая).

— Когда мама улыбается, смеется? Какая? (веселая).

— Когда дети шалят, а мама не ругает? Какая? (добрая).

— А если вы маму любите, то она какая? (ласковая).

— Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы.

А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Игра “Расскажи о маме”

Первым начинает педагог. Он показывает детям фотографию и рассказывает о своей маме. Например: “Мою маму зовут Валентина Анатольевна. Она работает в больнице, врачом. Моя мама лечит людей. Она добрая, веселая, ласковая, красивая, любимая….”Затем дети показывают фотографию мамы и рассказывают о ней.

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек отрясаю.
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.

— Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А какие мамы бывают у животных? (Игра с иллюстрациями).

У зайчат мама – зайчиха.

У лисят мама – лиса.

У медвежат мама – медведица.

У волчат мама – волчица.

У бельчат мама — белка.

Игра “Найди пару”.

Воспитатель раскладывает на столе перевернутые картинки с изображение домашних и диких животных и их детенышей, так чтобы получились пары, и предлагает детям взять по одной картине, но никому не показывать. Как только зазвучит музыка, “животные-мамы” и “детеныши” начинают двигаться по группе, имитируя движения медведицы, лисицы, белки… Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками.

— Мамы зверей так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.

— Ребята, покажите, как вас мамы всему учили (дети показывают движения, повторяют глаголы).

  • Ходить
  • Прыгать
  • Умываться
  • Причесываться
  • Ложкой есть
  • Топать ножками
  • Хлопать ручками

— Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научили “Мамочка, спасибо!”.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17»

по развитию речи в средней группе

«Лесные обитатели- звери»

  • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются.
  • Учить детей различать и выделять в словосочетаниях прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Учить детей составлять небольшое описание рассказов о диких животных по предложенному плану.

Словарь: берлога, дупло, нора, логово, пушистый, золотистый, зубастый, ловкая, проворная, косолапый, мохнатый.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, сюжетные картинки с изображением жилищ диких животных.

Послушайте рассказ «Кто, где спит»

Воспитатель: Дети: . Воспитатель: Дети: Ловкая,проворная, .

Дети: Воспитатель: Дети: М . .

Дети: дь. Воспитатель: , ч Дети: .

Дети: Заяц . Воспитатель: Дети: Б . Дети: Дети: .

Дети: О . (Рассказы детей)

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи во второй младшей группе.

Путешествие по сказке «Теремок»

Цель: развитие связной речи детей.

Развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

Воспитательные: приобщение к национальной культуре, воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.

Образовательные: ввести в активный словарь имена прилагательные (русская народная, серая, юркая, зеленая, пушистый, злой, хитрая, рыжая, косолапый), обогатить представления детей о диких животных, отмечать их характерные признаки.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.

Оборудование и материалы: игрушка белка, корзина с орешками, экран, оборудование для показа слайдов (ноутбук), листки с изображением морды волка (по количеству детей), карандаши.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать сказку «Теремок».

Появляется игрушка белка.

Белка : Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам с орешками, чтобы вы помогли мне их посчитать (показывает корзинку с орешками).

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель : Сколько орешков продала белка? (ответы детей)

Белка : Ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Артикуляционная гимнастика «Оближем губки», «Вкусное варенье».

Белка : Ребята, а еще я принесла вам загадку. Попробуйте ее отгадать.

Домик в поле появился,

Он в жилище превратился

Для мышонка и синицы,

Зайца, волка и лисицы.

Воспитатель : Угадали, про какую сказку загадка?

Дети : Про сказку «Теремок».

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вместе с Белкой мы вспомним эту сказку. Белка, а какая это сказка – русская народная или нет?

Белка : Русская народная.

Воспитатель : Ребята, а почему русская народная?

Дети : Русская народная, потому что её придумали люди.

Воспитатель : Ребята как начинается сказка «Теремок»?

Дети : «Стоит в поле теремок».

Воспитатель : Ребята, а что такое теремок?

Воспитатель : Правильно, это такой маленький нарядный домик.

Отгадайте загадку и узнаете, кто же первый обнаружил этот домик.

Грызет корки.
Короткие ножки;

Дети : Мышка. Мышка-норушка.

Воспитатель : Правильно. Сначала теремок нашла мышка. Опишите мышку, какая она?

Дети : Маленькая, серая, юркая.

Воспитатель : Что любит мышка кушать?

Дети : Корочки, сыр.

Воспитатель : Как мышка бегает? Покажите.

Дети изображают бег мышки – на носочках, поджав передние лапки, мелкими шажками.

Воспитатель : Мышка постучалась в теремок и что спросила?

Дети : «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель : Оказалось, что в домике никого нет. Что потом случилось?

Дети : Мышка поселилась в теремке.

Воспитатель : Кто же следующий нашел теремок? Отгадайте!

Что за странная зверушка
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка,
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…»

Воспитатель : Лягушка какая? Что кушает?

Дети: Зеленая, ест комаров и мошек.

Воспитатель: покажите нашей гостье Белке, как прыгают лягушки.

Дети прыгают на коврике. Затем снова рассаживаются полукругом на ковре.

Воспитатель : Что спросила лягушка-квакушка, когда пришла к теремку?

Дети: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель: А мышка ответила «Я, мышка-норушка» и пригласила лягушку жить с ней. Стали жить вдвоем: мышка-норушка и лягушка-квакушка.

Воспитатель : После лягушки кто к теремку пришел?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Белка : Ребята, я знаю интересную игру «Зайка серенький сидит» и предлагаю вам на коврике в неё поиграть.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

Воспитатель: Вот и зайчик-побегайчик поселился в теремке. Живут втроем: мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик.

Воспитатель: Кто следующий пришел к теремку?

Воспитатель : Опишите лису. Какая лиса?

Дети : Хитрая, рыжая, игривая.

Пальчиковая игра: “Про лисичку”.

Бежит лиса по мостику.

Метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики,

Маленькие пальчики.
“Не боимся мы лису,

Быстро спрячемся в лесу!”

Воспитатель: стали жить вчетвером: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. А следующим к теремку пришел…

Дети : Волчок-серый бочок.

Воспитатель : Какой волк на экране?

Дети : Серый, злой.

Воспитатель : Как рычит волк?

Воспитатель : Ребята, а в этой сказке волк злой?

Белка: Ребята, правда, в этой сказке волк совсем не злой. У меня есть картинки с изображением волка, давайте нарисуем ему улыбку. (работа с карандашами, дорисовать на морде волка улыбку)

Воспитатель : Стали они впятером жить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок.

Воспитатель: Ну и самым последним кто пришел к теремку?

Дети : Медведь косолапый.

Воспитатель: А почему медведя называют косолапым? Покажите, как он ходит (дети показывают, как ходит медведь: косолапо, вразвалку) .

Белка : Кто, ребята, знает стихотворение про мишку?

Чтение стихов А. Барто

«Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый
по лесу идёт,
Шишки собирает,
песенки поёт.
Вдруг упала шишка
прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
и ногою — топ!

« Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Воспитатель: Позвали звери и медведя к себе жить. А медведь ведь большой – лез-лез в Теремок, никак не поместится. И решил он тогда на крышу забраться. Что же из этого вышло?

Дети : Теремок развалился

Воспитатель: Сначала звери расстроились, а потом что сделали?

Дети: Решили новый теремок строить, все вместе. И построили лучше прежнего. И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Читать еще:  Уроки гимнастики для девочек 5 лет видео

Белка : Ребята, чему учит эта сказка?

Дети : Эта сказка учит тому, что нужно дружить, помогать друг другу.

Белка : Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях.

— Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)

— Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть? Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

— Вы сейчас прыгали, играли, помогли мне вспомнить сказку «Теремок», за вашу помощь я дарю вам эту корзину с орехами.

Конспекты занятий по развитию речи для Дошкольников

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Составила: Захарова Ольга Сергеевна, воспитатель 1 КК. Коменки 2020г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 17 комбинированного вида «Земляничка»

Форма НОД: квест-игра.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках посредством квест-игры.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение работы с мнемотаблицами, закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.

Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г.

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии дошкольника.

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Речевая игра «Рассели по домикам»

Игра будет полезна детям от 3-6 лет

Цель игры: Соотнесение существительных мужского. женского. среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно. они.

Задачи игры:

  • Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица
  • Упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица
  • Обогащать речь детей существительными и местоимениями»
  • Способствовать развитию речи. внимания и мышления.

Правила игры:

В домиках «он», «она». «оно». «они» живут слова мужского, женского. среднего рода единственного и множественного числа. Задача заключается в том. что нужно расселить слова (карточки) по домикам. Для этого нужно определить род и число, для этого ребенка предлагается подсказка на первую карточку. Например, «ЧАЙНИК ОН МОЙ». Ребенок повторяет и подбирает соответствующий домик. Далее ребенок уже сам должен сам проговорить предложение с другими карточками. и найти нужный домик.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе «Неизвестная корзинка»

Подготовила: воспитатель Власкина Е. Н. г. Орел 2020 г. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 95»

Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое, художественное развитие.

Цель: Формировать познавательный интерес к окружающей действительности, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, умение четко и правильно произносить гласные звуки.

Образовательные задачи:

Продолжать учить детей узнавать и называть животных по внешним признакам: белка, заяц, медведь; отгадывать загадки; расширять словарный запас детей, развивать связную речь;

Развивающие задачи:

Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звук «о», «а», «и». Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко-тихо). Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь к диким животным, интерес к художественной литературе (загадкам, стихам, потешкам, пальчиковым играм).

Словарная работа (обогащение, активизация).

Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.

«…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи». Л. С. Выготский

Последнее время учителя не смотря на активную дошкольную подготовку, отмечают, что всё большее количество детей идут в школу психологически не готовыми. Даже если внешне дети выглядят подготовленными и владеют навыками письма, счёта, базовыми знаниями об окружающем мире, зачастую этого оказывается недостаточно для того, чтобы успешно овладеть учебной программой

Основные жалобы учителей:

Наблюдение за первоклассниками показывает, что более 70% не умеют слушать учителя, не просто долгое объяснение новой темы, а порой и небольшие словесные инструкции.

— понимание учебной задачи

Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»

Цель: Помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка правильной речи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с играми, направленными на речевое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях.
  2. Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами.

Ход семинара – практикума.

Здравствуйте, уважаемые родители. Рада видеть Вас на нашем семинаре «Развиваем речь ребенка в дома».

Правильная и красивая речь залог успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе.

В условиях детского сада организуются занятия по развитию речи в группах, на занятиях в логопедическом кабинете, другими специалистами детского сада.

Как проводить домашние занятия по развитию речи?

Для развития речи детей дома не нужно специальное оборудование, организация места обучения.

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»

Тарасова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ д/с № 11 г. Новосибирск

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

Словоизменение – правильное использование в речи слов в роде, числе и падеже.

Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивированно, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Защитники Отечества. Конспект открытого занятия с детьми в подготовительной группе.

В.Ф. Лодыгина, Фейш Т.С. воспитатели МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад №17», г. Сыктывкар, Республика Коми

Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: «Защитники Отечества»

Образовательные задачи:

  1. Обогащать речь признаками, синонимами.
  2. Усвоить словообразование существительных, обозначающих воинов – защитников, различных военных профессий

Развивающие задачи:

1. Развитие связной речи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважение, любовь, благодарность к людям, защитившим страну от врагов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы стихотворения М. Исаковского «Навек запомни», З. Александровой «Дозор», баллады К. Симонова «Сын артиллериста», рассказов С. Баруздина «За Родину», «Слава», Л. Кассиля « «Твои защитники», С. Алексеева «Дом». Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены» и репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри». Посещение экскурсии в дом – музей им. Морозова «Богатыри – защитники Родины»

Оборудование: Текст стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста», мультимедиа презентация «Военные профессии», разрезанные мнемотаблицы к пословицам о Родине, мнемотаблица к стихотворению А.Твардовского «Рассказ танкиста», картинки с изображением разного количества военной техники к двигательной разминке, смайлики.

Типология уроков развития речи

Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение. В данном случае он противопоставлен, например, уроку грамматики. При этом считается, что такой урок — прерогатива средней школы. В связи с этим представляется актуальным вопрос о разработке типологии и структуры таких уроков.

У методистов сложилось две точки зрения на виды уроков русского языка — широкий взгляд и узкое понимание. Так, в зависимости от содержания учебного материала урок русского языка в узком понимании — это прежде всего урок грамматики, фонетики и др. В широком понимании он дополняется уроком развития речи, который по своей сути является лишь контрольным уроком сочинения или изложения. Можно сейчас с полным правом отнести сюда и урок словесности. Подходы методистов начальной школы и среднего звена здесь не совпадают. Так, урок развития речи, хотя и выделен в «Словаре- справочнике по методике русского языка» в отдельный вид, в начальной школе до сих пор еще не занял своего достойного места. Позиция ученых-методистов в этом случае вполне объяснима: «Урок русского языка — это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка» (М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева).

Читать еще:  Уроки корел драв х6

Между тем коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи, который провозглашается сегодня как один из ведущих и реализуется в ряде «речевых» курсов, предполагает введение специального урока развития речи (УРР). Однако методика такого урока до сих пор не разработана. Указанный пробел отчасти восполняется теми методическими рекомендациями, которые дают авторы современных коммуникативно ориентированных программ. Тем не менее теоретические и практические вопросы методики урока таким образом не решаются. Необходимо осмысление специфики УРР по сравнению с другими разновидностями уроков русского языка.

Прежде всего отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности — письмом, говорением, чтением и слушанием. Традиционных для урока русского языка методов и приемов, а также упражнений уже недостаточно, если считать работу по развитию речи системой. Дело в том, что обучение только лишь навыкам связной речи не исчерпывает всего многообразия задач в этой области и не сводится только лишь к порождению высказываний (текстов изложений или сочинений). Нельзя игнорировать задачу обогащения лексического запаса и грамматического строя речи учащихся, работу над культурой речи (обучение нормам языка), которая должна тоже целенаправленно вестись на специальных «речевых» уроках. Таким образом, цели УРР по сравнению с традиционными для уроков русского языка значительно расширяются. К ним относятся:

  • — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств;
  • — обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
  • — совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи, на всех уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом);
  • — выработка основных качеств «хорошей» речи.

Для того чтобы ярче обозначить специфику уроков развития речи, сравним их с различными видами уроков русского языка (в их узком понимании), например, уроком грамматики — с одной стороны. С другой стороны, можно выделить различия при сравнении с уроками литературного чтения. Так, на уроке русского языка существенное место занимает изучение единиц языка и обучение их применению. Поскольку это связано с основными разделами лингвистики, то можно сказать, что на уроке русского языка главенствует языкознание и «царит» язык.

На уроке литературы в центре внимания находится литературное произведение в единстве его идейно-смысловой, структурной и языковой сторон. Здесь все определяется художественным текстом.

На уроке развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока — опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать

(и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.

Особо остановимся на уроке словесности, ставшем необычайно популярным в последнее время в связи с тем, что в средней школе появился новый курс «Русская словесность», а в начальной — «Введение в русскую словесность». Предмет «Русская словесность» некогда занимал в отечественной школе достойное место, поскольку отличался своими развивающими, воспитательными возможностями и гуманистической направленностью. В современном понимании это интегрированный курс, сочетающий в себе элементы литературоведческих и лингвистических знаний, сближающий уроки русского языка и литературы. Основным видом деятельности на уроке словесности является анализ текста в единстве его идейно-образных, языковых и композиционных средств.

Урок развития речи имеет много общего с уроком словесности. Однако есть и различия. Так, по мнению А. И. Власенкова, курс практической словесности направлен на овладение как языком, так и литературой, в большей мере даже литературой. Поскольку на таком уроке работа строится по преимуществу на текстах изучаемых в школе художественных произведений, то «результатом ее оказывается творческое прочтение программных литературных произведений, глубокое осмысление их формы, а через форму — содержания» [1] . Между тем на уроках развития речи ведется работа не только над текстом, не только над восприятием речи — здесь учениками создаются собственные высказывания в разных формах. Кроме того, на уроке развития речи осуществляется целенаправленная, систематическая, не аспектная работа над обогащением словаря и грамматического строя речи учеников, а также акцентируется внимание на воспитании культуры речи, культуры общения. Таким образом, задачи уроков развития речи шире, чем уроков словесности, поскольку охватывают более широкий круг проблем. Урок развития речи выполняет более широкие функции: обучение, воспитание и развитие учащихся осуществляется здесь не только и не столько за счет углубленного проникновения в лингвистические и литературоведческие закономерности текста (что характерно для классов с углубленным изучением предмета), но и за счет разнообразной речевой деятельности учащихся. Тем самым решаются насущные проблемы массовой школы, проблемы воспитания языковой личности, обладающей культурой речевого общения.

Кратко охарактеризуем особенности речевых уроков. Специфика урока развития речи (УРР) заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдается речевому развитию языковой личности. Кроме того, особенности проявляются в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приемах обучения.

Основные цели УРР:

  • — формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;
  • — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
  • — обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
  • — развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
  • — развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
  • — знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

Способ усвоения знаний на УРР — не рецептивный, не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.

Новое знание открывается учеником самостоятельно, в процессе наблюдений за речью (образцовыми текстами). Наблюдение формирует общеучебные умения анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления. Направление развития речемыслительной деятельности ребенка — это восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Основу для этого составляет система обобщенных речеведческих понятий (по В. В. Давыдову). Учащиеся выполняют не воспроизводящую, а преобразующую деятельность на уроке.

В основе содержания обучения на уроках развития речи лежит система речеведческих понятий — система теоретических знаний о речи, ее формах, видах, свойствах. Введение в содержание урока практических и познавательных речевых задач — еще одна характерная черта УРР. Упражнения представляют собою познавательные вопросы, которые подводят учащихся к теме занятия. Решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Отсутствие правил в традиционном понимании, замена готовых определений системой вопросов и заданий, алгоритмов и памяток позволяет подвести ребенка к самостоятельным обобщениям и выводам. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

На уроке развития речи в сравнении с традиционным уроком русского языка изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной и речевой деятельностью ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач, в создании речевых ситуаций с высоким развивающим потенциалом. Ребенок — субъект разнообразных видов речевой деятельности в рамках учебных речевых ситуаций. Культура речевого общения усваивается детьми не только в виде теоретических знаний («так можно/нельзя говорить») — она пронизывает собою все содержание урока развития речи и реализуется здесь на практике, в ходе учебно-образовательных диалогов.

Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят прежде всего такие структурные элементы, как:

  • — введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
  • — определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения;
  • — организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме;
  • — контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.

На основе классификации уроков в зависимости от дидактических целей, которая в общем виде дана Г. Н. Приступой, представим типологию уроков развития речи.

Основные типы уроков развития речи:

  • — урок объяснения учебного материала (комбинированный урок);
  • — урок закрепления материала и формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности;
  • — урок повторения материала и развития коммуникативных умений;
  • — урок обобщения материала и совершенствования коммуникативной и языковой компетенций;
  • — урок проверки знаний и умений (контрольный);
  • — урок работы над ошибками (в сочинениях и других письменных работах).

В школе сложилась такая практика, когда урок развития речи одновременно является и контрольным уроком (уроком сочинения или изложения). Это значительно тормозит процесс развития речевых умений, поскольку не соответствует принципу последовательности и градуальности. Урок развития речи должен быть построен с учетом этапа обучения, а потому он может быть и уроком объяснения, и уроком обобщения, и контрольным уроком.

Таким образом, урок развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и ученика.

  • [1] Власенков А. И. О курсе практической русской словесности // РЯШ,1996. № 6. С. 10.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector