Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки вежливости и этикета

Открытое занятие по программе «Школа Этикета» «Вежливые слова и хорошие манеры»
методическая разработка на тему

Открытое занятие по программе «Школа Этикета» «Вежливые слова и хорошие манеры»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Вежливые слова и хорошие манеры»

Прививать основы нравственного поведения

Образовательная — учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

Развивающая — систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения;

Воспитательная- прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живем в одном краю!

Всех я вас приветствую! (Садятся на свои места)

1.Сообщение темы занятия

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

— Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

— Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

— Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.

2. «Урок вежливости»

— Сейчас мы проведем с вами «Урок вежливости»

— Когда люди произносят вежливые слова? Слайд 2

Все вежливые слова можно поделить на 6 групп

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор. Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

-Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо». В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Формы просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

— Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (пожалуйста).

— Помните, какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

— Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

— Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

— Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Стук в дверь – вылетает сорока и говорит: Здравствуйте! Лесная почта, вам срочная телеграмма!

Сова : Давайте посмотрим, что там пришло нам от наших друзей из леса

Телеграмма « Злой волшебник заколдовал лес, и сундук «вежливых слов». Лес оживет и зазеленеет, когда добрые звери ключи найдут, и много хороших, добрых слов произнесут»

Но, чтобы вам лесным жителям попасть домой, вам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

А вот и первое задание:

Вам даны ситуации:

  • Попросить друга передать карандаш
  • Попросить друга открыть тугую дверь
  • Опоздал на день рождения.
  • Звонишь другу, ответила мама друга

Вот и первый ключик

Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, что такое плохо». Посмотрите на экран.

Вот и второй ключик

Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.

– Поздороваться при встрече.

– Толкнуть, но не извиниться.

– Перебивать во время разговора.

– Уметь соблюдать на уроке тишину.

– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек.

– Уходя, сказать «До свидания»

– Помочь поднять упавшую вещь.

– Обозвать обидным словом соседа.

– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Молодцы ! Вот и третий ключик.

На самокате въезжает Мишка-невежа: Нашли ключи, а остальные я вам просто так не отдам

Сова : Давайте не будем ругаться, а лучше станцуем: Танец «Зарядка»

Мишка – невежа: помогите мне отгадать загадки?

Сова : А волшебное слово?

Мишка – невежа: «Пожайлуста»

А начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте:

  • Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого …
  • Зазеленеет старый пень, когда услыит …
  • Ребенок вежливый и развитый говорит, встречаясь …
  • Во всех странах на прощанье говорят …
  • Если больше мы не в силах, скажем маме мы …
  • Когда нас бранят за шалости, говорим мы …

Спасибо большое за помошь!

Вот вам еше один ключ

Выполните еще одну мою просьбу:

Я буду давать вам разные двигательные задания, но выполнять должны только те, которые я скажу вежливо:

  1. Встаньте, пожайлуста
  2. Поднимите руки вверх
  3. Руки вверх, пожайлуста
  4. Похлопайте, пожайлуста
  5. Будте добры, опустите ручки
  6. Шаг вперед и два назад
  7. Будте любезны, шаг вперед и два назад
  8. Руки на пояс
  9. На места садитесь
  10. Садитесь, пожайлуста.

Молодцы ребятки – вот вам последний ключ! (отдает и плачет)

Сова : Что случилось мишка?

Мишка – невежа: я тоже хочу с вами, я теперь буду воспитанным и вежливым.

Сова : Возьмем, зверята, медведя с собой?

Открываются кулисы, достаем сундук, открываем, достаем волшебные слова и рассказываем стихотворения:

-Добрый день! — тебе сказали.

-Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

-Здравствуй! — улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Если вы кого-то обидели случайно

Иль наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать Пожалуйста

Ребята, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И пусть это солнышко согревает вас своим теплом. Давайте подарим частичку своего солнышка гостям. (Дети дарят маленькие солнышки из бумаги.) И я тоже хочу подарить вам небольшие угощения за вашу работу (Воспитатель раздает угощение.)

  1. Название – « Вежливые слова и хорошие манеры »
  2. дата проведения 09.04.2015г.
  3. возраст детей 4 — 7 лет. Младшая группа
  4. 4. организатор мероприятия: Авдошина Н.Ф.

5. время проведения: начало в 10-00

6. место проведения: актовый зал

7. форма проведения: занятие — игра

8. тип –комбинированный.Новый материал с последующим закреплением.

9. оснащение: экран, ноутбук, колонки, музыкальное сопровождение, наглядный материал, мультимедийный проектор.

Читать еще:  Пилатес с мячом видео уроки

10. данное мероприятие является частью системной работы, т. к. является вторым занятием в четвертом блоке «Уроки Вежливости» по программе «Школа этикета».

11. Цели мероприятия:

Прививать основы нравственного поведения

Образовательная — учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

Развивающая — систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения;

Воспитательная- прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

13. Этапы занятия:

1.Подготовительный – подбор материалов для создания презентаций, сценария занятия. Оформление актового зала, разучивание стихотворений, текста песни, изготовление реквизита, разучивание танца

2. Само мероприятие.

На данном занятии сочетаются различные методы: словесный, наглядный, игровой. Приемы: фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Работа проводилась как с группой, так и индивидуально.

В начале занятия с помощью физминутки поздоровались с гостями. При помощи стихотворения с вежливыми словами, задала вопрос — о чем бы будем сегодня разговаривать? Дети ответили правильно. Затем перешли к первой части занятия – новому материалу. Здесь дети познакомились с классификацией вежливых слов. Работали хорошо.

После чего перешли к основной части занятия — обобщение и закрепление изученного материала. Эта часть представляла собой прохождение задание, чтобы получить ключи от сундука и расколдовать лес. Первое задание – разбор ситуаций. Использовала дифференцированный подход, работали в группах. Хорошо справились с заданием.

Второе задание – игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Предлагалось, рассмотрев иллюстрации, выбрать правильный ответ. Дети показали хорошие знания.

На дальнейшем этапе — игре «Вежливо — невежливо», ребята правильно делали выбор, на основе уже имеющихся знаний. Игра проводилась с целью развития внимательности у детей.

Следующим этапом и сюрпризным моментом, с учетом возрастных особенностей, было появление Мишки-невежи. Соблюдая валеологические требования к проведению занятий, вместо физминутки, дети танцевали танец-зарядку, что им очень нравится.

Отвечая на загадки Мишки, дети еще раз показали свои знания.

Затем, выполняя просьбы Мишки еще раз закрепили пройденный материал. Третий этап заключительный – открыли сундук, расколдовали лес и прочитали стихи про вежливые слова и спели песню «Вежливые слова».

Занятие закончилось подведением итогов и вручением сувениров детей взрослым.

Перед занятием проведена влажная уборка акт. Зала, выдержаны правила СанПина.

Рассказывая стихи – дети показали подготовительную работу.

В ходе занятия прослеживались межпредметные связи: чтение, музыка, физкультура.

Методика данного занятия позволила проявить ребятам познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Дети отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями. Считаю, что поставленной цели достигла

Проект «Уроки вежливости и этикета»

Светлана Морочко
Проект «Уроки вежливости и этикета»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательно-игровой, краткосрочный.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Предмет исследования: окружающий мир, художественное творчество, художественная литература.

Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12.2016 г. -16.12.2016г.)

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе. То, что мы заложим в душу сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Цель проекта: Способствовать формированию представлений у детей о различных формах вежливого общения, знакомить с правилами культурного поведения и речевого этикета

Задачи:

• Учить детей употреблять различные формы этикетных выражений.

• Знакомить детей с правилами культурного поведении.

• Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

• Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

• Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Ожидаемые результаты:

• употребление детьми различных форм этикетных выражений;

• соблюдение правил вежливого, культурного поведения;

• сформированность первичного навыка доброжелательного общения;

• воспитание уважительного отношения к близким и окружающим людям.

Пути реализации проекта:

I этап: Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Проведение анкетирования с целью, выявить уровень развития речевого этикета.

5. Подготовка конспектов и планов занятий, консультаций для родителей.

6. Оформление информационного стенда для родителей.

7. Подборка художественной литературу по теме.

8. Подборка дидактических игр.

9. Обновление уголка этикета настольными играми.

10. Изготовление методических пособий.

II этап: Практический.

Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Вежливые часики», «Комплименты». Сюжетно-ролевые игры: «В автобусе», «В детском саду», «В магазине», «А у нас гости», «День рождения куклы Кати», «Семья».

Познавательное развитие: Беседы по теме: «Наши добрые дела», «Как и чем можно порадовать близких», «Волшебные слова — почему они волшебные», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Будь всегда вежливым». Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым». Заучивание пословиц, отгадывание загадок.

Речевое развитие: Словесные игры: «Как поступают вежливые дети», «Ромашка», «Волшебный клубочек». Составление рассказа на тему: «Вежливый мишка», Составление рассказа из личного опыта: «Наши добрые поступки». Составление рассказа по картинкам: «Так ведут себя вежливые дети». Беседа по картине «Правила поведения во время еды». Чтение художественной литературы. «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева, В. Степанов «Уроки вежливости», Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», С. Маршак «Урок вежливости», В. Осеева «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Благинина «Добрые слова».

Художественно-эстетическое развитие: Музыка: прослушивание песен: «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной». Рисование: «Подарок для мамы» (салфетки, «Волшебный цветик — самоцветик». Аппликация: «Солнышко». Лепка: «Выставка посуды». Конструирование: «Мебель для гостей». Изготовление книги «Правила культурного поведения».

Физическое развитие: Подвижные игры: «Море волнуется», «Догони – вежливое слово говори», «Пожалуйста», «Кто быстрее», «Мяч лови слова прощанья говори» Спортивный досуг: «Путешествие в страну волшебных слов».

Работа с родителями: Консультации: «Вежливость — это важно», «Что такое этикет?», изготовление буклетов «Игры — вежливости», «Игры — мирилки».

Результат: В процессе реализации данного проекта дети стали чаще употреблять различные формы этикетных выражений; соблюдать правила культурного, вежливого поведения; у детей сформировались первичные навыки вежливого, доброжелательного общения; сформировалось уважительное отношение к близким и окружающим людям.

Азбука этикета. Проект для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта. Педагогический Название проекта. «Азбука этикета» Масштаб. 27 человек Время и место проведении. С 22 января 2015 по 1 февраля.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета» Ноябрь 4 неделя (21.11-25.11) «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета». Задачи: Развивать у детей начала социальной активности,желание.

Конспект НОД «Уроки вежливости с Вежливичком» в средней группе детей с ЗПР Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме «Уроки вежливости.

Конспект ООД по музыкальному воспитанию в условиях инклюзивного образования «Уроки вежливости» «Уроки вежливости» в условиях инклюзивного образования в средней группе. Цель:Формирование у детей вежливого и доброжелательного отношение.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета» Автор — составитель: Неборская. И. Н воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко» п. Тяжинский. Кемеровская область Цель: Формирование представлений.

Познавательно-игровой проект «Путешествие в страну этикета» Учебные предметы: Коммуникация Познание Социализация Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Участники проекта: воспитатель,.

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа) Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В.

Проект «Уроки нравственности» Проблема приобщения подрастающего поколения к культуре родного края сегодня является одной из наиболее актуальных. В Концепции дошкольного.

Сценарий заседания клуба для родителей в ДОУ «Уроки вежливости и красоты» Цель: осуществление практической помощи родителям в формировании правил этикета у детей через вовлечение родителей в творческую деятельность.

Уроки вежливости (продолжение) Литературная викторина. «Волшебные слова». (Вспомни, кто говорил эти волшебные слова). 1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля.

Уроки вежливости и этикета

1. Будь вежлив. Вежливость — это умение себя вести так, чтобы другим было с тобой приятно.

2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; не забудь попрощаться.

3. Всегда помогай тем, кто нуждается в помощи. Помоги пожилому человеку перейти через дорогу, войти в автобус.

Читать еще:  Уроки пианино с ириной

4. Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час. Береги своё время и время других людей.

5. Не заставляй волноваться о себе. Уходя из дома скажи куда пошёл, когда вернёшься. Не опаздывай.

6. Уступай место старшим.

7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, испортить праздник или игру.

Современный этикет — это правила поведения, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя опрятность, культуру речи, вежливость и умение держаться в различных ситуациях (за столом, в транспорте, в театре).

Информацию подготовили Клопота Марк и Варданян Нарек

1. Говорить «спасибо» и «пожалуйста».

2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).

3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: «Простите, что перебиваю, но…».

4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.

5. Не брать без спросу чужие вещи.

6. Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).

7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: «Как дела?». Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.

8. Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.

9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.

10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.

11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.

12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.

13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.

14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.

15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.

16. С благодарностью принимать любые подарки.

17. Не говорить грубых, бранных слов.

18. Никого не дразнить и не обзывать.

19. Просить прощения, когда ситуация того требует.

20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Информацию подготовили Федоров Андрей и Иванисов Никита

Методические рекомендации по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №50

«Детский сад комбинированного вида»

Методические рекомендации по детскому этикету

«Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, . для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.

Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. Это и определило выбор темы- обучение детей детскому этикету»Уроки вежливости и доброты»

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально — экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения. Работая ,уже много лет на логопедической группе я отметила, что

речь детей с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с нарушениями речи обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Поэтому ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника ,с нарушениями речи ,коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников:

1.раскрыть понятие этикет, речевой этикет.

Познакомить детей с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ) ; формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Дети должны научиться:

— Пользоваться правилами поведения в обществе;

— Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

— Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно, в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Еще А.С. Макаренко писал: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки — значит, воспитаны другие, и уже надо не воспитывать, а перевоспитывать. А это значительно труднее, а иногда и невозможно»

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда воспитаны, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопрос воспитания детей этикету с наибольшей остротой встает в наши дни. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

В нашей современной жизни из-за неумения ладить с окружающими , часто люди причиняют друг другу моральный ущерб, вызывают обиды, душевную боль. Грубое обращение стало нормой жизни, а дефицит культуры привел людей к нравственному обнищанию. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели помогли ребенку в усвоении и понимании взаимоотношений между людьми, в приобретении знаний, умений и навыков культуры поведения.

Автор книги «Детский этикет», Корчинова О.В. считает, что обучение этикетному поведению надо начинать не с 6-7 лет, как было принято ранее, а гораздо раньше. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважения к ним, проявляется общая воспитанность ребенка. Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры, и это актуальный вопрос нашего общества, вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать возможность овладеть необходимыми нормами этикета.

Сложность процесса формирования этикетного поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует в полной мере усвоения этикетного поведения. Эффективность воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы детского сада и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Поэтому очень важно, чтобы этикетными формами поведения владели в полном объеме, как педагоги, так и родители. Вот почему необходимо знакомить родителей с рекомендациями программы ДОУ, планами на год. и убедить родителей в том, что и дома надо поддерживать работу , начатую в группе детского сада,

Читать еще:  Скачать видео уроки аэробики бесплатно

Методы и приёмы воспитания этикетных норм у дошкольников.

Словесные (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)

Игровые (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные (картинки, видеоматериалы, иллюстрации)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

Комплекс рекомендаций рассчитан на весь учебный год с сентября по май и включает в себя 8 циклов

Методические рекомендации по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №50

«Детский сад комбинированного вида»

Методические рекомендации по детскому этикету

«Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, . для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.

Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. Это и определило выбор темы- обучение детей детскому этикету»Уроки вежливости и доброты»

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально — экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения. Работая ,уже много лет на логопедической группе я отметила, что

речь детей с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с нарушениями речи обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Поэтому ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника ,с нарушениями речи ,коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников:

1.раскрыть понятие этикет, речевой этикет.

Познакомить детей с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ) ; формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Дети должны научиться:

— Пользоваться правилами поведения в обществе;

— Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

— Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно, в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Еще А.С. Макаренко писал: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки — значит, воспитаны другие, и уже надо не воспитывать, а перевоспитывать. А это значительно труднее, а иногда и невозможно»

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда воспитаны, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопрос воспитания детей этикету с наибольшей остротой встает в наши дни. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

В нашей современной жизни из-за неумения ладить с окружающими , часто люди причиняют друг другу моральный ущерб, вызывают обиды, душевную боль. Грубое обращение стало нормой жизни, а дефицит культуры привел людей к нравственному обнищанию. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели помогли ребенку в усвоении и понимании взаимоотношений между людьми, в приобретении знаний, умений и навыков культуры поведения.

Автор книги «Детский этикет», Корчинова О.В. считает, что обучение этикетному поведению надо начинать не с 6-7 лет, как было принято ранее, а гораздо раньше. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважения к ним, проявляется общая воспитанность ребенка. Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры, и это актуальный вопрос нашего общества, вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать возможность овладеть необходимыми нормами этикета.

Сложность процесса формирования этикетного поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует в полной мере усвоения этикетного поведения. Эффективность воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы детского сада и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Поэтому очень важно, чтобы этикетными формами поведения владели в полном объеме, как педагоги, так и родители. Вот почему необходимо знакомить родителей с рекомендациями программы ДОУ, планами на год. и убедить родителей в том, что и дома надо поддерживать работу , начатую в группе детского сада,

Методы и приёмы воспитания этикетных норм у дошкольников.

Словесные (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)

Игровые (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные (картинки, видеоматериалы, иллюстрации)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

Комплекс рекомендаций рассчитан на весь учебный год с сентября по май и включает в себя 8 циклов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector