Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки цветоведения для начинающих

Открытый урок «Основы цветоведения»

Разделы: Технология

Цели:

Образовательные:

  • углубить ранее полученные знания по теме «Основы цветоведения»;
  • закрепить знания о цвете и его значении в жизни человека;
  • сформировать у обучающихся прочные практические знания о свойствах цвета, научиться получать новые цвета путём смешивания других цветов;
  • обобщить материал как систему знаний.

Развивающие:

  • развивать пространственное мышление, умение классифицировать, формулировать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки при работе в малых группах;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать умение объяснять, анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;
  • создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Наглядность и оборудование: телевизор, флэш-накопитель, одноразовые стаканы, ёмкости с водой, акварельные краски, кисточки, буклеты с заданиями (Приложение 1).

Для педагога: буклет с заданиями (с ответами) (Приложение 3), технологическая карта урока (Приложение 4).

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

Форма организации деятельности обучающихся: совместно-индивидуальная, групповая.

План урока

  1. Организационный этап.
  2. Вводный рассказ о цвете.
  3. Просмотр видео “Цветоведение” (Приложение 2)
  4. Выполнение заданий № 1 “Виды цветов” , № 2 “Качества цвета” (Приложение 1).
  5. Рассказ про 3 основных цвета.
  6. Просмотр видео “Три основных цвета” (Приложение 2).
  7. Выполнение практического задания № 3 “Смешение цветов” (Приложение 1).
  8. Вывод и рассказ про составные цвета.
  9. Просмотр видео “Цвет (про радугу)” (Приложение 2).
  10. Выполнение задания № 4 “Цвета радуги” (Приложение 1).
  11. Рассказ про цветовой круг.
  12. Просмотр видео “Цветовой круг” (Приложение 2).
  13. Рассказ про тёплые, холодные, нейтральные цвета.
  14. Выполнение задания № 5 “Цветовой круг” (Приложение 1).
  15. Рассказ про влияние цвета на характер человека.
  16. Выполнение задания № 6 “Влияние цвета на нервную систему человека” (Приложение 1).
  17. Рассказ про выбор цвета в интерьере.
  18. Просмотр Слайд-шоу “Цвет в интерьере” (Приложение 2).
  19. Подведение итогов (Приложение 1).
  20. Рефлексия (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Вводный рассказ о цвете.

В повседневной жизни нас окружают миллионы цветовых оттенков. Первое, на что мы реагируем, входя в незнакомое помещение, оказываясь в толпе прохожих или разглядывая рекламу, — это цвет. Цветовая гамма может поражать, успокаивать или очаровывать. Каждый из цветовых оттенков способен вызвать присущие только ему эмоции и психические состояния. Большинство людей ничего не знают о цветоведении — науке, с помощью которой можно создавать эффектные сочетания. Мы часто сталкиваемся с трудностью в подборе цвета деталей одежды, аксессуаров, украшений для дома, отделки помещений. Сколько цветов мы знаем? Давайте попробуем их вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше, и получить их можно, смешивая краски. В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.

3. Просмотр видео “Цветоведение” (Приложение 2).

4. Выполнение заданий № 1 “Виды цветов”, № 2 “Качества цвета” (Приложение 1).

5. Рассказ про 3 основных цвета.

Какая краска вам нравится больше всего? А есть ли краска самая главная, основная? А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например, цирк и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали? Среди хроматических цветов выделяют три основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, потому что их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получаем дополнительные (составные) цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый и т.д. — бесчисленное множество. Например, зелёный цвет может быть изумрудным, а может быть “травяным”. Обычно оба этих цвета мы называем “зелёным”. Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего — фиолетовый, синего и желтого — зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый — группа составных цветов. Перед тем, как выполнить практическую работу по смешению цветов, просмотрим видео.

6. Просмотр видео “Три основных цвета” (Приложение 2).

7. Выполнение практического задания № 3 “Смешение цветов” (Приложение 1).

Вывод: Итак, у нас получилось 6 цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.

Наверное, вам приходилось наблюдать, как, упираясь одним концом в мокрое поле, другим в лесистый холм, горит радуга на фоне уходящей тучи. Семицветная красавица обязана своим появлением капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет.

Прикрепить изображение радуги на доску.

8. Просмотр видео “Цвет (про радугу)” (Приложение 2).

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

10. Рассказ про цветовой круг.

Учёные говорят, что человеческий глаз воспринимает цвета индивидуально, в зависимости от того, как освещены предметы и как они отражают этот свет. Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей, содержащихся в нем, поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть – почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон – желтые и так далее. Вернемся к трем основным и трем составным цветам. Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это и будет — цветовой круг.

11. Просмотр видео “Цветовой круг” (Приложение 2).

Контрастные цвета — Сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга: если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными. Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.

Сочетание тон в тон:

  • Зелёный, тёмно-зелёный, салатовый
  • Красный, тёмно-красный, малиновый
  • Жёлтый, светло-жёлтый, лимонный
  • Синий, тёмно-синий, васильковый

Сочетание цветов одной цветовой области:

  • Жёлтый, жёлто-зелёный, жёлто-оранжевый
  • Красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый
  • Зелёный, жёлто-зелёный, сине-зелёный
  • Синий, сине-фиолетовый, сине-зелёный

Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета. Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе. Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды. А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным – нейтральный. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.

12. Выполнение задания № 5: “Цветовой круг(Приложение 1).

13. Рассказ о влиянии цвета на человека.

Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев — это красный цвет.

Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности. Все цвета, окружающие человека, влияют на его нервную систему и работоспособность.

Так, у любителей белого цвета хорошо развито воображение, они мечтательны. Белый цвет создаёт ощущение покоя.

  • Почитатели красного цвета – люди властолюбивые, всю жизнь стремящиеся к лидерству. Красный цвет активный, возбуждающий. При кратковременном воздействии способствует повышению работоспособности; при более длительном воздействии возникает утомление.
  • Голубой цвет предпочитают путешественники, учёные, религиозные деятели. Голубой цвет пассивный, способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности и эмоционального напряжения, вызывает ощущение прохлады.
  • Синий цвет — рассудительных и самоуверенных людей. Поклонники синего цвета — люди мягкосердечные, не остающиеся равнодушными к горестям других. Синий цвет пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов уменьшается, возникает склонность к созерцательности и размышлению.
  • Творческие личности тяготеют к серым тонам. Этот цвет считается очищающим. Люди, предпочитающие серый цвет, сознательно отгораживаются от внешних воздействий, чтобы сохранить внутренний покой. Серый цвет вызывает апатию, скуку.
  • Зелёный цвет выбирают люди, склонные уходить в себя. Это люди сердечные, благородные, и по большей своей части, являющиеся хорошими родителями и друзьями. Зелёный цвет нейтральный, мягкий, успокаивающий. Его длительное воздействие не утомляет и вызывает хотя и не сильный, но устойчивый подъём трудоспособности.
  • Жёлтый – цвет разумного начала и оптимизма. Поклонники жёлтого цвета — люди весёлые. Жёлтый цвет отличает оригинальную, с богатой фантазией, творческую и склонную к идеализму личность, выдаёт стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь. Жёлтый цвет активный, способствует созданию хорошего бодрого настроения. При условии непостоянного воздействия значительно повышает работоспособность.
  • Любителям фиолетового цвета присущ дух творчества. Большое значение он придаёт всему необычному и нетрадиционному. Фиолетовый цвет наиболее пассивный. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, снижению активности, появлению ощущения угнетённости с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета приводит к снижению работоспособности.
Читать еще:  Уроки на гармошке

14. Выполнение задания № 6: “Влияние цвета на нервную систему человека” (Приложение 1).

Цвет можно эффективно использовать в отделке помещений для повышения работоспособности, создания условий для отдыха, улучшения настроения. Психологи советуют при выборе одежды, обустройстве квартиры, даже при покупке автомобиля ориентироваться не на сиюминутную моду, а на собственную интуицию. Слишком яркие, кричащие, далёкие от естественных красок цвета утомляют зрение и раздражают нервную систему. Мягкие тона успокаивают, помогают восстановить силы.

Психологи утверждают, что, изменив окружающие Вас цвета, Вы можете существенно улучшить своё самочувствие и собственную жизнь. При обустройстве места, где Вы проводите больше всего времени, используйте стимулирующие тона. Иногда достаточно повесить картину или поставить небольшой красивый предмет дизайна интерьера, цветовое пятно которого позволит Вам зарядиться живительной энергией.

15. Просмотр Слайд-шоу “Цвет в интерьере” (Приложение 2).

Основы цветоведения

Важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве. Мы не будем останавливаться на физических характеристиках цвета, не будем разбирать принципы аддативного и субстрактивного синтеза и углубляться в изучение синтеза цветовых потоков. Не будем сравнивать оптический синтез и синтез красок. Это не является нашей задачей. Наша задача заключается в том, что- бы выделить все основное, первостепенное, не углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для художников- вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала нам нужны будут хорошие краски. Для изучения цветоведения нужна гуашь хорошего качества.

1. Цветоведение- начало:

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении. Красками вы этого скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной гуашью. Но мы- же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три, но у нас будет немного больше.

2. Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать:

Все спектральные цвета называются хроматическими .

Все остальные цвета получаются путем смешения основных.

Серый белый и черный называются ахроматическими :

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг-друга дополняют, то-есть, когда взаимодополнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, «зажигают».

Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:

Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимодополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:

наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы взяли в начале.

НО при смешении таких цветов всегда получается серый.

Основы цветоведения

3. Основы цветоведения- основные характеристики цвета:

1.Название цвета- так называемый цветовой тон

2.Светлота- тон

3.Насыщенность- напряжение, чистота

какова насыщенность цвета, насколько он чист, сколько его.

4.Тепло- холодность

Эти все понятия разные и исключительно в каждом цвете они присутствуют. Например:
Посмотрите вокруг себя, найдите любой предмет. Он будет какого- то определенного цвета, допустим, того- же желтого. Давайте подумаем- цветовой тон будет желтый, а по светлоте может оказаться разным, то-ли желтый светлый, то-ли желтый темный. Вот теперь нужно определить его насыщенность- сколько именно желтого присутствует в данном цвете? Много желтого- сильное напряжение, желтый с примесями- слабое напряжение, низкая чистота. И последнее- теплохолодность. Наш желтый цвет может быть как с прохладной ноткой, так и с теплой. Проще будет это понять, когда сравнить несколько разных предметов одного цветового тона, в данном случае- желтого. Найдите несколько желтых предметов и сравните их по нижеперечисленным характеристикам. Вам все станет ясно.

Если вы еще не переключились в то русло, по которому я вас веду- предлагаю одно развлечение:

Цвет- это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами, любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем случае- цвет. Как вы, наверно, знаете, каждый цвет по разному нами воспринимается. Желтый повышает внимание, где-то раздражает. Синий- спокойный цвет, пассивный. Красный повышает чувствительность, внимание. Фиолетовый- настолько влияет на наше внутреннее Я, что может даже угнетать. Так мы чувствуем цвета. А теперь попробуем связать их с любыми предметами, допустим, с едой:
Я задам вам вопрос: какого цвета вкус картошки? Что? Белого? Нет. Вы должны прочувствовать, какие ощущения вызывает у вас вкус картошки, а не какого она цвета. У меня она вызывает ощущение, которое можно отнести к характеристике зеленого цвета. Еще вопрос:
Какого цвета вкус мяса? Конечно красного! Красный- сила, жизнь, движение- что дает нам кусок вкусного бифштекса, например. А какого цвета вкус клубники? Для меня это розовый.
Давайте перейдем к музыке. Если вы слышите звук органа, какие ощущения вызывают у вас эти звуки? У меня они вызывают ощущения, которые характеризируют фиолетовый цвет. А если слышите звук балалайки? Какого «цвета» эта музыка?

4. Основы цветоведения- цветовая гамма:

Ну что, развлеклись? Попали на нужную волну? Тогда едем дальше.
Все цвета, учавствующие в композиции, должны быть подчинены какому-то одному цвету, который всегда зависит от:

1. Цвета света (то-ли сейчас утро, то-ли вечер, ясный день или дождливый, а может у вас на окне висят оранжевые шторы, которые будут пропускать в комнату неповторимый теплый свет)

2. От цветов, учавствующих в композиции.

3. От площади пятен, учавствующих в композиции. Допустим, самое большое пятно вашей композиции будет зеленым- то этот цвет будет внесен в гамму. И именно гамма определяет цельность композиции.

В каждом мазке должно присутствовать три цвета- локальный цвет (цвет предмета), цвет гаммы (в какой гамме, допустим, ваш натюрморт) и цвет света (он может быть как холодный так и теплый).

5. Конструктивное начало формы:

Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень

Пластическое продолжение- добавляем полутон света, полутон тени, рефлекс и блик:

Блик- показывает материал, из которого зделан предмет.
Рефлекс- есть отраженный свет от рядом лежащей формы или плоскости.
Группа света- свет, полутон света, блик.
Группа тени- тень, полутон тени, рефлекс.
Связывает эти две группы нолевой полутон. В нолевом полутоне- локальный цвет, абсолютная величина, и зависит она от общего светлотного тона.

6. Основы цветоведения- изменение цвета по форме предмета:

По названию, цветовому тону цвет не меняется. Интересный процесс происходит с светлотой. Светлый цвет удаляясь темнеет

По насыщенности цвет удаляясь гаснет, слабеет

По теплохолодности- холодные цвета удаляясь будут теплеть

На свету цвет светлее, в тени слабее и распределяется по полутонам:

По теплохолодности- если вы свет выбрали теплый , то тени будут холодными . Если свет холодный, то тени будут теплыми. Теплый свет удаляясь будет холоднеть, холодный- теплеть. Теплая тень удаляясь будет холоднеть, холодная теплеть. Цвет в тени по насыщенности зажигается.

7. А теперь самое сложное:

7.1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

Читать еще:  Уроки фотошопа с нуля cs5

7.2. Самый безцветный полутон на свету цветнее самого цветного полутона в тени.

7.3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.

Все сложно и запутано? Так кажется с первого раза. Такие мысли развеятся, когда вы начнете рисовать. Я вам даю уже готовые законы, которые другие люди нарабатывают годами в процессе учебы. Здесь во времени все происходит намного быстрее. Вам нужно все это просто выучить, принять и воплотить на практике руководствуясь девизом:

Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!

А укрепить знания, руководствуясь девизом вы сможете на странице изучение живописи.

Не плохо было- бы повыполнять несколько упражнений по цветоведению. Дело в том, что во время живописи, особенно, когда вы пишете акварелью, порой трудно быстро сориентироваться, какой- же мазок сейчас ложить. Конечно, в этом нам помагают цветовые поиски, эскизы, которые мы делаем перед началом работы. Но увереннее чувствовать себя в процессе работы помогут следующие упражнения:

1. Для этого нам понадобится гуашь, о которой говорилось в начале этой страницы. Используйте какой- либо цвет. Допустим, вы возьмете фиолетовый. Поработайте с ним. Представьте, что этот фиолетовый цвет- локальный цвет предмета, цвет нолевого полутона. И проделайте цветовые растяжки, что- бы с цветом происходило, если- бы он учавствовал в вашей композиции. Допустим, цвет предмета у вас холодный фиолетовый. Удаляясь в сторону теней он будет теплеть, ну и темнеть. Сделайте такую цветовую растяжку. А теперь о том, как это упражнение делается, технически:

а) можно выполнять его на бумаге сразу рисуя гуашью

б) можно использовать выкраски. Выкраски это куски бумаги, которые вы предварительно окрашиваете в различные цвета, которые отличаются и по тону- цвету, по насыщенности, чистоте ну и так далее. Выкраски окрашиваются в самые различные цвета, какие только могут получиться. Выкрасок в работе над упражнением по цветоведению может быть не только сотни, а тысячи. И чем больше, тем лучше. Вот из этих выкрасок, подбирая необходимые нам цвета и составляется растяжка нужного нам цвета. Подбираем нужные нам кусочки, вырезаем и составляем растяжку, приклеивая один цвет рядом с другим. И на принципе ее уже и будем выполнять работу над фиолетовым предметом в, например, нашем натюрморте. Но мазки уже будут увереннее и делаться будут осознанно.

2. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные. «Растягивать» цвета от теплого к холодному, от светлого к темному, от одного цвета к другому. Можно делать растяжки по принципу тех правил, о которых вы здесь узнали. Потренируйтесь, вам от этого будет только польза. Вы многое сможете новое узнать о цвете и как он себя ведет рядом с другими или при смешении их. Можно сделать из выкрасок цветовой спектральный круг используя различные растяжки. У меня нашлась старая работа, но использовать ее для примера можно. Здесь цвета располагаются спектрально каждый на своем месте- это уже упражнение над цветом, плюс каждый из спектрального цвета еще растягивается в сторону белого и черного. Самое сложное здесь- это составить гармонично все цвета, подобрать нужную выкраску, что- бы она была на своем месте:

3. Так как в живописи, мы делаем цветовые поиски акварелью, так и в цветоведении мы можем делать цветовые поиски при помощи выкрасок. Но здесь есть неограниченное время подумать над тем, где и в каком месте будет располагаться любой цвет и какой цвет. Выполняя это упражнение можно не ограничиваться эскизом, а выполнить всю работу при помощи составления нужных кусочков цветных выкрасок. Ниже сделана работа моей восьмилетней дочкой. Для ее уровня это очень хорошая работа. Показываю только принцип работы, у вас получится намного лучше:

Если вам удасться найти ошибки в этой работе, то это значит, что материал вы прошли успешно и поняли его.

Методическая разработка «Основы цветоведения»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальная бюджетная учреждение дополнительного образования

«Верхотурская детская школа искусств»

На занятиях рисования и

декоративно прикладного искусства

возраст 7-10 лет

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, учителей технологии и изо, для учащихся 7-10 лет.

В методической разработке «основы цветоведения» представлен как теоретический материал, так и практический, который поможет подготовиться к занятию. Упражнения, которые представлены в методической разработке помогут закрепить полученные знания.

«Основы цветоведения» помогут педагогу улучшить эффективность работы с детьми где нужен цвет (рисование, декоративно прикладное творчество), а также раскрыть закономерности цветовых сочетаний.

В методической разработке «Основы цветоведения» раскрыты основные понятия «цвет», «цветовой тон», «яркость», «насыщенность», «колорит», «цветовые гармонии», «психология цвета».

1.1. Основные и составные цвета.

4.1. Светлота цвета.

4.2. Насыщенность цвета.

4.3. Яркость цвета.

4.4. Блеклость, тусклые цвета.

5.1. Контраст по цвету.

5.2. Контраст светлого и темного.

5.3. Контраст холодного и теплого.

5.4. Контраст дополнительных цветов.

5.5. Контраст по насыщенности.

5.6. Контраст разная площадь.

10. Выделение композиционного центра———————————12

11. Условный объем. Освещенность предметов————————-13

12. Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном—13

13. Колорит. Нюансные и контрастные гармонии————————13

14. Цветовые гармонии в пределах 2-3х цветов—————————14

Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает детям лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве. Цветоведение, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

Цветоведение — наука молодая, определившаяся как самостоятельная отрасль знаний лишь в прошлом столетии. В самых различных отраслях промышленности и в искусстве, включая декоративно-прикладное, наука о цвете — цветоведение имеет важное значение.

Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, объясняет их с точки зрения физической, химической, физиологической, эстетической и обобщает эти закономерности. Данная наука, например, помогла сформулировать ряд законов оптического смещения цветов, их контрастного действия и изменения под влиянием других, соседних с ними, цветов. Цветоведение охватывает обширные области разных научных знаний. Так, физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов. С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ. Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов. Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление. Таким образом, мы видим, что цветоведение объединяет все эти знания о цвете и систематизирует их в единое целое.

Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами. Эти знания помогают специалистам, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Изучение цветоведения в свою очередь дает возможность и учащимся детских художественных школ, и специалистам-педагогам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

Спектр- это цвета. Причина их появления солнечный свет. Мы считаем, что он белый и невидимый, но на самом деле он состоит из семи цветов, пример тому радуга. Когда лучи света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути появляется капля воды, она «ломает» луч света, и раскладывает их на разноцветные лучи. Так в небе появляется радуга.

Основы цветоведения

Какое обычно небо, трава, солнце знает даже маленький ребенок. Это базовые цвета, из которых складывается мир. Взрослея, мы замечаем кроме базовых тонов бесконечность промежуточных оттенков и полутонов, которые могут сочетаться друг с другом. Их всевозможные комбинации воздействуют на человека. Чтобы разобраться в этих закономерностях обратимся к основам цветоведения.

История изучения цвета

Ученым удалось многое узнать о природе цвета. Начиная с исследования Исаака Ньютона, получившего спектр солнечного излучения из семи цветов. Анализ спектров продолжился, повлияв и на объективные науки, и на развитие философской мысли. Философствующим цветоведом выступил Иоганн Гёте. Он предположил, что из борьбы света и тьмы выходят победителями сначала первичные хроматические (синий, красный, желтый), остальные же получаются из их смешения. Зеленый, оранжевый и фиолетовый — вторичные, они появляются из поочередного соединения основной тройки.

Читать еще:  Word 2010 уроки

Современное цветоведение пользуется схемой художника 20 века из Швейцарии — Йоханнеса Иттена. Он, обобщив мысли других ученых, предложил удобную систему, которая может использоваться для подбора оптимально сочетающейся палитры. Она включает три первичных цвета, лежащих в центре. Их обнимает вторичная тройка, которая окружена двенадцатью производными вариантами.

Гармоничное сочетание между собой кусочков круга возможно в 6 вариантах (контрастных или дополняющих друг друга). Систему Иттена можно расширить, добавив черный и белый, которые тоже могут быть смешаны с двенадцатью. Большую часть этих цветов мы видим, открывая набор красок. В них обязательно входит великолепная шестерка и ее холодные/теплые варианты. Остальное рождается из рук художника на практике, попробуйте получить новые сочетания! Другие мастера тоже этим занимались, что же из этого вышло?

Живопись и цвет

Живопись, как и человек, переживала пору своего «детства», когда весь изображаемый мир окрашивался в очень ограниченный набор красок. Это объяснялось сложностью добывания пигментирующих веществ – экофрендли смеси не производились на заводах, а добывались собственноручно из природных материалов.

С другой стороны, последовательность в выборе цвета объяснялась его большой смысловой наполненностью. На картине не могли появляться случайные краски. Например, представьте себе искусство Средневековья. Оно строится из сочетания золотого, красного, синего. Дева Мария, как правило, в синих одеждах, потому что это цвет чистоты, неба, бесконечности, принадлежности к Богу. В синем и красном (мучения, кровь, символ Воскресения) изображается Христос. Золотой нимб над головой святых означал связь с Богом.

Новые краски

С наступлением Возрождения, искусство преображается, вслед за временем меняется палитра картин. Все больше встречаются их смешения, гармонические сочетания. Новый путь реализма требует изображения близкого к реальности. Но искусство все же не сама жизнь. Художники, отражая действительный мир, заботятся о гармонии на картине, чтобы получилось цельное полотно. Для этого они обращаются к основам цветоведения в живописи.

Новый поворот на дороге искусства случается на подступах к 20 веку. Пропадают всяческие ограничения, наука проникает во все сферы жизни, так что художники знают о силе воздействия живописной палитры. Творческая среда погружается в цветоведческие эксперименты. Яркость и насыщенность картин импрессионистов, хотевших поймать ощущение мира на картине в полноте красок, соседствует со всем известным монохромным шедевром Казимира Малевича. Цвет или его полное отсутствие снова становится центральным смысловым элементом произведения. Гармония картин уступает место самым контрастным сочетаниям, передающим ту бурю, которая происходила не только в искусстве, но и в жизни.

Изобразительное искусство. 6 класс

Конспект урока

Урок № 03. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Цвет и его использование в произведениях изобразительного искусства.

Понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», «цветовой круг», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет», «колорит».

Почему человек видим мир цветным?

Как получить различные оттенки одного цвета?

Можно ли красками создать цветовые образы с различным эмоциональным звучанием?

Глоссарий по теме:

Спектр – та же радуга, и цвета в нём располагаются в определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Красный, жёлтый и синий – основные цвета, или первичные.

Каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет. Фиолетовый является дополнительным к жёлтому, зелёный – к красному, синий – к оранжевому.

Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зелёный и фиолетовый.

Цветовой круг – это геометрический порядок множества цветов.

Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими.

Цвета делятся на тёплые и холодные. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми, а цвета зелёно-сине-фиолетовой части спектра называют холодными.

Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1. Восприятие цвета мозгом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tikkurila.ru/dlya_professionalov/tsveta/vvedenie_v_teoriyu_tsveta/vospriyatie_tsveta_mozgom (дата обращения: 06.08.19).

2. Дисперсия света. Цветовой диск Ньютона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/dispersiya-sveta-tsvetovoy-disk-nyutona-7587/ (дата обращения: 06.08.19).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Цвет играет самую важную роль в творчестве художника. Свет – это электромагнитная волна, а цвет – это световые волны определённой длины. Волны отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Поэтому говорят, что свет порождает цвет. Световые волны разной длины, попадая в глаз, возбуждают сигнал, который идет в головной мозг, и представляются нам цветом. Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трёхгранную призму, то белый свет расслоится и образуется разноцветная полоса, которая называется спектром. Цвета в спектре располагаются в определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Красный, жёлтый и синий – основные цвета, или первичные. Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зелёный, и фиолетовый.

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг как геометрический порядок множества цветов.

Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо из двенадцати цветов. Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими. В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.

Чтобы получить новые оттенки каждого цвета, можно прибавлять к нему разное количество белого или чёрного. Получаемый при этом цветовой тон будет отличаться насыщенностью и светлотой. Любой цвет можно определить по количеству составляющих его основных цветов в процентах.

Древние народы придавали большое значение влиянию цвета и наделяли разные цвета символическим смыслом. Так, у многих народов красный цвет – цвет солнца и любви, зелёный – цвет юности, обновления и надежды, а белый – цвет чистоты и невинности.

Цвета делятся на тёплые и холодные. Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми, а цвета зелёно-сине-фиолетовой части спектра называют холодными. В каждой паре дополнительных цветов один цвет тёплый, а другой – холодный.

Для цветового построения картины главным является умение художника видеть цвет.

КОЛОРИТ – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. Колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выражения того содержания, которое хотел вложить мастер в своё произведение.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Почему человек видит мир в цвете? Выберите один правильный ответ.

1) Световые волны окрашены в цвета, глаз различает, в какой цвет они окрашены.

2) Все предметы поглощают и отражают световые волны. Человеческий глаз воспринимает отраженные волны. Каждая волна имеет свою длину, соответствующую определенному цвету в спектре. Сигнал из глаза передается в головной мозг, там обрабатывается и осознается как цвет.

3) Из глаза идут воображаемые лучи, которые «ощупывают» предметы и расшифровывают, какого они цвета.

2) Все предметы поглощают и отражают световые волны. Человеческий глаз воспринимает отраженные волны. Каждая волна имеет свою длину, соответствующую определенному цвету в спектре. Сигнал из глаза передается в головной мозг, там обрабатывается и осознается как цвет.

1) Световые волны окрашены в цвета, глаз различает, в какой цвет они окрашены.

3) Из глаза идут воображаемые лучи, которые «ощупывают» предметы и расшифровывают, какого они цвета.

2. Раскрасьте цветовой круг. Используйте краску, номер которой соответствует номеру на картинке.

Дать картинку для раскрашивания, подобную представленной – убрать из нее все цвета, оставить только контуры и промаркировать цифрами, в какой цвет надо раскрасить определенные зоны на картинке.

Для раскрашивания дать палитру, где каждому цвету присвоен сой номер:

и промежуточные оттенки, отмеченные галочками (на экран детям галочки не давать)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector