Fishlake-scripts.ru

Образование и уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Второй урок по шахматам

Разработка урока по предмету «Шахматы» с презентацией. Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигур»

Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры «Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Описание: представляю Вашему вниманию разработку открытого урока, проведенного в рамках предметной недели в начальных классах. Конспект урока разработан по новым ФГОС.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ), повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная «партия».
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Задачи по ФГОС:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание , память и речь.
Познавательные: ввести понятие «шахматная партия». Повторить направления на шахматной доске «диагональ, вертикаль, горизонталь». Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом.фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам на урок пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать.

Внеурочное занятие по шахматам 2 год обучения

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Конспект внеурочного занятия

Тема: Краткая история шахмат . (2-ой год обучения).

3. Изучение нового материала..

4. Практическая работа. Закрепление изученного материала.

6. Домашнее задание.

Разработали: учителя начальных классов средней школы № 76

Силина Ж.Ю., Тутуева В.В., Халтурина С.В.

Цель: познакомить детей с краткой историей шахмат: рождением шахмат, распространением в Европе, с чемпионами мира по шахматам.

1) Обучающая: познакомить обучающихся с историей шахмат.

2) Развивающая : развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление.

3) Воспитательная: воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпение; прививать интерес к игре в шахматы.

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: Шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, клей и схемы для создания доски.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.

— Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. —

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

— О какой игре шла речь в стихотворении?

— А знаете, откуда появились шахматы?

Изучение нового материала.

Шахматы зародились в Индии около двух тысяч лет назад. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в VI веке нашей эры.

Появление шахмат на Руси

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж) появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии.

Шахматы в искусстве
А в 18 веке у шахмат появилась муза-покровительница — Каисса , которую придумал английский поэт Уильям Джонс , большой любитель шахмат. Она покровительствует и чемпионам, и маленьким шахматистам.
«Живые шахматы»

Когда система игры в шахматы приобрела законченный вид, в моду вошли так называемые «живые шахматы» — театрализованные представления, проводящиеся на больших открытых площадках, размеченных как шахматная доска. Первое упоминание о «живых шахматах» датируется 1408 годом. Именно тогда при дворе султана Мухаммеда, правившего Гренадой, впервые состоялось удивившее многих шахматное представление.

Сегодня «живые шахматы» не утратили популярности. Например, раз в 2 года в итальянском городе Маростика проходит подобное действо, в котором принимают участие городские жители.

В России шахматы полюбили многие.

Археологами было найдено на раскопе Новгорода в слоях 13 — 15 веков множество шахматных фигур, причём в слое 15 века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Превращение шахмат в международный вид спорта

С 16 века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку.

В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве стран. Выходят шахматные издания, первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне.

В 19 веке начинают проводиться международные матчи и турниры. Первым чемпионом мира по шахматам, стал Вильгельм Стейниц, победив Иоганна Цукерторта в первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира».

Во второй половине 19 века на шахматных турнирах начали использовать контроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальные шахматные часы. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» — 5 — 10 минут.

Шахматы в 20 веке

В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

. До 1921 года чемпионом оставался Эмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по 1927 — Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 — Александр Алехин (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры, победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель и становится чемпионом мира.

Читать еще:  Ява скрипт уроки

С конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра».

В регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени.

Последнее десятилетие 20 века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием — компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию.

Шахматы в 21 веке

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года.

Специалисты выяснили, что польза шахмат для мозга просто огромна. Ведь во время игры человек задействует сразу два его полушария. Шахматные баталии сопутствуют развитию логического мышления, кратковременной и долговременной памяти. Они учат умению прогнозировать события, принимать правильные решения.

4. Практическая работа

Правила игры
1. В начале игры шахматная доска должна располагаться так, чтобы каждый игрок имел клетку белого (или светлого) цвета в правом нижнем углу

2. Шахматные фигуры расставляются одинаково в каждой партии. На второй и седьмой линиях располагаются пешки. Ладьи стоят в углах, кони рядом с ними, затем слоны, и, наконец, ферзь, который всегда стоит на поле одного с ним цвета (белый ферзь на белом, черный ферзь на черном), и король рядом с ферзем.
3. Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. До этого, игроки обычно решают, кто получит какие фигуры путем жребия.

4.Взялся — ходи! Если игрок касается фигуры, то он обязан сделать ею ход.. Если игрок касается фигуры соперника, он должен осуществить ее взятие. Игрок, который хочет прикоснуться к фигуре только чтобы поправить ее на доске, должен сначала объявить о своем намерении, как правило, говоря “поправляю”..

Учащиеся располагают правильно шахматную доску и расставляют на ней фигуры.
Учитесь главному
Знать правила, это только начало — есть так много того, чему можно учиться играя в шахматы, что для того, чтобы научиться всему, не хватит всей жизни.! Надо научиться главному! Вам надо делать три вещи:
Играть
Просто продолжайте играть! Играть как можно больше. Вы должны выносить уроки из каждой игры — и с проигранной, и с выигранной.
Учиться
Приобретите шахматную книгу. Есть также много ресурсов в интернете, чтобы помочь вам учиться и совершенствовать свою игру.

— Веселиться
Не расстраивайтесь, если вы не выиграете все свои партии!. Все иногда проигрывают — даже чемпионы мира. Если Вы научитесь извлекать уроки из проигранных партий, Вы всегда сможете получать удовольствие от шахмат!

Что вам показалось особенно интересным сегодня на нашем занятии?

Дидактическая игра «Найди фигуре место».

6. Домашнее задание: повторить расстоновку фигур на шахматной доске.

Список используемой литературы:

1. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

2. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник. В 2-х частях– Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

3. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999

Конспект занятия по шахматам. Второй год обучения «Шах»

Шарапова Алена
Конспект занятия по шахматам. Второй год обучения «Шах»

Конспект по дисциплине обучение игре шахматы, шашки

Подготовила: Шарапова А. С.

• Расширить знания о понятиях «шах», познакомить со способами защиты от шаха;

Формировать умение решать дидактические задачи: «шах или не шах», «защита от шаха».

• Активизировать мыслительную деятельность; учить анализировать, сравнивать, предвидеть результаты деятельности.

Повторить названия фигур и их игровые возможности.

• Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.

• Воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационная шахматная доска, шахматы для каждого.

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Ребята, что такое шах как вы думаете? Ответы детей.

Шахматные фигуры как люди: каждый человек ведёт себя по-своему. Так же как и шахматные фигуры.

2. Мотивационная игра. «Волшебный мешочек».

— Ваша задача на ощупь угадать шахматную фигуру, показать всем и рассказать всё, что вы знаете об этой фигуре. Остальные слушают и могут или добавить или исправить. (Название, место расположения, правила хода)

3. Затруднение в игровой ситуации. Решение затруднения.

Про что же мы сегодня с вами будем разговаривать? Что будем изучать? Для того чтобы определить тему занятия предлагаю отгадать загадки про буквы и составить слово.

Для шипенья хороша.

В алфавите буква (ша)

В море плавала акула,

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (а)

Так хохочет буква.

Какое слово получается? Сегодня мы с вами будем говорить про шах.

4. Получение нового знания.

— Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.

— Чтобы не забыть,скажу сразу: шах дают, а не ставят. Выражение «поставить шах» — опытные игроки не применяют.

Объявлять шах вслух, говорить «шах», — также не следует.

— Какими фигурами можно объявить шах?

— Если вражеского короля атакует ферзь, значит, мы объявляем шах ферзем, если – ладья, мы объявляем шах ладьей и т. д.

(Показ на доске шах всеми фигурами, образец на рисунке ниже)

Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.

Ладья – по горизонталям и вертикалям.

Слон – по диагоналям.

Пешка – по диагоналям на одну клетку. Запомните! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали.

Чёрно-белые поля — (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).

7. Развивающие задания.

А сейчас мы предлагаем вам решить задачи, на ваших столах лежат карточки с заданием. Подумайте, везде ли объявлен шах черному королю? Покажите карандашом

— Молодцы, справились все!

— Итак,существуют 3 способа защиты от шаха:

1) Король уходит из-под шаха. Т. е. УЙТИ

2) Слон бьёт ладью т. е. ПОБИТЬ

3) Короля должна закрыть другая фигура (БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН d3 ИДЁТ ВПРАВО ПО ДИАГОНАЛИ НА g6, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА.)

6. Итог занятия. Рефлексия.

Сколько существует способов? (3)

(Все способы показываются на демонстрационной доске совместно с учениками).

— Сколько способов защиты от шаха существует?

— А как вы думаете, всегда ли нужен шах?

Шах – это просто ход. Не больше и не меньше. Как и любой ход, он может быть хорош или плох. Все как в жизни!

Читать еще:  Дизайны ногтей видео уроки ютуб

Сценарий викторины по шахматам «Что? Где? Когда?» Шахматная викторина Игра «Что? Где? Когда» Цель: проверить знания детей о шахматах. Материал: Мудрая сова -игрушка, волчок, фишки, эмблемы.

Конспект занятия «Повторение. Шахматные понятия, ходы шахматных фигур». 2-й год обучения, 1 занятие Конспект занятия по дисциплине «Обучение игре в шашки, шахматы» (2-й год обучения) Подготовила: Шарапова А. С. Дата проведения: 19.09.18.

Конспект занятия «Знакомство с шахматной доской». 1-й год обучения 1 занятие Конспект по дисциплине «Обучение игре в шахматы, шашки» Тема: «Знакомство с шахматной доской» Подготовила: Шарапова А. С. Дата проведения:.

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Что такое Новый год?» Цель: познакомить детей с русскими традициями празднования Нового года. Задачи: обогащать словарный запас детей по теме; приучать отвечать.

Конспект занятия по шахматам для детей 4–5 лет в центре дополнительного дошкольного образования «Разумом одерживать победу» Пример занятия по шахматам для детей в центре дополнительного дошкольного образования. Суть шахмат – «Разумом одерживать победу». Древняя.

Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры» Цель: Увлекать и пробудить интерес детей к древней игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. Задачи: — Повторить.

Обучение детей 4–5 лет ходьбе на лыжах. Первый год обучения Видео Обучение детей 4 — 5 лет ходьбе на лыжах. Первый год обучения. Ходьба на лыжах является эффективным средством улучшения здоровья и физической.

Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год» Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для освоения в дошкольных образовательных учреждениях. Важное значение.

Конспект первого занятия по шахматам в детском саду «Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской Тема: «Шахматная доска» Цель:.

Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет Развитие личности ребёнка через игру в шахматы. Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет. Почему дети должны уметь играть.

Урок первый. Знакомство с шахматами.

В какие игры ты умеешь играть? Конечно, в самые разные! Может быть, даже играешь в шахматы — родители научили. Правда получается это у тебя ещё не очень хорошо. Папу обыграть пока никак не удаётся.

Не беда! После того как ты прочитаешь эту книгу — с папой легко справишься.

С чего же мы начнём? Со знакомства с этой древней игрой. ШАХМАТЫ родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».

Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны.

Перед вами шахматная доска. Это поле сражения, состоящее из белых и чёрных клеток. Всего на доске их 64 — 32 белых и 32 чёрных. По краям доски сверху и снизу буквы, а справа и слева цифры.

Как правильно поставить шахматную доску? Тебе надо запомнить одно важное правило: поле а1 должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.

Фигуры ещё хотят поспать в своей шахматной коробке, а тебе уже не терпится пригласить их к знакомству. Большая просьба — относись к фигурам с огромным уважением. Это не игрушки! Среди них есть настоящие царские особы. Не вытряхивай шахматы, а доставай их по очереди и сразу ставь на стол, чтобы фигуры не катались и не падали на пол. При падении от Их Величеств могут отлететь короны. Затем при игре трудно будет разобраться где король, а где ферзь. Слон потеряет часть шлема и станет похожим на пешки, а конь утратит уши и гриву и станет не твоим боевым спутником, а клячей-водовозом.

Шахматные фигуры

Из этой статьи Вы узнаете об основных действующих лицах любой шахматной баталии. Естественно, это шахматные фигуры, насчитывающие шесть различных видов: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. По два комплекта у каждого из соперников. Попробуйте догадаться, какие именно? Конечно, белые и черные. В шахматы играют два соперника: один из них — белыми фигурами, второй — чёрными. У каждого из противников по 16 фигур — один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек.

Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает!
На демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами.
В древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А в вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.

Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться.
В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две.

Шахматный Слон. А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже. шутом! Слонов в каждой армии по два.

Читать еще:  Уроки поделок из бумаги

Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником.
Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.

Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты. Но в совсем не мирной когда-то Германии, пешки стали мирными крестьянами. В некоторых странах они превратились в животных. Интересно посмотреть на экспонаты петербургской Кунсткамеры. В залах Якутии около юрт-ладей лежат пешки-тюлени, а в Монголии – стадо пешек-овечек собралось атаковать врага.
Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Второй урок по шахматам

Уроки и книги по игре в шахматы, шахматные программы и задачи

Связка в шахматах

  1. Узнать, что такое связка и её виды;
  2. Решить интерактивный задачи на мат в один ход со связкой.

Связка (англ. pin, нем. Fesselung) — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры:

  1. Связывающая — нападающая фигура.
  2. Связанная (заслоняющая) — защищающая. Связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий.
  3. Прикрываемая — защищаемая.

Связка возможна и с двумя фигурами в случае, когда связанная фигура прикрывает собой важный пункт.

Армагеддон — партия смерти

Армагеддон — название особой шахматной партии, которая проводится, если предыдущие тай-брейки не выявили победителя.

В армагеддоне играющий черными фигурами получает меньше времени. Однако при этом игроку достаточно ничейного исхода, чтобы выиграть партию.

Эндшпиль и его значение в изучении шахмат

Что такое эндшпиль в шахматах? Эндшпиль произошло от немецкого слова Endspiel — конец игры, т.е. эндшпиль — это заключительная стадия шахматной партии (окончание). Эндшпиль начинается тогда, когда на доске остается сравнительно небольшое количество фигур и прямые атаки на короля с характерными для середины игры комбинаци­онными осложнениями, за редким исключением, невозмож­ны.

Мат конём и слоном

Можно ли поставить мат конём и слоном? Можно, но надо знать алгоритм действий, ведь если вы не успеете поставить мат за 50 ходов, то игра закончится вничью. Как бы это не казалось забавным, но даже некоторые мастера и гроссмейстеры не знают, как ставить мат слоном и конём. Вот что написал Виктор Хенкин в своей книге «Куда идет король…»:

Загнать короля в роковой угол — задача не из простых. Известен случай, когда киевский мастер Е. Поляк не сумел решить ее в отведенные правилами 50 ходов, и партия закончилась вничью.
— Почему ты не гнал короля в нужный угол? — спросили у него товарищи по команде.
— Я-то гнал, да он туда не шел! — ответил растерянный мастер.

Спёртый мат — мат одним конём

Вариант спертого мата

Спёртый мат (мат Лусены, мат от удушья) интересен тем, что он ставиться всего лишь одной фигурой — конём. Возможность поставить спёртый мат возникает в том случае, если король противники со всех сторон окружен своими же фигурами. Первые позиции такого рода комбинаций обнаружены в персидских мансубах IX века. Впервые механизм комбинации «спёртый мат» (см. диагр.1) был разобран в 1497 году испанцем Луисом Рамиресом Лусеной в «Повторение любви и искусство игры в шахматы».
[Read more…]

Детский мат и как его не «схлопотать»

Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

  • Как поставить детский мат?
  • Как избежать детского мата?

Проходная пешка. Правила превращения пешек

Вспомним шахматное правило, касающееся проходной пешки:

«Пешка, дошедшая до последней горизонтали (восьмой — для былых, первой — для чёрных), может превратиться в любую фигуру, кроме короля».

В этой статье мы попробуем разобраться в том, как пешке добраться до последней горизонтали, ведь её наверняка попытаются съесть. Также следует понять, в каких случаях пешке следует превращаться в ферзя, а в каких, к примеру, в коня.

Преимущество двух слонов

Преиму́щество двух слоно́в — позиционное преимущество наличия у одной из сторон двух слонов, а у другой — слона и коня или двух коней. Необходимо учитывать следующее:

  • Слон сильнее коня в открытых позициях, когда главная диагональ свободна от пешек. В этом случае слон имеет возможность быстро передвигаться по всей доске. Если позиция закрытая, то действия слона стеснены — в этом случае конь оказывается сильнее слона.
  • В позициях закрытого типа, два слона могут оказаться слабее двух коней или коня и слона. Если у вас два слона, а позиция закрытая, то надо стремиться к тому, чтобы её вскрыть.
  • Преимущество двух слонов достигается в миттельшпиле или в эндшпиле и особенно явно проявляется при игре на двух флангах.
  • «Одинокий» слон может контролировать только поля одного цвета, поэтому, половина полей шахматной доски для него недоступна. Пара слонов (белопольный и чернопольный), контролируют всю доску, но действовать они должны слаженно.

Жертва ферзя — украшение шахматной партии

Жертва ферзя, ради того, чтобы поставить мат, выглядит очень эффектно. В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее известных партий величайших шахматистов, которые жертвовали самую ценную фигуру ради достижения победы. Также рассмотрим несколько задач, связанных с жертвой ферзя.
[Read more…]

Пешки f7 и f2 — слабые звенья

Если мы расположимся за шахматной доской и внимательно посмотрим на боевые порядки белых и черных, то заметим, что самой слабо защищенной пешкой у чёрынх является пешка f7, а у белых f2. В начальной позиции, эти пешки защищают только короли, которые и сами нуждается в постоянной защите.

Для начала, на конкретных примерах, посмотрим, чем грозят в дебюте, необдуманные ходы пешкой f7.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector